Автор: Татьяна Николаевна Шиловская
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СКОШ №9
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее образование
Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель-дефектолог Шиловская Т.Н.
На сегодняшний день одной из главных задач как массового, так и
специального (коррекционного) образовательного учреждения является
сохранение и укрепление здоровья детей. В специальной (коррекционной)
школе VIII вида решение этой задачи приобретает особую значимость, так
как мотивация к здоровому образу жизни у данной категории детей снижена.
Работа учителя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с
ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти
задачи являются приоритетными в программе модернизации российского
образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся
здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический
процесс современного образования.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но
и активное формирование здорового образа жизни и здоровья
воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди
всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный
их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов,
подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три
подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно-образовательного процесса, способствующую
предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое
сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по
обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья
воспитанников.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной
образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям
физического и нервно-психического развития. Им свойственны
эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и
истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность,
отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам,
работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и
нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой
задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных
учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать
для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а
наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека
Педагоги коррекционной школы в организации проведении урока
учитывают:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др. ;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов
учебной деятельности;
4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д.;
5) чередование видов преподавания.;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования
дискуссии, обсуждения;
8) позы обучающихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место,
содержание и продолжительность.;
10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы
повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем
и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;
формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных
последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с
комментариями и т.п.;
В конце урока обращают внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на
учебную работу;
15) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной
активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных
и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в
двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья важное место педагоги школы-интерната на уроках уделяют
проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения
осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации
мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы
используем следующие виды физминуток:
1. Оздоровительно- гигиеническая.
2. Двигательно-речевые.
3. Подражательная
4. Физкультурно-спортивная.
5. Танцевально-ритмическая.
6. Тематические физминутки .
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую
деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную
системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и
работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи
отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия
успешного обучения.
Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять,
помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его
собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности
процессом и результатами своего труда.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей
технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному
здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются
здоровым образом жизни; и
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального
режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на
содействие здоровью.
Что касается непосредственно моей работы, могу сказать следующее: чтобы
ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и
захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития
учащихся:
- соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока:
плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с
вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с
юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей,
что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);
- проведение разминок перед началом художественной творческой
деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, физкультминуток
- обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу
подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался»,
«Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т.д);
- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, предлагаю им работать
стоя, если им так удобно, и если это возможно);
- соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на
уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие
эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная
картинка, поговорка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие в
начале урока, подбадривающие слова и стихи в процессе выполнения
задания);
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация:
оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция
внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу);
- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на
предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований
(слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и
доски).
В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно
организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы,
может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие
здоровья как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив
школы старается так формировать учебно-воспитательные программы,
чтобы выпускник школы обладал навыкам управления здоровьем в
собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел
более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.