Авторы: Саяпина Наталья Владимировна, Блохина Ольга Петровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 246"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка "Краеведение. Кузбасс"
Тема: "Шорские сказки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по краеведению для детей подготовительной группы
Тема: Сказки шорского народа.
Цель: формирование представления о детской литературе Кузбасса.
Задачи:
Обучающие:
продолжать знакомить детей с малыми жанрами
фольклора
Кемеровской области (легенда, сказка);
Развивающие: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, связную
речь, умение слушать, рассуждать, анализировать;
Воспитательные:
воспитывать
любовь
к
родному
краю
посредством
литературных произведений.
Ход занятия.
Психологический настрой
Мы в кружок все соберемся. (Дети встают в круг.)
Дружно всем мы улыбнемся
И пожелаем друг другу, друзья,
Хорошего, светлого, радостного дня.
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки.
-- Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзинке что-то есть.
Посмотрите и послушайте!
Я на ярмарке была
Много книжек набрала.
Буду детям их читать,
Будут дети край свой знать.
Про тайгу и про медведя,
Про гору Зеленую,
Есть легенды, есть и сказки
Народом сочиненные.
Для Кузбасской детворы
От писателей – дары:
Сказки, приключения
Да стихотворения!
Ванечке с Маринкою
Книжки-то с картинками,
Чтобы край Кузнецкий свой
Полюбили всей душой! (сл. О. Кулолаевой)
- Посмотрите, какие красивые книги я принесла с книжной ярмарки. Может вы
знакомы с этими книгами? (ответы детей). Дети, эти книги написаны шорскими
писателями.
-- Мы уже с вами знаем, что недалеко от Новокузнецка находится горная Шория
– прекрасный уголок дикой природы. Там живет…Какой народ? Как их
называют? (шорский народ). С древних времен шорцы обрабатывали землю,
занимались разведением лошадей, охотой, рыболовством. Они общались с
горами, ветром, солнцем, огнем, растениями, животными как с живыми, наделяли
их душой, разговаривали и слагали о своей жизни и природе легенды.
А вы знаете кто такой Улу-Кижи? Я вам подскажу: это крупное хищное животное
– хозяин тайги (Ответы детей).
Правильно, это медведь.
Послушайте легенду “Улу-кижи”
Охотники давно поняли: звери очень разные. Есть среди них умные, хитрые,
ленивые. Совсем как люди. Очень может быть, что когда-то они были людьми.
Охотники горной Шории к животным относятся с осторожностью, к некоторым –
с уважением. Особым образом почитают медведя. Приметили, что медведь как
будто понимает человеческую речь.
Помнится, в прошлом веке старики рассказывали, что был медведь человеком.
Был силен, но простоват. Доверчив и наивен, как ребенок. Жил он в одной семье,
отличался трудолюбием и страшной прожорливостью. Он так много ел, что
домашние вынуждены были делать ему замечания и даже прятать от него
продукты.
Надоели медведю упреки. Он обиделся на родных, взял веревку и пошел в лес за
дровами. Ушел, да так и не вернулся. Ушел человеком, а в лесу превратился в
зверя. Охотники говорят, есть верный знак: на передних лапах медведя, повыше
когтей, сохранились шерстяные перевязки, которые человек носил от ревматизма.
И еще говорят, что веревка его – переплетенные стебли хмеля – до сих пор на
дереве весит.
Медведя называют “улу-кижи” – “старый человек”. Охотники, завалив сильного
зверя, просят у него прощения и стараются обмануть, убеждая, что он не убит, а
спит крепким сном. Тем не менее мясо едят с аппетитом, но прежде кропят
медвежьим жиром в сторону гор, признавая перед горными духами свою вину,
бросают куски мяса, задабривая духов.
Охотники строго соблюдают однажды установленные правила: не шагают через
голову убитого медведя и носят амулет – медвежью лапу, дающую здоровье, силу
бесстрашие.
-- Интересная легенда? А вы запомнили как на шорском языке звучит слово
медведь? Правильно, Улу-кижи.
Физминутка.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
- Шорский народ сочинял не только легенды, но и сказки, с некоторыми из них
мы уже с вами знакомы. Давайте вспомним, какие шорские сказки мы уже знаем?
(ответы детей).
Я держу в руках сказки, которые Софрон Тотыш, шорский писатель, записал от
дедушки Шапкая: «Лось и лягушка», «Ленивый бурундук», «Гора Пус-Таг» и
другие. А сейчас я вам расскажу сказку дедушки Шапкая “Зайчик». Слушайте
внимательно.
Жил на свете трусливый Зайчик.
Однажды перед утром зайчик долго петлял на первом снегу, запутывая свои
следы. Потом он сделал большой прыжок и спрятался у лежащей на земле березы.
Притаился так, что самый зоркий глаз его не мог заметить, ни одна собака не
могла учуять.
Лег Зайчик и тотчас задремал.
- Тук-тук, тук-тук, тук-тук…
Встревожился зайчик.
- Наверное, это какой-нибудь хищник свой клюв точит.
Хотя и живой Зайчик, а кажется ему, что он уже от страха умер…
Потом все стихло. Еле-еле успокоился Зайчик. Но только хотел он закрыть свои
косые глаза, услышал: невдалеке люди идут. Двое. Сапоги у них длинными
голенищами, скрипят. Подсумки для добычи большие, по ногам хлопают. Ружья
двуствольные, стволы на солнце блестят. Идут они, о заячьем мясе громко
разговаривают…
Вот мимо они прошли, кругом опять спокойно стало.
Не прошло времени глазом девять раз моргнуть – собака залаяла. Старая собака,
короткохвостая, ослепла совсем – дятла за рябчика приняла, обозналась.
Дятел разноцветными крыльями взмахнул, на другое дерево полетел. А Зайцу,
хоть он и живой был, опять померещилось от страха, что он умер.
Собака давно нюх потеряла, в заячьих следах не разбиралась, убежала далеко в
сторону.
В это время Дятел над лесом покружился и сел на упавшую березу, под которой
Зайчик лежал.
В смертельном испуге взглянул на птицу Зайчик.
- Опять умер, что ли? – спросил Дятел
- Ой, ой, я подумал, что ты Сова… - еле слышно прошептал Зайчик.
- Лежи смирно, - сказал Дятел, - я вижу, что у скалы охотник идет. Ружье у него
одноствольное, держит он его наготове…
- Ой, ой, я больше не могу здесь умирать! – закричал Зайчик. – Убегать, убегать
надо!..
Выскочил из-под березы и поскакал, куда глаза глядят.
Раздался выстрел. Заяц подскочил и упал на снег.
Поглядел на упавшего Зайца Дятел, покачал головой и сказал:
- Однако удивляться нечего, трус всегда так глупо умирает.
- Дети, вам понравилась сказка о зайчике? А что вы невесело сказали? Я вас
понимаю, вы, наверное, жалеете зайчика. Мне его тоже жалко, но тайга трусов не
любит. Трусы часто в тайге погибают. Шорский народ очень смелый, храбрый.
Мальчиков с ранних лет учат быть смелыми охотниками, не бояться в тайге
встретить медведя, волка, рысь. Суметь защитить себя и близких.
-- Вот и заканчивается наше занятие. Понравились вам книги, которые я принесла
с ярмарки?
За один раз всех легенд, стихов, написанных кузбасскими писателями, поэтами не
перечитаешь. Для чтения у нас будет еще много времени.
А вы расскажите легенду своим родителям, братьям и сестрам. А когда будете в
книжном магазине, то не проходите мимо сказок, легенд, стихов, написанных
нашим народом, кузбасскими писателями и поэтами.