Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: О смысле жизни
Раздел: высшее образование
О смысле жизни
Шлепин Василий Валентинович,
доктор богословия, профессор
кафедры Православной теологии
Русской духовной академии,
почетный доктор богословия
Славяно-Греко-Латинской академии,
почетный профессор
Русского православного института культуры
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Некоторые люди спрашивают: зачем мы живем и имеет ли вообще наша
жизнь смысл? Если смысла нет, то небытие становится равнозначным
бытию. А если смысл есть, то какой? Кто создал людей или мир произошел
случайно? Если мир – случайность, то как может небытие создавать бытие?
А если мир создал Бог, то какой Он и зачем мы созданы?
Очевидно, что человек называется таковым потому, что не только
прямоходящий, но и смотрит вверх, и смотрит не в пустоту, но как словек, то
есть имеющий разум, от которого рождается слово и от него исходит
соответствующий дух, то и человек устремлен к Богу, о чем свидетельствует
вся человеческая история, и этой историй руководит премудрый Промысел
Божий. Но кто такой Бог?
Если Бог злой, то мы обречены быть игрушками в его руках, но разве то,
что обладает наибольшим совершенством может быть злым? Очевидно, что
Бог добрый. А какова мера Его добра? Если Он просто создал нас, а потом не
вмешивается, то и нам нет до Него никакого дела. Но мы же видим, что все
происходящее в нашей жизни целесообразно, значит Бог направляет нашу
жизнь ко благу. Но Бог недоступен для нашего общения или мы можем к
Нему обратиться, о чем-то попросить?
Если бы люди не имели общения с Богом, то тогда не отличались бы от
любой неразумной твари, которая живет сама по себе, но, глядя на красоту
мира, возникает чувство и даже уверенность, что и вся тварь хвалит своего
Создателя, но только иным способом.
А как человек обращается к Богу? Для этого есть молитва. Что такое
молитва? Молитва – устремленность к Богу, благоговейное предстояние пред
Богом, соединение с Богом в любви.
Значит молитва совершается с определенной целью, а связана ли эта
цель с целью нашей жизни? Если жизнь имеет смысл, то реализовать мы его
можем только через общение с Богом. Так какой же смысл жизни, зачем мы
живем?
Очевидно для того, чтобы наша жизнь не просто не закончилась, но
становилась более совершенной, а предел совершенства – Бог. Значит мы
должны уподобляться Богу в его совершенствах, что предполагает стяжание
Божественной благодати, духовно-нравственное совершенство, святость и
обожение. Причем нам предназначено быть не просто послушными рабами
Бога или наемниками, делающими добро за некую плату, но нам надлежит
достигнуть богоусыновления, стать богами по благодати. Не случайно в
Евангелии говорится о том, что нам дана очень дерзновенная молитва, в
которой мы обращаемся к Богу: «Отче наш!» Такое обращение возможно
только любящих чад к любящему Отцу. А почему «наш», а не «мой»?
Все люди произошли от единого предка – Адама и, взятой из его ребра,
жены – Евы. Бог создал Адама из праха земного, вдунул в него дыхание
жизни, то есть даровал ему бессмертную душу и Божественную благодать.
Почему нужна Божественная благодать? Весь мир создан Богом, и Он
поддерживает жизнь этого мира посредством Божественной благодати,
которая
есть
нетварная
энергия
Бога,
проявление
непознаваемой
Божественной сущности во вне.
Человек не просто получает Божественную благодать для поддержания
жизни,
но
и
способен накапливать
Божественную
благодать,
чтобы
становится более совершенным, уподобляясь Богу. В этом и есть цель
человеческой
жизни
–
стяжание,
то
есть
накопление
Божественной
благодати, называемой благодатью Святого Духа. Почему такое название?
Бог есть Святая Троица единосущная и нераздельная: Отец – единое начало
во Святой Троице, Сын – предвечно рождается от Отца, Святой Дух –
предвечно исходит от Отца. Воля и действие Лиц Святой Троицы едины, но
Божественная благодать подается человеку от Отца чрез Сына во Святом
Духе.
Человек
был
спасен
Сыном
Божиим,
воплотившимся
и
вочеловечившимся,
от
преступления
Адама
и
Евы,
нарушивших
Божественную заповедь и подпавших под власть диавола. Сын Божий, Иисус
Христос – совершенный Бог и совершенный Человек, принявший плоть от
пресвятой девы Марии, Богородицы от наития на нее Святого Духа,
исполнил
домостроительство
спасения
человеческого
рода,
исцелив
человеческую природу и сделав ее в самом себе обоженной через рождество
Христово и совершенной через Крестную смерть и воскресение Христово,
даровал возможность верующим во Святую Троицу и исполняющим
Божественные заповеди стать причастниками этого искупительного подвига
Спасителя и достигнуть спасения души для Царствия Небесного и обожения.
Значит и смысл жизни человека состоит в нахождении и реализации
определенных
путей
и
средств
христианской
жизни
для
стяжания
Божественной благодати.
Что нас непосредственно соединяет с Богом и делает обоженными? Это
церковные
Таинства,
и
после
Таинства
Крещения,
предполагающего
православную веру во Святую Троицу, через которое мы входим в Церковь,
Богочеловеческий организм, Тело, глава которого Христос, а православные
христиане – члены этого Тела, и Таинства Миропомазания, в котором мы
получаем печать дара Духа Святого, то есть благодать Святого Духа
отпечатлевает на нас имя православных христиан и дает возможность
обретения полноты Божественной благодати, важнейшим является Таинство
Причащения Тела и Крови Христовой, через которые мы непосредственно
обоживаемся, а в предваряющем Таинстве Покаяния нам прощаются грехи, в
которых мы покаялись, и дается Божественная благодать для искоренения
страстей и очищения от греха. Есть еще Таинство Елеосвящения или
Соборования, через которое Божественная благодать исцеляет душевные и
телесные болезни и в котором прощаются забытые грехи, Таинство Брака, в
котором
дается
Божественная
благодать
для
освящения
брака
и
христианского воспитания детей, Таинство Священства, в котором дается
благодать сперва чтобы соучаствовать в богослужении и Таинствах, но их не
совершать – диакон, для совершения богослужений и Таинств, кроме
Таинства Священства – пресвитер, и для совершения всех богослужений и
Таинств – епископ. Православная Церковь имеет и более подробную
иерархию, но не по Божественной благодати, а по чести: 1 ступень – диакон
и иеродиакон (из монашествующих), а старшие из них – протодиакон и
архидиакон (из монашествующих); вторая ступень – иерей и иеромонах, а
старшие из них – протоиерей, протопресвитер и игумен, архимандрит; третья
ступень – епископ, а старшие из них – архиепископ, митрополит, патриарх.
Третья ступень доступна только для монашествующих, то есть православных
христиан, которые отреклись от мира и дали три обета – целомудрия,
нестяжания и послушания. Поэтому и в Православной Церкви обычно
выделяет 3 степени посвящения Богу: 1 степень – миряне; 2 степень –
монашествующие; 3 степень – священство.
Итак, какими еще средствами, кроме церковных Таинств, стяжается
Божественная благодать? На первом месте здесь стоит молитва, которая
может быть церковной при участии в богослужении и личной – в любом
месте и в любое время. Именно молитва доступна всем православным
христианам и дает обилие Божественной благодати, доходящий от простой
устной до созерцательного молчания при созерцании Божественного света.
Для
молитвы
надлежит
соблюдать
молитвенное
правило,
которое
совершается утром и вечером и в течение дня, а затем и вплоть до того,
чтобы непрестанно молиться. Нужно читать Священное Писание, особенно
Евангелие, и творения святых отцов, соблюдать церковные посты. При этом
необходимо стремиться исполнить Божественные заповеди, выраженные в
главном – любви к Богу и ближним. Вся жизнь православного христианина
становится служением и молитвой к Богу, которому он посвящает всю свою
жизнь.
Таким образом, главное дело православного христианина – спасение
души
для
Царствия
Небесного,
предполагающее
обретение
полноты
Божественной благодати для наиболее полного единения в любви с Богом.
Аминь!