Автор: Грищук Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Д/с №154"
Населённый пункт: Челябинская область г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
Статья
Тема: «Воспитание толерантности у детей
старшего дошкольного возраста»
составила: воспитатель
Грищук Ольга Александровна
Август 2022 г.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день
является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с
множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей
жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур,
миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности,
как своего народа, так и представителей другой культуры, религии,
научиться находить точки соприкосновения.
Толерантность - особое нравственное качество, отражающее активную
социальную
позицию
и
психологическую
готовность
к
позитивному
взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной,
социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и
поведения людей.
Общечеловеческие ценности – это то, что всех объединяет. В
дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее
базис,
соответствующий
общечеловеческим
духовным
ценностям.
Становление
базиса
личностной
культуры
означает,
что
ребенок
приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не
к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в
некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к
универсальным средствам жизнедеятельности людей.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало
в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение
необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность
воздержаться от чего – либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать
все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное
взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на
земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание
терпения у детей является непременным условием формирования их воли и
характера.
Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка
примерно с четырёх лет, основываясь на элементарных проявлениях
общечеловеческих
чувств
и
непредубеждённых
знаниях.
Проявления
отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых
лежат следующие факторы: детская непосредственность; ограниченный
жизненный опыт; детская бестактность и т.д.
Таким
образом,
проблему
толерантности,
можно
отнести
к
воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с
дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные
основы мировоззрения.
Цель
воспитания
толерантности
– воспитание в
подрастающем
поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с
людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,
религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и
поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,
которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания
других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
Уровни проявления толерантности:
1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком основных законов или
правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;
2) эмоционально-оценочный – осознание того, что мир неоднороден и
многообразие необходимо, признается право на отличие;
3)
поведенческо-рефлексивный
–
устойчивое
проявление
толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения
другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе,
своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.
Принципы воспитания толерантности у дошкольников
:
1. Принцип целенаправленности - воспитание толерантности требует
четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого
определения цели педагогом. Однако формирование данного качества,
основой которого является активная социальная позиция и психологическая
готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком
того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания
значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и
ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей - воспитание
толерантности
во
многом
зависит
от
индивидуальных
особенностей
воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических
установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер,
уровня развития психических процессов, характерологических черт личного
опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных
способностей.
3.
Принцип
культуросообразности
-
в
процессе
воспитания
толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду
воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в
культуру народа, семьи, мира.
4. Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - воспитание
толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает
значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или
последствия
в
мире.
Принцип
заключается
в
единстве
социально
организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта,
отсутствие расхождения слова с делом.
5. Принцип уважительного отношения к личности - независимо от
позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему
является
необходимым
принципом
воспитательного
процесса.
При
формировании
толерантности
этот
принцип
приобретает
двойную
значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и
мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему
пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
6. Принцип опоры на положительное в ребенке - воспитывая данное
качество,
мы
должны
поддерживать
развитие,
видеть
в
ребенке
саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.
При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у
дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного
социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с
людьми.
7.
Принцип
социальной
обусловленности
процесса
воспитания
толерантности - воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием
социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем
сложнее
процесс
ее
формирования.
Поэтому
необходимо
изучить
социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для
этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
8. Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на
активность ребенка - специфика нравственного воспитания состоит в том,
что
действия
взрослых
по
формированию
основ
поведения
детьми
воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются
воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует
опираться на косвенные методы и приемы работы.
9. Принцип единства знания и поведения - данный принцип требует
построения воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях:
информационном
(предоставляющем
знания
о
толерантности,
ее
составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия,
формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение
умениями и навыками толерантного взаимодействия, составляющих единое
целое).
10. Принцип создания толерантной среды в ДОО - создание атмосферы
ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском
коллективе;
использование
демократического
стиля
педагогического
руководства;
организация
диалога
и
сотрудничества
в
коллективе;
организация
психолого-педагогической
поддержки
и
психологической
защищенности членов коллектива.
11.
Принцип
диалогичности
и
сотрудничества
-
диалогизация
образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип
взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами
воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть
приоритетами
взаимодействия
в
структуре:
дошкольник-дошкольник,
дошкольник-воспитатель,
дошкольник-воспитатель-среда,
дошкольник-
воспитатель-культура.
12. Принцип воспитывающей рефлексии - формируя толерантные
установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии
воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся
отношений в коллективе, семье, обществе
Средства воспитания толерантности у детей старшего дошкольного
возраста:
1. Знакомство с национальными народными праздниками и другие
массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего
народа;
2.
Знакомство
с
народными
подвижными
играми,
фольклором,
традициями;
3. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых
сказки народов мира.
4. Мобильные выставки творчества различных народов;
5. Организация концертов с национальными костюмами;
6. Проведение международных и всемирных дней в соответствии с
календарём знаменательных дат: День толерантности, День спонтанного
проявления добра, День улыбки, День «спасибо», День мира, День прав
человека и многих других дней;
7. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью
решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;
8. Сочинение сказок и историй самими детьми;
9. Сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение
и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
10. Дни национальной культуры.
11. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках.