Автор: Гавьюк Ирина Борисовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: городской округ Большой Камень
Наименование материала: презентация по астрономии
Тема: "Солнце глазами древних славян"
Раздел: полное образование
Солнце глазами
древних славян
Солнце глазами
древних славян
Солнце – яркая дневная звезда – среди небесных
явлений стоит на первом месте. В большинстве
религий понятие бога на небе соотносится с
понятием Солнца: бог Солнца уничтожает мрак,
все нечистое и злое, связанное с темнотой.
Солнце в народе называли Богом, царем,
князем, Солнцем Божьим, чадом Божьим,
Солнцем праведным, Солнцем красным,
Солнцем светлым и трисветлым. Солнце
призывают в песнях, плачках (голосиннях),
заговорах, при этом часто его называют
«матушкой»; его просят выглянуть, осветить и
обогреть землю, подарить красу (то есть осиять
светом и очистить лицо); его спрашивают как
всевидящее и всезнающее божество о том, что
происходит в далеких местах; у него просят
заступничества и помощи в разных случаях; к
нему обращаются, жалуясь на беду и недолю.
Солнце – яркая дневная звезда – среди небесных
явлений стоит на первом месте. В большинстве
религий понятие бога на небе соотносится с
понятием Солнца: бог Солнца уничтожает мрак,
все нечистое и злое, связанное с темнотой.
Солнце в народе называли Богом, царем,
князем, Солнцем Божьим, чадом Божьим,
Солнцем праведным, Солнцем красным,
Солнцем светлым и трисветлым. Солнце
призывают в песнях, плачках (голосиннях),
заговорах, при этом часто его называют
«матушкой»; его просят выглянуть, осветить и
обогреть землю, подарить красу (то есть осиять
светом и очистить лицо); его спрашивают как
всевидящее и всезнающее божество о том, что
происходит в далеких местах; у него просят
заступничества и помощи в разных случаях; к
нему обращаются, жалуясь на беду и недолю.
Солнце почитали на Руси в виде доброй
заботливой женщины, бабушки – Матушки
Красного Солнышка. Но этот образ не имел
воплощения в народных обрядах.
В этой ситуации видится совсем новая,
самостоятельная черта, перелом в
мифологических взглядах русского народа, что
могло быть под влиянием суровых
климатических условий страны. Солнце в
образе женщины совсем неизвестно у
северных славян, где воплощением палящего
Солнца был воин-победитель.
В русских колядках, в которых прославляется
работящая семья, хозяйка сравнивается с
Солнцем, а хозяин – с Месяцем; в украинских
и белорусских колядках есть и наоборот, в
русских же песнях и заговорах Солнце
выступает только в женском обличье.
Солнце почитали на Руси в виде доброй
заботливой женщины, бабушки – Матушки
Красного Солнышка. Но этот образ не имел
воплощения в народных обрядах.
В этой ситуации видится совсем новая,
самостоятельная черта, перелом в
мифологических взглядах русского народа, что
могло быть под влиянием суровых
климатических условий страны. Солнце в
образе женщины совсем неизвестно у
северных славян, где воплощением палящего
Солнца был воин-победитель.
В русских колядках, в которых прославляется
работящая семья, хозяйка сравнивается с
Солнцем, а хозяин – с Месяцем; в украинских
и белорусских колядках есть и наоборот, в
русских же песнях и заговорах Солнце
выступает только в женском обличье.
Солнцепоклонниками называли славян арабские писатели
IX–X вв. То, что среди богов, которым поклонялись
славяне-язычники, много опекунов Солнца – Сварог,
Сварожич, Ярила, Даждьбог, Руевит, Поревит, Поренут,
Яровит, Хорс, Радегаст, Световид, – подтверждает особое
почитание Солнца древними славянами. Смена погоды,
времена года наводили на мысль, что верховное божество
Солнца умирает и возрождается. В Солнце видели живое
существо, говорили: Солнце проснулось, Солнце садится,
Солнце играет.
От имени Солнца вещали жрецы и князья, им клялись во
время подписания договоров. Все календарные обрядовые
праздники – Купала, Калита, Масленица, Коляда, Иордань
– посвящены Солнцу. В песнях и хороводах во время этих
праздников славили Солнце, просили у него добра,
урожая, хорошей погоды. В «Слове о полку Игореве»
автор говорит о Солнце как о живом существе: оно
разгневалось и своими палящими лучами уничтожает
воинов князя Игоря.
Люди приносили жертвы Солнцу, выполняя работу в
запрещенные дни и время: бросали вверх, к Солнцу,
щепки, траву, пепел и пр.
Солнцепоклонниками называли славян арабские писатели
IX–X вв. То, что среди богов, которым поклонялись
славяне-язычники, много опекунов Солнца – Сварог,
Сварожич, Ярила, Даждьбог, Руевит, Поревит, Поренут,
Яровит, Хорс, Радегаст, Световид, – подтверждает особое
почитание Солнца древними славянами. Смена погоды,
времена года наводили на мысль, что верховное божество
Солнца умирает и возрождается. В Солнце видели живое
существо, говорили: Солнце проснулось, Солнце садится,
Солнце играет.
От имени Солнца вещали жрецы и князья, им клялись во
время подписания договоров. Все календарные обрядовые
праздники – Купала, Калита, Масленица, Коляда, Иордань
– посвящены Солнцу. В песнях и хороводах во время этих
праздников славили Солнце, просили у него добра,
урожая, хорошей погоды. В «Слове о полку Игореве»
автор говорит о Солнце как о живом существе: оно
разгневалось и своими палящими лучами уничтожает
воинов князя Игоря.
Люди приносили жертвы Солнцу, выполняя работу в
запрещенные дни и время: бросали вверх, к Солнцу,
щепки, траву, пепел и пр.
Известно много легенд и преданий о Солнце. К
примеру, то, что древние считали Солнце
великаном, который имел светоносную и
теплотворную одежду, одевал ее, чтобы согреть и
дать тепло всему белому свету. Когда Солнце-
великан видело какие-нибудь неприятности, лихие
деяния человеческие, оно закрывало в отчаянье
лицо – так объясняли солнечное затмение.
В христианских преданиях Солнце ночью уходит
под землю и плывет подземными водами, а утром
не может подняться на небо без посторонней
помощи. Ему помогают черти, живущие в
подземном царстве. Они выкатывают Солнце на
небо, при этом обжигаются, встряхивают руками,
и много их гибнет. Но, когда черти встряхивают
руками, из летящих капель рождаются новые
черти, которые будут катить Солнце на следующее
утро. И так происходит бесконечно. Отсюда
поверье, что нельзя, помыв руки, стряхивать
капли, ибо из них черти родятся.
Известно много легенд и преданий о Солнце. К
примеру, то, что древние считали Солнце
великаном, который имел светоносную и
теплотворную одежду, одевал ее, чтобы согреть и
дать тепло всему белому свету. Когда Солнце-
великан видело какие-нибудь неприятности, лихие
деяния человеческие, оно закрывало в отчаянье
лицо – так объясняли солнечное затмение.
В христианских преданиях Солнце ночью уходит
под землю и плывет подземными водами, а утром
не может подняться на небо без посторонней
помощи. Ему помогают черти, живущие в
подземном царстве. Они выкатывают Солнце на
небо, при этом обжигаются, встряхивают руками,
и много их гибнет. Но, когда черти встряхивают
руками, из летящих капель рождаются новые
черти, которые будут катить Солнце на следующее
утро. И так происходит бесконечно. Отсюда
поверье, что нельзя, помыв руки, стряхивать
капли, ибо из них черти родятся.
О Солнце существует также много сказок, где оно
выступает женой Месяца или его сестрой. В большинстве
сказок Солнце помогает бедным, угнетенным, а подлых,
злых наказывает. В одной из сказок Солнце меняется
трижды на день. Эта сказка имеет еще языческие истоки
(Троян – трисветлое Солнце). Живет в море прекрасная
царевна (Морская панна, в сказках – Анастасия). Солнце,
когда восходит, засматривается на нее. Морская панна
хлюпнет водой на Солнце, оно застесняется и покраснеет.
А как поднимется Солнце высоко, осмотрит землю,
повеселеет и засияет, станет светлее. Катится Солнце к
морю, заходит, вновь брызнет царевна водой, и опять
Солнце краснеет.
Славяне видели в Солнце могущественный источник
тепла и света, жизненной энергии, представляли его
небесным огнем, раскаленным колесом, от которого
зависела жизнь на земле. Древний человек понимал
значение Солнца для жизни – без его тепла на землю
приходит ночь, холод, зима, смерть. Без небесного огня
не будет огня домашнего. Солнце обожествлялось в
первую очередь, и солнечные боги были наиболее
почитаемыми.
О Солнце существует также много сказок, где оно
выступает женой Месяца или его сестрой. В большинстве
сказок Солнце помогает бедным, угнетенным, а подлых,
злых наказывает. В одной из сказок Солнце меняется
трижды на день. Эта сказка имеет еще языческие истоки
(Троян – трисветлое Солнце). Живет в море прекрасная
царевна (Морская панна, в сказках – Анастасия). Солнце,
когда восходит, засматривается на нее. Морская панна
хлюпнет водой на Солнце, оно застесняется и покраснеет.
А как поднимется Солнце высоко, осмотрит землю,
повеселеет и засияет, станет светлее. Катится Солнце к
морю, заходит, вновь брызнет царевна водой, и опять
Солнце краснеет.
Славяне видели в Солнце могущественный источник
тепла и света, жизненной энергии, представляли его
небесным огнем, раскаленным колесом, от которого
зависела жизнь на земле. Древний человек понимал
значение Солнца для жизни – без его тепла на землю
приходит ночь, холод, зима, смерть. Без небесного огня
не будет огня домашнего. Солнце обожествлялось в
первую очередь, и солнечные боги были наиболее
почитаемыми.