Напоминание

Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности педагогического общения на уроках русского языка и литературы


Автор: Солдаткина Наталья Александровна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№2-многопрофильная им. Е.И.Куропаткина"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности педагогического общения на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности

педагогического общения на уроках русского языка и литературы.

В стандарте общего образования сформулировано следующее рабочее

определение понятия «компетенция»: готовность ученика использовать

усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности

в жизни для решения практических и теоретических задач.

Одно из определений понятия образовательная компетенция:

образовательная компетенция — это совокупность взаимосвязанных смысловых

ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика,

необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую

продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной

действительности.

Тема нашего выступления коммуникативная компетенция, она

включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с

окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы и группе,

владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь

представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести

дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе,

фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов

коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения

в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Коммуникативная компетентность учителя – условие успешности

педагогического общения на уроках русского языка и литературы.

Для того чтобы реализовалось успешное педагогическое общение на уроке,

думаю, необходимо, чтобы дети принимали учителя, как человека и им хотелось

бы общаться с ним вообще.

На последних курсах, где мне посчастливилось присутствовать, высказали

интересную мысль: часто неприятие предмета идет через неприятие ребенком

учителя. Если у ребенка возникают конфликты с учителем, то идет и неприятия

предмета, который ведет данный педагог.

Общаться с детьми надо так, чтобы они видели твою заинтересованность в

их личности, жизни, проблемах.

Общение начинается до уроков русского языка и литературы: все, о чем

говорят дети, стараюсь внимательно слушать и принимать: если у ребенка

концерт – пожелаю удачи, потом обязательно спрошу, как прошло выступление.

Если приглашают на свои выступления, благодарю и стараюсь найти время,

чтобы посетить их. Потом обязательно говорю о том, что понравилось.

Если неприятность попытаюсь выяснить, в чем она заключается, решить,

как из нее выйти.

Хвалю за удачи, обязательно зачитываю хорошие работы, отмечаю удачные

ответы.

При рецензировании – прошу озвучить не только недостатки, но и

достоинства заслушиваемых работ, причем часто недостатки обозначить проще, а

найти хорошее, удачное нелегко.

Бывает такое: двойки за диктант – расстроены, если очень переживают -

поддерживаю, говорю, что в данном случае оценивается не их личность, – она

уникальна - а всего лишь знание того или иного правила, и говорит эта отметка

только о том, что материал плохо усвоен или требует большей домашней

подготовки.

Если прихожу пораньше – разрешаю детям войти, пообщаться со мной,

друг с другом.

Стараюсь быть с детьми доброжелательной.

Чтобы заинтересовать детей, привлечь к диалогу каждый урок русского

языка начинаю с различных видов разминок: орфографической,

морфологической, синтаксической, лингвистической, олимпиадной.

Например:

«Олимпиадная» разминка

1.Посмотрите на список слов:

1)

распетушиться; 2) съежиться; 3) ишачить;

4) обезьянничать; 5) ощениться;

6) проворонить; 7) насвинячить; 8) присобачить;

9) окрыситься; 10) опороситься.

Какие из них не означают «вести себя, как существо, обозначенное корнем

слова»?

А) 5, 9, 10; Б) 5, 10; В) 6, 8; Г) 5, 6, 8, 9, 10; Д) 5, 6, 8, 10.

2.Сколько различных смыслов имеет предложение:

Родные тетки ждали дядю Игоря? А)1; Б)3; Г) более 3-х.

3.Какое слово образовано не так, как остальные:

А) лоботряс; Б) сердцеед; В) зубоскал; Г) лизоблюд; Д) людоед.

В ходе этой работы дети предлагают свои варианты решений задач, им

приходится взаимодействовать не только с учителем, но и друг с другом.

Комментировать, отстаивать свою точку зрения.

При изучении любой темы по русскому языку стараюсь опираться на

тексты, которые несут большую воспитательною нагрузку.

Тема «Предлоги».

Задание: сосчитать предлоги, выписав их.

Предлагаю детям для анализа стихотворение В. Бокова Откуда начинается

Россия?

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

Текст заставляет задуматься о важной теме Родины для каждого человека.

На уроках литературы работаем с такими понятиями, как

сострадание,

сочувствие,

милосердие,

гуманизм,

блаженный,

сокровенный,

кроткий,

смирный.

Ищем их значения в толковом словаре, позже выполняем и обсуждаем

письменные работы на примерные темы: «Нужно ли нам сочувствие

и сострадание?», «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании?»

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя у мены на уроке, предоставляю

право выбрать по силам домашнее задание, например:

Всем: выучить термины,

«5» - Письменный анализ эпизода (гл.16)

«4» - пересказ главы 16 от лица одного из героев.

Индивидуально: биография Льва Толстого с презентацией (можно 3-4 слайда).

Ученик адекватно оценивает свои способности и работает дома уже с тем

материалом, который способен он выполнить, который ему интересен. При

проверке домашнего задания в классе опять возникает ситуация успешности и

желания высказать свои мысли, поделиться ими с классом. Сравнить свое

выступление с выступлением товарища.

Стараюсь, где возможно использовать библейские тексты. (Например:

«Притча о добром самарянине». «Притча о возвращении блудного сына».

Отрывки из «Нагорной проведи» Евангелие от Матфея при изучении

творчества А.Платонова).

Большую роль отвожу на уроках и взаимодействию слова и

изобразительного искусства. Часто приношу на уроки репродукции пейзажей

русских художников, портретные работы русских и зарубежных мастеров.

Работа по формированию коммуникативных компетенций продолжается и

во внеурочное время. С ребятами всех моих классов на компьютере в кабинете

мы создали папку: «Презентации детей», куда помещаются работы к

определенным темам. Дети заинтересованы в пополнении этой папки, знают,

что материал будет использоваться не только на определенном уроке, но и

служит базой учителю для подготовки уроков в других классах. Отбор

обсуждается, правильность оформления презентаций обговаривается.

Благодаря участию школьников создана папка «Портреты писателей»,

которой пользуюсь не только я и мои ученики, но и другие учителя

литературы нашей школы.



В раздел образования