Автор: Добрынина Галина Рудольфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Матвинур
Населённый пункт: Санчурского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: «Применение развивающих упражнений на уроках математики для формирования логического мышления младших школьников»
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Матвинур
Санчурского района Кировской области
Тема: «Применение развивающих упражнений на
уроках математики для формирования логического
мышления младших школьников»
Подготовила: Добрынина Г.Р.,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ с. Матвинур
с. Матвинур 2020 г
Цель: показать методику проведения отдельных упражнений на развитие
логического мышления и творческих способностей учащихся начальных
классов на уроках математики
Практическая значимость: предлагаемые способы работы по развитию
логического мышления на уроках математики в начальной школе могут
применяться всеми учителями, работающими по ФГОС НОО.
Задачи :
познакомить с практическим опытом работы путем прямого и
комментированного показа последовательности способов работы по
развитию логического мышления на уроках математики в начальной школе;
показ методических подходов учителя при работе с детьми;
рефлексия собственного профессионального мастерства .
Целевая аудитория: (заочно)учителя начальных классов.
Материально-техническое и методическое обеспечение: проектор, экран,
компьютер.
Продолжительность: 30 минут.
План проведения:
1.
Презентация педагогического опыта учителем.
2.
Представление системы логических приемов.
3.
Демонстрация эффективных приемов работы с обучающимися
4.
Рефлексивная часть.
Предполагаемый результат: слушатели получат возможность ознакомиться
с предлагаемыми способами работы по развитию логического мышления на
уроках математики в начальной школе, сформулируют своё мнение о
необходимости проведения такой работы.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать всех вас, тема моего
выступления «Применение развивающих упражнений на уроках математики
для формирования логического мышления младших школьников»
Слайд 2
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились
увлеченно, с интересом; на уроках научились не только считать, писать, но
и думать, рассуждать, отбирать нужную информацию, применять знания в
жизни. На современном этапе школа дает образование в соответствии с
требованиями новых Федеральных образовательных стандартов общего
образования второго поколения. в которых прописано, что главной целью
образовательного процесса является формирование универсальных учебных
действий,
таких
как:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
В
соответствии
стандартам
второго
поколения
познавательные универсальные действия включают:
общеучебные,
логические, а также постановку и решение проблемы.
Слайд 3
Я хочу обратить ваше внимание на формирование
логических
универсальных действий.(представлены на слайде)
К логическим универсальным действиям относятся:
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Эффективность формирования логических универсальных действий зависит
от степени развития детского мышления.
Слайд 4
Мыслительная деятельность учеников совершается при помощи следующих
мыслительных операций:
сравнения,
синтеза,
анализа,
обобщения,
абстракции, конкретизации.
Слайд 5
В чем состоит основа операций: сравнения, анализа, синтеза и других?
Сравнение- сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство и
различие между ними.
Анализ- мысленное расчленение предмета или явления на образующие его ч
асти,
выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез- мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в
единое
целое.
Абстракция - мысленное выделение существенных свойств и признаков пр
едметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных.
Обобщение- мысленное объединение предметов или явлений в группы по об
щим и существенным признакам
Конкретизация -
мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этом
у общему.
Отметим, что логическое мышление необходимо развивать в раннем детстве,
так как от момента рождения до 7 семи– 10 лет у ребёнка возникают и
формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем
мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления.
Математические задачи позволяют эффективно развивать: внимание,
воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную,
слуховую и смысловую память.
Слайд 6 На уроках математики я предлагаю детям задания, направленные
на развитие логического мышления: логические цепочки; логические задачи
на угадывание слов и чисел по аналогии , задачи «Найди соответствие» ,
задачи шутки,
математические ребусы, шарады, кроссворды, головоломки,
магические треугольники и квадраты.
Слайд
7
Такие
задания
способствуют
развитию
у
детей
умения
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы,
способствуют
развитию гибкости, активности, широты и глубины мышления.
Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от
методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной
форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и
разнообразие устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами.
Например:
1.
Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа. или
2.
Как записать 10 с помощью пяти одинаковых чисел?
(2+2+2+2+2+2=10)
Слайд 8 Заметную роль в воспитании у детей познавательного интереса
играют занимательные упражнения. Часто на своих уроках использую
загадки-шутки. Например,
- Золушкин башмачек-простой или золотой?
- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?
- Сколько человек тянули репку?
- У колобка на шее был бантик или галстук?
- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Слайд 9.
На этом слайде вы видите задание, развивающее внимание,
быстроту реакции.
(Таблица чисел)
Ребята, давайте сначала проверим,
какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать.
Я дам вам карточки, а вы сосчитайте в них количество цифр, которые я
назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.
Слайд 10-11. Логические цепочки.
Решая задачи развивающего характера заметила, что даже слабые ученики
сравнивают, рассуждают, строят доказательство, делают выводы. Задания
«Логические цепочки» можно составлять в разных вариантах: от самых
простых - вставить предыдущее число или следующее - до очень сложных.
Рассмотрим один из вариантов решения одной логической цепочки: первое и
второе число сложить 1+5=6 - получилось третье число в ряду, складываем
второе и третье 5+6=11 –нашли четвертое число, 11+17=28 – это ответ.
Еще вариант этого задания –найдите недостающее число.
Слайд 12
При отборе логических приемов, которые должны быть
сформированы, следует учитывать межпредметные связи. В связи с этим
использую следующие задания: преобразовать одно слово в другое, такие же
преобразования произвести с числом, и - получить ответ .
Чтобы получить слово товар, нужно в слове кровать исключить крайние
буквы,
полученные
крайние
буквы
поменять
местами.
Аналогично
выполнить на строке ниже. Ответ -162.
*« В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы.
Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две
последние цифры»
Слайд 13 Задачи на смекалку . Нужно построить логическую цепь
рассуждений. При выполнении заданий каждому ученику предоставляется
возможность высказать своё мнение, выслушать мнения одноклассников.
При этом на уроке создаётся комфортная обстановка для каждого ученика.
У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
Слайд 14
Назовите 5 дней, не называя
чисел и названий дней недели :
позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Слайд 15 Следующее задание на пространственную ориентацию и логику.
Эту картинку нужно разделить тремя прямыми линиями так, чтобы каждый
гусь оказался на отдельной площадке.
Слайд 16 Разнообразие логических задач очень велико. Способов решения
тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие способы
решения логических задач:
табличный;
с помощью рассуждений.
- Рассмотрим задачи, решаемые составлением таблицы с помощью
рассуждений.
При использовании этого способа условия, которые содержит задача, и
результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных
таблиц.
Катя, Галя и Оля спрятали игрушки – медвежонка, зайчика и слоника. Кто
какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни
медвежонка, а Катя не прятала зайчика? Катя Галя Оля -+ - + - - - - +
Слайд17
Портфель Коли помещается в
портфеле Васи, а портфель Васи
можно спрятать в портфеле Севы. Какой из этих портфелей самый
большой? Коля Вася Сева
(Решение логических задач помощью чертежа еще один способ решения
логических задач)
Систематическое использование на уроках математики и
внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на
развитие логического мышления, расширяет математический кругозор
младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни
Слайд 18 Игра «Танграм»Составление фигур из 7 частей квадрата
увлекательная головоломка, где даже взрослым есть над чем подумать.
Составьте фигуры по схемам. Можно придумать свою и назвать.
Слайд 19
Такие задания способствуют развитию следующих умений: -
анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения,
выведения следствий, выбора оснований для классификации,
построения логической цепи рассуждений, способствуют развитию у детей
гибкости, активности мышления.
Рефлексия.
Отсюда вытекают правила интеллектуального развития
личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к
остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на
обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов.
Сегодня наши выпускники должны обладать необходимым набором знаний,
умений
и
качеств,
позволяющих
им
уверенно
чувствовать
себя
в
современном высокотехнологичном, конкурентном мире.
Начальное общее образование призвано помочь учителю реализовать
способности каждого ученика и создать условия для индивидуального
развития младших школьников.
Лев Семенович Выготский сказал: «То, что дети могут сделать вместе
сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Представленный опыт работы может быть использован в практике учителей,
работающих в любой системе УМК.
Слайд 20
В заключение
хотелось бы узнать Ваше мнение о теме
выступления. На слайде вам предложено несколько позиций, выберите 4 из
них, которые наиболее подходят для Вас.
ТЕМА«Применение развивающих упражнений на уроках математики для
формирования логического мышления младших школьников»
»
применяю
не применяю
любопытно
не мое
нужен совет
могу дать совет
Слайд 21 Спасибо за внимание!