Автор: Беседин Константин Викторович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа № 561
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: Тема: " История развития Сингапура"
Раздел: среднее образование
И
СТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
С
ИНГАПУРА
.
Беседин Константин Викторович, учитель истории и обществознания
ГБОУ школа № 561 г. Санкт - Петербург
В момент обретения независимости, Сингапур представлял собой, маленькую бед-
ную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный пе-
сок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизирова-
ла коммунистам. Именно поэтому, себя и своих соратников, новый руководитель государ-
ства, Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское об-
разование лидеров» [1, с. 9 – 11].
Новая стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю, строилась на
превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также
на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы
просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — писал Ли Куан
Ю. В результате «американские транснациональные корпорации первыми увидели для
себя, а впоследствии и заложили, фундамент масштабной высокотехнологичной промыш-
ленности в развивающейся стране». Это небольшое государство стало, в частности, круп-
ным производителем электроники. [1, с. 18 ]. С какими – же проблемами, пришлось столк-
нуться государству в начале построения экономики нового типа? Прежде всего, это высо-
кая коррупция. Борьба с коррупцией началась путём упрощения процедур принятия реше-
ний и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых
правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Были резко подняты зарплаты
судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата
сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год.
Вторая проблема, организованная преступность, состоящая из преступных группи-
ровок – триад. Для решения этой задачи, было принято решение полностью обновить лич-
ный состав полиции с малайцев на китайцев. Госслужащим, занимающим ответственные
посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных кор-
пораций. Был создан независимый орган по борьбе с финансовым расхищением в высших
эшелонах власти, Агентство по борьбе с коррупцией.
Параллельно, после начала проведения выше перечисленных мероприятий, возник-
ла необходимость радикально изменить экономику с помощью методов новаторства и экс-
периментирования. На какие факторы, ориентировалось правительство Сингапура? Преж-
де всего, на развитие таких богатых и мощных финансовых центров мира, как Венеция,
Голландия, Британия и США. Ли КУАН Ю посчитал, что эти центры обязаны своим про-
цветанием наличия у них атмосферы интеллектуальной свободы, отразившейся новых
идеях воплощенных в экономике. [ 3, с – 15]. Но прежде всего, важна была сама идея дис-
циплины, строгому отношению к работе и возможности анализировать предстоящий
успех. Возникла необходимость продумать экономическую политику так, чтобы с одной
стороны, она умело поощряла капиталовложения, независимо от того, какими бы они не
являлись ( внутренними или внешними ), а с другой стороны, сдерживала темпы инфля-
ции и обеспечивала высококачественное образование. Вопрос с образованием был решен,
путем заимствования модели образования у американцев. И хотя, оно является платным,
но сами сингапурцы, придают существенное значение не только десятилетнему процессу
школьного обучения, но и различного рода курсам усовершенствования, переподготовки
повышения определенных производственных навыков. В политехнических школах и кол-
леджах Сингапура, помимо технических дисциплин обязательно преподаются основы гра-
фического дизайна и архитектуры. Кроме того, дополнительные лабораторные занятия,
семинары – под руководством квалифицированных педагогов, позволяет большей части
граждан, получать качественные знания, которые они сразу после окончания учебных за-
ведений, успешно применяют на практике. Кроме того, принято решение, приглашать для
выступления на лекциях в вузах людей совершенно разных профессий – менеджеров,
инженеров и т. д. Это как раз те специалисты, которые способны расширить кругозор и
внести в процесс обучения новые знания известные более практикам, чем теоретикам [ 3,
стр 106 – 111. ]
В результате, вчерашние выпускники, попадая на производство, усваива-
ют, следующие принципы экономики: « Качество, надежность и точность»!
По поводу самого процесса труда. По мнению правительства, труд должен быть
эффективным. То есть, необходимо убрать все препоны, чтобы он доставлял не только
прибыль, но и здоровое удовлетворение выполненной работой. А в подобном раскладе
сил, не последнюю роль играет зарплата. Поскольку, чтобы спросить с работника за каче-
ство выполненной работы, надо ему хорошо платить. То есть, государственный и частный
сектор должны совпадать по уровню оплаты. Отсюда плавно вытекает вывод, что для при-
влечения в экономику огромных денег, требуется создать соответствующие комфортные
условия. А когда деньги прибыли, нужно, чтобы они быстро вкладывались или обменива-
лись на необходимые товары. Для подобной быстроты, требуются построить соответству-
ющие трассы. Сингапур пронизывают многорядные шоссе, прямые авиасообщения с лю-
бой точкой мира. Причем аэропорт Сингапура – Чанги, сам по себе является архитектур-
ным шедевром, призванный обслужить, как грузоперевозки так и пассажиропоток, а также
служащий местом отдыха для прибывающих туристов. Судите сами, аэропорт эксплуати-
рует четыре терминала. Терминал 1 был открыт в 1981 году, в нем находится галерея с
кактусами (более 40 видов из Африки и Южной Америки), имеется бассейн. Терминал 2
вошёл в эксплуатацию в 1991 году. Он разделён на 4 секции с гейтами. В терминале име-
ется кинотеатр, ресторан Burger King и торговая зона. Внутри терминала и на крыше раз-
бит сад. В Терминале 2 расположен один из крупнейших в мире плазменных дисплеев.
Терминал 3 открыт в 2008 году. Здесь находится галерея бабочек. Бюджетный Терминал
(Budget Terminal) открыт в 2006 году. Он обслуживает рейсы бюджетных авиакомпаний.
Кроме того, в аэропорту совершают посадки самолеты более 70 компаний со всего света, а
около 600 судовых фирм имеют здесь свои представительства.
Главный конек правительства, это абсолютная безопасность, как фирм, так и
отдельных граждан. Именно по этой причине, банки так облюбовали страну, поскольку
одних только представительств, здесь находится около 150. Банковское дело является од-
ной из активно развивающихся отраслей экономики Сингапура. В стране насчитывается
121 коммерческий банк, в том числе местных — 7, иностранных — 114[ 2, с – 198 ]. На
сентябрь 2010 года объём активов (пассивов) в банковском секторе Сингапура, по оцен-
кам Денежно-кредитного управления Сингапура, составил 764 млрд сингапурских долла-
ров.
Центральным банком страны является Денежно-кредитное управление Сингапура,
которое определяет монетарную политику в стране, регулирует деятельность банковских
и финансовых учреждений, определяет объём эмиссии денег. Фактический выпуск синга-
пурских долларов осуществляется Монетным двором Сингапура. Ли Куан Ю абсолютно
уверен, что первостепенное условие — доверие между населением страны и ее руко-
водством. Без этого человеческого доверия, понимания того, что все мы — одна команда,
играющая на один и тот же результат, никакого успеха даже самый гениальный политик
не добьется. Замечу, что для Ли Куан Ю искреннее доверие — это важнейший принцип
построения взаимоотношений не только между различными общественными группами, но
и применительно к таким вещам, как национальная валюта, национальные банки и многое
другое. Люди не должны бежать со своими деньгами куда глаза глядят, спасаясь от ин-
фляции, — нужно, чтобы они доверяли, прежде всего, своим местным банкам. Причем в
любой, даже самой кризисной ситуации. А тот, кто народу что-то обещает, потом непре-
менно обязан выполнить обещанное. Далее, по мнению Ли куан Ю, люди должны искрен-
не одобрять любые меры, предпринимаемые правительством в борьбе с коррупцией, ве-
рить в надежность и неподкупность судебной системы, которая стоит на страже закона и
порядка в стране. Вы можете себе, например, представить, чтобы два сингапурских оли-
гарха судились между собой в Лондоне? Да ни за что — потому как дома их бы давно уже
по собственным законам попросту ликвидировали как социальное явление. Кроме того,
мистер Ли, всегда ратовал за четкое взаимодействие чиновников любого ранга с осталь-
ными гражданами. Чиновник в Сингапуре всегда существует в первую очередь для рядо-
вых граждан, которые, заплатив налоги, наняли его на службу. Так он относился и к рабо-
те премьер-министра, когда занимал этот пост сам, того же он требует и от всех остальных
чиновников Сингапура, которые никогда не должны забывать об ответственности перед
гражданами страны. А вот чего Ли Куан Ю на протяжении всей своей политической ка-
рьеры не принимал и никогда не рассматривал как панацею от имеющихся в стране
проблем (а ведь на начальном этапе их у Сингапура было более чем достаточно) — это
внешняя помощь. Вспомните, сколько самых разных государств мира только и надеялись
на то, что МВФ, Всемирный банк, Америка, Япония и все, у кого всегда водились деньги,
придут, спасут, накормят-напоят и из беды выручат. Ли Куан Ю на дух подобного подхо-
да не переносит. Он считает, что никакой помощи «за просто так» нигде и никогда не
было, нет и не будет в будущем. А вот иждивенческие настроения населения, правитель-
ства и деловых кругов подобная «помощь» будет только усиливать, расхолаживать, и ни-
чем хорошим такая ситуация априори закончиться не может. Более того, Ли Куан Ю и
сам, и позднее его сменщики на посту премьера никогда и ни одной стране мира не дают
никаких кредитов «на глупости». И уж тем более на закупку обыкновенных товаров и
услуг, которые страны-заемщики могли бы без проблем производить у себя. И здесь пози-
ция Сингапура очень резко контрастирует с так называемой «помощью», которую нынче
оказывают всем желающим страны Западной Европы, США и даже идущий в экономиче-
скую «гору» Китай. Есть и еще одна очень глубокая, на мой взгляд, мысль, которую пер-
вый премьер Сингапура не просто озвучивает в своих речах и книгах, но и по-отечески, на
положении «успешного государственного предпринимателя» доводит до сведения многих
первых лиц самых различных государств. Ли Куан Ю уверен, что наличие богатых при-
родных ресурсов никогда не может стать основой для построения благополучного обще-
ства, поскольку природные ресурсы могут в любой момент закончиться. А если исключи-
тельно на них делать ставку, то долго такое государство-иждивенец не протянет. Однако о
повторении, сингапурской модели у себя, хотят то страны Азии, то Европы, а то и на пост-
советском пространстве. И при этом все они ссылаются исключительно на сингапурский
опыт и личное участие в процессе руководства первого руководителя данного государ-
ства. Так что, когда Сингапур, постоянно упоминается как пример процветающего и спра-
ведливого общества для других государств мира, никого уже и не удивляет.
Литература:
1.
Ли Куан Ю. Из третьего мира - в первый. История Сингапура (1965-2000)
2.
Сигов Ю. Сингапур. Восьмое чудо света.
3.
Факарид Закария. Культура – это судьба? Беседа с Ли КуАН Ю.