Напоминание

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Грищук Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Д/с №154"
Населённый пункт: Челябинская область г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

Статья

Тема: «Воспитание толерантности у детей

старшего дошкольного возраста»

составила: воспитатель

Грищук Ольга Александровна

Август 2022 г.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день

является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с

множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В своей

жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур,

миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности,

как своего народа, так и представителей другой культуры, религии,

научиться находить точки соприкосновения.

Толерантность - особое нравственное качество, отражающее активную

социальную

позицию

и

психологическую

готовность

к

позитивному

взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной,

социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и

поведения людей.

Общечеловеческие ценности – это то, что всех объединяет. В

дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее

базис,

соответствующий

общечеловеческим

духовным

ценностям.

Становление

базиса

личностной

культуры

означает,

что

ребенок

приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не

к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в

некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к

универсальным средствам жизнедеятельности людей.

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало

в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение

необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность

воздержаться от чего – либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать

все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное

взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на

земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание

терпения у детей является непременным условием формирования их воли и

характера.

Свое отношение к иному человеку начинает формироваться у ребенка

примерно с четырёх лет, основываясь на элементарных проявлениях

общечеловеческих

чувств

и

непредубеждённых

знаниях.

Проявления

отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых

лежат следующие факторы: детская непосредственность; ограниченный

жизненный опыт; детская бестактность и т.д.

Таким

образом,

проблему

толерантности,

можно

отнести

к

воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с

дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные

основы мировоззрения.

Цель

воспитания

толерантности

– воспитание в

подрастающем

поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с

людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,

религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и

поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,

которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания

других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Уровни проявления толерантности:

1) когнитивный (знаниевый) – знание ребенком основных законов или

правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности;

2) эмоционально-оценочный – осознание того, что мир неоднороден и

многообразие необходимо, признается право на отличие;

3)

поведенческо-рефлексивный

устойчивое

проявление

толерантности в поведении при различных ситуациях, на основе уважения

другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе,

своему поведению, самооценивание, самоанализ, рефлексия.

Принципы воспитания толерантности у дошкольников

:

1. Принцип целенаправленности - воспитание толерантности требует

четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого

определения цели педагогом. Однако формирование данного качества,

основой которого является активная социальная позиция и психологическая

готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком

того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания

значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и

ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

2. Учет индивидуальных и возрастных особенностей - воспитание

толерантности

во

многом

зависит

от

индивидуальных

особенностей

воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических

установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер,

уровня развития психических процессов, характерологических черт личного

опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных

способностей.

3.

Принцип

культуросообразности

-

в

процессе

воспитания

толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду

воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в

культуру народа, семьи, мира.

4. Принципы связи воспитания толерантности с жизнью - воспитание

толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает

значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или

последствия

в

мире.

Принцип

заключается

в

единстве

социально

организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта,

отсутствие расхождения слова с делом.

5. Принцип уважительного отношения к личности - независимо от

позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему

является

необходимым

принципом

воспитательного

процесса.

При

формировании

толерантности

этот

принцип

приобретает

двойную

значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и

мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему

пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

6. Принцип опоры на положительное в ребенке - воспитывая данное

качество,

мы

должны

поддерживать

развитие,

видеть

в

ребенке

саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.

При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у

дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного

социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с

людьми.

7.

Принцип

социальной

обусловленности

процесса

воспитания

толерантности - воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием

социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем

сложнее

процесс

ее

формирования.

Поэтому

необходимо

изучить

социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для

этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

8. Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на

активность ребенка - специфика нравственного воспитания состоит в том,

что

действия

взрослых

по

формированию

основ

поведения

детьми

воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются

воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует

опираться на косвенные методы и приемы работы.

9. Принцип единства знания и поведения - данный принцип требует

построения воспитательного процесса на двух взаимосвязанных уровнях:

информационном

(предоставляющем

знания

о

толерантности,

ее

составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия,

формирование установки на толерантности) и на поведенческом (вооружение

умениями и навыками толерантного взаимодействия, составляющих единое

целое).

10. Принцип создания толерантной среды в ДОО - создание атмосферы

ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском

коллективе;

использование

демократического

стиля

педагогического

руководства;

организация

диалога

и

сотрудничества

в

коллективе;

организация

психолого-педагогической

поддержки

и

психологической

защищенности членов коллектива.

11.

Принцип

диалогичности

и

сотрудничества

-

диалогизация

образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип

взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами

воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть

приоритетами

взаимодействия

в

структуре:

дошкольник-дошкольник,

дошкольник-воспитатель,

дошкольник-воспитатель-среда,

дошкольник-

воспитатель-культура.

12. Принцип воспитывающей рефлексии - формируя толерантные

установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии

воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся

отношений в коллективе, семье, обществе

Средства воспитания толерантности у детей старшего дошкольного

возраста:

1. Знакомство с национальными народными праздниками и другие

массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего

народа;

2.

Знакомство

с

народными

подвижными

играми,

фольклором,

традициями;

3. Театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых

сказки народов мира.

4. Мобильные выставки творчества различных народов;

5. Организация концертов с национальными костюмами;

6. Проведение международных и всемирных дней в соответствии с

календарём знаменательных дат: День толерантности, День спонтанного

проявления добра, День улыбки, День «спасибо», День мира, День прав

человека и многих других дней;

7. Игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью

решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;

8. Сочинение сказок и историй самими детьми;

9. Сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение

и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

10. Дни национальной культуры.

11. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках.



В раздел образования