Напоминание

Тема: " История развития Сингапура"


Автор: Беседин Константин Викторович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ школа № 561
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья.
Тема: Тема: " История развития Сингапура"
Раздел: среднее образование





Назад




И

СТОРИЯ

РАЗВИТИЯ

С

ИНГАПУРА

.

Беседин Константин Викторович, учитель истории и обществознания

ГБОУ школа № 561 г. Санкт - Петербург

В момент обретения независимости, Сингапур представлял собой, маленькую бед-

ную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный пе-

сок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизирова-

ла коммунистам. Именно поэтому, себя и своих соратников, новый руководитель государ-

ства, Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское об-

разование лидеров» [1, с. 9 – 11].

Новая стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю, строилась на

превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также

на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы

просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — писал Ли Куан

Ю. В результате «американские транснациональные корпорации первыми увидели для

себя, а впоследствии и заложили, фундамент масштабной высокотехнологичной промыш-

ленности в развивающейся стране». Это небольшое государство стало, в частности, круп-

ным производителем электроники. [1, с. 18 ]. С какими – же проблемами, пришлось столк-

нуться государству в начале построения экономики нового типа? Прежде всего, это высо-

кая коррупция. Борьба с коррупцией началась путём упрощения процедур принятия реше-

ний и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых

правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Были резко подняты зарплаты

судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата

сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год.

Вторая проблема, организованная преступность, состоящая из преступных группи-

ровок – триад. Для решения этой задачи, было принято решение полностью обновить лич-

ный состав полиции с малайцев на китайцев. Госслужащим, занимающим ответственные

посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных кор-

пораций. Был создан независимый орган по борьбе с финансовым расхищением в высших

эшелонах власти, Агентство по борьбе с коррупцией.

Параллельно, после начала проведения выше перечисленных мероприятий, возник-

ла необходимость радикально изменить экономику с помощью методов новаторства и экс-

периментирования. На какие факторы, ориентировалось правительство Сингапура? Преж-

де всего, на развитие таких богатых и мощных финансовых центров мира, как Венеция,

Голландия, Британия и США. Ли КУАН Ю посчитал, что эти центры обязаны своим про-

цветанием наличия у них атмосферы интеллектуальной свободы, отразившейся новых

идеях воплощенных в экономике. [ 3, с – 15]. Но прежде всего, важна была сама идея дис-

циплины, строгому отношению к работе и возможности анализировать предстоящий

успех. Возникла необходимость продумать экономическую политику так, чтобы с одной

стороны, она умело поощряла капиталовложения, независимо от того, какими бы они не

являлись ( внутренними или внешними ), а с другой стороны, сдерживала темпы инфля-

ции и обеспечивала высококачественное образование. Вопрос с образованием был решен,

путем заимствования модели образования у американцев. И хотя, оно является платным,

но сами сингапурцы, придают существенное значение не только десятилетнему процессу

школьного обучения, но и различного рода курсам усовершенствования, переподготовки

повышения определенных производственных навыков. В политехнических школах и кол-

леджах Сингапура, помимо технических дисциплин обязательно преподаются основы гра-

фического дизайна и архитектуры. Кроме того, дополнительные лабораторные занятия,

семинары – под руководством квалифицированных педагогов, позволяет большей части

граждан, получать качественные знания, которые они сразу после окончания учебных за-

ведений, успешно применяют на практике. Кроме того, принято решение, приглашать для

выступления на лекциях в вузах людей совершенно разных профессий – менеджеров,

инженеров и т. д. Это как раз те специалисты, которые способны расширить кругозор и

внести в процесс обучения новые знания известные более практикам, чем теоретикам [ 3,

стр 106 – 111. ]

В результате, вчерашние выпускники, попадая на производство, усваива-

ют, следующие принципы экономики: « Качество, надежность и точность»!

По поводу самого процесса труда. По мнению правительства, труд должен быть

эффективным. То есть, необходимо убрать все препоны, чтобы он доставлял не только

прибыль, но и здоровое удовлетворение выполненной работой. А в подобном раскладе

сил, не последнюю роль играет зарплата. Поскольку, чтобы спросить с работника за каче-

ство выполненной работы, надо ему хорошо платить. То есть, государственный и частный

сектор должны совпадать по уровню оплаты. Отсюда плавно вытекает вывод, что для при-

влечения в экономику огромных денег, требуется создать соответствующие комфортные

условия. А когда деньги прибыли, нужно, чтобы они быстро вкладывались или обменива-

лись на необходимые товары. Для подобной быстроты, требуются построить соответству-

ющие трассы. Сингапур пронизывают многорядные шоссе, прямые авиасообщения с лю-

бой точкой мира. Причем аэропорт Сингапура – Чанги, сам по себе является архитектур-

ным шедевром, призванный обслужить, как грузоперевозки так и пассажиропоток, а также

служащий местом отдыха для прибывающих туристов. Судите сами, аэропорт эксплуати-

рует четыре терминала. Терминал 1 был открыт в 1981 году, в нем находится галерея с

кактусами (более 40 видов из Африки и Южной Америки), имеется бассейн. Терминал 2

вошёл в эксплуатацию в 1991 году. Он разделён на 4 секции с гейтами. В терминале име-

ется кинотеатр, ресторан Burger King и торговая зона. Внутри терминала и на крыше раз-

бит сад. В Терминале 2 расположен один из крупнейших в мире плазменных дисплеев.

Терминал 3 открыт в 2008 году. Здесь находится галерея бабочек. Бюджетный Терминал

(Budget Terminal) открыт в 2006 году. Он обслуживает рейсы бюджетных авиакомпаний.

Кроме того, в аэропорту совершают посадки самолеты более 70 компаний со всего света, а

около 600 судовых фирм имеют здесь свои представительства.

Главный конек правительства, это абсолютная безопасность, как фирм, так и

отдельных граждан. Именно по этой причине, банки так облюбовали страну, поскольку

одних только представительств, здесь находится около 150. Банковское дело является од-

ной из активно развивающихся отраслей экономики Сингапура. В стране насчитывается

121 коммерческий банк, в том числе местных — 7, иностранных — 114[ 2, с – 198 ]. На

сентябрь 2010 года объём активов (пассивов) в банковском секторе Сингапура, по оцен-

кам Денежно-кредитного управления Сингапура, составил 764 млрд сингапурских долла-

ров.

Центральным банком страны является Денежно-кредитное управление Сингапура,

которое определяет монетарную политику в стране, регулирует деятельность банковских

и финансовых учреждений, определяет объём эмиссии денег. Фактический выпуск синга-

пурских долларов осуществляется Монетным двором Сингапура. Ли Куан Ю абсолютно

уверен, что первостепенное условие — доверие между населением страны и ее руко-

водством. Без этого человеческого доверия, понимания того, что все мы — одна команда,

играющая на один и тот же результат, никакого успеха даже самый гениальный политик

не добьется. Замечу, что для Ли Куан Ю искреннее доверие — это важнейший принцип

построения взаимоотношений не только между различными общественными группами, но

и применительно к таким вещам, как национальная валюта, национальные банки и многое

другое. Люди не должны бежать со своими деньгами куда глаза глядят, спасаясь от ин-

фляции, — нужно, чтобы они доверяли, прежде всего, своим местным банкам. Причем в

любой, даже самой кризисной ситуации. А тот, кто народу что-то обещает, потом непре-

менно обязан выполнить обещанное. Далее, по мнению Ли куан Ю, люди должны искрен-

не одобрять любые меры, предпринимаемые правительством в борьбе с коррупцией, ве-

рить в надежность и неподкупность судебной системы, которая стоит на страже закона и

порядка в стране. Вы можете себе, например, представить, чтобы два сингапурских оли-

гарха судились между собой в Лондоне? Да ни за что — потому как дома их бы давно уже

по собственным законам попросту ликвидировали как социальное явление. Кроме того,

мистер Ли, всегда ратовал за четкое взаимодействие чиновников любого ранга с осталь-

ными гражданами. Чиновник в Сингапуре всегда существует в первую очередь для рядо-

вых граждан, которые, заплатив налоги, наняли его на службу. Так он относился и к рабо-

те премьер-министра, когда занимал этот пост сам, того же он требует и от всех остальных

чиновников Сингапура, которые никогда не должны забывать об ответственности перед

гражданами страны. А вот чего Ли Куан Ю на протяжении всей своей политической ка-

рьеры не принимал и никогда не рассматривал как панацею от имеющихся в стране

проблем (а ведь на начальном этапе их у Сингапура было более чем достаточно) — это

внешняя помощь. Вспомните, сколько самых разных государств мира только и надеялись

на то, что МВФ, Всемирный банк, Америка, Япония и все, у кого всегда водились деньги,

придут, спасут, накормят-напоят и из беды выручат. Ли Куан Ю на дух подобного подхо-

да не переносит. Он считает, что никакой помощи «за просто так» нигде и никогда не

было, нет и не будет в будущем. А вот иждивенческие настроения населения, правитель-

ства и деловых кругов подобная «помощь» будет только усиливать, расхолаживать, и ни-

чем хорошим такая ситуация априори закончиться не может. Более того, Ли Куан Ю и

сам, и позднее его сменщики на посту премьера никогда и ни одной стране мира не дают

никаких кредитов «на глупости». И уж тем более на закупку обыкновенных товаров и

услуг, которые страны-заемщики могли бы без проблем производить у себя. И здесь пози-

ция Сингапура очень резко контрастирует с так называемой «помощью», которую нынче

оказывают всем желающим страны Западной Европы, США и даже идущий в экономиче-

скую «гору» Китай. Есть и еще одна очень глубокая, на мой взгляд, мысль, которую пер-

вый премьер Сингапура не просто озвучивает в своих речах и книгах, но и по-отечески, на

положении «успешного государственного предпринимателя» доводит до сведения многих

первых лиц самых различных государств. Ли Куан Ю уверен, что наличие богатых при-

родных ресурсов никогда не может стать основой для построения благополучного обще-

ства, поскольку природные ресурсы могут в любой момент закончиться. А если исключи-

тельно на них делать ставку, то долго такое государство-иждивенец не протянет. Однако о

повторении, сингапурской модели у себя, хотят то страны Азии, то Европы, а то и на пост-

советском пространстве. И при этом все они ссылаются исключительно на сингапурский

опыт и личное участие в процессе руководства первого руководителя данного государ-

ства. Так что, когда Сингапур, постоянно упоминается как пример процветающего и спра-

ведливого общества для других государств мира, никого уже и не удивляет.

Литература:

1.

Ли Куан Ю. Из третьего мира - в первый. История Сингапура (1965-2000)

2.

Сигов Ю. Сингапур. Восьмое чудо света.

3.

Факарид Закария. Культура – это судьба? Беседа с Ли КуАН Ю.



В раздел образования