Автор: Сырецких Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: с.Петропавловка, Острогожский район, Воронежская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности
Тема: "Первые шаги"
Раздел: начальное образование
Отдел по образованию, физической культуре и спорту
администрации Острогожского муниципального района
Воронежской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
«Первые шаги»
Вид программы: модифицированная
Уровень освоения: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сырецких Надежда Владимировна, педагог
дополнительного образования
с.Петропавловка, 2020
2
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы……………………..3-5
2. Пояснительная записка ……………………………….............................6-10
2.1. Актуальность …………………………………………………….…………..6
2.2. Новизна ……………………………………………………………………..6
2.3. Цель программы…….......................................................................................6
2.4. Задачи программы………...............................................................................6
2.5. Сроки и условия реализации программы…………………………………..7
2.6. Психофизиологические особенности обучающихся …………………….7
2.7. Форма и режим занятий……………………………………………………7-8
2.8. Ожидаемые результаты…………………….….………………….…..…...8-9
2.9. Формы подведения итогов реализации программы………………………10
3. Содержание программы ………………………………………………...10-18
3.1. Программные требования и структура программы…………………...11-15
3.2. Учебно-тематический план …………………………..………………...15-16
3.3. Содержание программы…………………………………………………16-18
3.4. Методическое обеспечение программы ……………………………….18-19
3.5. Кадровое обеспечение…………………………………………………..19-20
3.6. Материально-техническое обеспечение программы ……………….…….20
4. Список нормативных документов………………………………………...21
5. Список литературы для педагога………………………………………….22
6. Список литературы для обучающихся и родителей ……………………23
3
1.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Первые шаги» разработана в соответствии со следующими документами:
-
требования
к
образовательным
программам
Федерального
закона
об
образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2
273-Ф3);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014
года №1726-р);
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;
-
Постановление
правительства
Воронежской
области
«О
введении
на
территории
Воронежской
области
механизма
персонифицированного
финансирования
в
системе
дополнительного
образования
детей
(с
изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;
-
СанПиН
2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций дополнительного образования детей;
- учебный план МКОУ Петропавловская СОШ;
- Устав МКОУ Петропавловская СОШ.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Первые
шаги»
(далее
–
образовательная
программа)
относится
к
социально-гуманитарной направленности.
Подготовка
детей
к
школе
-
задача
комплексная,
многогранная,
охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять
ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его
познавательных
процессов,
лежащих
в
основе
успешной
учебной
деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным
школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый
аспект,
отражает
психологическую
готовность
к
школе.
Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в
школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил
бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких
детей,
как
правило,
отсутствует
учебная
мотивация,
низкий
уровень
произвольности
внимания
и
памяти,
отмечается
неразвитость
словесно-
логического
мышления,
неправильное
формирование
способов
учебной
работы,
отсутствует
ориентировка
на
способ
действия,
слабое
владение
операциональными
навыками,
низкий
уровень
развития
самоконтроля,
отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение.
Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в
школу
приходят
дети,
не
подготовленные
даже
на
уровне
элементарной
4
информированности об окружающем мире. У них не развиты психические
функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что
делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не
возможным.
Базовой
основой
для
разработки
программы
«Первые
шаги»
взята
дополнительная
общеобразовательная
программа
«Преемственность»
(авторы
Федосова
Н.А.,
Комарова
Т.С.
и
др.)
Данная
программа
рекомендована Министерством образования России. В основе подготовки к
обучению в школе данной программы лежат личностно-ориентированные и
развивающие
технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и
формирование
в
процессе
подготовки
к
обучению
активной
творческой
личности.
Развивающие
технологии
направлены
на
формирование
у
ребенка
проблемного
мышления,
на
развитие
мыслительной
активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры,
развивающие
практические
задания,
творческие
упражнения,
конструирование, аналитико-синтетические
действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой
«Первые
шаги»,
соответствует
возрастным
особенностям
детей
старшего
дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно
ориентированных
и
развивающих
технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит
не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа
«Первые
шаги»
не
допускает
дублирования
первого
класса
общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе
инварианта.
Ее
цель —
подготовить
дошкольника
к
любой
системе
школьного образования.
Данная
программа
включает
в
себя
следующие
направления
деятельности:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3.Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике
и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5.Развитие
социально-психологической
готовности
к
школе
(умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
системность и плановость;
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
5
занимательность,
непринужденность,
игровой
характер
учебного
процесса;
развитие
интеллектуальных
качеств,
психических
функций:
памяти,
внимания, воображения, речи, мышления;
контакт с родителями: организация бесед по интересующим их
проблемам
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность.
6
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1.Актуальность
Актуальность
данной
программы
связана
с
тем,
что
учебная
деятельность
предъявляет
высокие
требования
к
психике
ребенка
-
мышлению,
восприятию,
вниманию,
памяти.
Для
того
чтобы
вчерашний
дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и
новый
(учебный)
вид
деятельности
необходимы
условия
успешного
вступления
в
школьную
жизнь.
В
сложившейся
ситуации
на
основании
запроса родителей появилась необходимость создания данной программы,
которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими
первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной
программой и продолжить обучение.
2.2. Новизна
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий.
Программа
предполагает
использование
современных
технологий,
позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить
его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной
жизни.
Педагогическая
целесообразность программы
продиктована
необходимостью
всестороннего
развития
и
подготовки
к
школе
детей,
посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Содержание
учебных
занятий
направлено
на
выявление
индивидуальных
возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-
волевой сферы. Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с
широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного
рода перегрузки.
2.3.Цель программы
Цель программы: создание условий для подготовки ребенка к школьной
жизни, новой ведущей деятельности; развитие и коррекция познавательных и
коммуникативных способностей ребенка; социализация и адаптация к жизни
в обществе.
2.4.Задачи программы:
1. Сформировать посредством программы навыки учебной деятельности.
2.
Воспитать
чувство
коллективизма,
уважения
к
старшим,
стремления
оказывать друг другу помощь.
3.
Развивать
у
детей
наглядно-образное
и
логическое
мышление,
произвольное
внимание,
воображение,
познавательный
интерес
и
стимулировать желание учиться в школе.
7
2.5. Сроки и условия реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года. Программа рассчитана на 34
часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Форма занятий
групповая, состав групп – постоянный.
Содержание
программы
рассчитано
на
обучающихся
5-7
летнего
возраста.
2.6. Психофизиологические особенности обучающихся
Дошкольное детство – это один из возрастных периодов, в котором
происходит
психологические
изменения,
решающие
для
формирования
личности.
Непосредственно-эмоциональное
общение (потребность
во
внимании, доброжелательном отношении, поддержке, улыбке) возникает с
момента рождения, и необходимость в нем всегда сильна. Ребенок 6 – 7 лет
остро
реагирует
на
любое
невнимание
взрослых,
на
негативную
оценку. Необходимо
и познавательное
общение, которое
становится
особенно
интенсивным.
Дети
готовы
расспрашивать
обо
всем,
им
все
интересно. Психологическое развитие и становление личности тесно связаны
с самосознанием, которое наиболее явно проявляется в самооценке. Именно
осознание
своего
«Я»,
своих
достоинств
и
недостатков
ведет
к
формированию самооценки. Однако ребенок 6
– 7 лет еще не способен
адекватно оценить себя и почти всегда оценка зависит от мнения о нем
взрослых.
Мотивы,
движущие
поведением
детей
6
–
7
лет,
разнообразны. Это
мотивы,
связанные
с
повышенным
интересом
к
миру
взрослых,
к
их
профессиональной
деятельности,
чувствам.
Дошкольники
стремятся
выработать,
установить
положительные
взаимоотношения
со
взрослыми и очень чувствительны к их требованиям и правилам. В числе
мотивов
деятельности
детей
– мотивы
личных
достижений,
самоутверждения.
Познавательные
мотивы во
многом
определяют
развитие
дошкольников. Принцип «хочу знать все обо всем» - это принцип их жизни.
В связи с этим приоритетным направлением работы программы «Первые
шаги»
является
организация
такого
пространства,
в
котором
ребенок
почувствует
себя
комфортно,
высвободит
имеющиеся
у
него
интеллектуальные,
личностные,
физические
ресурсы
для
успешного
обучения и полноценного развития.
2.7. Форма и режим занятий
Основными
формами
обучения
по
программе
«Первые
шаги»
являются: фронтальная, индивидуальная, в парах постоянного или сменного
состава.
В
соответствии
с
возрастом
обучающихся
основной
формой
организации работы является дидактическая игра и другие сопутствующие
формы
обучения:
беседы,
использование
загадок,
задач,
занимательных
стихов,
инсценировки
сказок,
заочные
экскурсии
и
путешествия.
Это
стимулирует
учебно-познавательную
деятельность,
развивает
мышление
8
обучающихся.
Каждая
тема
занятий
предполагает
организацию
активной
деятельности обучающихся, а именно проведение подвижных музыкальных
пауз и физминуток.
При
реализации
данной
программы
применяются словесные,
наглядные, игровые и практические приемы и методы (введение игрового
персонажа,
подвижные
игры,
экспериментирование,
моделирование,
занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические
игры, игры на развитие внимания, памяти)
2.8. Ожидаемые результаты
Предметные результаты
Ребенок научится:
-
распознавать первый звук в словах;
-
внимательно слушать литературные произведения;
-
называть персонажей, основные события;
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
-
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-
участвовать в коллективных разговорах;
-
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
-
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
-
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
-
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
-
ориентироваться в пространстве;
-
ориентироваться в тетради в клетку;
-
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
-
правильно использовать кисть при рисовании;
-
выполнять элементарный орнамент в полосе;
-
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
-
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
-
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
-
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные, потешки);
-
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
-
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
9
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
-
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению других;
-
нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося
(будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство
личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации
учебной деятельности)
-
толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
-
осуществление действия по образцу и заданному правилу;
-
сохранение заданной цели;
-
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
-
осуществление контроля своей деятельности по результату;
-
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
-
овладение определенными вербальными и невербальными средствами
общения;
-
эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками;
-
ориентация на партнера по общению;
-
умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Познавательные УУД
У обучающихся будут сформированы действия:
-
знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
-
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов;
-
сравнение и сопоставление;
-
выделение общего и различного;
-
осуществление классификации;
-
установление аналогии;
-
самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных
условий;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме
10
2.9. Формы подведения итогов реализации программы
Педагогический
контроль
знаний
умений
и
навыков
учащихся
осуществляется в результате промежуточного и итогового контроля.
Промежуточный
контроль
–
проверка
активного
уровня
усвоения
знаний,
умений
и
навыков
путем
выполнения
практических
заданий.
Педагогический контроль осуществляется с
помощью
следующих методов
контроля: тестов, определяющих психологическую и социальную готовность
ребенка
к
школе;
тестов
на
уровень
развития
школьно-значимых
психических
и
физиологических
функций;
метода
наблюдения
за
деятельностью, поведенческими и личностными особенностями обучающихся.
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в
баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
Итоговый контроль осуществляется в виде мониторинга усвоения материала
по
каждому
из
разделов
«Речевое
развитие»,
«Развитие
математических
способностей», «Подготовка к письму».
11
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Программные требования и структура программы
Содержание занятий опирается на следующие программные требования:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
-
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
-
Развивать
умение
различать
на
слух
и
в
произношении
все
звуки
родного
языка.
Совершенствовать
фонематический
слух
(учить
называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове
и т. д.), отрабатывать дикцию.
-
Учить делить слова на слоги.
-
Дать первоначальные представления о предложении.
-
Закреплять
умения
отвечать
на
вопросы,
самостоятельно
связно
и
последовательно передавать содержание текста.
-
Совершенствовать умение составлять рассказы.
2. Развитие элементарных математических представлений:
-
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном
порядке и отношений между числами натурального ряда.
-
Учить решать стихотворные задачи.
-
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о
пространственной ориентировке.
-
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
3. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
-
Штриховка.
-
Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы
букв, узоры, прямые и наклонные.
-
Лепка, конструирование.
-
Рисование.
-
Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на
уроках математики.
Данная программа состоит из трех разделов:
-
развитие математических способностей
-
подготовка к письму
-
речевое развитие.
Раздел «Речевое развитие» решает вопросы практической подготовки
детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию
устной речи. Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению
12
грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по
правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию,
управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата
(развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов;
— чтение
стихотворений
русских
и
зарубежных
поэтов,
сказок,
рассказов,
пословиц,
поговорок,
загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы,
связанные
с
эмоциональным
восприятием
произведения,
пониманием
сюжета,
характеров
основных
действующих
лиц,
умением
услышать,
воспринять
на
слух
выразительные
языковые
средства — эпитеты,
сравнения,
разумеется,
без
использования
терминологии);
— разучивание
наизусть
и
выразительное
чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно
говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что
такое
речь,
каково
ее
назначение
и
особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке
отчетливого
и
ясного
произношения
звуков,
слогов,
слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные
звуки»,
которые
фиксируются
с
помощью
различных
фишек.
Если
в
основе
подготовки
к
обучению
чтению
и
работы
над
совершенствованием
устной
речи
лежат
слуховые
ощущения,
то
при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
К
концу
обучения
по
программе
обучения
грамоте
у
детей
формируются следующие умения:
-
Умения отвечать на вопросы.
-
Умения составлять небольшие простые предложения, дополнять их
недостающими словами.
-
Умения составлять рассказ по сюжетной картинке, по опорным словам.
-
Умения отличать звук от буквы, вычленять звуки из слов, правильно их
произносить
.
-
Умения различать гласные и согласные.
-
Умение делить слова на слоги.
-
Умение делить предложения на слова, слова на слоги.
-
Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У, И
Подготовка
к обучению письму — процесс довольно сложный, так
как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая моторика руки; развиты
координация движений и такие процессы, как восприятие пространства,
внимание и воображение.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться очень беглым осмотром. Это отражается на воспроизведении
образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но
испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение
13
букв
различной
конфигурации
требует
довольно
высокого
уровня
организации
двигательного
аппарата
руки,
весьма
полного
и
детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно
продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это,
например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово»,
«Составь
загадку»,
«Продолжи
сказку»,
«Продолжи
рассказ»,
«Повтори
быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови
звук»,
«Подбери
слова
на
заданный
звук»,
«Угадай
слово»
и
др.
Конструирование
помогает
детям
осознанно
подготовиться
к
обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по
конструированию
проходит
с
помощью
различных
объектов:
фигур,
элементов
печатных
букв,
из
которых
дети
конструируют
предметы
различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее
ориентировочное
действие
помогает
сформировать
тонкую
моторику,
развивает
координацию
движений,
готовит
детей
к
восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета,
обведение
общих
элементов
в
предметах,
штриховку
предметов,
дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в
ограниченное
пространство,
пальчиковую
гимнастику
и
др.
К
концу
занятий
по
обучению
письму
у
детей
формируются
следующие навыки:
-
Умение правильно располагать тетрадь, держать карандаш, ручку.
-
Умение штриховать предметы вертикально и горизонтально.
-
Вырабатывается правильная осанка.
-
Развивается мелкая моторика руки.
-
Развиваются интеллектуальные и речевые способности ребенка.
-
Обогащается словарный запас.
-
Умение задавать вопросы и отвечать на них, вступать в диалог.
-
Дети учатся умению адекватно воспринимать и использовать речь –
осваивают коммуникативную функцию языка.
В основу отбора содержания
раздела «Развитие математических
способностей» положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего
развития
ребенка,
включающего
в
себя
сенсорное
и
интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей
математики.
В
математическом
содержании
подготовительного
периода
объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства
чисел натурального ряда и др.);
-
геометрическая
(прообразы
геометрических
фигур
в
окружающей
действительности,
форма,
размер,
расположение
на
плоскости
и
в
пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей
из бумаги и др.);
14
- содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале
двух
первых
линий
и
обеспечивающая
условия
для
развития
внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В
содержание
раздела
«Развитие
математических
способностей»
входят:
- сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый,
не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру
(длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче,
такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа,
слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне
фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы,
по назначению.
- числа от 0 до 10; счет предметов; устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10; цифра и число;
чтение чисел; сравнение чисел первого десятка; простые геометрические
фигуры:
треугольник,
прямоугольник
(квадрат),
круг.
- содержательно-логические
задания
на
развитие:
а) внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни
рисунки»,
«Найди
общие
элементы»
и
др.;
б) воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление
фигур
из
моделей
отрезков
по
заданным
свойствам,
преобразование
одной
фигуры
в
другую
и
др.;
в) памяти:
зрительные
и
слуховые
диктанты
с
использованием
арифметического
и
геометрического материала;
г)мышления:
выделение
существенных
признаков,
выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа,
синтеза,
сравнения,
построение
простых
рассуждений
и
др.
К концу обучения у детей формируются следующие основные
умения:
-
Умение находить в окружающей обстановке много предметов и
один,
умение
сравнивать
группы
предметов
содержащие
до
10
предметов и соотносить заданное количество предметов с цифрой.
-
Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
двух
предметов
или
фигур
по
цвету,
форме,
размеру
и
другим
свойствам.
-
Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа
в пределах 10, определять большее и меньшее.
-
Умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг,
треугольник
и
находить
в
окружающей
обстановке
предметы,
сходные по форме.
-
Умение сравнивать предметы по длине, ширине, толщине.
-
Определять на слух пропущенное число, называть его, определять
предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа
.
15
3.2. Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Всего учебных занятий
всего
теория
пакти
ка
«Развитие математических способностей» (11ч)
1.
Вводное занятие. Выявление подготовленности к
обучению математике.
1 час
0,5
0,5
2.
Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов
до 10 и обратно. Знакомство с геометрическими
фигурами.
1 час
0,5
0,5
3.
Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий
- низкий».
1 час
0,5
0,5
4.
Пространственные и временные отношения «налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между»,
«за».
1час
0,5
0,5
5-6
Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же»
Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно».
2 часа
1
1
7.
Закрепление навыков счета в пределах 10.
1 час
0,5
0,5
8.
Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая».
1 час
0,5
0,5
9-
10.
Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4.
2часа
1
1
11.
Закрепление состава числа 5.
1 час
0,5
0,5
«Речевое развитие». Подготовка к письму (13ч)
12.
История возникновения письма.
1 час
0,5
0,5
13.
Рабочая строка.
1 час
0,5
0,5
14.
Письмо наклонных прямых.
1 час
0,5
0,5
15.
Письмо
наклонных
прямых
с
закруглением
вверху
и
внизу.
1 час
0,5
0,5
16.
Письмо удлиненной петли вверху и внизу.
1 час
0,5
0,5
17.
Письмо правых и левых полуовалов.
1 час
0,5
0,5
18.
Письмо овалов.
1 час
0,5
0,5
19.
Письмо строчной буквы «а».
1 час
0,5
0,5
20.
Письмо заглавной буквы «А».
1 час
0,5
0,5
21.
Письмо строчной буквы «о».
1 час
0,5
0,5
22.
Письмо заглавной буквы «О»
1 час
0,5
0,5
16
23.
Письмо строчной буквы «и».
1 час
0,5
0,5
24.
Письмо заглавной буквы «И».
1 час
0,5
0,5
«Речевое развитие». Обучение грамоте (10ч)
25-
26.
Речь устная и письменная. История возникновения речи.
2 часа
1
1
27.
Предложение. Деление текста на предложения.
1 час
0,5
0,5
28-
29.
Слово. Деление предложений на слова.
2 часа
1
1
30-
31.
Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А»
«О» «У».
2часа
1
1
32.
Звуки гласные и согласные.
Развитие речи. Беседа «Весна в природе».
1 час
0,5
0,5
33.
Слияние согласного звука с гласным.
1 час
0,5
0,5
34.
Итоговое занятие.
1 час
0,5
0,5
3.3.Содержание программы
Тема
1.
Вводное
занятие.
Выявление
подготовленности
к
обучению
математике. (1 час)
Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой и обратный.
Интерактивная игра «Сосчитай-ка»
Знакомство с клеточкой.
Работа с бумагой. Складывание бумаги гармошкой.
Тема 2. Сравнение предметов по цвету, размеру. Счет предметов до 10 и
обратно. Знакомство с геометрическими фигурами. (1 час)
Треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур:
дома, машины.
Интерактивная игра «Удивительные фигуры»
Тема
3.
Отношение
«больше»,
«меньше»,
«столько
же»,
«высокий
-
низкий».(1час)
Составление геометрических фигур из палочек.
Интерактивная игра «Охота за цифрами»
Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов.
Тема
4.
Пространственные
и
временные
отношения
«налево»,
«направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». (1 час)
Рисование узора
Счет предметов от 1 до 10.
Интерактивная игра «Забавное домино»
Знакомство со знаком +, -.
17
Тема 5-6. Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько же»
Знакомство со знаком «больше», «меньше», «равно». (2 часа)
Интерактивная игра «Праздничное угощение».
Счет предметов от 1 до 10.
Знакомство с цифрой 3.
Составление узора из геометрических фигур
Тема 7. Закрепление навыков счета в пределах 10. (1час)
Интерактивная игра «Планеты-картинки»
Знакомство с цифрой 4. Составление геометрических фигур из палочек.
Рисование узора. Письмо палочек.
Тема 8. Понятие о линиях: «ломаная», «отрезок», «прямая». (1час)
Прямой и обратный счет предметов.
Интерактивная игра «Ряды цифр»
Состав чисел 3,4.
Тема 9-10. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. (2 часа)
Интерактивная игра «Веселое сложение»
Сравнение предметов. Рисование узора.
Прямой и обратный счет.
Знакомство с цифрой 5.
Тема 11. Закрепление состава числа 5. (1 час)
Интерактивная игра «Считаем с пугалом».
Тема 12. История возникновения письма. (1 час)
Гигиенические правила письма. Правила посадки при письме.
Развитие речи. Беседа «Осень в природе». Составление рассказа о картине
«Лес».
Тема 13. Рабочая строка. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Интерактивная игра «Эксперт
по безопасности».
Тема 14. Письмо наклонных прямых. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка.
Правила раскрашивания.
Разучивание скороговорок, потешек.
Тема 15. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху и внизу. (1
час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание.
Интерактивная игра «Чудесное ожерелье»
Тема 16. Письмо удлиненной петли вверху и внизу. (1час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание
Тема 17. Письмо правых и левых полуовалов. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание
Тема 18. Письмо овалов. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка . Раскрашивание
Тема 19. Письмо строчной буквы «а». (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка. Раскрашивание бордюра.
18
Тема 20. Письмо заглавной буквы «А». (1 час)
Раскрашивание бордюра. Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Цветные буквы»
Тема 21. Письмо строчной буквы «о». (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами»
Тема 22. Письмо заглавной буквы О. (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами».
Тема 23. Письмо строчной буквы «и». (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами».
Тема 24. Письмо заглавной буквы «И». (1 час)
Обведение контура рисунка и его штриховка.
Интерактивная игра «Футбол с буквами».
Тема 25-26. Речь устная и письменная. (2 часа)
История возникновения речи.
Развитие речи Беседа «Транспорт».
Интерактивная игра «Стой, внимание, иди».
Тема 27. Предложение. Деление текста на предложения. (1 час)
Развитие речи. Беседа «Режим дня»
Тема 28-29. Слово. Деление предложений на слова. (2 часа)
Развитие речи. Беседа «Мир животных».
Интерактивная игра «Где чей дом».
Тема 30-31. Слог. Деление слов на слоги. Знакомство со звуками «А» «О»
«У». (2 часа)
Развитие речи. Беседа «Вода в природе»
Интерактивная игра «Обитатели пруда»
Тема 32. Звуки гласные и согласные. (1 час)
Развитие речи. Беседа «Весна в природе».
Тема 33. Слияние согласного звука с гласным. (1 час)
Развитие речи. Беседа «Моя любимая игрушка».
Разучивание стихотворений.
Тема 34. Итоговое занятие. (1 час)
Итоговое тестирование
3.4. Методическое обеспечение программы.
Учебно-методический комплекс
Средства, необходимые для реализации программы:
-
Программа «Первые шаги»;
-
рабочие тетради;
-
прописи;
-
альбомы;
19
-
цветные карандаши;
-
наглядные пособия;
-
счетный материал;
-
ИКТ;
-
мультимедийные презентации;
-
обучающие диски «Азбука», «Математика»
-
наборное полотно;
-
карточки с предметными рисунками;
-
карточки с сюжетными рисунками;
-
касса букв и цифр;
-
счетные палочки;
-
набор геометрических фигур.
Используемые
методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский,
игровой,
проектный.
Учебно-методический комплекс:
№
п/п
Наименование
дисциплин,
входящих
в
заявленную
образовательную программу
УМК
1
Математика
М.И.
Моро,
С.Н.
Волкова
«Математические ступеньки»
М. «Просвещение», 2012г.
2
Подготовка к письму
В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова
к букве» Ч-1,2
М. «Просвещение», 2012г.
3
Развитие речи
В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова
к букве» Ч-1,2
М. «Просвещение», 2012г.
Волина
В.В.
«Занимательное
азбуковедение», Москва «Просвещение»
1991 г.
3.5. Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного
образования,
имеющий
уровень
образования
не
ниже
среднего
профессионального,
без
предъявления
требований
к
квалификационному
уровню.
20
3.6. Материально-техническое обеспечение
№
п/п
Наименование
Количество
1
Учебный кабинет с рабочим местом
1
2
Компьютер персональный
1
3
Мультимедиа (экран с проектором)
1
4
Доска меловая
1
5
Раздаточный материал
1
21
4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1.
Федеральный
закон
РФ
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» от 29.12. 2012 г.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989).
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 07.05.2018) «О
национальных
целях
и
стратегических
задачах
развития
Российской
Федерации на период до 2024 года».
4.
Стратегия
инновационного
развития
Российской
Федерации
на
период
до
2020
года,
утвержденная
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
5.
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования»
на
2013-2020
годы,
утвержденная
постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020
годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2015 г. № 497.
7.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до
2025
года,
утвержденная
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9.
Концепция
общенациональной
системы
выявления
и
развития
молодых талантов.
10. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей»,
утвержденный
Президиумом
Совета
при
Президенте
Российской
Федерации
по
стратегическому
развитию
и
приоритетным
проектам
(протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
11.
Приказ
Минобрнауки
России
от
23.08.2017г.
№
816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
13.
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
14. Устав МКОУ Петропавловская СОШ
22
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей.- 3-е
изд. - М.: Дрофа, 2002.
2.
Безруких М. М. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление и
память:
пособ.
по
обуч.
детей
ст.
дошк.
возраста
/М.М.Безруких,
Т.А.
Филлипова.- 10-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
3.
Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука счёта: пособ. по обуч. детей ст.
дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
4.
Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма: пособ. по обуч. детей ст.
дошк. возраста /М.М.Безруких, Т.А. Филлипова.- 12-е изд.,-М.: Дрофа, 2015.
5.
Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей
к школе. - М.: АСТ, 2000.
23
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1.
Богачкина Н.А. Энциклопедия подготовки к школе. – Ярославль: Академия
развития, 2008.
2.
Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом
упражнений по развитию речи и фонематического слуха. // Владос, 2000.
3.
Федосова Н.А. , Игнатьева Т.В. Развитие речи. Дополнительный материал.
Сказки, рассказы, стихи для чтения детям. // Владос, 2000.
4.
Гаврина С.Е. «Учимся писать». Рабочая тетрадь.
5.
Жиренко О.Е. «Прописи для дошкольников».Тетрадь на печатной основе.