Автор: Солдаткина Наталья Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности педагогического общения на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование
Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности
педагогического общения на уроках русского языка и литературы.
В стандарте общего образования сформулировано следующее рабочее
определение понятия «компетенция»: готовность ученика использовать
усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности
в жизни для решения практических и теоретических задач.
Одно из определений понятия образовательная компетенция:
образовательная компетенция — это совокупность взаимосвязанных смысловых
ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика,
необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую
продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной
действительности.
Тема нашего выступления коммуникативная компетенция, она
включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с
окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы и группе,
владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь
представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести
дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе,
фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов
коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения
в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности
педагогического общения на уроках русского языка и литературы.
Для того чтобы реализовалось успешное педагогическое общение на уроке,
думаю, необходимо, чтобы дети принимали учителя, как человека и им хотелось
бы общаться с ним вообще.
На последних курсах, где мне посчастливилось присутствовать, высказали
интересную мысль: часто неприятие предмета идет через неприятие ребенком
учителя. Если у ребенка возникают конфликты с учителем, то идет и неприятия
предмета, который ведет данный педагог.
Общаться с детьми надо так, чтобы они видели твою заинтересованность в
их личности, жизни, проблемах.
Общение начинается до уроков русского языка и литературы: все, о чем
говорят дети, стараюсь внимательно слушать и принимать: если у ребенка
концерт – пожелаю удачи, потом обязательно спрошу, как прошло выступление.
Если приглашают на свои выступления, благодарю и стараюсь найти время,
чтобы посетить их. Потом обязательно говорю о том, что понравилось.
Если неприятность попытаюсь выяснить, в чем она заключается, решить,
как из нее выйти.
Хвалю за удачи, обязательно зачитываю хорошие работы, отмечаю удачные
ответы.
При рецензировании – прошу озвучить не только недостатки, но и
достоинства заслушиваемых работ, причем часто недостатки обозначить проще, а
найти хорошее, удачное нелегко.
Бывает такое: двойки за диктант – расстроены, если очень переживают -
поддерживаю, говорю, что в данном случае оценивается не их личность, – она
уникальна - а всего лишь знание того или иного правила, и говорит эта отметка
только о том, что материал плохо усвоен или требует большей домашней
подготовки.
Если прихожу пораньше – разрешаю детям войти, пообщаться со мной,
друг с другом.
Стараюсь быть с детьми доброжелательной.
Чтобы заинтересовать детей, привлечь к диалогу каждый урок русского
языка начинаю с различных видов разминок: орфографической,
морфологической, синтаксической, лингвистической, олимпиадной.
Например:
«Олимпиадная» разминка
1.Посмотрите на список слов:
1)
распетушиться; 2) съежиться; 3) ишачить;
4) обезьянничать; 5) ощениться;
6) проворонить; 7) насвинячить; 8) присобачить;
9) окрыситься; 10) опороситься.
Какие из них не означают «вести себя, как существо, обозначенное корнем
слова»?
А) 5, 9, 10; Б) 5, 10; В) 6, 8; Г) 5, 6, 8, 9, 10; Д) 5, 6, 8, 10.
2.Сколько различных смыслов имеет предложение:
Родные тетки ждали дядю Игоря? А)1; Б)3; Г) более 3-х.
3.Какое слово образовано не так, как остальные:
А) лоботряс; Б) сердцеед; В) зубоскал; Г) лизоблюд; Д) людоед.
В ходе этой работы дети предлагают свои варианты решений задач, им
приходится взаимодействовать не только с учителем, но и друг с другом.
Комментировать, отстаивать свою точку зрения.
При изучении любой темы по русскому языку стараюсь опираться на
тексты, которые несут большую воспитательною нагрузку.
Тема «Предлоги».
Задание: сосчитать предлоги, выписав их.
Предлагаю детям для анализа стихотворение В. Бокова Откуда начинается
Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, - Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
Текст заставляет задуматься о важной теме Родины для каждого человека.
На уроках литературы работаем с такими понятиями, как
сострадание,
сочувствие,
милосердие,
гуманизм,
блаженный,
сокровенный,
кроткий,
смирный.
Ищем их значения в толковом словаре, позже выполняем и обсуждаем
письменные работы на примерные темы: «Нужно ли нам сочувствие
и сострадание?», «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании?»
Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя у мены на уроке, предоставляю
право выбрать по силам домашнее задание, например:
Всем: выучить термины,
«5» - Письменный анализ эпизода (гл.16)
«4» - пересказ главы 16 от лица одного из героев.
Индивидуально: биография Льва Толстого с презентацией (можно 3-4 слайда).
Ученик адекватно оценивает свои способности и работает дома уже с тем
материалом, который способен он выполнить, который ему интересен. При
проверке домашнего задания в классе опять возникает ситуация успешности и
желания высказать свои мысли, поделиться ими с классом. Сравнить свое
выступление с выступлением товарища.
Стараюсь, где возможно использовать библейские тексты. (Например:
«Притча о добром самарянине». «Притча о возвращении блудного сына».
Отрывки из «Нагорной проведи» Евангелие от Матфея при изучении
творчества А.Платонова).
Большую роль отвожу на уроках и взаимодействию слова и
изобразительного искусства. Часто приношу на уроки репродукции пейзажей
русских художников, портретные работы русских и зарубежных мастеров.
Работа по формированию коммуникативных компетенций продолжается и
во внеурочное время. С ребятами всех моих классов на компьютере в кабинете
мы создали папку: «Презентации детей», куда помещаются работы к
определенным темам. Дети заинтересованы в пополнении этой папки, знают,
что материал будет использоваться не только на определенном уроке, но и
служит базой учителю для подготовки уроков в других классах. Отбор
обсуждается, правильность оформления презентаций обговаривается.
Благодаря участию школьников создана папка «Портреты писателей»,
которой пользуюсь не только я и мои ученики, но и другие учителя
литературы нашей школы.