Автор: Садыкова Зайтуна Гафуровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 города Тюмени
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: Урок
Тема: Преобразование тригонометрической функции или просто «гармоника».
Раздел: среднее образование
ТЕМА УРОКА: Преобразование тригонометрической функции или просто «гармоника».
Учитель: Садыкова З.Г.
Класс: 11
Цель:научить
применять
преобразования
графиков
при
построении
графиков
тригонометрических функций.
Задачи:
1.Повторить правила преобразования функций:
2.Изучить гармоническую функцию:
3.Построить графики и исследовать свойства некоторых сложных функций.
Тип урока: формирование новых знаний
Формы, методы, приёмы работы:фронтальная беседа, работа учащихся в группах,
презентация групп, индивидуальная работа у доски.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Тема
сегодняшнего
урока:преобразование
тригонометрических функций или
просто
«гармоника».
Как вы думаете-какова цель нашего урока?(ребята сами озвучивают цели, затем кто - нибудь
сформулирует общую идею. Данная тема широко применяется в математике, физике,
технике.Например,многие процессы,такие ,колебания струны, маятника,напряжения в цепи
переменного тока и т.д.,описываются функцией, которая задается формулой :
у=Asin(
ωx
+
φ
¿
или
Такие процессы называют гармоническими колебаниями,а описывающие их функции-
гармониками (от греческого слова harmonikos-соразмерный) А также гармонические
колебания происходят у нас в сердце, а соответствующие графики мы можем увидеть на
кардиограммах.(на стене висит большой красный плакат в форме сердца .на нем наклеены и
висят кардиограммы) а вот чтобы прочитать их, нужно по глубже разбираться в данной
теме.
График функции
у=sinAn(
ωx
+
φ
)получается из синусоиды у=sinx
сжатием или растяжением ее вдоль
координатных осей и сдвигом вдоль оси ОХ.Обычно гармоническое колебание является
функцией
времени:
у=Asin(
ωx
+
φ
¿
,где
А-амплитуда
колебания,
ω
−
частота,φ
−
начальнаяфаза ,
2 π
ω
−
период колебания .
(ребята
конспектируют
основные
обозначения)3.А сейчас немного повторим правила преобразования на примере функций у=
x
2
и
у=cosx,но прежде возьмите шаблоны синусоид и рассаживайтесь на группы по цветам.
Определить с помощью какого преобразования получен график данной функции (на рисунке
он изображен красным цветом). Назвать формулу исходной функции (её график изображен
синим цветом) и формулу данной функции.
а)
X
Y
Ответ: получен график функции y=cosx+2 из графика функции y=cosx с помощью
параллельного переноса вдоль оси ординат на 2 единицы вверх
.б)
X
Y
Ответ: получен график функции y=cos2x из графика функции y=cosx с помощью сжатия к оси ординат
в 2 раза.
В)
X
Y
Ответ: получен график функции y=1/2cosx из графика функции y=cosx с помощью сжатия
к оси абсцисс в 2 раза.
1). Постройте графики следующих функций.
а) y=2cos 2x-1 ( укажите период данной функции, точки минимума, промежутки убывания).
Решение:
cos x
→
cos2 x
→
2 cos2 x
→
2 cos 2 x
−
1
X
Y
T
=
π
-наименьший положительный период
x
=
π
/
2
+
πn , n
∈
Z
- точки минимума
данная функция убывает на промежутках вида
x
∈
[
πn; π
/
2
+
πn
]
,
n
∈
Z
А теперь каждая группа получает отдельную функцию. Учащиеся должны на одном листе построить график этой
функции,а на другом написать их свойства, затем презентовать работу каждой группы у доски.
1группа: У=-2sin(2x-П/6)
2 группа:У=sin3x+1
3 группа:У=sinx+П/3
Во время работы в трёх группах,по одному представителю выходят к доске для индивидуальной работы.
Им предлагаются задания из ЕГЭ .