Напоминание

"Нашествие персидских войск на Элладу"


Автор: Елена Николаевна Никифорова
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ с УИОП № 60
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Нашествие персидских войск на Элладу"
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение 1

Технологическая карта урока

Ф.И.О.

Никифорова Елена Николаевна

Предмет

Всеобщая история. История Древнего мира

Класс

5

Тема урока

Нашествие персидских войск на Элладу

Тип урока

Урок открытия нового знания

Целевая установка урока, задачи

1.Показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере

Фермопильского сражения и Саламинской битвы.

2.Продолжить формирование умений учащихся правильно показывать на карте

исторические объекты, составлять рассказ, выполнять задания индивидуально и в

группе; продолжить формирование комплекса общеучебных умений и навыков,

обеспечивающих успех поиска, отбора, группировки, синтеза, обработки информации.

3.Воспитывать любовь и уважение к истории народов разных стран, к событиям

прошлого и формировать толерантность.

Обучающие:

•Раскрыть причины, характер и итоги войны;

•Формировать умение выделять причинно-следственные связи, работать с историческим

источником, картой, иллюстративным материалом.

Развивающие:

•Развивать умение анализировать, сравнивать между собой тактику ведения боя и делать

выводы;

•Развивать навыки мышления (устанавливать причинно-следственные связи, составлять

таблицы)

1

Воспитательные:

•Воспитывать правильную самооценку, чувство ответственности, уверенности и

требовательности к себе, самостоятельность;

•Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, а также уважение к людям,

защищавшим свою Родину, проявлявшим героизм и мужество.

Планируемые результаты

Личностные:

1) способствовать формированию уважительного отношения к мнению и мировоззрению

другого человека.

2) способствовать развитию морального сознания и компетентности в решении

моральных проблем на основе личностного выбора.

(самоопределяются по отношению к завоевательной политике персов; осознают свою

ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий

с оценками других)

Регулятивные: - осуществляют целеполагание;

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; -

самоорганизуются;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают

исторические факты из незнакомого текста по заданию; составляют таблицу; определяют

понятия; ориентируются по атласу и исторической карте; делают выводы, устанавливают

причинно-следственные связи;

Коммуникативные: - дискутируют; осуществляют смысловое чтение; -сотрудничают в

парах, группах;

- выслушивают мнения других, договариваются;

Метапредметные:

1) Способствовать развитию умений определять понятия, создавать обобщения,

устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и

делать выводы.

2

2) Способствовать развитию умений организовывать учебное сотрудничество и

совместную деятельность с учителем и сверстниками;

3) Способствовать развитию умений работать индивидуально и в группе: находить

общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

Знать

1) Дату Начала похода Ксеркса на Элладу.

2) Имена военачальников, воевавших на стороне Греции и Персии.

3) Ход боя в Фермопильском ущелье.

4) Знать ход Саламинского сражения.

Уметь

1) Показывать по исторической карте ход событий Боя в Фермопильском ущелье.

2) Показывать по исторической карте ход событий Саламинского сражения.

Основные понятия

Персидская держава, Древняя Греция, Афины, Марафон, Фермопилы, Саламин, ДарийI,

Ксеркс, Мильтиад, Фемистокл, полис, демократия, гоплиты, фаланга, триеры, 500-449 г.

до н.э.; 490 г.до н.э., 480 г.до н.э., 479 г.до н.э.

Ресурсы

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват.

учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. –

2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 303с.

Технология

Проблемно-диалоговая, игровая

Ход урока

Дидактическа

я

структура

урока (этапы

урока)

Задачи этапа

Содержание и

деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые

результаты

Личностные

Метапредмет

ные

Предметные

3

1.Организацион

ный момент

Время:1 минута

Создать

благоприятный

психологический

настрой на

работу

Приветствует учеников.

Проверяет

присутствующих в класс.

Прием «Солнечный

зайчик».

Приветствуют

учителя,

готовят

необходимы к

уроку

материал.

Включаются в

деловой ритм

урока.

Личностные

УУД:

самоопределени

е.

Регулятивные

УУД:

организация

своего рабочего

места.

2.

Актуализация и

фиксирование

индивидуально

го затруднения

в пробном

учебном

действии

(проблемно-

мотивационный

этап)

Время: 3

минуты

Актуализация

опорных знаний

и способов

действий.

Актуализация знаний

(2мин.)

Вперёд, сыны

Эллады! Спасайте

Родину, спасайте жён,

детей своих, Богов

отцовских храмы,

гробницы предков: Бой

теперь–за всё!

/Эсхил/.

О чем эпиграф к уроку?

Что означают слова

Эсхила?

О чём мы будем говорить

сегодня на уроке? (О

войне).

Мы совершим

виртуальное путешествие

в V век до н. э., в далекую

и загадочную страну –

Древнюю Грецию.

Определяют

по словарю

значение

слова «война».

Регулятивные

УУД:

-

самоорганизаци

я

-самооценка

4

Работа с картой.

1.Покажите

на

карте

территорию

Древней

Греции

и

её

части.

Назовите их. (Северная,

Средняя, Южная Греции).

2.Какой

полуостров

считается

Южной

Грецией?

(Полуостров

Пелопоннес).

3.Где находится

город

Афины? (В Аттике).

4.Где находится Спарта?

Южной

Греции,

область Лаконика).

5.В каком месте греки

впервые одержали победу

над

персами?

Марафоне).

С Словарная работа:

Фемистокл – энергичный

и ум н ый афинянин, вождь

демоса.

Фе Фермопильский проход –

место

сражения

греков

с

персами в 480г. до н.э.

Т Триера – мелкосидящий

греческий военный корабль

с тремя рядами вёсел.

Ос остров Саламин – место

Вовлечение в

активную

познавательную

деятельность

Умение

организовыва

ть учебное

сотрудничеств

о и

совместную

деятельность

со

сверстниками

5

сражения греков с персами в

480г. до н.э.

Ксеркс – властитель

Персидского

царства,

сын

Дария.

Коринфский

перешеек

географический

объект,

место, куда некоторые греки

предлагали перевести флот

для защиты Южной Греции

от персов.

Леонид

спартанский

царь,

возглавивший

объединённое

греческое

войско.

Организация игры

Сценка

«Накануне

войны»

Раздает карточки с

вопросами для учеников.

Отвечают на

вопросы

учителя

письменно в

тетради,

После

выполнения

задания

ученики

обмениваютс

я тетрадями и

Личностные

УУД: -

формирование

ответственного

отношения к

выполнению

домашнего

задания.

Умение

грамотно

выражать

свои мысли в

письменной

форме

6

самостоятель

но проверяют

друг друга и

ставят

оценки.

Время: 3

минуты

Итак, ребята, на

предыдущем уроке мы

говорили с вами о такой

важной битве в истории

греко-персидского

противостояния как

Марафонская битва.

Давайте еще раз

вспомним об этом

событии:

- дата

- Совершенно верно, а

кто и как одержал победу

в этом сражении?

Ответ

ученика:

490 год до н.э.

Ответ

ученика:

«Увидев, что

часть персов

отправилось к

Афинам,

Мильтиад

принял

решение

атаковать

персов. Греи,

выстроившись

фалангой

начали атаку.

Персы, забыв

Личностные

УУД:

-формирование

ответственного

отношения к

предстоящему

уроку;

-принятие целей

урока

Готовность

организовыва

ть учебное

сотрудничеств

о с учителем и

одноклассник

ами в

процессе

изучения

новой темы.

Знать

1) Дату

Марафонско

го сражения

2) Имена

военачальни

ков,

воевавших

на стороне

Афин и

Персии.

3) Ход

Марафонско

й битвы

Уметь

1)

Показывать

по

историческо

й карте ход

событий

Марафонско

го сражения.

2) Отличать

греческого

война и

7

- Правильно.

- А как вы думаете, после

такой

головокружительной

победы над казалось бы

непобедимым

противником греки

теперь могли жить

спокойно и не бояться,

что на них нападут?

- И первая и вторая ваша

точка зрения верные.

Действительно в Древней

Греции не было единого

мнения на чет того нужно

или не нужно опасаться

персов. Однако, как мы

говорили на предыдущем

уроке войны все – таки

о флангах

стали

атаковать в

центре,

прошли в

глубь фаланги

были

окружены и

разбиты

греками».

(ответ у

карты)

Ответ

учеников:

Возможно два

варианта

ответа!

1) Да, греки

могут быть

спокойны, так

как победили

главного

противника

2) Нет, от

персидского

война

8

являлись неотъемлемой

частью жизни людей

древнего мира, поэтому

близилось новое

нашествие персидских

войск.

персов еще

исходила

опасность и

они могли

отправиться с

требованием

реванша.

3. Определение

темы урока

Вывести

учащихся на

самостоятельную

формулировку

темы урока

Персы вели войну ради

войны. Вероятно, за всю

мировую историю не

было державы столь

воинственно

настроенной.

-О ЧЕМ пойдет речь?

-ЧТО будем вспоминать,

изучать?

-КАК будем изучать?

Чему сегодня посвящаем

урок?

Что будем исследовать?

-Как сформулируем тему

урока?

- Каковы будут сегодня

цели нашего урока?

Вступают в

диалог с

учителем;

Пытаются

определить

тему урока;

Вовлекаются в

активную

познавательну

ю

деятельность

Познавательны

е УУД:

-через анализ

языкового

материала

определяют

тему урока

4.Целеполагани

е и мотивация

Выявление

затруднения,

Обеспечение

мотивации

учения детьми,

принятие ими

целей урока.

Если сегодня вы будете

работать с интересом,

дружно и оперативно -

нам удастся узнать о

воинственной стране под

Ответы

учеников на

вопросы:

-Где

находилась

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникатив

ные: постановка

вопросов.

Знать

1) Дату

образования

персидской

державы

9

поиск

противоречия,

поиск

оптимального

решения

названием Персия,

которая в страхе держала

многие древние народы и

о победе маленькой

страны Древней Греции.

НО! Парадокс: греки

(разрозненные полисы)

сумели победить

огромную Персидскую

державу!

Создает проблемную

ситуацию: Почему греки

сумели победить

огромную Персидскую

державу?

Ваши версии?

страна Персия,

какие она вела

войны и с кем

воевала?

- Кто управлял

державой и

каким образом

управлялась

вся держава?

- Сравнить

территории,

армии,

подготовленно

сть к войне

Персии и

Греции?

- Кто должен

был победить?

Почему?

Клятва

греческого

воина.

Версии

учеников:

1.Единство и

сила армии

греков и

слабость

армии

Познавательны

е:

самостоятельное

выделение-

формулирование

познавательной

цели;

логические -

формулирование

проблемы.

2) Имена

персидских

царей

3)

Особенности

организации

персидской

армии

Уметь

1)

Показывать

по

историческо

й карте

местоположе

ние Персии и

захваченных

ею

территорий

2) Отличать

греческого

война и

персидского

война

10

персов,

состоящей из

покоренных

народов.

2.Удачливые,

умные,

решительные

полководцы

греков,

принимающи

е верные

решения.

3.Для Греции

война была

справедливой

,

освободитель

ной, а для

Персии –

захватническ

ой,

несправедлив

ой.

5. Осмысление

и первичное

усвоение новых

знаний и

способов

усвоения

(открытие

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

детьми

изучаемой темы

и новых

Корректирует план урока

1.

Причины

нашествия персов

на Элладу.

2.

Подготовка сторон

к войне.

3.

Основные события.

4.

Итоги и значение.

Предлагают

план урока

Регулятивные

УУД:

принимают

учебную задачу,

организуют себя

для работы по

плану

11

нового знания)

источников

информации

- по 1 вопросу: (1-2 мин.)

-организует фронтальную

работу с классом:

- Что означает для

Персии и Греции участие

в войне?

(доказали 3-ю версию)

- по 2 вопросу:

Работа

в

группах

с

источником информации:

1

группа

(«Афиняне»)

с.165 Роль Фемистокла;

2 группа («Спартанцы»)

с. 166-167

3 группа

(«Персы») с.

166.

(доказали

1-ю

и

2-ю

версии)

Задание: определить

роли Фемистокла и

Ксеркса.

- организует работу в

группах по вопросам:

1. как действовал

Фемистокл (Леонид,

Ксеркс)?

Определяют

цели и

причины

войны

-самост.

чтение,

находят ответ

на вопрос,

выделяют

главное,

обсуждают,

выбирают

выступающего

для защиты

задания от

своей группы;

-оценивают,

дополняют

ответы в ходе

прослушивани

я

- дают

предполагаем

ый вывод по

проблеме:

– объединение

греческих

Познавательны

е УУД:

-выбор в тексте

главного по

вопросу

учителя;

-определяют

роли

Фемистокла и

Ксеркса.

Коммуникатив

ные УУД:

-взаимопомощь

и

сотрудничество

в группе;

- выслушивание

ответов:

-корректировка

и оценивание

Коммуникатив

ные УУД:

оказывают

помощь в парах

при

12

- какие мероприятия он

провел для подготовки

греческой (афинской,

спартанской, персидской)

армии?

-как выглядели

(Фемистокл, Леонид,

Ксеркс)? Их

характеристика.

-по 3 вопросу:

организует работу в

группах с

дополнительными

текстами и

исторической картой (с.

162): проработать

соответствующий пункт

параграфа, опираясь на

карту заполнить

пропуски в тексте, чтобы

составить полную

картину происходящего.

составить таблицу

исследования: «Основные

события греко-

персидских войн» (2

мин.)

- организует закрепление

вопроса:

- Что является

полисов,

их стремление

защитить

свою родину,

независимость

и свободу, а

также

умелые

тактические

действия

полководцев,

быстроходные

корабли –

триеры,

мужество и

отвага

греческих

граждан – всё

это помогло

грекам

одержать

победу над

персами.

определении

направлений

походов персов

и основных

сражений

греков;

-осуществляют

смысловое

чтение;

Познавательны

е УУД:

-обрабатывают

доп.

информацию;

-выделяют

главное, делают

выводы;

Личностные

УУД:

-

самоопределяют

ся по

отношению к

завоевательной

политике персов

и

освободительно

й борьбе

греков;

высказывают

собственные

13

содержанием таблицы?

Рассказ учителя.

После

взятия

Фермопил

Ксеркс

с

войском

хлынул

на

греческие земли, грабя и

разоряя

Среднюю

Грецию.

Персы

приближались к Афинам.

Познавательная задача.

После того, как персы

вторглись

в

Среднюю

Грецию, Фемистокл стал

убеждать

афинян

покинуть город и найти

убежище

на

острове

Саламин.

Однако,

большинство горожан об

этом

не

хотело

даже

слышать.

Тогда

Фемистокл

пошел

на

хитрость.

В

храме

на

Акрополе

жила

священная змея, которая

почиталась

как

воплощение

богини

Афины.

Внезапно

змея

исчезла.

По

просьбе

- проверка

задания по

эталону;

-закрепляют

знания

суждения и

выражают свое

отношение к

предательству

14

Фемистокла

жрецы

объявили

народу,

что

богиня решила покинуть

город,

уползла

на

о.

Саламин

и

призывает

народ следовать за нею.

В те же дни стало

известно

предсказание

Дельфийского оракула о

том, что от нашествия

персов «погибнет всё и

только деревянные стены

смогут защитить афинян

и их детей». Старики, не

желавшие

покидать

родной

город,

обрадовались

предсказанию

и

стали

строить вокруг Акрополя

деревянные укрепления.

Фемистокл

истолковал слова оракула

иначе,

и

ему

удалось

убедить народ покинуть

Афины.

-

Как

Фемистокл

истолковал

слова

оракула?

Рассказ учителя

По

решению

Ответ

ученика:

Он посчитал,

что

деревянные

стены – это

15

Народного

собрания

жители

Аттики

перебрались

на

о.

Саламин

под

защиту

флота. Способные носить

оружие

мужчины

вступили на корабли.

Персы

вошли

в

опустевшие

Афины

и

подвергли разграблению

и

разрушению

город.

Военные

суда

персов

встали на якорь в бухте

близ Афин.

Рядом

в

узком

проливе стоял афинский

флот,

насчитывавший

около 400 кораблей. На

общем

совете

военачальников

многие

командиры настаивали на

отводе

флота

к

Коринфскому перешейку

для

защиты

Южной

Греции.

Только

Фемистокл убеждал дать

сражение в Саламинском

проливе,

где

эллинам

знаком

каждый

подводный

камень,

все

направления ветров. Он

корабли, борта

которых

спасут афинян

Инсценировка

16

умолял подумать о судьбе

афинских

женщин

и

детей.

- Кто из военачальников

прав?

- Как Фемистокл вышел

победителем

в

споре

(работа

с

текстом

учебника

«Хитрость

Фемистокла» с. 167)

Работа с иллюстрацией

«Бой в Саламинском

проливе» (с. 168) и

чтение учеником отрывка

из поэмы Эсхила

«Персы».

Задание: найдите в

тексте фрагмента

строчки, с помощью

которых можно описать

изображенное на картине.

Продолжение

заполнения таблицы.

Преодоление проблемы:

военного

совета: спор

Фемистокла,

военачальника

Коринфа и

архагета

Спарты.

Ответ

ученника.

Чтение стих.

отрывков

учениками.

-закрепляют

знания,

комментируют

иллюстрацию

- дают

предполагаем

ый вывод по

проблеме:

– объединение

17

Почему Греция,

небольшая по размерам

страна, сумела дать отпор

могущественной

Персидской державе?

- какие личные

качества греков

проявились в трагических

событиях Фермопильской

битвы, Саламинского

сражения?

греческих

полисов,

их стремление

защитить

свою родину,

независимость

и свободу, а

также

умелые

тактические

действия

полководцев,

быстроходные

корабли –

триеры,

мужество и

отвага

греческих

граждан – всё

это помогло

грекам

одержать

победу над

персами.

(Греки

мужественно

сражались за

свою родину.

На время

войны 30

греческих го-

Личностные

УУД:

-

самоопределяют

ся по

отношению к

причинам

победы греков

18

-по4 вопросу:

(2 мин.)

Задание: «Каковы итоги

и значение победы

греков в войне?»

сударств

объединили

свои силы в

борьбе с

врагом.

Войско

персов

состояло из

наемников, в

любой момент

они могли

отказаться от

выполнения

боевой

задачи.

Проявился

незаурядный

талант

Фемистокла.)

Итоги войны:

Персия

признала

независимость

греческих

городов

в

Малой Азии.

Персидскому

флоту

запрещалось

плавать

в

19

Эгейском

море.

Афины вышли

из

войны

сильнейшим

морским

государством

Греции.

Значение:

в

ходе

войны

греки

смогли

отстоять свою

независимость

!

6.Первичное

закрепление

Установление

правильности и

осознанности

изучения темы.

Выявление

пробелов

первичного

осмысления

изученного

материала,

коррекция

выявленных

пробелов,

обеспечение

закрепления в

памяти детей

знаний и

Организует работу в

парах:

(2 мин.)

- высказать своё мнение:

какие качества, на ваш

взгляд, проявленные

древнегреческими

гражданами в войнах с

персами, необходимы

современным гражданам

и почему?

- организует работу с

помощью белых и

черных карточек: дать

ответ, согласен с

утверждением или нет:

(2 мин.)

- работают в

парах: -

обсуждают и

продумывают

аргументы в

доказательств

о своей

позиции;

-

аргументирова

нно

высказывают

своё мнение

Работают

индивидуальн

о, поднимая ту

Личностные

УУД:

- высказывают

собственные

суждения и

выражают свое

отношение к

изученным

фактам

Регулятивные

УУД:

-самооценка

Коммуникатив

ные УУД:

- коррекция

ошибок;

Обобщение

полученного

материала

Умение

представлять

свои мысли в

устной и

письменной

форме

20

способов

действий,

которые им

необходимы для

самостоятельной

работы по

новому

материалу

(рефлексия

содержания учебного

материала)

Стратега, который

построил греческий

флот, звали

Фемистокл.

Саламинское

сражение произошло в

490 г. до н.э.

В битве при

Фермопилах победили

греки.

Фермопильское

ущелье защищали

спартанцы во главе с

царем Леонидом.

Значение победы

греков в греко-

персидских войнах

велико, т.к. персы

перестали считаться

непобедимыми.

Греки победили,

т.к. мужественно

защищали свободу и

независимость своего

государства.

- организует работу с

Линией

времени:

(2

мин.)

или иную

карточку

- работа с

Линией

времени; -

взаимопровер

ка;

- проверка по

эталону

-

взаимопроверка;

самопроверка

21

расставить

сражения

греко-персидской

войны

в

последовательности,

т.е., определить так, как

они происходили.

7. Подведение

итогов урока.

Дать

качественную

оценку работы

класса и

отдельных

обучаемых

- Что изучили сегодня на

уроке?

Оценить отдельных

учащихся

Подводят итог

урока

Регулятивные:

оценка-

осознание

уровня и

качества

усвоения;

контроль

8. Информация

о домашнем

задании

Обеспечение

понимания

детьми цели,

содержания и

способов

выполнения

домашнего

задания.

Домашнее задание: §36,

вопросы на с. 170, текст с

пропусками «Нашествие

персидских войск на

Элладу»

- работают с

дневниками,

фиксируют

домашние

задания

Регулятивные:

-организуют

себя для

фиксирования

дом. заданий, их

уточнения и

конкретизации

9. Рефлексия

Инициировать

рефлексию детей

по поводу

психоэмоциональ

ного состояния,

мотивации их

собственной

деятельности и

взаимодействия с

учителем и

другими детьми в

Рефлексия

деятельности

(2 мин.)

А сейчас я попрошу всех

поставить руки на локти,

“открыв” мне ладони. Я

буду произносить

поочередно несколько

предложений. Если вы

согласны полностью с

предложением, то ладони

-

Анализируют

свою

деятельность

на уроке и

содержание

урока

Коммуникатив

ные: умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли;

Познавательные

: рефлексия.

22

классе.

открыты, если совсем не

согласны – два кулачка.

Всем понятно? Итак,

мне понравилось

работать на уроке в

группе;

мне понятна тема

урока;

я разобрался с

новыми понятиями;

я смогу объяснить

другим новые

понятия;

мне было

интересно на уроке.

И в заключение,

позвольте мне сделать

вам, ребята, такое

напутствие. Вы –

граждане великой

страны, России. Нужно

так же стремиться к её

защите, прославлению,

как делали это древние

греки по отношению к

своей Родине – Элладе.

Ваша задача сейчас –

хорошо учиться,

прославлять свою школу,

успешно участвуя в

23

различных олимпиадах,

конкурсах,

соревнованиях.

Я хочу произнести,

несколько

перефразировав, слова

великого русского

писателя Михаила

Александровича

Шолохова из его

произведения «Судьба

человека»:

«Что-то ждёт вас

впереди? И хотелось бы

думать, что, вы,

повзрослев, сможете всё

вытерпеть, всё

преодолеть на своём

пути, если к этому

позовёт вас Родина»

Спасибо за урок.

24



В раздел образования