Напоминание

Ответы на вопросы по богословию и духовно-нравственной жизни


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Ответы на вопросы по богословию и духовно-нравственной жизни
Раздел: высшее образование





Назад




ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО БОГОСЛОВИЮ И ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия, профессор,

зав. кафедры Православной теологии

Русской духовной академии,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры

1. Труд православного христианина освящается? Когда православный

христианин со смирением и упованием на Бога совершает свой труд, то на

самом православном христианине и на труде почивает Божественная

благодать. Например, это ярко проявляется в иконописи.

2. Часто внешние обстоятельства не зависят от нас, что же мы

можем сделать? Мы можем смиряться и любить – от на это зависит. Ещё мы

можем молиться Богу, тогда Он управит и внешние обстоятельства.

3. Святая Троица спасла человека? Все Лица Святой Троицы участвуют

в деле спасения, а не одно Лицо: Бог Отец благоволит, Сын Божий

воплощается и вочеловечивается, претерпевает крестные страдания и смерть,

воскресает, а Святой Дух содействует, то есть так как Он усовершитель, то

доводит до совершенства. Заметьте, что и Святые Дары становятся Телом и

Кровью Христовыми через призывание Святого Духа. в молитве к Богу Отцу.

Действия Бога едины, поэтому и в деле спасения участвуют все три Лица

Святой Троицы, но каждое из Лиц действует соответсвующим Ему образом.

4. Как соотносятся наука и религия в жизни человека? Если говорить об

иконе, а человек – это образ Бога, то наука изучает состав и свойства дерева

и красок иконы, а религия молитвенно поклоняется через икону Богу.

5. Мог ли Христос гипотетически совершить грех? У Христа была

свободная человеческая воля, но она была послушна Божественной воле.

Подвиг не в том, чтобы в случае искушения сделать правильный выбор, это

ещё не свобода от греха, а в том, чтобы и выбор этот перед собой не ставить,

а поступать по воли Божией – подлинная свобода от греха. Следовательно,

Христос не мог согрешить, потому что в нем не было возможности греха.

6. Чем будет отличаться одежда праведников и грешников после

смерти тела? После смерти душа и тело разлучаются, но после будущего

Воскресения мертвых, когда душа соединится с телом, тело будет уже иное,

одухотворенное,

подобно

телу

воскресшего

Христа,

но

разница

у

праведников и грешников конечно будет: их одеяние будет отображать

добродетели праведников и их степень приобщения к Божественной

благодати, и страсти и грехи грешников.

7.

Какое значение имеет молитва в борьбе с бесами?

Борьба с

демонами,

конечно,

подразумевает

трезвение

внимательное

рассматривание всех приходящих помыслов и отсечение греховных, но это

своего рода защита. А наступление – молитва. Молитва жжет демонов. Очень

помогает

причастие

Тела

и

Крови

Христовых.

К

только

что

причастившемуся демоны подойти не могут, пока по невнимательности от

него отойдет Божественная благодать и тогда демоны продолжат искушать

его. Молитва называется меч духовный, потому что она посекает не только

вражеские прилоги, но и демонов гонит прочь.

8.

В храме мы молимся с началом службы? Православный христианин

приходит в храм и ждет возгласа священника, когда начнется служба. Но Бог

вступает в общение не с возгласом священника, а когда православный

христианин обращается к Богу с молитвой, поэтому не нужно в храме

томится ожиданием чего-то, например, времени причащения мирян, а нужно

стараться все время пребывать в молитве к Богу.

9.

Что означает молитва «Господи, помилуй»? Эта молитва означает

не только прости и очисти от греха, но даруй милость, а милость Божия –

Божественная благодать, а также помощь во всех наших нуждах.

10. Какой догматический смысл имеет праздник Рождества Христова?

Рождество Христово опровергает ересь Нестория, который учил, что у Сына

Божия не может быть матери, потому что Он вечный, поэтому он называл

Пресвятую Деву не Богородица, а Христородица. Мы же веруем, что во

Христе две природы: Божественная и человеческая. Сын Божий родился от

Пресвятой Девы по человечеству и родила она не просто человека, а

Богочеловека, поэтому может называться Богородица.

11. Что значит быть рабом Божиим?

Через Таинство Крещение

православный христианин становится рабом Божиим в том смысле, чтобы не

быть рабом греха и дьявола, а грех сразу победить тяжело, нужно искоренить

страсти, потом нужно взрастить добродетели и главное – бескорыстно

любить Бога, вот тогда можно стать сыном или дочерью у Бога.

12. Бог – виновник зла?

Бог зла не сотворил, но человек создан

разумным, и возможность познания зла существовала, было древо познания

добра и зла, но человек должен был добровольно отказаться от познания зла

и познавать Бога, который есть Любовь. Бог предоставил человеку

возможность доказать верность Богу, но это надо было делать по сравнению

с чем-то, поэтому зло существовало как вероятность, но самого зла не было.

13. Нужно ли печалиться, что не можешь стать священником? Иногда

некоторые православные христиане опечалены тем, что они не могут стать

священниками. Но Таинство Евхаристии, в котором мы принимаем самого

Христа, горазда выше Таинства Священства, в котором дается лишь

благодать для священнодействия. В Таинстве Евхаристии может принять

участие каждый православный христианин и постепенно обоживаться.

Поэтому нет повода для печали: у нас есть большее – сам Христос.

14. Исхождение Святого Духа от Отца через Христа и Филиокве одно

и тоже? Ранние святые отцы пишут, что Святой Дух исходит от Отца через

Сына. При этом единоначалие в Святой Троице сохраняется – Бог Отец.

Святые отцы говорят Бог один, потому что одно начало – Бог Отец. Это

православная позиция. Католики говорят, что Святой Дух исходит и от Отца,

и от Сына. Это двуначалие, тогда Бог не один, а два.

15. Если единое начало Бог-Отец, то почему в Откровении апостола

Иоанна Богослова указывается и на Бога-Сына? Бог вечен и в Нем три Лица.

Когда Христос говорит, что Он альфа и омега, то это говорится о Его

Божестве, потому что Он вечный, а не о Его начале во Святой Троице.

Можно сказать так: Бог Отец – вечен, Бог Сын – вечен, Святой Дух – вечен.

Но они имеют разные способ бытия именно во Святой Троице. Бог Отец ни

от кого не рождается и не исходит, Он единое начало во Святой Троице, Бог

Сын предвечно рождается от Отца, значит для Него начало – Отец. Бог

Святой Дух предвечно исходит от Отца, значит и для Него начало – Отец.

16. Влияет ли грех на тело? Чем больше человек грешит, тем он больше

становится плотской, его плоть дебелеет и наполняется страстями. Чем

больше человек борется со грехом, искореняет страсти и совершает

добродетели, тем больше он становится духовно-нравственным и тело уже

постепенно

приобретает

духовные

свойства,

так

что

святые

могли

перемещаться сразу на большие расстояния, ходить по воде, становиться

невидимыми, исцелять возложением рук и даже от одежды, которую носили.

Это дает им Божественная благодать, которая вначале наполняет дух, потом

душу, а потом и тело, так что весь человек постепенно обоживается и

соединяется с Богом.

17. Тварный

мир

погибнет?

Смертность

не

означает

конец

существования, это переход из одной формы бытия в другую, иначе говоря, в

загробную жизнь, но это речь о людях, потому что Земля и все что на ней

сгорят. Без поддержки жизни от Бога ничто не может существовать, но раз

оно приведено из небытия в бытие, то уже существует. И будет существовать

до срока, установленного Богом. Очевидно, что после всеобщего воскресения

в Царствии Небесном уже не будет нашего материального мира, но будет

новое небо и новая земля: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо

прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1).

18. Какое значение имеет слово? Часто мы не обращаем внимания на

слова, но слово, сказанное с верой, обладает силой. Если мы согрешили

словом, то пострадаем не только мы, но и те, в отношении которых оно

сказано. Это относится и к нашим мыслям, поэтому нельзя даже мыслить

людям зла. Поэтому будем говорить только доброе слово и взращивать

добрые помыслы, чтобы они приносило пользу не только нам, но и

окружающим.

19. Что значит заключать ум в слова молитвы? Приведу сравнение.

Как диктор, который что-то комментирует, не отвлекается ни на что

постороннее,

отчётливо

произнося

каждое

слово,

так

и

молящийся,

произнося молитву и только ей внимая, отчётливо произносит каждое слово

молитвы, и это слово отзывается в сердце соответствующим чувством:

покаяния, кротости и смирения, любви, благодарением, славословием. Итак,

ум произносит слово, в сердце образуется соответствующее чувство, а воля

всецело устремляется к Богу и ищет единения с Ним. Поэтому в молитве

наши силы души: ум, чувство и воля образуют единое пламя любви к Богу.

Будем же пламенеть любовью к Богу и любить ближних!

20. Каков должен быть размер правила? Не рекомендую брать большое

молитвенное правило, чтобы оно не превращалось в вычитку молитв.

Должно быть всегда живое воззвание к Богу, а для этого надо взять правило

по силам, чтобы его можно было совершать каждый день. Если же есть

желание, то лучше после правила помолиться ещё, чем становиться рабом

правила.

21. Чего нам не хватает в молитвах? Часто в молитвах мы просим Бога

помиловать нас, но говорим это механически, не ощущая нужду в

помиловании и значит сами не верим в то, что говорим. Господь пришел

спасти грешников, имеющих нужду в помиловании. Мы часто признаем себя

грешниками, но почему-то уклоняемся от того, что мы нуждаемся в Божией

милости. Следовательно, молитва наша становится формальной, поэтому и

нет на нее ожидаемого ответа. Нужно молиться искренне, осознать нужду в

спасении и помиловании, тогда и молитва будет не некой данью Богу, а

живым диалогом любящих Бога и человека.

22. Чем

изгоняются

бесы

согласно

Евангелию?

Они

изгоняются

православной верой, уверенной в исцелении, молитвой и постом. В

Евангелии сказано: «Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали:

почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему;

ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и

скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет

невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом»

(Мф. 17:19-21).

23. Как относится к монашеству, занятыми социальным служением?

Правильно, дело монастырей – молитва, а социальное служение – дело

епархиальных

отделов

и

приходов.

Это

католики

целиком

заняты

социальным служением, а православным важно соединиться с Богом.

24. В чем особенность духовно-нравственно жизни? Важно различать

духовно-нравственную жизнь от духовной или нравственной. Духовная

жизнь может быть не нравственной, например, как живут йоги или

нравственной, но не духовной, например, как живет порядочный атеист.

Именно духовно-нравственная жизнь – православная духовность.

25. Как действует вера в человеке?

Вера есть дар Божий, но она

действует в человеке динамично: либо возрастает, либо уменьшается. Она

проходит три стадии: 1) вера как доверие Богу (Бог есть, и Он все делает во

благо – это теоретическая вера); 2) вера как верность Богу (исполнение

заповедей, благочестивая жизнь); 3) вера как уверенность в Боге (стяжание

Божественной благодати – опытное Богопознание).

26. Если бы мир был конечен и не было вечной жизни, нужно ли верить?

Мир создан для определенной цели, а не бездумно. Мир создан: 1) по любви

Божией, а значит все творение ощущает эту любовь и не может просто так

исчезнуть в небытии; 2) для славы Божией. Бог не имеет нужду в

прославлении, Он вседовольный. Но благодарное творение прославляет Бога

и это есть ответ любви на любовь Бога. Чем прославляет? Не только словами,

но всей жизнью. Мир создан не для времени, но для вечности, а если есть

вечная жизнь, то небытия уже нет. У человека есть свободная воля, которую

не нарушает даже Бог, но человек употребляет ее в добро или во зло. Это

влияет

на

степень

приближения

или

удаления

к

Богу.

Всякий

приближающийся к Богу испытывает возрастающее блаженство, а всякий

удаляющийся от Бога – возрастающую муку. В вечности времени нет, но то,

что человек посеял, он пожинает в вечности, поэтому вполне справедливо,

чтобы праведники блаженствовали в раю (они приблизились к Богу), а

нераскаянные грешники мучились в аду (они себя уже отдалили от Бога).

Душа человека бессмертна и это великий дар Божий. Если бы после

физической смерти все заканчивалось и наступало небытие, то думаю, что

люди все равно бы верили в Бога, так как Он есть, но готовых пожертвовать

жизнью ради Него было бы меньше, но они все равно были бы. Многие

атеисты отдавали свои жизни в войну ради Родины, они не верили в Бога, но

они верили в человека и это то общее, что было у них с Богом. Вспомним,

есть три меры веры: 1) вера из страха наказаний – вера раба. Это начальный

этап и нельзя сказать, что это плохо, просто вере еще надо укрепиться; 2)

вера, дающая надежду на награду за добродетели, – вера наемника; 3) вера

просто по любви к Богу – сыновья вера, жертвенная. Сейчас в связи с

доступностью богословского образования много верующих теоретиков,

которые могут красиво рассуждать о Боге, но их опыт познания Бога крайне

мал. Поэтому лучше добрый человек, чем очень умный. Лучше простая

искренняя вера раба, чем интеллектуальная вера фарисея. Всему свое время и

если будете искать Бога, то найдете. За само желание познания Бога Бог

открывается человеку.

27. Можно ли любить и молиться за дьявола? Святые отцы говорят, что

дьявол и бесы – наши враги. Они ведут беспощадную войну, чтобы нас

погубить. Если говорить о ненависти, то даже ненавидеть дьявола и бесов

можно. Прп. Исаак Сирин говорил о нем как о творении Божиим, а творение

Божие изначально было благое и его любить можно. Но теперь, когда бесы

укоренились во зле, то для них обратного пути нет. Поэтому сейчас не то, что

любить, но и молиться за них нельзя. Прп. Паисий Святогорец пытался

молиться за дьявола и был посрамлен. Он пишет, что молиться за бесов и

дьявола нельзя. Были люди, которые это делали, и бесы их губили. Поэтому

для начала нужно научиться любить ближнего, а это крайне сложно любить

каждого человека. Господь дал заповедь о любви к Нему и людям, а кто

берет на себя большее, тот надрывается и ломается. Даже простое «прости»

человек не всегда готов сказать, а берет на себя невозможное. Многие готовы

любить абстрактно всех людей, а попробуй полюбить этого убийцу, этого

насильника, этого вора и т.д., то уже не могут. Любить искусственно

невозможно – это самообман, любовь должна в человеке созреть, а это очень

длительный процесс на многие годы. Поэтому святые отцы начинали с

малого – покаяния в своих грехах, потому что это первое проявление любви к

Богу, от которого отвернулись согрешив. Сам Господь в начале своей

проповеди призвал к покаянию, а когда ученики уже получили большой опыт

жизни со Христом, то лишь тогда заговорил о любви, что наиболее ясно

проявилось в Прощальной беседе с учениками на Тайной вечери. Когда

любовь к людям станет естественным чувством, то тогда можно от опыта

говорить о любви ко всем, а пока это мечты.

28. Можно ли противостоять злу силой? Простить свои личные обиды

мы должны, но в отношении других людей и Родины полагаю надо разделять

личное прощение и участие по отношению к тому, что с ними происходит.

Если кому-то угрожает опасность или он подвергается злу, то мы не должны

быть безучастны и обязаны встать на защиту. Тем более, если это касается

Родины. Даже монахи участвовали в войнах за Родину. Например, есть

святые воины Пересвет и Ослябя, есть св. прав. Феодор Ушаков, есть св.

благ. кн. Дмитрий Донской. Они готовы были отдать жизнь за Родину и это

христианский долг. С другой стороны, есть наше личное отношение к

конкретным людям, которые участвуют во зле против других или в войне

против нашей страны. Были христиане, которые молились за гонителей

христианской веры, а это значит, что лично они их прощали. Поэтому мы

можем простить конкретных людей, которые делают зло, но это не значит,

что нам не нужно бороться против зла как такого. Мы отделяем человека от

греха: человека любим, а грех ненавидим, что означает, что мы боремся

против зла всеми возможными способами. В отношении себя мы вправе

смириться, когда нам делают зло, это наш свободный выбор, но другие люди

такой выбор не делали, над ними совершается насилие и мы должны их

защитить.

29. Как

сразу

отличить

страсти

от

добродетелей?

Страсти

отличаются самостью, когда все делается только для себя, то есть это

скрытая гордость. Есть 3 великие добродетели: вера, надежда, любовь, а есть

страсти: самоуверенность, самонадеянность, самовлюбленность.

30. Можем ли мы изменить прошлые грехи? Мы не можем изменить

события прошлого, которые совершили, но мы можем покаяться в грехах,

чтобы не повторять их в настоящем и будущем. Нужно принять прошлое

таким, каким оно есть, что иногда тяжело, но нужно постоянно исправляться

в настоящем и будущем, чтобы венец нашей жизни был в Боге, тогда мы

можем надеяться, что и ошибки прошлого будут прощены: «В чем застану, в

том и сужу».

31. Участвуют ли миряне в духовной брани? Не нужно думать, что,

живя в Церкви, мы не участвуем в духовной борьбе. Как члены единого

Богочеловеческого организма мы постоянно ведём эту борьбу. Каждое наше

доброе дело умножает добрые дела в мире, молитва – умножаем молитвы.

Каждый наш грех умножает зло в мире. Кто-нибудь скажет: пусть монахи

борются, мы тут ни причем? Однако каждый христианин – воин Христов, он

посвящен Богу и носит на себе печать этого посвящения. Более того, каждый

христианин носит крест, а это означает верность до смерти Богу. Другое

дело, что часто мы не осознаем эту духовную брань, но бесы ее ни на

секунду не прекращают вести против нас, чтобы нас погубить. Поэтому

будем бодрствовать и трезвиться. Поражение в этой брани – вечная мука,

победа – вечная жизнь с Богом. Земная жизнь – наше поле боя. Сейчас

решается наша участь, поэтому не будем безучастны, но пойдем к Богу.

спасаясь в Церкви.

32. В чем отличие человеческой природы Христа? Христос принял плоть

от Девы Марии. Какая у ней была природа? Падшая. Мы отвергаем

католическое учение о непорочном зачатии. Поэтому и у Христа была

падшая человеческая природа, но без греха. И это в наибольшей степени

соответствует словам Евангелия, что Он был во всем подобен нам, кроме

греха Однако вместо греховных страстей во Христе были неукоризненные

страсти, а вместо тления как распада, истления тела было естественное

страдательное состояние, то есть Он реально чувствовал боль, усталость,

голод и жажду, но после добровольной смерти тление не коснулось Его тела.

33. Надо каяться всю жизнь? Мы знаем, что в Крещении нам даётся

семя благодати, которое нам надо возрастать на поле своего сердца. Время от

времени там появляются и прорастают сорняки – страсти и грехи. Поэтому

если мы не будем регулярно их искоренять, то есть приступать к Покаянию,

то они прорастут и избавиться от них будет очень сложно. До каких же пор

нам надо заниматься прополкой, то есть приступать к Покаянию? До конца

жизни или пока не достигнем бесстрастия, но и тогда могут быть неведомые

и невольные грехи, от которых все равно нужно очищать сердце.

34. Какой политический строй более предпочтителен для Церкви? Для

Церкви нет какого-то идеального политического строя, потому что она

находится вне политики и наднациональна. В Церкви есть каноны, которые

определяют ее деятельность вне зависимости от политического строя.

Согласно церковным канонам, архиереи и священнослужители не могут

участвовать в выборах, иначе они извергаются из сана, но миряне могут

участвовать в выборах, при этом они не представляют позицию Церкви.

Однако Церковь не остается в стороне от существующих общественных

проблем и определяет свою позицию через уполномоченных для этого лиц.

При этом важно учесть, что если законы государства соответствуют

принципу «не делай другому того, чего не желаешь себе», то Церковь

определяет религиозно-нравственные принципы, которые необходимы не

только для этой земной жизни, но в первую очередь их соблюдение важно

для наследия жизни вечной. Если государственные правовые нормы

вступают в конфликт с церковными положениями, то согласно Основам

социальной концепции РПЦ граждане могут оказать мирное гражданское

неповиновение. Почему это важно? Если от нас потребуют отказаться от

религиозной символики, как это делают в западных и европейских странах,

или например, будут запрещать ходить в храм, то мы должны продолжать

оставаться верными чадами Церкви и в таком случае имеем право не

соблюдать предъявляемые требования, хотя должны и помнить о возможных

последствиях в случае открытого проявления религиозности.

35. Все добрые дела спасительны? Мы знаем, что для спасения нам

нужна вера и добрые дела, но добрые дела не могут быть автономны, то есть

добро само по себе не будет спасительно без личного отношения к Богу.

Какое это отношение? Господь на него указал: это любовь к Богу и

ближнему. Чем мы сильнее любим Бога и ближнего и подтверждаем эту

любовь делами веры, тем в большей мере мы приближаемся ко спасению.

36. Как искажения в католическом богословии влияют на брак?

Католические богословы,

говоря о единстве Божием, подразумевают

единство Божественной сущности, а православные – единоначалие Отца.

Какое это имеет практической последствие? На Западе супруги и не только

они часто смотрят на другого как на плоть, то есть их интересует тело, часть

человеческой природы, а для православных важны индивидуальные качества

другого – доброта, честность и т.д., то есть рассматривают другого именно

как личность.

37. Почему установлен брак в раю? В раю Адаму не было помощника

равному ему. Бог сказал, что нехорошо быть человеку одному. И это

понятно: как один человек будет возрастать в любви? Поэтому была создана

Ева, причем не откуда-то, а из ребра Адама. Человек любит свою плоть,

поэтому он способен научиться любить и жену. Если бы она была совсем

чужой, то полюбить ее было бы сложнее.

38. Что мы можем увидеть через осмысление истории? Мы можем

увидеть,

что

мир

развивается

линейно,

циклически,

спирально

в

соответствии

с

Божественным

замыслом,

то

есть

теоцентрично,

христоцентрично. Однако время не может служить мерилом духовного

преуспеяния,

но

оно

отражает

поступательное

движения

обретения

духовного опыта. Интересно, что миру нужны зрелища и коммуникации, о

чем свидетельствует проект метавселенной, но православному христианину

нужен Бог, которого он может обрести и в темной пещере, и в одиночестве.

Сейчас

уже

избыток информации

с попыткой

подчинения человека

определенном образу жизни, поведению и даже мировоззрению. Часто мы

сами не замечаем, как становимся запрограммированным винтиком масс-

культуры. Что мы можем сделать? Нужно обратиться сперва к себе: какие

помыслы приходят, какие чувства и желания вызывают, что после этого мы

хотим сказать и сделать, как быстро это становится привычкой. Что может

остановить этот процесс воздействия на наше мышление? Это молитва,

потому что это выход из временной ограниченности к вечному Богу. Когда

мы в Боге, время теряет свою актуальность, потому что мы соприкасаемся с

вечной жизнью и, более того, с Источником этой жизни. Поэтому всякий раз,

когда мы чувствуем потерю идентификации в потоке времени, мы можем

выйти за рамки этого времени в общении с Богом. Важно не то сколько лет

мы живём как православные, а то, как близко мы соединились любовью с

Богом. Поэтому нравственный императив нашего поведения определяется

соответствием Евангелию. Если же этого нет, то мир получает над нами

контроль с точки зрения моделирования нашего поведения и даже

мышления.

39. Какой

самое

тяжкое

каноническое

преступление?

Это

не

вынужденное

мучениями

отречение

от

Христа.

Оно

наказывалось

пожизненным отлучением от причастия. Лишь перед смертью такого могли

причастить. Например, в период гонений схватили христианина и требуют

отречься от веры. Если он это сделает еще до мучений, просто из страха

перед ними, то это и есть самое тяжкое каноническое преступление. Если же

он терпел муки, но не выдержал, то к нему проявят снисхождение, но срок

отлучения от причастия будет достаточно длителен.

40. Всегда ли гнев является страстью? Гнев можно рассматривать как

страсть, но в некоторых случаях – и как действие, направленное против греха

и зла. Во втором случае гнев не является грехом, когда имеет целью ревность

по Боге.

41. Почему опасны вражеские помыслы? Они несут энергию злого духа

и их принятие ведет к сопричастности злу, выраженное затем через грех.

42. Что происходит, когда ум пребывает в сердце? Когда ум молится в

сердце, он не остается неподвижным, но движется кругообразно. При этом

по благодати сами собой могут течь слезы.

43. Куда мы можем уйти из этого суетного мира, полного проблем и

соблазнов? Мы можем уйти в молитву и этот уход не есть просто выход из

мира, но встреча с вечным Богом. В молитве человек может уже не ощущать

действия временных и пространственных законов, но предстоять в своем

сердце, как неким престолом, перед Богом, тогда молитва соединяется

любовью с Любовью и получает в ответ Божественную благодать. Почему

это важно? Можно и в храме не помолиться, а стоять как немым слушателем

во время действия концерта, а можно в битком набитой маршрутке, в

тесноте, быть наедине с вечным Богом и не замечать окружающего мира.

44. Достаточно ли для христианской жизни ходить в храм на службы?

Иногда возникает такое ошибочное мнение, что, быв на службе от начала до

конца, мы уходим из храма с чувством выполненного долга. Мы постояли,

послушали и нам кажется, что все хорошо. Однако при этом не учитывается

как мы молились во время службы, участвовали ли в Таинствах. Мы соблюли

только форму: были на службе. Но жизнь православного христианина и само

спасение заключается не в том, чтобы послушать и посмотреть, как это

делают другие, а в том, чтобы самим приобщиться к вечному Богу. Поэтому

личное участие в Богообщении ничем заменить нельзя. Да, оно не такое

яркое и выразительное как у других, но это моя личная жертва любви,

которую я приношу вечному Богу. И Бог откликается именно на эту жертву,

а не на тот фон, который мы часто ставим во главу угла. Итак, я христианин

именно через мое личное участие в Богообщении, а все внешнее лишь

помогает этому.

45. Что такое мысль, как она зарождается и переходит в действие?

Мысль начинается с помысла, а он исходит из сердца. Обычно мысль –

размышление над каким-то помыслом. В Царствии Небесном общение будет

мыслями. Есть стадии развития помысла, поэтому греховные помыслы

нужно отсекать с помощью молитвы или сразу переключаться на добрые.

Вообще добрые помыслы надо развивать, об этом много говорил прп.

Паисий Святогорец. Мысли других людей сейчас могут читать не только

святые, но и опытные духовники. Древние подвижники исповедовали не

только грехи, но каждый день исповедовали помыслы, потому что любой

грех начинается с помысла. Кроме того, культуру мышления тоже можно

развивать от уличных представлений до серьезного научного стиля. Часто то,

что мы говорим, мы сперва формулируем в мыслях, поэтому культура

мышления тоже важна. На мысли непосредственное влияние оказывает

объем информации, которым мы владеем. Но фильтруем мы эту информацию

в соответствии с нашими установками и в том числе мировоззренческими.

Однако не нужно думать, что процесс мышления зависит только от мозга.

Подвижники произносят молитву в сердце и при этом могут ясно думать на

другие темы. Они говорят: где внимание, там и ум. Ум сводится в сердце, а

мозг продолжает свою работу. Управлять помыслами, а значит и мыслями

очень помогает Иисусова молитва, поэтому надо стараться чаще ее

совершать.

46. Как понимать слова апостола Иоанна Богослова: «Они победили его

кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Отк. 12:11)? Эти слова

можно понимать как речь о победе над дьяволом через участие в Таинстве

Причащения и совершение Иисусовой молитвы.

47. Как понять cлова апостола Павла: «Разве вы не знаете, что святые

будут судить мир» (1 Кор. 6:2)? Не все люди, а именно святые будут судить

и падших ангелов. Хотя в строгом смысле обличителем людей будет совесть,

а праведный Судия – Христос. Мне представляется, более правильным

сказать, что святые будут участвовать в суде над падшими ангелами.

48. Что

можно

сказать

о

современном

увлечении

спортом?

Удивительно как много времени некоторые тратят на занятие спортом. Разве

можно остановить тление? Разве старость не наступит? Разве они избежат

смерти? Они не думают о смерти, но лишь о здоровье. Такие люди боятся

смерти и пытаются отсрочить ее пришествие. Но смерть все равно придет:

рано или поздно. Поэтому задача в том, чтобы к ней подготовится, чтобы

перейти от смерти к вечной жизни в Царствии Небесном, а для этого надо

жить церковной жизнью. Поэтому не будем создавать себе иллюзию вечной

молодости, но будем готовиться к тому, чтобы достойным образом встретить

смерть и перейти в вечную жизнь.

49. Как можно понять слова апостола Павла о деле, которое он

строит на основании (1 Кор. 3:10-15)? Основание, а точнее краеугольный

камень Церкви – Христос и нет другого основания Церкви. На его учении

взрастили двенадцать оснований горнего Иерусалима, которые указаны в

Апокалипсисе. На учении апостолов строили уже епископы, священники

через проповедь Евангелия. Одни проповедовали чисто и истово – золото,

драгоценные камни, другие чисто и не истово – серебро, у других были в

проповеди какие-то недостатки – дерева, солома, сено. Бывает, что человек

проповедует и не живет в соответствии со своей проповедью, поэтому

обесценивает и саму проповедь, и за свои дела достоин и огня, но возможно,

что благодаря его проповеди по благодати кто-то спасется и он ради этих

людей спасется, но получается, что как бы из огня, потому что достоин был

геенского огня за свои дела.

50. Когда человек видит себя выше других? Когда в нем умаляется

Божественная благодать и действуют страсти, потому что тот, кто исполнен

благодати, видит всех людей хорошими. Благодать наполняет сердце

любовью к Богу и ближним, поэтому он уже не будет превозноситься, но

смиренно благодарит Бога за Его милость

51. Когда не читают акафист?

Многие священники полагают, что

акафист – не уставная служба, поэтому акафист можно читать дома в любое

время. Однако благочестивая традиция говорит о том, что акафист не читают

Великим постом, потому что акафист – хвалебно-благодарственная песнь, а

радостный настрой не соответствует покаянному настрою Великого поста.

52. Читают ли афонские монахи Псалтирь?

Читают только за

богослужением, но келейно не читают. Они полагают, чтобы молиться, надо

ясно понимать то, о чем ты молишься, а Псалтирь состоит из символических

образов и правильно ее понимать могут только чистые сердцем.

53. Лекции

кого

из

преподавателей-мирян

можно

послушать?

Рекомендую лекции проф. А.И. Осипова, доц. В.П. Леги, проф. А Н.

Ужанкова. Они есть в интернете.

54. Как долго надо молиться после правила?

Пока есть желание

молиться, нужно молиться, а как это желание отошло, можно перестать

молиться словами, но память Божию надо стараться сохранять в течение дня.

55. Почему мне часто приходится делать то, что мне не нравится,

хотя это и не грешно? Бог поставляет человека в те условия, в которых ему

легче спасаться, чтобы он мог не только преодолеть себя, стать полноценной

личностью, но и живым членом Богочеловеческого организма – Церкви. Как

золото очищается в горниле, так и человек испытывается, очищаясь от греха

и страстей.

56. Какие лучше читать каноны и акафисты? Те, которые Вам ближе,

от которых Ваше сердце согревается, и Вы можете изливать свою любовь

Богу и ближнему.

57. Читаю Псалтирь на церковно-славянском языке, а затем перевод,

можно ли сразу читать перевод? Конечно, можно читать Псалтирь сразу на

русском языке. Церковно-славянский язык более поэтический, но русский

язык более понятный, а именно понимание Псалтири важно.

58. Есть ли сейчас чудеса? Сама жизнь является величайшим чудом.

Для многих людей это кажется чем-то естественным, но это потому, что они

не задумывались об этом.

59. В чем ошибочность имяславия? Имяславцы путают Божественную

благодать, которая подается от Бога в ответ на молитву, со словами молитвы,

а именно именем Иисуса, которое произносит молящийся. Слова могут быть

разными, но Бог подает благодать, а если имя Иисус произносить

механически как мантру, то и благодать не придет. Дело не в словах, а в вере

молящегося, соединенной с соответствующим чувством: покаяния, кротости

и смирения, любви, благодарения, славословия. Высшая молитва вообще

совершается без слов.

60. Какие враги Иисусовой молитвы? Основные – гордость и блуд, а

более тонкие – шутки, многоглаголание и многослышание.

61. В чем отличие православной теологии от православной психологии?

Православная теология заботиться о вечном спасении, а православная

психология

решает

временные

проблемы

личности,

но

исходя

из

православного мировоззрения.

62. Почему благой Бог пропускает зло в мире? Бог управляет миром с

помощью Промысла Божия. Прямое ограничение зла в мире явилось бы, с

одной стороны, нарушением свободной воли разумных существ, а с другой

стороны, Бог использует зло для большего добра: через искушение злом

люди обретают возможность спасения.

63. Как приумножить веру, если написано, что вера дается человеку

Господом? Можно начать несколько раз в день произносить Символ веры,

при этом изучать догматику. Но это теоретическая вера и в момент

искушений может быть крайне слаба. Поэтому нужны практические дела

веры, то есть посильное исполнение заповедей, а по мере их исполнения

укрепляется и вера. Сюда входит всё то, что Православная Церковь

установила для мирян: молитвенное правило, посты, регулярное участие в

Таинствах. Вообще по мере приближения к Богу даруется Божественная

благодать, которая преображает человека, и его вера крепнет. Это уже не

просто вера, а опытное знание Бога и его надо умножать.

64. В

чём

отличие

православного

автора

от

неправославного?

Православный автор исходит из веры в триединого Бога и показывает как

идти по пути спасения души, а неправославный автор думает о комфортной

жизни в этом мире, причем часто не считаясь с нравственными нормами.

65. Что значит очищать свое сердце?

Это значит не принимать

греховных помыслов и чувств. Нужно бодрствовать и трезвиться на всякое

время, а если согрешил, то сразу каяться перед Богом. Нужно научиться не

блуждать по всему миру, а уединиться в своем сердце и совершать тихо

смиренную молитву любви к Богу о себе и о всем мире наедине с одним

лишь Богом.

66. Святые отцы говорят, что Иисусову молитву надо совершать с

чувством покаяния, но разве только покаянием ограничивается Иисусова

молитва? Совершая Иисусову молитву, можно кротко и смиренно просить

триединого Бога помиловать нас. Также можно с любовью к Богу просить

триединого

Бога

помиловать

нас.

Поэтому

только

покаянием

не

ограничивается Иисусова молитва, хотя и является ее начальным этапом.

Нам нужна милость Божия, а она может проявляться различно, но высшим

проявлением ее для нас будет полнота Божественной благодати.

67. Почему апостолы называли христиан святыми? Апостолы первых

христиан называли святыми и это не потому, что они на самом деле уже

стали святыми, а потому что они призваны к святости. В литургии есть

возглас: «Святая святым», и ко причастию подходят не святые, но те

христиане, которые очистили себя в Таинстве Покаяния. Так и здесь указано

на перспективу: вы должны быть святы, поэтому живите свято. Если

обратить внимание и на официальное обращения к священнослужителям, то

это: Ваше преподобие, Ваше Высокопреподобие и т.д. вплоть до Ваше

Святейшество. Но это не значит, что они стали преподобными и т.д., это

перспектива, к которой надо стремится. С другой стороны, Церковь свята

святостью Главы Церкви – Христа, в Церкви действует Святой Дух, а главная

молитва Евхаристии обращена к Богу Отцу, который благословляет членов

Церкви. Другими словами, мы христиане как члены Церкви при беспорочной

жизни освящаемся святостью Бога через участие в церковном богослужении

и в первую очередь в Таинствах. Поэтому христиане как члены святой

Церкви в определенном смысле святы святостью Бога.

68. Имеют ли миряне тройственное служение: царское, священническое

и пророческое? Тройственное служение относится не к мирянам, а к

священнослужителям. Мирянам не дана благодать совершать Таинства за

исключением Таинства Крещения в случае смертельной опасности. Мы

миряне называемся царственным священством, потому что призваны

священнодействовать на престоле своего сердца и там совершать молитву

Богу. Но с точки зрения канонов миряне не могут священнодействовать,

потому что у них нет благодати рукоположения. Что касается пророческого

служения, то дар прозорливости давался и простым монахам, был он и у

блаженных, которые были миряне. Что касается царского достоинства, то это

возможно лишь при достижении Царствия Небесного,

наследниками

которого мы призваны быть. Другими словами, в некотором образном

смысле мы можем иметь это тройственное служение, но в строгом смысле

это служение дается лишь священнослужителям как приёмникам апостолов,

а указано это в словах: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя

Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

69. Как мирянин служит Богу? В частности, тем, что несёт свой крест.

70. Всегда ли добро и зло заметно отличаются?

Как часто в

современном мире добро соседствует со злом, и мы часто этого не замечаем.

Мужество и бесстрашие это одно и тоже? Нет, мужественный боится греха, а

бесстрашный – нет. Не пощадить и убить это одно и тоже? Авраам не

пощадил своего сына Исаака и принес его в жертву, но не убил. Нужно

видеть, где правда, чтобы не принять ложь за правду.

71. Часто говорят, что нужно выполнять Божественные заповеди, но

какие именно? В первую очередь речь идет о 10 заповедях Декалога из

Ветхого Завета и 9 заповедях блаженств из Нового Завета, которые

объединяются в главной заповеди о любви к Богу и ближнему.

72. Как правильно применить в молитве слова Евангелия: «Если чего

попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:14)? Написано: во имя Мое и

сделаю Я. То есть нужно просить именем Христа самого Христа. Лучший

пример для этого – Иисусова молитва, например, краткая форма: «Господи

Иисусе Христе, помилуй мя». В ней просят именем Иисуса Христа самого

Христа.

73. Какими тремя словами можно определить монашество?

Это

смирение, молитва, благодать.

74. Как можно образно представить Православие и Католицизм?

Православие – как икону, а Католицизм – как картину. Перед иконой мы

будем молиться, а перед картиной – нет.

75. Что такое рай и ад? Рай и ад – результат действия Божественных

энергий в зависимости от духовно-нравственного состояния человека на

момент его перехода из временной жизни. Царствие Небесное и ад имеют

место в духовном мире. Обычно подразумевается, что Царствие Небесное

вверху, а ад внизу. Мучения в аду: жжение огня: лёд и холод; вонь; зрение

бесов; голод и жажда; неусыпный червь; узы и тьма кромешная; вечное

отчаяние и тягостная печаль – не метафоры, а различные состояния мучений,

которые испытывает грешники в аду и степени мучений разные. Еретики

имеют большую степень мучений, чем язычники, не знающие Бога.

Апостолы имеют наиболее высокую степень блаженства как благовестители

Евангелия, как пути спасения людей. В Царствии Небесном блаженство

людей определяется степенью действия на них Божественной благодати, и

она будет разной, но каждый будет иметь ее по мере способности вместить и

не будет завидовать другим, потому что она будет его внутренним

состоянием, неизвестным другим. «Так будет при кончине века: изыдут

Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную:

там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:49-50). Следовательно, грешники в

аду действительно испытывают муку и осознают, что потеряли, живя

греховно, но изменить это уже не могут. Молитвы Церкви и близких,

милостыня о усопших имеют смысл, не случайно Церковь совершает

проскомидию с поминовением усопших и панихиды, потому что живые

продолжают жить во времени и до Страшного Суда есть возможность

изменить участь почившего. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего

века», значит ожидаю, надеюсь, что после восресения мертвых будет вечная

жизнь, но она еще не наступила.

76. Как мы можем исполнять заповедь о любви к ближним?

Прп.

Силуан Афонский призывал молиться за всего Адама и за себя, мой ближний

– я, по причине единства человеческого естества, а прп. Серафим Саровский

призывал стяжать мирный дух, тогда вокруг спасутся тысячи. Это

происходит вследствие передачи Божественной благодати от молящегося и

подвизающегося к другим людям. Своей молитвой мы можем восполнить

недостачу Божественной благодати у других людей, а если мы ее стяжали в

избытке, то она изольется и на тех, кто нас окружает.

77. Почему происходят искушения? Есть две основные причины. Если

православный христианин возгордился или осудил, то искушение нужно для

того, чтобы он смирился. Другая причина: искушение происходит для

укрепления веры православного христианина, чтобы он надеялся не на себя и

свои силы, а познал свою греховность и немощь и уповал на Бога

спасающего, обращался к Нему за помощью и верил в Промысел Божий.

78. Помогает ли Бог в материальных нуждах? В житии прп. Онуфрия

Великого рассказывается как Бог питал пустынника хлебом, который сам

появлялся, а других пустынников причащал ангел. Бог заботится о рабах

своих даже в повседневных материальных нуждах, поэтому если мы терпим

в чем-либо нужду, то значит плохо молимся, или нам это не полезно, потому

что Бог направляет нашу жизнь к Нему, чтобы мы постоянно пребывали в

молитве и спасались.

79. Какие вопросы задает человек в процессе воцерковления, если не

понимает причину искушений? На первом этапе: за что? На втором: зачем?

На третьем: кого простить? Затем человек не задает вопросов, но только

молиться, чтобы Бог его помиловал, просит помощи у Божией Матери и

святых, и благодушно терпит скорбь.

80. Согласно апостолу Павлу, женщина спасается чадородием (1 Тим.

2:15), то есть если есть возможность и условия рожать и растить детей,

то нужно это делать и это поможет спасению? Смысл глубже, иначе все

бы

блудницы

просто

нарожали

детей

и

спаслись.

Имеется

ввиду

христианский

брак,

воспитание

детей

в

православной

вере

и

их

воцерковление.

81. Если живущие вместе не зарегистрированы в государственном

браке и не венчаны Церковью, то это блуд? Да, если нет государственной

регистрации брака, ни венчание в Церкви, которое происходит сейчас после

государственной регистрации брака, и есть интимные отношения, то это

блуд.

82. Какую

книгу

архим.

Рафаила

(Карелина)

можно

всем

порекомендовать?

Можно

рекомендовать

книгу

«Дыхание

жизни

молитве)».

83. Можно ли провести параллель священнических степеней и научных

степеней?

Да, диакона и магистра наук, священника и кандидата наук,

епископа и доктора наук.

84. Нужно ли правителям наказывать преступников с православной

точки

зрения?

Конечно,

иначе

правители

становятся

соучастниками

преступников и врагами человеческого общества. Однако гораздо важнее

избежать ошибок, чтобы не наказать невиновного.

85. Сейчас в качестве личных средств защиты люди используют от

амулета до огнестрельного оружия и встроенных чипов, а что есть у

православных христиан?

У нас есть нательный крест как свидетельство

принятия Таинства Крещения и как средство защиты от врагов видимых и

невидимых. Кроме того, мы вооружается многими святынями: св. крещение,

св. причастие, св. мощи, св. елей, св. вода, честной крест, а также совершаем

молитву с крестным знамением и поклонами и держим четки как духовный

меч. Этим оружием дьявол и бесы посрамляются, а зло от живых существ

теряет силу.

86. Что важней: дело или расположение, с которым мы совершаем это

дело? Дело может быть сделано до конца, но мы можем не получить явное

проявление милости Божией, а можем только начать дело с расположением

благоугодить Богу, но не сделать дело в полной мере, и Бог дает свои

милость как за полностью сделанное дело. Прп. Серафим Саровский говорил,

что нужна решимость, то есть наше проявление воли, наше намерение

благоугодить Богу, и тогда Бог явит свою милость. Это не значит, что нужно

только хотеть сделать дело и не делать, а означает, что нужно взяться за дело

со всем усердием, а доведется оно до конца зависит от благой воли Божией,

от Промысла Божьего о нас.

87. Чем труд в миру отличается от труда в монастыре? Труд в миру

делается ради денег, зарплаты, а труд в монастыре – ради Бога, во славу

Божию. Однако если миряне будут иметь цель угодить Богу, то и их труд

будет спасителен. При этом перед началом дела берется благословение у

Бога, а после окончания дела возносится славословие Богу.

88. Что изображает собой поклон?

Не только наше покаяние и

смирение в исповедании нашей греховности и немощи, но и смерть и

воскресение со Христом. Наклонением и восклонением тела мы вновь

изображаем Крещение, в котором мы стали причастниками воскресения

Христова и спасения для жизни вечной.

89. Легко

ли спасаться в

затворе?

Если

человек

пребывает в

праздности, то затвор для него становится одиночной камерой. Поэтому,

например, свт. Феофан Затворник писал письма. Другие занимались

рукоделием

или

душеполезным

чтением.

Однако

почти

все

время

православный христианин в затворе проводит в молитве, тогда в нем, по

причине безмолвия, воцаряется глубокий мир, и он предвкушает сладость

Царствия Небесного.

90. Почему мы ощущаем одиночество на молитве? Это потому, что мы

замыкается на самих себе. Но молитва – встреча с Богом, Божией Матерью,

святыми, ангелами. В молитве должна быть устремленность к тому, к кому

мы обращаемся и тогда произойдет встреча с ним. При встрече с Богом мы

предстоим пред Ним с благоговением, вниманием и говорим Ему то, что в

данный момент для нас важно. Потом мы получаем от Бога ответ. Это может

быть прямой ответ как дарование нам Божественной благодати, а может быть

ответ через обстоятельства нашей жизни. Поэтому важно не только

обращаться к Богу, но и воспринимать Его ответ.

91. Мы знаем, что путь христианина – крестный путь, а где же

радость? Радость ожидается в Царствии Небесном. Но что это за радость?

Это преизбыток Божественной благодати. Святые стяживают Божественную

благодать уже в этой жизни, поэтому они не ощущают скорби. Христиане

призваны очистить себя от всякого греха, тогда они станут готовы к

принятию Божественной благодати, но как ее получить? Через добродетели,

сделанные ради Христа. Тогда придет «праведность и мир и радость во

Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому если мы хотим радости, то нужно

стяжать Божественную благодать. Приведу пример. В полный гнили сосуд

чистую воду не вливают. Что это означает? Сперва нужно очистить сосуд, то

есть покаяться в грехах и искоренить страсти, а потом наполнить его чистой

водой, то есть через добродетели ради Христа стяжать Божественную

благодать. Но очищение православного христианина часто занимает всю

жизнь, поэтому и добродетели ради Христа надо совершать тоже всю жизнь.

Так постепенно выливая нашу греховную и страстную гниль и разбавляя ее

чистой водой Божественной благодати, мы сможем уготовить себя «сосудом

в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе

дело» (2 Тим. 2:21).

92. Как читать святоотеческие творения? Их нужно читать неспешно,

размышляя над написанным, а потом применять прочитанное в жизни.

Важно усвоить дух святых отцов, а не просто запомнить их слова, тогда и без

книг станет возможным во всем исполнять заповеди Божии и поступать по

воле Божией.

93. Как мы должны стоять в храме во время церковной службы? Надо

полюбить православное богослужение, чтобы ходить на службу не просто

исполняя некий христианский долг и быть не просто слушателем, но

сослужителем в православном богослужении через молитву и регулярное

участие в церковных Таинствах. Этим обретается дух православной

церковности, а не просто знание церковных служб.

94. Что

такое

православная

духовность?

От

осознания

своей

греховности, страстности и немощи православный христианин приносит

искреннее покаяние, глубоко смиряется, возрастает в любви к Богу и

ближним, исполняет заповеди Божии содействием Божественной благодати,

и так, очистив сердце от греха и страстей и соделав добродетели ради Бога,

доходит до самоотречения и всецелого упования на Бога, опытно веря в Его

Промысел, и достигает единения с Богом во Святом Духе. Этим достигается

дух православной духовности через опыт Богопознания и Богоугождения до

Боговидения и единения с Богом.

95. Как преодолеть одиночество? Мы часто замыкается на самих себе и

не видим, что происходит вокруг нас. Любовь имеет направленность к кому-

то, самоотречение, самопожертвование, иначе она становится эгоизмом.

Нужно помнить, что мы члены единого Богочеловеческого организма –

Церкви и мы не одни. Мы не можем спастись в одиночку, но только в

Церкви. Поэтому надо молиться за других людей, начиная от родственников

до всего Адама, и тогда Вы почувствуете, что и за Вас молятся, а за эту

любовь друг к другу Бог дарует Божественную благодать и утешит миром и

тихой радостью.

96. Зачем нам даются скорби? Скорби как наждачная бумага очищают

нас от ржавчины греховности и страстности. Тогда мы становимся

способными отражать свет Божественной благодати и начинаем светиться.

97. Нам часто чего-то не хватает, но чего? Мы часто ищем многое и,

когда обрели, ищем ещё большего. Но нужно научиться довольствоваться

малым и главное – благодарить за все Бога. Православному христианину

важно обрести Бога, а все внешнее не имеет большого значения. Если я с

Богом, то уже имею все, что мне нужно. Бог открывается ищущим Его, а

когда обрели, то надо благодарить Бога за его милость и за все Его дары.

98. Как сегодня утешают?

Обычно говорят: все будет хорошо,

подразумевая, что проблемы сами собой решатся или, по крайней мере, так

сказали, чтобы просто ободрить, успокоить. Однако мы не верим ни в

простую случайность, ни в судьбу. Правильней сказать: Бог не оставит, как

Богу угодно, а Вам полезно, так и будет. Следовательно, исход не

обязательно будет положительным с нашей точки зрения, но он будет

наилучшим с точки зрения Промысла Божия о человеке.

99. Мы знаем, что сейчас повсеместно используются безналичные

расчеты, должна ли Церковь отказаться от наличных денег? Церковные

учреждения тоже имеют расчетные счета в банках, но повсеместный отказ от

наличных денег, по словам старцев, будет предвестником печати антихриста.

Наличные деньги легче сохранить в неприкосновенности от посторонних

посягательств, а счета в банках могут просто «заморозить» или снять с них

любые суммы, например в случае изменения государственной политики в

отношении Церкви, или ими могут воспользоваться хакеры, поэтому любой

банковский счёт – мишень по причине большой скорости развития IT-

технологий.

100. Что такое печать антихриста? Печать антихриста – лазерная

татуировка в виде 666 на правой руке или лбу. Через нее передается вся

информация о человеке на компьютер с искусственным интеллектом и

человек полностью контролируется, включая мысли и желания. Эта печать

имеет

излучение,

поэтому

людей,

от

которых

не

будет

исходить

соответствующее излучение, будут выявлять и насильно ставить печать.

Кроме того, эта печать будет гноиться. Православный христианин не при

каких условиях ее принимать не должен, иначе станет рабом антихриста,

который будет им управлять.



В раздел образования