Напоминание

"Воспитание культуры поведения у младших школьников"


Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание культуры поведения у младших школьников

МБОУООШ №20 г. Ленинск - Кузнецкий

Современное общество ставит перед педагогами задачу воспитания

высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего

всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Культура

поведения

помогает общению

человека с окружающими,

обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.

Первые представления о нормах поведения принятых в обществе ребенок

получает в семье и в школе. Придя в школу, ребенок попадает в мир, в котором

соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального существования

всего коллектива, где педагог терпеливо формирует его представления о нормах и

правилах поведения, влияя тем самым на отношение младших школьников со

сверстниками,

другими

знакомыми

и

незнакомыми

людьми,

помогая

ему

ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

Педагоги обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих

взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров без которых нельзя

чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Учить детей правилам поведения

увлекательно, если это делается с любовью и фантазией. Ребенок много знает об

окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений.

Задача педагога - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему

общепринятую в обществе. В культурном поведении

высока значимость

нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание

детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность

создают наилучшие условия для формирования культурного поведения.

Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать по имени и отчеству.

Испытывая радость от общения с педагогом, дети всегда ожидают встречи с ним,

верят

в

правоту

его

слов.

Необходимый

настрой

создает

выработанный

совместными усилиями порядок поведения в группе, классе, на занятии, в котором

основными правилами являются следующие:

- сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение;

- доброжелательно воспринимать других;

- не отказываться от участия в играх и упражнениях;

- не стесняться своего незнания и неумения;

- не бояться- ошибаться;

-не смеяться над другими.

Очень важно вводить в сознание младшего школьника необходимость

понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и

сыном, старым и малым, педагогом и учеником.

В обучении младших школьников правилам этикета существуют два этапа:

сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже

дают

культурные

понятия,

связь

правил

поведения,

их

нравственную

и

эстетическую основу.

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл,

который включает:

- знание этикетного правила;

- понимание его разумности;

-умение принимать его прагматически;

-эмоциональное переживание от его выполнения;

Важно, чтоб ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим

требованием отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к

изученному правилу, но на более высоком уровне.

Культурное поведение формируют постоянно в реальной жизни и в специально

созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы:

занятия, игры, беседы, режимные моменты. Постоянное закрепление и позитивная

оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того

или иного действия и поступка.

Для воспитания культуры поведения необходимы следующие условия:

1)

Позитивный настрой. Нельзя забывать или обидеть никого из детей, для чего

используются обращения по именам, похвала, призы и прочие способы

обучения, увлекающие детей.

2)

Пример взрослых, прежде всего педагога. Ребенок наблюдает и оценивает

взрослых. Действия педагога должны быть направлены на достижения

главной

цели-

создания

для

развития

личности

ребенка

творческой,

доброжелательной, дружеской обстановки.

3)

Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство

требований и преемственность педагога. Общая цель семьи и школы – хорошо

воспитанный, культурный и образованный человек.

4)

Родной язык – играет большую роль в обучении и воспитании поведенческой

культуры.

5)

С

этой

целью

необходимо

расширять

у

ребенка

круг

культурно

поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной

работы.

Обучение детей правилам культурного поведения происходит не только на

специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни

школы:

- приветствие во время приема детей и прощания в конце дня;

- поведение за столом;

- прогулка на улице;

- праздничное веселье;

- игры на свежем воздухе и.т.д.

Педагог, начиная работу с детьми, совместно в классе формирует определенный

поведенческий порядок:

- внимательно слушать педагога и ребят;

- не перебивать;

- не мешать слушать другим;

- не отвлекаться;

- отвечать четко и понятно;

- не смеяться над неудачами других;

- не бояться ошибаться и.т.д.

Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве

требований педагога и родителей, педагогическое руководство осуществляется с

развитием детской инициативы и самостоятельности, учитываются возрастные и

индивидуальные особенности детей. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого

человека, связана с поведенческими правилами и от правильности поведения его

зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.



В раздел образования