Автор: Хамидуллова Алсу Юнесовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 59 г. о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ для успешной адаптации и социализации
Раздел: начальное образование
Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ
для успешной адаптации и социализации
Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их
социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой
естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в
общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от
тех условий, которые создают для этого взрослые.
Перед нами, учителями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны -
создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в
большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей
находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных
видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном
сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности
получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их
мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения
навыков сильно ограничено. Трудности в освоении окружающего мира
приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх,
тревожность и т.д ). Часто мир для них кажется пугающим и опасным или же
наоборот они слишком доверчивы и наивны. Это есть серьезное препятствие
в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,
возможность социализации и роста. У этих детей ограничено жизненное
пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где
требуется смелость. Фантазия. И эти проблемы можно решить через занятия
по внеурочной деятельности - это прекрасная возможность для их
продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия
дают ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных
творческих способностей с учетом интересов, желаний, возможностей.
Ведущая идея внеурочной деятельности для таких детей - создание
комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализация. Основной задачей на занятиях,
является воспитание у детей эмоционально- положительного отношения к
собственным достижениям. В начальных классах у детей с ОВЗ внеурочная
деятельность должна быть построена на развитие восприятия, мышления,
развитие
мелкой
моторики,
зрительно-
двигательную
координацию,
внимание, память, интенсивно развивать речь, обогащать словарный запас,
формирование грамматического строя речи. Достижению этого единства
умений и навыков для детей с ОВЗ необходимо, поскольку все это лежит в
основе гармоничной социализации младших школьников с проблемами в
развитии.
Занятия необходимо разрабатывать с учетом возрастных, психофизических
особенностей
воспитанников,
личностных
качеств.
Индивидуальных
способностей каждого ребенка. Тематика занятий строится с учетом
интересов учащихся. Возможностей их самовыражения. В ходе усвоения
детьми содержания программы учитывается темп развития специальных
умений и навыков, уровень самостоятельности.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковы у всех ребят в
силу их индивидуальных особенностей, но все же нужно дать каждому
ребенку возможность активно самостоятельно проявить себя и испытать
радость творческого труда.
Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения
задания, чтобы они не разочаровались в своих возможностях.
В целом внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку с ОВЗ
получать свой первый положительный опыт социализации, дать им
возможность войти в современное общество в качестве полноценных его
членов, обеспечивает успешную самореализацию ребенка.
У нас дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от
других людей, мы стараемся их интегрировать в общеобразовательную
среду. Мы стараемся создать психологические и материально- технические
условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем
уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные
возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных
классов.
При организации воспитательной работы мы стараемся не разделять детей,
имеющих ОВЗ, и детей из образовательных классов. И это дает свои
положительные результаты: повышает уровень развития и социализации
одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса,
который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный
процесс организует по единому школьному плану, что позволяет реализовать
себя детям, имеющим различные способности и возможности.
Праздники, конкурсы, соревнования, проводимые в школе, предоставляют
возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Благодаря такой работе дети не чувствуют себя изгоями в современном
обществе.