Напоминание

"Шорские сказки"


Авторы: Саяпина Наталья Владимировна, Блохина Ольга Петровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 246"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка "Краеведение. Кузбасс"
Тема: "Шорские сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по краеведению для детей подготовительной группы

Тема: Сказки шорского народа.

Цель: формирование представления о детской литературе Кузбасса.

Задачи:

Обучающие:

продолжать знакомить детей с малыми жанрами

фольклора

Кемеровской области (легенда, сказка);

Развивающие: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, связную

речь, умение слушать, рассуждать, анализировать;

Воспитательные:

воспитывать

любовь

к

родному

краю

посредством

литературных произведений.

Ход занятия.

Психологический настрой

Мы в кружок все соберемся. (Дети встают в круг.)

Дружно всем мы улыбнемся

И пожелаем друг другу, друзья,

Хорошего, светлого, радостного дня.

– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки.

-- Ребята, я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзинке что-то есть.

Посмотрите и послушайте!

Я на ярмарке была

Много книжек набрала.

Буду детям их читать,

Будут дети край свой знать.

Про тайгу и про медведя,

Про гору Зеленую,

Есть легенды, есть и сказки

Народом сочиненные.

Для Кузбасской детворы

От писателей – дары:

Сказки, приключения

Да стихотворения!

Ванечке с Маринкою

Книжки-то с картинками,

Чтобы край Кузнецкий свой

Полюбили всей душой! (сл. О. Кулолаевой)

- Посмотрите, какие красивые книги я принесла с книжной ярмарки. Может вы

знакомы с этими книгами? (ответы детей). Дети, эти книги написаны шорскими

писателями.

-- Мы уже с вами знаем, что недалеко от Новокузнецка находится горная Шория

– прекрасный уголок дикой природы. Там живет…Какой народ? Как их

называют? (шорский народ). С древних времен шорцы обрабатывали землю,

занимались разведением лошадей, охотой, рыболовством. Они общались с

горами, ветром, солнцем, огнем, растениями, животными как с живыми, наделяли

их душой, разговаривали и слагали о своей жизни и природе легенды.

А вы знаете кто такой Улу-Кижи? Я вам подскажу: это крупное хищное животное

– хозяин тайги (Ответы детей).

Правильно, это медведь.

Послушайте легенду “Улу-кижи”

Охотники давно поняли: звери очень разные. Есть среди них умные, хитрые,

ленивые. Совсем как люди. Очень может быть, что когда-то они были людьми.

Охотники горной Шории к животным относятся с осторожностью, к некоторым –

с уважением. Особым образом почитают медведя. Приметили, что медведь как

будто понимает человеческую речь.

Помнится, в прошлом веке старики рассказывали, что был медведь человеком.

Был силен, но простоват. Доверчив и наивен, как ребенок. Жил он в одной семье,

отличался трудолюбием и страшной прожорливостью. Он так много ел, что

домашние вынуждены были делать ему замечания и даже прятать от него

продукты.

Надоели медведю упреки. Он обиделся на родных, взял веревку и пошел в лес за

дровами. Ушел, да так и не вернулся. Ушел человеком, а в лесу превратился в

зверя. Охотники говорят, есть верный знак: на передних лапах медведя, повыше

когтей, сохранились шерстяные перевязки, которые человек носил от ревматизма.

И еще говорят, что веревка его – переплетенные стебли хмеля – до сих пор на

дереве весит.

Медведя называют “улу-кижи” – “старый человек”. Охотники, завалив сильного

зверя, просят у него прощения и стараются обмануть, убеждая, что он не убит, а

спит крепким сном. Тем не менее мясо едят с аппетитом, но прежде кропят

медвежьим жиром в сторону гор, признавая перед горными духами свою вину,

бросают куски мяса, задабривая духов.

Охотники строго соблюдают однажды установленные правила: не шагают через

голову убитого медведя и носят амулет – медвежью лапу, дающую здоровье, силу

бесстрашие.

-- Интересная легенда? А вы запомнили как на шорском языке звучит слово

медведь? Правильно, Улу-кижи.

Физминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

- Шорский народ сочинял не только легенды, но и сказки, с некоторыми из них

мы уже с вами знакомы. Давайте вспомним, какие шорские сказки мы уже знаем?

(ответы детей).

Я держу в руках сказки, которые Софрон Тотыш, шорский писатель, записал от

дедушки Шапкая: «Лось и лягушка», «Ленивый бурундук», «Гора Пус-Таг» и

другие. А сейчас я вам расскажу сказку дедушки Шапкая “Зайчик». Слушайте

внимательно.

Жил на свете трусливый Зайчик.

Однажды перед утром зайчик долго петлял на первом снегу, запутывая свои

следы. Потом он сделал большой прыжок и спрятался у лежащей на земле березы.

Притаился так, что самый зоркий глаз его не мог заметить, ни одна собака не

могла учуять.

Лег Зайчик и тотчас задремал.

- Тук-тук, тук-тук, тук-тук…

Встревожился зайчик.

- Наверное, это какой-нибудь хищник свой клюв точит.

Хотя и живой Зайчик, а кажется ему, что он уже от страха умер…

Потом все стихло. Еле-еле успокоился Зайчик. Но только хотел он закрыть свои

косые глаза, услышал: невдалеке люди идут. Двое. Сапоги у них длинными

голенищами, скрипят. Подсумки для добычи большие, по ногам хлопают. Ружья

двуствольные, стволы на солнце блестят. Идут они, о заячьем мясе громко

разговаривают…

Вот мимо они прошли, кругом опять спокойно стало.

Не прошло времени глазом девять раз моргнуть – собака залаяла. Старая собака,

короткохвостая, ослепла совсем – дятла за рябчика приняла, обозналась.

Дятел разноцветными крыльями взмахнул, на другое дерево полетел. А Зайцу,

хоть он и живой был, опять померещилось от страха, что он умер.

Собака давно нюх потеряла, в заячьих следах не разбиралась, убежала далеко в

сторону.

В это время Дятел над лесом покружился и сел на упавшую березу, под которой

Зайчик лежал.

В смертельном испуге взглянул на птицу Зайчик.

- Опять умер, что ли? – спросил Дятел

- Ой, ой, я подумал, что ты Сова… - еле слышно прошептал Зайчик.

- Лежи смирно, - сказал Дятел, - я вижу, что у скалы охотник идет. Ружье у него

одноствольное, держит он его наготове…

- Ой, ой, я больше не могу здесь умирать! – закричал Зайчик. – Убегать, убегать

надо!..

Выскочил из-под березы и поскакал, куда глаза глядят.

Раздался выстрел. Заяц подскочил и упал на снег.

Поглядел на упавшего Зайца Дятел, покачал головой и сказал:

- Однако удивляться нечего, трус всегда так глупо умирает.

- Дети, вам понравилась сказка о зайчике? А что вы невесело сказали? Я вас

понимаю, вы, наверное, жалеете зайчика. Мне его тоже жалко, но тайга трусов не

любит. Трусы часто в тайге погибают. Шорский народ очень смелый, храбрый.

Мальчиков с ранних лет учат быть смелыми охотниками, не бояться в тайге

встретить медведя, волка, рысь. Суметь защитить себя и близких.

-- Вот и заканчивается наше занятие. Понравились вам книги, которые я принесла

с ярмарки?

За один раз всех легенд, стихов, написанных кузбасскими писателями, поэтами не

перечитаешь. Для чтения у нас будет еще много времени.

А вы расскажите легенду своим родителям, братьям и сестрам. А когда будете в

книжном магазине, то не проходите мимо сказок, легенд, стихов, написанных

нашим народом, кузбасскими писателями и поэтами.



В раздел образования