Автор: Бочарова Лилия Маратовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад№1 "Радуга"
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Методическая разработка образовательной деятельности по теме "Лес наш друг"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Лес - наш друг!»
Бочарова Лилия Маратовна
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-
исследовательская.
Образовательные
области:
познавательное
развитие,
социально-
коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
создать
условия
для
познавательного
развития
детей
через
закрепление представлений об экосистеме леса.
Задачи:
-уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях; показать
взаимосвязь, взаимодействие живой и не живой природы; систематизировать
знания детей о правилах поведения в лесу;
- формировать связную речь и умение анализировать;
-воспитывать у детей интерес к окружающему миру природы и заботливое
отношение к ней;
-развивать творческое воображение, фантазию.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседа о лесе
и его обитателях с детьми. Чтение художественной литературы,
разгадывание загадок по теме, заучивание стихов
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к
деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей
Ребята, я недавно услышала в одной
телепередаче, что в лесах нашего края
полно опасностей, и что не стоит туда
ходить. Как вы считаете, это так?
Сомнения все- таки остались по этому
поводу, а как нам проверить так ли
опасно в лесу?
Друзья, а как вы думаете, что
произойдет, если мы все
-Кто еще как думает?
- Интересный вариант!
одновременно закроем глаза, и
представим что мы на лесной полянке?
- Произойдет ли чудо?
- Попробуем?
(педагог вместе с детьми закрывает
глаза, звучит музыка «Голоса леса»).
-Мне кажется, произошло чудо, хоть и
маленькое!
- Интересно!
-Здорово!
-Чьи голоса вы услышали?
- А по вашему мнению что еще можно
услышать и увидеть в лесу?
-Верно ребята, лес очень музыкален,
он умеет петь голосами птиц и
животных, шелестеть листвой,
шуршать травой. Музыка леса
прекрасна.
- Ребята, обратите внимание, какие
замечательные картины создали
художники.
(Шишкин И.И: «Лес вечером», «Ручей
в берёзовом лесу», «Утро в сосновом
лесу»; Левитан И.И: «Дуб»,
«Берёзовая роща», «Золотая осень»)
- Послушайте стихотворение о лесе.
(«Лес -наш друг! Автор: Н.
Филимоненко)
И не сразу, и не вдруг
Мы узнали: лес- наш друг
Нет без леса кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
-Согласна. А еще?
-Это интересно!
Без него дышать не сможем,
И никто нам не поможет
Сдуют ветры урожай
И тогда прости-прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверюшки
Нет без леса нам лекарств,
На столе не будет яств,
Пропадёт тогда планета,
И поэтому друзья,
Призываю всех вас я
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите
Цените каждую травинку,
И на листике дождинку.
Сбережём лес от огня
Для тебя и для меня
Красота живая- лес!
Пусть растёт он до небес.
-Лес, это целый мир, это дом для
животных и птиц, насекомых и
растений. Лес, это большая книга.
-Как называются профессии, люди
которой заботятся, берегут и охраняют
природу и все живое на планете?
(эколог, лесник, егерь)
Если дети отвечают неверно:
-Интересный вариант!
-Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно!
-Именно так! Как здорово, что ты
это знаешь!
Если дети отвечают «не знаю»:
-А кому интересно узнать?
- Ребята, мы сможем стать
защитниками леса?
-Вот это да!
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
-Чтобы по- настоящему любить природу, надо
знать ее правила.
- Какие правила вы знаете?
Экологические знаки (символы):
-«Не рубите деревья»;
-«Не разводить костры»;
-«Не оставлять мусор»;
-«Не рвать цветы»;
-«Не разорять гнёзда птиц»;
-«Не губить муравейники»;
-«Не брать диких животных домой»;
-«Не ловить бабочек».
(Проводится игра «Правила леса» : на
мольберте плакат с изображением леса, дети
самостоятельно выбирают символ, объясняют
его значение, и устанавливают в определённом
месте на плакате)
-А чем мы можем помочь лесу?
-«Посадить дерево»;
-«Покормить птиц в лесу»;
-«Убрать мусор»;
-«Полечить дерево»
(Продолжение игры «Правила леса»)
-Именно так! Как здорово,
что ты это знаешь!
-Помощь человека необходима лесу, и тогда
лес откроет вам свои секреты.
-Да ребята, лес это чудесное место.
-А как вы думаете, для кого лес является
домом?
-Интересный вариант!
(Проводится игра «Закончи предложение»)
-Хитрая, как…(лиса)
-Быстрый, как…(заяц)
-Голодный, как…(волк)
-Неуклюжий, как… (медведь)
-Рогатый, как…(лось)
-Клыкастый. Как…(кабан)
-Трудолюбивый, как…(муравей)
-Колючий, как…(Ёж)
-Звонкий, как …(соловей)
-Кто еще как думает?
-Как
вы
считаете
друзья,
возможно
ли
существование всего живого на планете без
тепла, воды, света, воздуха, земли?
(Проводится игра «Живое, не живое»: водящий
показывает карточку из серии «Живое - не
живое», участники должны сообразить, что
нужно сделать .Если предмет живой -
подпрыгнуть, если не живой -присесть. Ошибся
- выход из игры).
-Ребята, посмотрите, на магнитной доске
находятся схемы, из которых мы видим, что всё
в нашем интересном мире взаимосвязано, живая
природа не может существовать без не живой,
точно так же как и не живая природа не может
быть без живой, и поэтому нельзя их отделять.
-Точно! Именно так!
-Как здорово, что вы это
знаете!
-И последнее друзья мои, по вашему мнению,
без чего нельзя увидеть яркую, пеструю красоту
-Замечательно! Вы очень
сообразительны!
леса?
-Верно, в лесу растет много растений, цветов,
грибов и ягод, и многие из них очень полезные.
(отгадывание загадок)
Что за странный гул и звон
Раздаётся дон-дон-дон
Так заливисто хохочет
Бело-синий…(колокольчик)
Нам запах свежести лесной,
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной…(ландыш)
Вот полянка вся в цветах
Словно в светло- синих точках,
Соберу здесь для Анютки
Голубые…(незабудки)
Красивый грибок
Не бери в кузовок,
В белых пятнах, красный,
Ядовит, опасный…(мухомор)
Их солят, а так же жарят,
Они мелковаты, нежны,
В салатики добавляют,
Полезны они и вкусны.
Словно рыжие сестрички,
Кучками растут…(лисички)
Мелкие грибочки
Растут на пенёчках,
Их солят, жарят, маринуют,
Кулебяки фаршируют.
Скажите- кА ребята
Что за грибы...(опята)
Красная, пахучая,
Веточки колючие,
Соберу в корзину,
Сладкую…(малину)
Чёрненькие ягодки
На кусте висят,
Будут- будут чёрными
Ротики ребят…(черника)
Аппетитный аромат лесной
Над полянкой пёстрою парит,
А в полуденный июльский зной
Запах ещё больше нас манит.
К земле приникли ягодки,
И следует нагнуться,
Чтобы до красных, сладеньких,
Рукою дотянуться.
Она ростом невеличка,
Чудо леса…(земляничка)
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
-Мне кажется, наша прогулка по лесу была просто
замечательной. И теперь я не сомневаюсь, что если
знать и соблюдать все правила поведения, то лес
вам покажется совершенно безопасным.
-Друзья. Есть идея! А что если нам все полученные
впечатления от лесной прогулки, отобразить в
творческих работах: рисунках, аппликациях,
поделках.
-Здорово! Я думаю, у
вас получатся
отличные работы!
-Это будет чудесно!
-И прежде чем начать, предлагаю вам немного
размяться.
(проводится физминутка: «Путешествие в лес»)
Здравствуй лес - необычный лес,
(широко разводим руки в сторону)
Полон сказок и чудес
(повороты вправо - влево с вытянутыми руками)
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
(руки подняты вверх, выполняем покачивающие
движения вправо – влево)
Только в лес мы вошли-(маршируем)
В случае, если дети не
захотят:
-какие вы
нетерпеливые…
Понимаю, поскорее
хочется воплотить
свой замысел в жизнь.
В случае, если дети
заинтересуются:
-Отлично, уверена вам
понравится!
Появились комары
(легкое похлопывание по различным частям тела)
Снова дальше мы идём (маршируем)
Перед нами водоём (руки в сторону)
Прыгать мы уже умеем,
(руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо
– влево)
Прыгать будем мы смелее. (прыжки на месте)
Раз-два, раз-два-(маршируем)
Позади теперь вода (прыжки на месте)
Вот полянка, а вокруг
(широким жестом развести руки в сторону)
Липы выстроились в круг.
(округлённые руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят,
(руки вверх, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклон вперёд)
Вниз верхушки пригибают, и качают их качают
(наклонившись вперёд, покачать туловищем из
стороны в сторону)
После дождика и гроз (выпрямиться, руки
поднять)
Липы льют потоки слёз
(плавно опустить руки, перебирая пальцами)
Каждый листик по слезинке
Должен сбросить на тропинки
(руки вниз, энергично потряхивать кистями)
Кап и кап, кап и кап
Капли капают кап, кап
(хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала в
одну сторону, потом в другую сторону)
До чего же листик слаб («уронить» руки)
Он умоется дождём,
(погладить сначала одну руку, затем другую)
Будет крепнуть с каждым днём. (сжать кулаки)
-Мне кажется, мы готовы творить! Приглашаю вас
в ИЗО центр! Тут есть все те предметы, которые
помогут вам воплотить свой замысел. Выбирайте
что нужно и приступайте к работе.
-Желаю вам интересной работы, и успешно
реализовать свои творческие замыслы!
(самостоятельная изобразительная деятельность
детей)
-Что
ты
будешь
делать?
-Какая у тебя идея?
- Супер!
- Мне очень нравится!
4
этап:
способствуем
проведению
детской
рефлексии
по
итогам
деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
-Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами
отправились на эту прогулку по лесу?
-Что было самое интересное и необычное?
-Как вы думаете, где вам пригодятся эти знания, и
с кем бы вы хотели поделиться ими?
-Друзья, и последнее, есть ли у вас какие либо
идеи на будущее?
-Интересный вариант!
-Кто ещё как думает?
-Интересно! Как
необычно!
-Вот это да!
-Отличная мысль!
-мне очень приятно
было узнать ваше
мнение, ребята!
ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
Возраст воспитанников: согласно стандарту: ранний, младший, старший
(( год жизни), в том числе с ОВЗ).
Виды деятельности:
Образовательные области:
Цель: (из целевых ориентиров)
Задачи:(из образовательных областей)
Предварительная работа: (если нужна)
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к
деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей
4
этап:
способствуем
проведению
детской
рефлексии
по
итогам
деятельности
Содержание
Обратная связь на
высказывание детей