Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Воспитание культуры поведения у младших школьников
МБОУООШ №20 г. Ленинск - Кузнецкий
Современное общество ставит перед педагогами задачу воспитания
высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего
всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Культура
поведения
помогает общению
человека с окружающими,
обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
Первые представления о нормах поведения принятых в обществе ребенок
получает в семье и в школе. Придя в школу, ребенок попадает в мир, в котором
соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального существования
всего коллектива, где педагог терпеливо формирует его представления о нормах и
правилах поведения, влияя тем самым на отношение младших школьников со
сверстниками,
другими
знакомыми
и
незнакомыми
людьми,
помогая
ему
ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.
Педагоги обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих
взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров без которых нельзя
чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Учить детей правилам поведения
увлекательно, если это делается с любовью и фантазией. Ребенок много знает об
окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений.
Задача педагога - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему
общепринятую в обществе. В культурном поведении
высока значимость
нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание
детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность
создают наилучшие условия для формирования культурного поведения.
Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать по имени и отчеству.
Испытывая радость от общения с педагогом, дети всегда ожидают встречи с ним,
верят
в
правоту
его
слов.
Необходимый
настрой
создает
выработанный
совместными усилиями порядок поведения в группе, классе, на занятии, в котором
основными правилами являются следующие:
- сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение;
- доброжелательно воспринимать других;
- не отказываться от участия в играх и упражнениях;
- не стесняться своего незнания и неумения;
- не бояться- ошибаться;
-не смеяться над другими.
Очень важно вводить в сознание младшего школьника необходимость
понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и
сыном, старым и малым, педагогом и учеником.
В обучении младших школьников правилам этикета существуют два этапа:
сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже
дают
культурные
понятия,
связь
правил
поведения,
их
нравственную
и
эстетическую основу.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл,
который включает:
- знание этикетного правила;
- понимание его разумности;
-умение принимать его прагматически;
-эмоциональное переживание от его выполнения;
Важно, чтоб ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим
требованием отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к
изученному правилу, но на более высоком уровне.
Культурное поведение формируют постоянно в реальной жизни и в специально
созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы:
занятия, игры, беседы, режимные моменты. Постоянное закрепление и позитивная
оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того
или иного действия и поступка.
Для воспитания культуры поведения необходимы следующие условия:
1)
Позитивный настрой. Нельзя забывать или обидеть никого из детей, для чего
используются обращения по именам, похвала, призы и прочие способы
обучения, увлекающие детей.
2)
Пример взрослых, прежде всего педагога. Ребенок наблюдает и оценивает
взрослых. Действия педагога должны быть направлены на достижения
главной
цели-
создания
для
развития
личности
ребенка
творческой,
доброжелательной, дружеской обстановки.
3)
Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство
требований и преемственность педагога. Общая цель семьи и школы – хорошо
воспитанный, культурный и образованный человек.
4)
Родной язык – играет большую роль в обучении и воспитании поведенческой
культуры.
5)
С
этой
целью
необходимо
расширять
у
ребенка
круг
культурно
–
поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной
работы.
Обучение детей правилам культурного поведения происходит не только на
специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни
школы:
- приветствие во время приема детей и прощания в конце дня;
- поведение за столом;
- прогулка на улице;
- праздничное веселье;
- игры на свежем воздухе и.т.д.
Педагог, начиная работу с детьми, совместно в классе формирует определенный
поведенческий порядок:
- внимательно слушать педагога и ребят;
- не перебивать;
- не мешать слушать другим;
- не отвлекаться;
- отвечать четко и понятно;
- не смеяться над неудачами других;
- не бояться ошибаться и.т.д.
Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве
требований педагога и родителей, педагогическое руководство осуществляется с
развитием детской инициативы и самостоятельности, учитываются возрастные и
индивидуальные особенности детей. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого
человека, связана с поведенческими правилами и от правильности поведения его
зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.