Напоминание

"Первые шаги"


Автор: Сырецких Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: с.Петропавловка, Острогожский район, Воронежская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности
Тема: "Первые шаги"
Раздел: начальное образование





Назад




Отдел по образованию, физической культуре и спорту

администрации Острогожского муниципального района

Воронежской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

социально-гуманитарной направленности

«Первые шаги»

Вид программы: модифицированная

Уровень освоения: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Сырецких Надежда Владимировна, педагог

дополнительного образования

с.Петропавловка, 2020

2

Оглавление

1. Комплекс основных характеристик программы……………………..3-5

2. Пояснительная записка ……………………………….............................6-10

2.1. Актуальность …………………………………………………….…………..6

2.2. Новизна ……………………………………………………………………..6

2.3. Цель программы…….......................................................................................6

2.4. Задачи программы………...............................................................................6

2.5. Сроки и условия реализации программы…………………………………..7

2.6. Психофизиологические особенности обучающихся …………………….7

2.7. Форма и режим занятий……………………………………………………7-8

2.8. Ожидаемые результаты…………………….….………………….…..…...8-9

2.9. Формы подведения итогов реализации программы………………………10

3. Содержание программы ………………………………………………...10-18

3.1. Программные требования и структура программы…………………...11-15

3.2. Учебно-тематический план …………………………..………………...15-16

3.3. Содержание программы…………………………………………………16-18

3.4. Методическое обеспечение программы ……………………………….18-19

3.5. Кадровое обеспечение…………………………………………………..19-20

3.6. Материально-техническое обеспечение программы ……………….…….20

4. Список нормативных документов………………………………………...21

5. Список литературы для педагога………………………………………….22

6. Список литературы для обучающихся и родителей ……………………23

3

1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Первые шаги» разработана в соответствии со следующими документами:

-

требования

к

образовательным

программам

Федерального

закона

об

образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2

273-Ф3);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014

года №1726-р);

- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;

-

Постановление

правительства

Воронежской

области

«О

введении

на

территории

Воронежской

области

механизма

персонифицированного

финансирования

в

системе

дополнительного

образования

детей

изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;

-

СанПиН

2.4.4.3172-14

"Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных

организаций дополнительного образования детей;

- учебный план МКОУ Петропавловская СОШ;

- Устав МКОУ Петропавловская СОШ.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Первые

шаги»

(далее

образовательная

программа)

относится

к

социально-гуманитарной направленности.

Подготовка

детей

к

школе

-

задача

комплексная,

многогранная,

охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять

ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его

познавательных

процессов,

лежащих

в

основе

успешной

учебной

деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным

школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.

Первый

аспект,

отражает

психологическую

готовность

к

школе.

Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в

школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил

бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких

детей,

как

правило,

отсутствует

учебная

мотивация,

низкий

уровень

произвольности

внимания

и

памяти,

отмечается

неразвитость

словесно-

логического

мышления,

неправильное

формирование

способов

учебной

работы,

отсутствует

ориентировка

на

способ

действия,

слабое

владение

операциональными

навыками,

низкий

уровень

развития

самоконтроля,

отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение.

Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в

школу

приходят

дети,

не

подготовленные

даже

на

уровне

элементарной

4

информированности об окружающем мире. У них не развиты психические

функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что

делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не

возможным.

Базовой

основой

для

разработки

программы

«Первые

шаги»

взята

дополнительная

общеобразовательная

программа

«Преемственность»

(авторы

Федосова

Н.А.,

Комарова

Т.С.

и

др.)

Данная

программа

рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к

обучению в школе данной программы лежат личностно-ориентированные и

развивающие

технологии.

Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и

формирование

в

процессе

подготовки

к

обучению

активной

творческой

личности.

Развивающие

технологии

направлены

на

формирование

у

ребенка

проблемного

мышления,

на

развитие

мыслительной

активности.

Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры,

развивающие

практические

задания,

творческие

упражнения,

конструирование, аналитико-синтетические

действия.

Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой

«Первые

шаги»,

соответствует

возрастным

особенностям

детей

старшего

дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно

ориентированных

и

развивающих

технологий.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит

не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа

«Первые

шаги»

не

допускает

дублирования

первого

класса

общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе

инварианта.

Ее

цель —

подготовить

дошкольника

к

любой

системе

школьного образования.

Данная

программа

включает

в

себя

следующие

направления

деятельности:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3.Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике

и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5.Развитие

социально-психологической

готовности

к

школе

(умение

общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

системность и плановость;

уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в

сочетании с разумной требовательностью;

5

занимательность,

непринужденность,

игровой

характер

учебного

процесса;

развитие

интеллектуальных

качеств,

психических

функций:

памяти,

внимания, воображения, речи, мышления;

контакт с родителями: организация бесед по интересующим их

проблемам

вариативность содержания и форм проведения занятий;

наглядность.

6

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2.1.Актуальность

Актуальность

данной

программы

связана

с

тем,

что

учебная

деятельность

предъявляет

высокие

требования

к

психике

ребенка

-

мышлению,

восприятию,

вниманию,

памяти.

Для

того

чтобы

вчерашний

дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и

новый

(учебный)

вид

деятельности

необходимы

условия

успешного

вступления

в

школьную

жизнь.

В

сложившейся

ситуации

на

основании

запроса родителей появилась необходимость создания данной программы,

которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими

первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной

программой и продолжить обучение.

2.2. Новизна

Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий.

Программа

предполагает

использование

современных

технологий,

позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить

его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной

жизни.

Педагогическая

целесообразность программы

продиктована

необходимостью

всестороннего

развития

и

подготовки

к

школе

детей,

посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Содержание

учебных

занятий

направлено

на

выявление

индивидуальных

возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-

волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с

широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного

рода перегрузки.

2.3.Цель программы

Цель программы: создание условий для подготовки ребенка к школьной

жизни, новой ведущей деятельности; развитие и коррекция познавательных и

коммуникативных способностей ребенка; социализация и адаптация к жизни

в обществе.

2.4.Задачи программы:

1. Сформировать посредством программы навыки учебной деятельности.

2.

Воспитать

чувство

коллективизма,

уважения

к

старшим,

стремления

оказывать друг другу помощь.

3.

Развивать

у

детей

наглядно-образное

и

логическое

мышление,

произвольное

внимание,

воображение,

познавательный

интерес

и

стимулировать желание учиться в школе.

7

2.5. Сроки и условия реализации программы

Программа реализуется в течение 1 года. Программа рассчитана на 34

часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Форма занятий

групповая, состав групп – постоянный.

Содержание

программы

рассчитано

на

обучающихся

5-7

летнего

возраста.

2.6. Психофизиологические особенности обучающихся

Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в котором

происходит

психологические

изменения,

решающие

для

формирования

личности.

Непосредственно-эмоциональное

общение (потребность

во

внимании, доброжелательном отношении, поддержке, улыбке) возникает с

момента рождения, и необходимость в нем всегда сильна. Ребенок 6 – 7 лет

остро

реагирует

на

любое

невнимание

взрослых,

на

негативную

оценку. Необходимо

и познавательное

общение, которое

становится

особенно

интенсивным.

Дети

готовы

расспрашивать

обо

всем,

им

все

интересно. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны

с самосознанием, которое наиболее явно проявляется в самооценке. Именно

осознание

своего

«Я»,

своих

достоинств

и

недостатков

ведет

к

формированию самооценки. Однако ребенок 6

– 7 лет еще не способен

адекватно оценить себя и почти всегда оценка зависит от мнения о нем

взрослых.

Мотивы,

движущие

поведением

детей

6

7

лет,

разнообразны. Это

мотивы,

связанные

с

повышенным

интересом

к

миру

взрослых,

к

их

профессиональной

деятельности,

чувствам.

Дошкольники

стремятся

выработать,

установить

положительные

взаимоотношения

со

взрослыми и очень чувствительны к их требованиям и правилам. В числе

мотивов

деятельности

детей

– мотивы

личных

достижений,

самоутверждения.

Познавательные

мотивы во

многом

определяют

развитие

дошкольников. Принцип «хочу знать все обо всем» - это принцип их жизни.

В связи с этим приоритетным направлением работы программы «Первые

шаги»

является

организация

такого

пространства,

в

котором

ребенок

почувствует

себя

комфортно,

высвободит

имеющиеся

у

него

интеллектуальные,

личностные,

физические

ресурсы

для

успешного

обучения и полноценного развития.

2.7. Форма и режим занятий

Основными

формами

обучения

по

программе

«Первые

шаги»

являются: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного или сменного

состава.

В

соответствии

с

возрастом

обучающихся

основной

формой

организации работы является дидактическая игра и другие сопутствующие

формы

обучения:

беседы,

использование

загадок,

задач,

занимательных

стихов,

инсценировки

сказок,

заочные

экскурсии

и

путешествия.

Это

стимулирует

учебно-познавательную

деятельность,

развивает

мышление

8

обучающихся.

Каждая

тема

занятий

предполагает

организацию

активной

деятельности обучающихся, а именно проведение подвижных музыкальных

пауз и физминуток.

При

реализации

данной

программы

применяются словесные,

наглядные, игровые и практические приемы и методы (введение игрового

персонажа,

подвижные

игры,

экспериментирование,

моделирование,

занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические

игры, игры на развитие внимания, памяти)

2.8. Ожидаемые результаты

Предметные результаты

Ребенок научится:

-

распознавать первый звук в словах;

-

внимательно слушать литературные произведения;

-

называть персонажей, основные события;

-

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

-

пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

-

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

-

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

-

участвовать в коллективных разговорах;

-

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

-

различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по

цвету, по размеру;

-

считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

-

определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с

цифрами;

-

ориентироваться в пространстве;

-

ориентироваться в тетради в клетку;

-

выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

-

правильно использовать кисть при рисовании;

-

выполнять элементарный орнамент в полосе;

-

использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,

загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

Ребенок получит возможность научиться:

-

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по

имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,

благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

-

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

-

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,

колыбельные, потешки);

-

устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в

прямом и обратном направлении;

-

присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

9

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

-

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение

к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к

мнению других;

-

нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося

(будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство

личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации

учебной деятельности)

-

толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего

коллективного творчества)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

У обучающихся будут сформированы действия:

-

осуществление действия по образцу и заданному правилу;

-

сохранение заданной цели;

-

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

-

осуществление контроля своей деятельности по результату;

-

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД

У обучающихся будут сформированы действия:

-

овладение определенными вербальными и невербальными средствами

общения;

-

эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с

взрослыми и сверстниками;

-

ориентация на партнера по общению;

-

умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Познавательные УУД

У обучающихся будут сформированы действия:

-

знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;

-

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

-

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным

достраиванием, выполнением недостающих элементов;

-

сравнение и сопоставление;

-

выделение общего и различного;

-

осуществление классификации;

-

установление аналогии;

-

самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных

условий;

-

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

форме

10

2.9. Формы подведения итогов реализации программы

Педагогический

контроль

знаний

умений

и

навыков

учащихся

осуществляется в результате промежуточного и итогового контроля.

Промежуточный

контроль

проверка

активного

уровня

усвоения

знаний,

умений

и

навыков

путем

выполнения

практических

заданий.

Педагогический контроль осуществляется с

помощью

следующих методов

контроля: тестов, определяющих психологическую и социальную готовность

ребенка

к

школе;

тестов

на

уровень

развития

школьно-значимых

психических

и

физиологических

функций;

метода

наблюдения

за

деятельностью, поведенческими и личностными особенностями обучающихся.

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в

баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Итоговый контроль осуществляется в виде мониторинга усвоения материала

по

каждому

из

разделов

«Речевое

развитие»,

«Развитие

математических

способностей», «Подготовка к письму».

11

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Программные требования и структура программы

Содержание занятий опирается на следующие программные требования:

1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

-

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

-

Развивать

умение

различать

на

слух

и

в

произношении

все

звуки

родного

языка.

Совершенствовать

фонематический

слух

(учить

называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове

и т. д.), отрабатывать дикцию.

-

Учить делить слова на слоги.

-

Дать первоначальные представления о предложении.

-

Закреплять

умения

отвечать

на

вопросы,

самостоятельно

связно

и

последовательно передавать содержание текста.

-

Совершенствовать умение составлять рассказы.

2. Развитие элементарных математических представлений:

-

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном

порядке и отношений между числами натурального ряда.

-

Учить решать стихотворные задачи.

-

Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о

пространственной ориентировке.

-

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

-

Штриховка.

-

Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы

букв, узоры, прямые и наклонные.

-

Лепка, конструирование.

-

Рисование.

-

Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на

уроках математики.

Данная программа состоит из трех разделов:

-

развитие математических способностей

-

подготовка к письму

-

речевое развитие.

Раздел «Речевое развитие» решает вопросы практической подготовки

детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию

устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка,

посредством которого создается прочная основа для успешного изучения

русского языка.

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению

12

грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по

правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию,

управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата

(развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов;

— чтение

стихотворений

русских

и

зарубежных

поэтов,

сказок,

рассказов,

пословиц,

поговорок,

загадок;

— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы,

связанные

с

эмоциональным

восприятием

произведения,

пониманием

сюжета,

характеров

основных

действующих

лиц,

умением

услышать,

воспринять

на

слух

выразительные

языковые

средства — эпитеты,

сравнения,

разумеется,

без

использования

терминологии);

— разучивание

наизусть

и

выразительное

чтение.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно

говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что

такое

речь,

каково

ее

назначение

и

особенности.

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по

выработке

отчетливого

и

ясного

произношения

звуков,

слогов,

слов.

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над

звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные

звуки»,

которые

фиксируются

с

помощью

различных

фишек.

Если

в

основе

подготовки

к

обучению

чтению

и

работы

над

совершенствованием

устной

речи

лежат

слуховые

ощущения,

то

при

подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

К

концу

обучения

по

программе

обучения

грамоте

у

детей

формируются следующие умения:

-

Умения отвечать на вопросы.

-

Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их

недостающими словами.

-

Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.

-

Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их

произносить

.

-

Умения различать гласные и согласные.

-

Умение делить слова на слоги.

-

Умение делить предложения на слова, слова на слоги.

-

Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И

Подготовка

к обучению письму — процесс довольно сложный, так

как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо

подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая моторика руки; развиты

координация движений и такие процессы, как восприятие пространства,

внимание и воображение.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна

ограничиваться очень беглым осмотром. Это отражается на воспроизведении

образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но

испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение

13

букв

различной

конфигурации

требует

довольно

высокого

уровня

организации

двигательного

аппарата

руки,

весьма

полного

и

детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно

продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,

например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,

«Составь

загадку»,

«Продолжи

сказку»,

«Продолжи

рассказ»,

«Повтори

быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови

звук»,

«Подбери

слова

на

заданный

звук»,

«Угадай

слово»

и

др.

Конструирование

помогает

детям

осознанно

подготовиться

к

обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по

конструированию

проходит

с

помощью

различных

объектов:

фигур,

элементов

печатных

букв,

из

которых

дети

конструируют

предметы

различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

Предваряющее

ориентировочное

действие

помогает

сформировать

тонкую

моторику,

развивает

координацию

движений,

готовит

детей

к

восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета,

обведение

общих

элементов

в

предметах,

штриховку

предметов,

дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в

ограниченное

пространство,

пальчиковую

гимнастику

и

др.

К

концу

занятий

по

обучению

письму

у

детей

формируются

следующие навыки:

-

Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.

-

Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.

-

Вырабатывается правильная осанка.

-

Развивается мелкая моторика руки.

-

Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка.

-

Обогащается словарный запас.

-

Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог.

-

Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь –

осваивают коммуникативную функцию языка.

В основу отбора содержания

раздела «Развитие математических

способностей» положен принцип ориентации на первостепенное значение

общего

развития

ребенка,

включающего

в

себя

сенсорное

и

интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей

математики.

В

математическом

содержании

подготовительного

периода

объединены три основные линии:

- арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства

чисел натурального ряда и др.);

-

геометрическая

(прообразы

геометрических

фигур

в

окружающей

действительности,

форма,

размер,

расположение

на

плоскости

и

в

пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей

из бумаги и др.);

14

- содержательно-логическая, построенная в основном на математическом

материале

двух

первых

линий

и

обеспечивающая

условия

для

развития

внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В

содержание

раздела

«Развитие

математических

способностей»

входят:

- сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый,

не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру

(длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче,

такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа,

слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне

фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы,

по назначению.

- числа от 0 до 10; счет предметов; устная нумерация чисел: названия,

последовательность и обозначение чисел от 0 до 10; цифра и число;

чтение чисел; сравнение чисел первого десятка; простые геометрические

фигуры:

треугольник,

прямоугольник

(квадрат),

круг.

- содержательно-логические

задания

на

развитие:

а) внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни

рисунки»,

«Найди

общие

элементы»

и

др.;

б) воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,

составление

фигур

из

моделей

отрезков

по

заданным

свойствам,

преобразование

одной

фигуры

в

другую

и

др.;

в) памяти:

зрительные

и

слуховые

диктанты

с

использованием

арифметического

и

геометрического материала;

г)мышления:

выделение

существенных

признаков,

выявление

закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение

анализа,

синтеза,

сравнения,

построение

простых

рассуждений

и

др.

К концу обучения у детей формируются следующие основные

умения:

-

Умение находить в окружающей обстановке много предметов и

один,

умение

сравнивать

группы

предметов

содержащие

до

10

предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.

-

Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия

двух

предметов

или

фигур

по

цвету,

форме,

размеру

и

другим

свойствам.

-

Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа

в пределах 10, определять большее и меньшее.

-

Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг,

треугольник

и

находить

в

окружающей

обстановке

предметы,

сходные по форме.

-

Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.

-

Определять на слух пропущенное число, называть его, определять

предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа

.

15

3.2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Всего учебных занятий

всего

теория

пакти

ка

«Развитие математических способностей» (11ч)

1.

Вводное занятие. Выявление подготовленности к

обучению математике.

1 час

0,5

0,5

2.

Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов

до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими

фигурами.

1 час

0,5

0,5

3.

Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий

- низкий».

1 час

0,5

0,5

4.

Пространственные и временные отношения «налево»,

«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между»,

«за».

1час

0,5

0,5

5-6

Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же»

Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно».

2 часа

1

1

7.

Закрепление навыков счета в пределах 10.

1 час

0,5

0,5

8.

Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая».

1 час

0,5

0,5

9-

10.

Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.

2часа

1

1

11.

Закрепление состава числа 5.

1 час

0,5

0,5

«Речевое развитие». Подготовка к письму (13ч)

12.

История возникновения письма.

1 час

0,5

0,5

13.

Рабочая строка.

1 час

0,5

0,5

14.

Письмо наклонных прямых.

1 час

0,5

0,5

15.

Письмо

наклонных

прямых

с

закруглением

вверху

и

внизу.

1 час

0,5

0,5

16.

Письмо удлиненной петли вверху и внизу.

1 час

0,5

0,5

17.

Письмо правых и левых полуовалов.

1 час

0,5

0,5

18.

Письмо овалов.

1 час

0,5

0,5

19.

Письмо строчной буквы «а».

1 час

0,5

0,5

20.

Письмо заглавной буквы «А».

1 час

0,5

0,5

21.

Письмо строчной буквы «о».

1 час

0,5

0,5

22.

Письмо заглавной буквы «О»

1 час

0,5

0,5

16

23.

Письмо строчной буквы «и».

1 час

0,5

0,5

24.

Письмо заглавной буквы «И».

1 час

0,5

0,5

«Речевое развитие». Обучение грамоте (10ч)

25-

26.

Речь устная и письменная. История возникновения речи.

2 часа

1

1

27.

Предложение. Деление текста на предложения.

1 час

0,5

0,5

28-

29.

Слово. Деление предложений на слова.

2 часа

1

1

30-

31.

Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А»

«О» «У».

2часа

1

1

32.

Звуки гласные и согласные.

Развитие речи. Беседа «Весна в природе».

1 час

0,5

0,5

33.

Слияние согласного звука с гласным.

1 час

0,5

0,5

34.

Итоговое занятие.

1 час

0,5

0,5

3.3.Содержание программы

Тема

1.

Вводное

занятие.

Выявление

подготовленности

к

обучению

математике. (1 час)

Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный.

Интерактивная игра «Сосчитай-ка»

Знакомство с клеточкой.

Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.

Тема 2. Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и

обратно. Знакомство с геометрическими фигурами. (1 час)

Треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур:

дома, машины.

Интерактивная игра «Удивительные фигуры»

Тема

3.

Отношение

«больше»,

«меньше»,

«столько

же»,

«высокий

-

низкий».(1час)

Составление геометрических фигур из палочек.

Интерактивная игра «Охота за цифрами»

Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов.

Тема

4.

Пространственные

и

временные

отношения

«налево»,

«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». (1 час)

Рисование узора

Счет предметов от 1 до 10.

Интерактивная игра «Забавное домино»

Знакомство со знаком +, -.

17

Тема 5-6. Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько же»

Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». (2 часа)

Интерактивная игра «Праздничное угощение».

Счет предметов от 1 до 10.

Знакомство с цифрой 3.

Составление узора из геометрических фигур

Тема 7. Закрепление навыков счета в пределах 10. (1час)

Интерактивная игра «Планеты-картинки»

Знакомство с цифрой 4. Составление геометрических фигур из палочек.

Рисование узора. Письмо палочек.

Тема 8. Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». (1час)

Прямой и обратный счет предметов.

Интерактивная игра «Ряды цифр»

Состав чисел 3,4.

Тема 9-10. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. (2 часа)

Интерактивная игра «Веселое сложение»

Сравнение предметов. Рисование узора.

Прямой и обратный счет.

Знакомство с цифрой 5.

Тема 11. Закрепление состава числа 5. (1 час)

Интерактивная игра «Считаем с пугалом».

Тема 12. История возникновения письма. (1 час)

Гигиенические правила письма. Правила посадки при письме.

Развитие речи. Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине

«Лес».

Тема 13. Рабочая строка. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Интерактивная игра «Эксперт

по безопасности».

Тема 14. Письмо наклонных прямых. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка.

Правила раскрашивания.

Разучивание скороговорок, потешек.

Тема 15. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. (1

час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание.

Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»

Тема 16. Письмо удлиненной петли вверху и внизу. (1час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание

Тема 17. Письмо правых и левых полуовалов. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание

Тема 18. Письмо овалов. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка . Раскрашивание

Тема 19. Письмо строчной буквы «а». (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание бордюра.

18

Тема 20. Письмо заглавной буквы «А». (1 час)

Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Цветные буквы»

Тема 21. Письмо строчной буквы «о». (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами»

Тема 22. Письмо заглавной буквы О. (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами».

Тема 23. Письмо строчной буквы «и». (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами».

Тема 24. Письмо заглавной буквы «И». (1 час)

Обведение контура рисунка и его штриховка.

Интерактивная игра «Футбол с буквами».

Тема 25-26. Речь устная и письменная. (2 часа)

История возникновения речи.

Развитие речи Беседа «Транспорт».

Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».

Тема 27. Предложение. Деление текста на предложения. (1 час)

Развитие речи. Беседа «Режим дня»

Тема 28-29. Слово. Деление предложений на слова. (2 часа)

Развитие речи. Беседа «Мир животных».

Интерактивная игра «Где чей дом».

Тема 30-31. Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О»

«У». (2 часа)

Развитие речи. Беседа «Вода в природе»

Интерактивная игра «Обитатели пруда»

Тема 32. Звуки гласные и согласные. (1 час)

Развитие речи. Беседа «Весна в природе».

Тема 33. Слияние согласного звука с гласным. (1 час)

Развитие речи. Беседа «Моя любимая игрушка».

Разучивание стихотворений.

Тема 34. Итоговое занятие. (1 час)

Итоговое тестирование

3.4. Методическое обеспечение программы.

Учебно-методический комплекс

Средства, необходимые для реализации программы:

-

Программа «Первые шаги»;

-

рабочие тетради;

-

прописи;

-

альбомы;

19

-

цветные карандаши;

-

наглядные пособия;

-

счетный материал;

-

ИКТ;

-

мультимедийные презентации;

-

обучающие диски «Азбука», «Математика»

-

наборное полотно;

-

карточки с предметными рисунками;

-

карточки с сюжетными рисунками;

-

касса букв и цифр;

-

счетные палочки;

-

набор геометрических фигур.

Используемые

методы

обучения:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

частично-поисковый,

исследовательский,

игровой,

проектный.

Учебно-методический комплекс:

п/п

Наименование

дисциплин,

входящих

в

заявленную

образовательную программу

УМК

1

Математика

М.И.

Моро,

С.Н.

Волкова

«Математические ступеньки»

М. «Просвещение», 2012г.

2

Подготовка к письму

В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова

к букве» Ч-1,2

М. «Просвещение», 2012г.

3

Развитие речи

В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова

к букве» Ч-1,2

М. «Просвещение», 2012г.

Волина

В.В.

«Занимательное

азбуковедение», Москва «Просвещение»

1991 г.

3.5. Кадровое обеспечение программы

Реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного

образования,

имеющий

уровень

образования

не

ниже

среднего

профессионального,

без

предъявления

требований

к

квалификационному

уровню.

20

3.6. Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование

Количество

1

Учебный кабинет с рабочим местом

1

2

Компьютер персональный

1

3

Мультимедиа (экран с проектором)

1

4

Доска меловая

1

5

Раздаточный материал

1

21

4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1.

Федеральный

закон

РФ

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» от 29.12. 2012 г.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей

ООН 20.11.1989).

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 07.05.2018) «О

национальных

целях

и

стратегических

задачах

развития

Российской

Федерации на период до 2024 года».

4.

Стратегия

инновационного

развития

Российской

Федерации

на

период

до

2020

года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

5.

Государственная

программа

Российской

Федерации

«Развитие

образования»

на

2013-2020

годы,

утвержденная

постановлением

Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020

годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации

от 23 мая 2015 г. № 497.

7.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4

сентября 2014 г. № 1726-р.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период

до

2025

года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

9.

Концепция

общенациональной

системы

выявления

и

развития

молодых талантов.

10. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для

детей»,

утвержденный

Президиумом

Совета

при

Президенте

Российской

Федерации

по

стратегическому

развитию

и

приоритетным

проектам

(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

11.

Приказ

Минобрнауки

России

от

23.08.2017г.

816

«Об

утверждении

Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ».

(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).

12. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

13.

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей».

14. Устав МКОУ Петропавловская СОШ

22

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.

Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е

изд. - М.: Дрофа, 2002.

2.

Безруких М. М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и

память:

пособ.

по

обуч.

детей

ст.

дошк.

возраста

/М.М.Безруких,

Т.А.

Филлипова.- 10-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.

3.

Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука счёта: пособ. по обуч. детей ст.

дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.

4.

Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособ. по обуч. детей ст.

дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.

5.

Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей

к школе. - М.: АСТ, 2000.

23

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

1.

Богачкина Н.А. Энциклопедия подготовки к школе. – Ярославль: Академия

развития, 2008.

2.

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом

упражнений по развитию речи и фонематического слуха. // Владос, 2000.

3.

Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал.

Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.

4.

Гаврина С.Е. «Учимся писать». Рабочая тетрадь.

5.

Жиренко О.Е. «Прописи для дошкольников».Тетрадь на печатной основе.



В раздел образования