Напоминание

О смысле жизни


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: О смысле жизни
Раздел: высшее образование





Назад




О смысле жизни

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия, профессор

кафедры Православной теологии

Русской духовной академии,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Некоторые люди спрашивают: зачем мы живем и имеет ли вообще наша

жизнь смысл? Если смысла нет, то небытие становится равнозначным

бытию. А если смысл есть, то какой? Кто создал людей или мир произошел

случайно? Если мир – случайность, то как может небытие создавать бытие?

А если мир создал Бог, то какой Он и зачем мы созданы?

Очевидно, что человек называется таковым потому, что не только

прямоходящий, но и смотрит вверх, и смотрит не в пустоту, но как словек, то

есть имеющий разум, от которого рождается слово и от него исходит

соответствующий дух, то и человек устремлен к Богу, о чем свидетельствует

вся человеческая история, и этой историй руководит премудрый Промысел

Божий. Но кто такой Бог?

Если Бог злой, то мы обречены быть игрушками в его руках, но разве то,

что обладает наибольшим совершенством может быть злым? Очевидно, что

Бог добрый. А какова мера Его добра? Если Он просто создал нас, а потом не

вмешивается, то и нам нет до Него никакого дела. Но мы же видим, что все

происходящее в нашей жизни целесообразно, значит Бог направляет нашу

жизнь ко благу. Но Бог недоступен для нашего общения или мы можем к

Нему обратиться, о чем-то попросить?

Если бы люди не имели общения с Богом, то тогда не отличались бы от

любой неразумной твари, которая живет сама по себе, но, глядя на красоту

мира, возникает чувство и даже уверенность, что и вся тварь хвалит своего

Создателя, но только иным способом.

А как человек обращается к Богу? Для этого есть молитва. Что такое

молитва? Молитва – устремленность к Богу, благоговейное предстояние пред

Богом, соединение с Богом в любви.

Значит молитва совершается с определенной целью, а связана ли эта

цель с целью нашей жизни? Если жизнь имеет смысл, то реализовать мы его

можем только через общение с Богом. Так какой же смысл жизни, зачем мы

живем?

Очевидно для того, чтобы наша жизнь не просто не закончилась, но

становилась более совершенной, а предел совершенства – Бог. Значит мы

должны уподобляться Богу в его совершенствах, что предполагает стяжание

Божественной благодати, духовно-нравственное совершенство, святость и

обожение. Причем нам предназначено быть не просто послушными рабами

Бога или наемниками, делающими добро за некую плату, но нам надлежит

достигнуть богоусыновления, стать богами по благодати. Не случайно в

Евангелии говорится о том, что нам дана очень дерзновенная молитва, в

которой мы обращаемся к Богу: «Отче наш!» Такое обращение возможно

только любящих чад к любящему Отцу. А почему «наш», а не «мой»?

Все люди произошли от единого предка – Адама и, взятой из его ребра,

жены – Евы. Бог создал Адама из праха земного, вдунул в него дыхание

жизни, то есть даровал ему бессмертную душу и Божественную благодать.

Почему нужна Божественная благодать? Весь мир создан Богом, и Он

поддерживает жизнь этого мира посредством Божественной благодати,

которая

есть

нетварная

энергия

Бога,

проявление

непознаваемой

Божественной сущности во вне.

Человек не просто получает Божественную благодать для поддержания

жизни,

но

и

способен накапливать

Божественную

благодать,

чтобы

становится более совершенным, уподобляясь Богу. В этом и есть цель

человеческой

жизни

стяжание,

то

есть

накопление

Божественной

благодати, называемой благодатью Святого Духа. Почему такое название?

Бог есть Святая Троица единосущная и нераздельная: Отец – единое начало

во Святой Троице, Сын – предвечно рождается от Отца, Святой Дух –

предвечно исходит от Отца. Воля и действие Лиц Святой Троицы едины, но

Божественная благодать подается человеку от Отца чрез Сына во Святом

Духе.

Человек

был

спасен

Сыном

Божиим,

воплотившимся

и

вочеловечившимся,

от

преступления

Адама

и

Евы,

нарушивших

Божественную заповедь и подпавших под власть диавола. Сын Божий, Иисус

Христос – совершенный Бог и совершенный Человек, принявший плоть от

пресвятой девы Марии, Богородицы от наития на нее Святого Духа,

исполнил

домостроительство

спасения

человеческого

рода,

исцелив

человеческую природу и сделав ее в самом себе обоженной через рождество

Христово и совершенной через Крестную смерть и воскресение Христово,

даровал возможность верующим во Святую Троицу и исполняющим

Божественные заповеди стать причастниками этого искупительного подвига

Спасителя и достигнуть спасения души для Царствия Небесного и обожения.

Значит и смысл жизни человека состоит в нахождении и реализации

определенных

путей

и

средств

христианской

жизни

для

стяжания

Божественной благодати.

Что нас непосредственно соединяет с Богом и делает обоженными? Это

церковные

Таинства,

и

после

Таинства

Крещения,

предполагающего

православную веру во Святую Троицу, через которое мы входим в Церковь,

Богочеловеческий организм, Тело, глава которого Христос, а православные

христиане – члены этого Тела, и Таинства Миропомазания, в котором мы

получаем печать дара Духа Святого, то есть благодать Святого Духа

отпечатлевает на нас имя православных христиан и дает возможность

обретения полноты Божественной благодати, важнейшим является Таинство

Причащения Тела и Крови Христовой, через которые мы непосредственно

обоживаемся, а в предваряющем Таинстве Покаяния нам прощаются грехи, в

которых мы покаялись, и дается Божественная благодать для искоренения

страстей и очищения от греха. Есть еще Таинство Елеосвящения или

Соборования, через которое Божественная благодать исцеляет душевные и

телесные болезни и в котором прощаются забытые грехи, Таинство Брака, в

котором

дается

Божественная

благодать

для

освящения

брака

и

христианского воспитания детей, Таинство Священства, в котором дается

благодать сперва чтобы соучаствовать в богослужении и Таинствах, но их не

совершать – диакон, для совершения богослужений и Таинств, кроме

Таинства Священства – пресвитер, и для совершения всех богослужений и

Таинств – епископ. Православная Церковь имеет и более подробную

иерархию, но не по Божественной благодати, а по чести: 1 ступень – диакон

и иеродиакон (из монашествующих), а старшие из них – протодиакон и

архидиакон (из монашествующих); вторая ступень – иерей и иеромонах, а

старшие из них – протоиерей, протопресвитер и игумен, архимандрит; третья

ступень – епископ, а старшие из них – архиепископ, митрополит, патриарх.

Третья ступень доступна только для монашествующих, то есть православных

христиан, которые отреклись от мира и дали три обета – целомудрия,

нестяжания и послушания. Поэтому и в Православной Церкви обычно

выделяет 3 степени посвящения Богу: 1 степень – миряне; 2 степень –

монашествующие; 3 степень – священство.

Итак, какими еще средствами, кроме церковных Таинств, стяжается

Божественная благодать? На первом месте здесь стоит молитва, которая

может быть церковной при участии в богослужении и личной – в любом

месте и в любое время. Именно молитва доступна всем православным

христианам и дает обилие Божественной благодати, доходящий от простой

устной до созерцательного молчания при созерцании Божественного света.

Для

молитвы

надлежит

соблюдать

молитвенное

правило,

которое

совершается утром и вечером и в течение дня, а затем и вплоть до того,

чтобы непрестанно молиться. Нужно читать Священное Писание, особенно

Евангелие, и творения святых отцов, соблюдать церковные посты. При этом

необходимо стремиться исполнить Божественные заповеди, выраженные в

главном – любви к Богу и ближним. Вся жизнь православного христианина

становится служением и молитвой к Богу, которому он посвящает всю свою

жизнь.

Таким образом, главное дело православного христианина – спасение

души

для

Царствия

Небесного,

предполагающее

обретение

полноты

Божественной благодати для наиболее полного единения в любви с Богом.

Аминь!



В раздел образования