Напоминание

"Игра, как форма реабилитации и бытовой адаптации детей с особенностями развития"


Автор: Шапошникова Екатерина Геннадьевна
Должность: культорганизатор
Учебное заведение: СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Играем с пользой"
Тема: "Игра, как форма реабилитации и бытовой адаптации детей с особенностями развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Грамматическая игра как форма реабилитации и бытовой адаптации.

Речевые игры в картинках для детей

«В лес за грибами»

Шапошникова Е.Г.

«Что готовят из грибов»

Игра научит ребенка словообразованию — умению образовывать новое

слово по аналогии (по образцу), например:

Суп, соус, салат — грибнОЙ,

Лапша, начинка, икра, запеканка — грибнАЯ,

Котлеты — грибнЫЕ,

Все блюда, которые повар готовит из грибов — грибнЫЕ блюда

(грибные салаты, грибные соусы, грибные запеканки).

Часть 1.

Предложите детям представить, что они теперь не дети, а … повара! Можно

надеть на голову ребенка настоящий белый колпак, можно использовать

«волшебство»: хором сказать «волшебные слова» («Раз — два повернись. В

повара быстро превратись!») и даже взмахнуть волшебной палочкой.

Вот мы уже и повара! Повар умеет готовить разные блюда. И каждое блюдо у

него очень вкусное, красивое, ароматное. Сегодня повара готовят блюда из

грибов.

А что же можно сделать из грибов?

Сейчас мы будем делать суп из грибов. Он называется… как? (Грибной суп).

Что мы в него положим? (Перечислите продукты). Вспомните вместе с

детьми, как варят грибной суп.

Спросите — суп жарят или варят?

Если варят, то в чем его варят — в сковороде или в кастрюле?

Можно ли в сковороде сварить суп? Почему?

Изображаем, играя, все действия:

берем воображаемую «кастрюлю»,

режем грибы, кладем в кастрюлю, добавляем овощи.

Вдыхаем аромат получившегося у нас супа и угощаемся.

1

Можно тут же «понарошку» угостить игрушки и похвалить суп.

А еще из грибов можно сделать… икру!

Как она будет называться?

Икра из грибов — это какая икра?

Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, то подскажите ему:

«Икра из кабачков — кабачковая икра.

Её можно намазывать на хлеб.

Икра из баклажанов — баклажанная икра. Добавляем овощи. Её можно

намазывать на хлеб.

А икра из грибов — это какая икра. ..?»

2

(Вопросительная интонация и пауза для ответа ребенка). Правильный

ответ: грибная икра.

Запеканка из картофеля — картофельная, из капусты — капустная, а из

грибов — это какая запеканка?

Как она называется? (Грибная запеканка).

Салат с грибами называется … как ты его назовешь? (Грибной салат).

Давай придумаем интересное название нашему грибному салату:

«Грибочки в лукошке» (придумайте то, что Вы положите в салат и

изобразите, как Вы вместе с малышом его готовите).

А сейчас напечем пирожки. А начинка у нас тоже будет из грибов.

Как называется такая начинка? Грибная.

Это пирожки с грибной начинкой.

3

А еще можно сделать из грибов лапшу!

Она так и называется «грибная лапша «или сварить соус из грибов — как он

называется? (Грибной соус)

А как называются котлеты из грибов, наверное, ты уже догадался?

Грибные котлеты!

А подливка с грибами называется… как? (Грибная подливка)

4

Рагу с грибами — как назвать это рагу? (Грибное рагу)

После того, как мы с детьми «изготовили» все блюда, делимся

впечатлениями.

Можно «похвалить» самое полюбившееся блюдо:

«У меня грибные котлеты — вкусные, с хрустящей корочкой, поджаристые»

«А у меня готовы пироги с грибной начинкой, украшенные косичками из

теста» и так далее.

Можно «хвалиться» по очереди, а можно всем вместе придумать, как

«похвалить» свое блюдо, подобрав как можно большее количество слов —

описаний. Помогите детям подобрать выразительные слова, описывающие

эти блюда.

Примерный словарик для описания блюд и развития выразительности

речи детей в этой игре:

Горячий, теплый, мягкий, свежий, жареный, печеный, слоеный, вкусный,

румяный, ароматный, душистый, вкусный, хрустящий, зернистый, сочный,

сладкий, солёный.

Глагольный словарь для такого комментирования:

Мою, чищу, варю, кладу, режу, нарезаю на кусочки, тру на терке, ставлю на

огонь, снимаю, мешаю.

Действия с грибами: грибы сушат, маринуют, тушат, режут, солят, жарят, из

них варят суп.

Часть 2.

В конце игры загадки грамматическую загадку:

«Отгадай, что я загадала:

Загадка направлена на развитие языкового чутья и умения согласовывать в

роде прилагательные и существительные.

5

Загадка:

свежАЯ, вкуснАЯ, ароматнАЯ — это икра или салат?

Если ребенок отвечает «Грибной салат», то переспросите его: «Разве мы так

говорим: грибнАЯ, вкуснАЯ салат? Нет!

Как мы говорим про салат: грибнОЙ вкуснЫЙ салат. Значит, что это?»

свежИЙ душистЫЙ вкуснЫЙ — это суп, пирог. Правильно!

А про запеканку мы бы как сказали?

ДушистАЯ вкуснАЯ запеканка,

грибнЫЕ вкуснЫЕ ароматнЫЕ - это котлеты

В конце игры превратить детей из поваров обратно в обычных

дошкольников. Сделать это также можно самыми простыми «волшебными

словами»: «Раз, два, повернись! В … (имя ребенка) снова превратись!» или

«Раз- два, покружись! Дома снова окажись!»

Показ детям картинки - грибы. Запомнить их названия: Лисички,

подберёзовик, подосиновик, сыроежка.

В конце игры:

Речевая игра «Загадки описание грибов».

Загадка - Описания гриба

Пример загадки — описания гриба: Это гриб небольшой. Он всегда растет

рядом с другими такими же грибами — как семейка. У гриба шляпка гладкая,

оранжевая, с резным краем. А ножка у него тоненькая. Растет этот гриб в

лесу. Это гриб съедобный. Из него можно приготовить много вкусных блюд:

(перечисление блюд, известных ребенку). Отгадайте, что это за гриб?»

(Лисичка)

6

Воспитатель помогает ребёнку:

а) задавая начала фраз: «У него шляпка какая? А ножка у него…. Это

гриб…»

б) вопросами по картинкам — плану: «Какая у этого гриба шляпка? Где он

растет» и т.д.

7



В раздел образования