Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Татьяна Николаевна Шиловская
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СКОШ №9
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель-дефектолог Шиловская Т.Н.

На сегодняшний день одной из главных задач как массового, так и

специального (коррекционного) образовательного учреждения является

сохранение и укрепление здоровья детей. В специальной (коррекционной)

школе VIII вида решение этой задачи приобретает особую значимость, так

как мотивация к здоровому образу жизни у данной категории детей снижена.

Работа учителя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с

ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти

задачи являются приоритетными в программе модернизации российского

образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся

здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический

процесс современного образования.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но

и активное формирование здорового образа жизни и здоровья

воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди

всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный

их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов,

подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три

подгруппы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру

воспитательно-образовательного процесса, способствующую

предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других

дезадаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной

работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое

сопровождение всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по

обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья

воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной

образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям

физического и нервно-психического развития. Им свойственны

эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и

истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность,

отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогам,

работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и

нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой

задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных

учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать

для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а

наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека

Педагоги коррекционной школы в организации проведении урока

учитывают:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и

свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,

наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение,

слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,

решение примеров, задач и др. ;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов

учебной деятельности;

4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д.;

5) чередование видов преподавания.;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации

инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими

нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования

дискуссии, обсуждения;

8) позы обучающихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место,

содержание и продолжительность.;

10) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке

(интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы

повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем

и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;

формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование

потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа

безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных

последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с

комментариями и т.п.;

В конце урока обращают внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на

учебную работу;

15) момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной

активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных

и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в

двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья важное место педагоги школы-интерната на уроках уделяют

проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения

осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации

мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы

используем следующие виды физминуток:

1. Оздоровительно- гигиеническая.

2. Двигательно-речевые.

3. Подражательная

4. Физкультурно-спортивная.

5. Танцевально-ритмическая.

6. Тематические физминутки .

Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую

деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную

системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и

работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи

отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия

успешного обучения.

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с

детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять,

помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его

собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности

процессом и результатами своего труда.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей

технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному

здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются

здоровым образом жизни; и

во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального

режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на

содействие здоровью.

Что касается непосредственно моей работы, могу сказать следующее: чтобы

ребята не уставали на моих уроках, уходили с них бодрыми, веселыми и

захотели снова посетить их стараюсь создать условия для здорового развития

учащихся:

- соблюдение организационно-педагогических условий проведения урока:

плотность, чередование видов учебной деятельности (объяснение с

вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с

юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей,

что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

- проведение разминок перед началом художественной творческой

деятельности, упражнений для зрения, гимнастики мозга, физкультминуток

- обеспечение двигательной активности (по мере возможности провожу

подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался»,

«Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т.д);

- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей, предлагаю им работать

стоя, если им так удобно, и если это возможно);

- соблюдение психологического климата в классе (взаимоотношения на

уроке: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие

эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная

картинка, поговорка, музыкальная минутка, стихотворное приветствие в

начале урока, подбадривающие слова и стихи в процессе выполнения

задания);

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация:

оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция

внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности,

интерес к изучаемому материалу);

- соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на

предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований

(слежу за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением класса и

доски).

В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно

организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы,

может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие

здоровья как педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив

школы старается так формировать учебно-воспитательные программы,

чтобы выпускник школы обладал навыкам управления здоровьем в

собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел

более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.



В раздел образования