Автор: Коньшина Наталья Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБУДО НСО «Куйбышевская ДШИ»
Населённый пункт: г. Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Методический отчет
Тема: «Основные критерии подбора педагогического репертуара пианиста»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Новосибирской области «Куйбышевская детская школа искусств»
Методический отчет по курсу
«Основные критерии подбора педагогического репертуара пианиста»
Коньшина Наталья Вениаминовна,
преподаватель по классу фортепиано
ГБУДО НСО «Куйбышевская ДШИ»
Куйбышев, 2021
2
Содержание.
Введение.
1.
Учебная характеристика учащегося.
2.
Полугодовой учебный репертуар.
3.
Методическое обоснование репертуара.
Заключение.
Список использованных методических материалов.
3
Введение.
На сегодняшний день существует проблема подбора репертуара для
учащихся музыкальных школ и детских школ искусств.
С
одной
стороны, подбираемый репертуар должен
соответствовать
федеральным
государственным
требованиям,
с
другой
стороны
должен
учитывать индивидуальные личностные особенности учащихся. При этом
репертуар
должен
выполнять
не
только
образовательные
задачи,
но
воспитательные и культурные.
Тема моей профессиональной деятельности преподавателя фортепиано
в межаттестационный период связана с подбором и освоением репертуара в
детской
школе
искусств.
В
связи
с
этим
я
участвовала
в
2020
году
в
межрайонном
семинаре
–
практикуме
«Репертуарная
политика
как
основополагающий
фактор
в
формировании
музыкальной
культуры
учащихся».
Этим
же
был
обоснован
выбор
курса
«Основные
критерии
подбора
педагогического
репертуара
пианиста»
для
повышения
моей
квалификации
в
центре
непрерывного
образования
и
повышения
квалификации ДВГИИ.
В
качестве
формы
итоговой
аттестации
курса
выбрала
подготовку
методического отчета.
Цель методического отчета по курсу «Основные критерии подбора
педагогического репертуара пианиста» обобщить опыт подбора и освоения
учебного
репертуара
в
классе
фортепиано
для
конкретного
учащегося.
Задачи, поставленные в отчете следующие:
1.
Дать учебную характеристику одного из учащихся.
2.
Предоставить перечень полугодовалого учебного репертуара.
3.
Методически обосновать выбранный репертуар.
4
1.
Учебная характеристика учащегося.
Учащаяся детской школы искусств Анна, возраст 12 лет, в 2020-2021
учебном году обучается в пятом классе по программе учебного предмета
«Специальность и чтение с листа», которая была разработана в 2013 году с
учетом
федеральных
государственных
требований
и
является
частью
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Фортепиано».
Анна обладает средними музыкальными данными. Однако к занятиям в
детской школе искусств проявляет интерес. На уроках быстро устает, иногда
рассеяна
и
невнимательна.
По
характеру
спокойная,
не
вспыльчива.
Сдержанна в эмоциях, замкнута.
Не особо технична, что связано с физическими особенностями – имеет
нарушение
осанки,
из-за
чего
зажимает
плечи,
и
небольшую
руку.
В
техническом плане возникают трудности из-за этих особенностей аппарата.
Аппарат недостаточно свободен в плечах, иногда делает лишние движения
запястьем.
Обладает неплохим слухом, что дает ей возможность хорошо передать
интонацию
и
чувство
ритма.
Характерна
тревожность
и
излишнее
переживание
перед
ответственными
мероприятиями.
Бывает,
что
на
выступлениях не хватает выдержки и самообладания. Однако это не мешает
участвовать
в
конкурсах
и
в
других
мероприятиях
школы.
Успехи
в
конкурсах
в
2020
–
2021
учебном
году
были
достигнуты
исполнением
репертуара, выбранном для освоения. Диплом 1 степени в 7 всероссийском
открытом конкурсе искусств «Таланты России» (ноябрь 2020), и в 2021 году
диплом 1 степени в первом туре межрайонного фестиваля конкурса юных
пианистов «Живой родник» и Гран-При в фестивале-конкурсе «Волшебный
мир музыки» в составе ансамбля. В перспективе, ей нужно продолжать
работу над организацией своего игрового аппарата и над развитием техники
5
исполнения. Быть более эмоциональной, и в общении, и на выступлениях.
Воспитывать в себе качества выдержанности, уверенности, самообладания.
2.
Полугодовой учебный репертуар.
Учебный репертуар подобран в соответствии с программой пятого
класса учебного предмета «Специальность и чтение с листа» указанного в
предыдущем пункте.
1.
И.С. Бах. Маленькая двухголосая фуга до минор.
2.
М. Фогель. Сонатина до мажор.
3.
И. Гуммель. Пьеса.
4.
Э. Куртис. «Вернись в Соренто».
5.
И. Парфенов. «Черемуха над водой».
6.
К.Черни. Этюд соль мажор.
7.
Т. Лак. Этюд ля минор.
8.
Ф. Лекуппэ. Этюд с-dur.
9.
Г. Фрид. «Веселая прогулка» (ансамбль).
6
3.
Методическое обоснование репертуара
Обзор учебного репертуара начнем с маленькой двухголосой фугой до
минор
И.С.
Баха.
Работа
над
полифоническим
произведением
является
неотъемлемой
частью
обучения
фортепианному
исполнительскому
искусству. Особенно значительна роль работы над полифонией в слуховом
воспитании и в достижении тембрового разнообразия звучания. Развитие
полноценного восприятия полифонии немыслимо без музыки И.С.
Баха.
Выбранное произведение позволяет поработать с учащейся над умением
вести мелодическую линию, над навыком исполнения легато, над гибкостью
кисти и пальцев. Анна знакомится с такой формой полифонической музыки
как
фуга, с
тактовым
размером 12/8,
с
мелизмами.
В
фуге сложность
заключается
в
беспрерывности
звучания
двух
самостоятельных
голосов,
ведущих между собой диалог. Кроме того, произведение очень подходит
учащейся по характеру.
Определенно,
в
репертуар
необходимо
включать
произведения,
которые формируют у обучающихся знания о строении сонатного цикла, об
основных стилистических особенностях классических сонат. Сонатина до
мажор М. Фогеля прежде всего позволяет поработать с Анной над развитием
чувства формы, а также над точностью выполнения всех деталей текста и над
ритмической устойчивостью исполнения. Кроме того,
разучивание таких
произведений
пробуждает
интерес
к
классической
музыке,
развивает
правильный художественный вкус.
Пьеса
И. Гуммеля способствует формированию у Анны представлений
о
музыкальном
образе,
языке
музыки,
средствах
музыкальной
выразительности. Пьеса имеет жанровый танцевальный характер, развивает
ритмический, мелодический слух. В этой пьесе развивается умение слышать
фразу через мотивы, при этом необходимо поработать над пластичностью
7
рук,
чтобы
объединить
скачки
внутри
мотива
и
выразительно
их
интонировать.
При
этом
в
левой
руке
необходимо
также
использовать
объединяющие движения и добиваться плавности исполнения. Изучение этой
пьесы способствует развитию координации движений.
Пьеса Э. Куртиса «Вернись в Соренто» предназначена для домашнего
музицирования. Красивая мелодия способствует раскрепощению ребенка. В
этой пьесе также закрепляется умение объединять мотивы во фразы. Также
она удобна тем, что к ней есть слова, с помощью которых можно доступно
рассказать о фразировке и дыхании. Пьеса написана в трехдольном размере
и имеет вальсовый аккомпанемент, который прорабатывается отдельно с
педалью.
Пьеса И. Парфенова «Черемуха над водой» кантиленного характера с
простым
и
понятным
для
ребенка
образом,
очень
заинтересовала
и
понравилась
ученице.
«Черемуха
над
водой»
не
только
развивает
мелодический слух, но и направлено на развитие фантазии и музыкальности.
Аккомпанемент в левой руке имеет скрытый голос, поэтому необходимо
прослушать отдельно басовую линию. В техническом плане пьеса развивает
гибкость и плавность исполнения аккомпанемента. Пьеса полезна для Анны
еще и тем, что позволяет закрепить ранее полученные навыки: гибкое и
плавное исполнение легато, интонирование скачкообразной мелодической
линии, осознанное отношение к фразировке и дыханию, умение находить
соотношение
между
мелодией
и
аккомпанементом,
владение
техникой
педализации. Пьеса дана учащейся с учетом индивидуальных, личностных
качеств, для развития эмоционально-образного восприятия.
Этюд
К.Черни
соль
мажор
дан
на
развитие
мелкой
техники,
на
выносливость
всего
аппарата,
укрепление
пальцев.
Чтобы
выработать
необходимые
двигательные
навыки,
координацию
движений,
беглость,
артикуляцию.
Для
Анны
этот
этюд
удобен
прежде
всего
фактурой
(у
ученицы
небольшая
рука).
На
гаммообразных
пассажах
в
правой
руке
отрабатывается ровность звучания, а также объединяющее движение по
8
принципу ведения смычка. При этом после каждого пассажа можно снять
напряжение в руке на паузах, что очень важно для Анны. Особое внимание
при исполнении этюда уделялось выработке целесообразных, экономных
движений
с
целью
убрать
у
учащейся
лишние
движения
запястьем
и
пальцами.
Произведение
воспитывает волю,
выносливость,
вырабатывает
чувство
ритма
и
закрепляет
технические
приемы,
связанные
с
аппликатурными принципами (сочетание 1-3 и 1-4 пальцев).
На этюде Т. Лака ля минор ученица ознакомилась с новой ритмической
фигурацией –триолями. Сложность состоит в том, чтобы триоли исполнялись
ровно. Для этого необходимо играть пластичными, гибкими руками и не
делать лишних толчков и движений. Особенность этого этюда в том, что в
левой руке развита басовая мелодическая линия, которую тоже необходимо
слышать и поработать над ней отдельно. Этюд понятен по форме и по
строению фраз.
Этюд Ф. Лекуппэ с-dur был дан для ознакомления в классе с целью
закрепления
навыков
педализации,
чтения
нот
с
листа
и
развития
гармонического слуха. В техническом плане этюд несложный и позволяет
учащейся почувствовать свободу в плечах при переносах руки.
Завершает обзор ансамбль
Г. Фрида «Веселая прогулка», в котором
учащейся была задана вторая партия. Пьеса способствует формированию
ансамблевой
игры,
умению
слышать
партнера,
держать
баланс
и
согласованность
звуков,
метроритма,
динамики
и
артикуляции.
Этот
ансамбль интересен тем, что обе партии могут вести диалог между собой, так
как тема переходит из одной партии в другую. Пьеса с веселым характером и
понятным для детей образом не оставляет никого равнодушным. Эта пьеса
дана была для умения держать метроритм, для выносливости и выдержки, а
также
для
психологической
раскрепощенности
учащейся,
чтобы
помочь
Анне выразить себя.
9
Заключение.
Выбранный
репертуар
помогает
учащемуся
успешно
осваивать
учебную программу 5 класса. Решает учебные проблемы психологического
характера.
Помогает
передать
яркие
звуковые
образы
классической
и
современной музыки.
Учит учащегося фантазировать, думать, анализировать,
слушать, бережно относиться к звуку, иметь собственное отношение к
музыкальному
произведению.
Победы
в
конкурсах,
достигнутые
исполнением
произведений
выбранного
репертуара,
стимулируют
дальнейшее обучение в детской школе искусств и подстегивают интерес к
изучению музыкальных наук и овладению инструмента.
10
Список использованных методических материалов.
1.
Материалы
курса
«
Основные
критерии
подбора
педагогического
репертуара пианиста», Владивосток, 2021 год.
2.
Сборник
информационно-методических
материалов
межрайонного
семинара
–
практикума
«Репертуарная
политика
как
основополагающий
фактор в формировании музыкальной культуры учащихся», Барабинск, 2020
год.
3.
Программа
учебного
предмета
«Специальность
и
чтение
с
листа»
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной
программы,
Куйбышев, 2013 год.