Автор: Шапошникова Екатерина Геннадьевна
Должность: культорганизатор
Учебное заведение: СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Играем с пользой"
Тема: "Игра, как форма реабилитации и бытовой адаптации детей с особенностями развития"
Раздел: дополнительное образование
Грамматическая игра как форма реабилитации и бытовой адаптации.
Речевые игры в картинках для детей
«В лес за грибами»
Шапошникова Е.Г.
«Что готовят из грибов»
Игра научит ребенка словообразованию — умению образовывать новое
слово по аналогии (по образцу), например:
Суп, соус, салат — грибнОЙ,
Лапша, начинка, икра, запеканка — грибнАЯ,
Котлеты — грибнЫЕ,
Все блюда, которые повар готовит из грибов — грибнЫЕ блюда
(грибные салаты, грибные соусы, грибные запеканки).
Часть 1.
Предложите детям представить, что они теперь не дети, а … повара! Можно
надеть на голову ребенка настоящий белый колпак, можно использовать
«волшебство»: хором сказать «волшебные слова» («Раз — два повернись. В
повара быстро превратись!») и даже взмахнуть волшебной палочкой.
Вот мы уже и повара! Повар умеет готовить разные блюда. И каждое блюдо у
него очень вкусное, красивое, ароматное. Сегодня повара готовят блюда из
грибов.
А что же можно сделать из грибов?
Сейчас мы будем делать суп из грибов. Он называется… как? (Грибной суп).
Что мы в него положим? (Перечислите продукты). Вспомните вместе с
детьми, как варят грибной суп.
Спросите — суп жарят или варят?
Если варят, то в чем его варят — в сковороде или в кастрюле?
Можно ли в сковороде сварить суп? Почему?
Изображаем, играя, все действия:
берем воображаемую «кастрюлю»,
режем грибы, кладем в кастрюлю, добавляем овощи.
Вдыхаем аромат получившегося у нас супа и угощаемся.
1
Можно тут же «понарошку» угостить игрушки и похвалить суп.
А еще из грибов можно сделать… икру!
Как она будет называться?
Икра из грибов — это какая икра?
Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, то подскажите ему:
«Икра из кабачков — кабачковая икра.
Её можно намазывать на хлеб.
Икра из баклажанов — баклажанная икра. Добавляем овощи. Её можно
намазывать на хлеб.
А икра из грибов — это какая икра. ..?»
2
(Вопросительная интонация и пауза для ответа ребенка). Правильный
ответ: грибная икра.
Запеканка из картофеля — картофельная, из капусты — капустная, а из
грибов — это какая запеканка?
Как она называется? (Грибная запеканка).
Салат с грибами называется … как ты его назовешь? (Грибной салат).
Давай придумаем интересное название нашему грибному салату:
«Грибочки в лукошке» (придумайте то, что Вы положите в салат и
изобразите, как Вы вместе с малышом его готовите).
А сейчас напечем пирожки. А начинка у нас тоже будет из грибов.
Как называется такая начинка? Грибная.
Это пирожки с грибной начинкой.
3
А еще можно сделать из грибов лапшу!
Она так и называется «грибная лапша «или сварить соус из грибов — как он
называется? (Грибной соус)
А как называются котлеты из грибов, наверное, ты уже догадался?
Грибные котлеты!
А подливка с грибами называется… как? (Грибная подливка)
4
Рагу с грибами — как назвать это рагу? (Грибное рагу)
После того, как мы с детьми «изготовили» все блюда, делимся
впечатлениями.
Можно «похвалить» самое полюбившееся блюдо:
«У меня грибные котлеты — вкусные, с хрустящей корочкой, поджаристые»
«А у меня готовы пироги с грибной начинкой, украшенные косичками из
теста» и так далее.
Можно «хвалиться» по очереди, а можно всем вместе придумать, как
«похвалить» свое блюдо, подобрав как можно большее количество слов —
описаний. Помогите детям подобрать выразительные слова, описывающие
эти блюда.
Примерный словарик для описания блюд и развития выразительности
речи детей в этой игре:
Горячий, теплый, мягкий, свежий, жареный, печеный, слоеный, вкусный,
румяный, ароматный, душистый, вкусный, хрустящий, зернистый, сочный,
сладкий, солёный.
Глагольный словарь для такого комментирования:
Мою, чищу, варю, кладу, режу, нарезаю на кусочки, тру на терке, ставлю на
огонь, снимаю, мешаю.
Действия с грибами: грибы сушат, маринуют, тушат, режут, солят, жарят, из
них варят суп.
Часть 2.
В конце игры загадки грамматическую загадку:
«Отгадай, что я загадала:
Загадка направлена на развитие языкового чутья и умения согласовывать в
роде прилагательные и существительные.
5
Загадка:
свежАЯ, вкуснАЯ, ароматнАЯ — это икра или салат?
Если ребенок отвечает «Грибной салат», то переспросите его: «Разве мы так
говорим: грибнАЯ, вкуснАЯ салат? Нет!
Как мы говорим про салат: грибнОЙ вкуснЫЙ салат. Значит, что это?»
свежИЙ душистЫЙ вкуснЫЙ — это суп, пирог. Правильно!
А про запеканку мы бы как сказали?
ДушистАЯ вкуснАЯ запеканка,
грибнЫЕ вкуснЫЕ ароматнЫЕ - это котлеты
В конце игры превратить детей из поваров обратно в обычных
дошкольников. Сделать это также можно самыми простыми «волшебными
словами»: «Раз, два, повернись! В … (имя ребенка) снова превратись!» или
«Раз- два, покружись! Дома снова окажись!»
Показ детям картинки - грибы. Запомнить их названия: Лисички,
подберёзовик, подосиновик, сыроежка.
В конце игры:
Речевая игра «Загадки описание грибов».
Загадка - Описания гриба
Пример загадки — описания гриба: Это гриб небольшой. Он всегда растет
рядом с другими такими же грибами — как семейка. У гриба шляпка гладкая,
оранжевая, с резным краем. А ножка у него тоненькая. Растет этот гриб в
лесу. Это гриб съедобный. Из него можно приготовить много вкусных блюд:
(перечисление блюд, известных ребенку). Отгадайте, что это за гриб?»
(Лисичка)
6
Воспитатель помогает ребёнку:
а) задавая начала фраз: «У него шляпка какая? А ножка у него…. Это
гриб…»
б) вопросами по картинкам — плану: «Какая у этого гриба шляпка? Где он
растет» и т.д.
7