Напоминание

Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ для успешной адаптации и социализации


Автор: Хамидуллова Алсу Юнесовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 59 г. о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ для успешной адаптации и социализации
Раздел: начальное образование





Назад




Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ

для успешной адаптации и социализации

Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их

социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой

естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в

общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от

тех условий, которые создают для этого взрослые.

Перед нами, учителями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны -

создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в

большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей

находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных

видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном

сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности

получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их

мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения

навыков сильно ограничено. Трудности в освоении окружающего мира

приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх,

тревожность и т.д ). Часто мир для них кажется пугающим и опасным или же

наоборот они слишком доверчивы и наивны. Это есть серьезное препятствие

в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,

возможность социализации и роста. У этих детей ограничено жизненное

пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где

требуется смелость. Фантазия. И эти проблемы можно решить через занятия

по внеурочной деятельности - это прекрасная возможность для их

продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия

дают ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных

творческих способностей с учетом интересов, желаний, возможностей.

Ведущая идея внеурочной деятельности для таких детей - создание

комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала

каждого ребенка и его самореализация. Основной задачей на занятиях,

является воспитание у детей эмоционально- положительного отношения к

собственным достижениям. В начальных классах у детей с ОВЗ внеурочная

деятельность должна быть построена на развитие восприятия, мышления,

развитие

мелкой

моторики,

зрительно-

двигательную

координацию,

внимание, память, интенсивно развивать речь, обогащать словарный запас,

формирование грамматического строя речи. Достижению этого единства

умений и навыков для детей с ОВЗ необходимо, поскольку все это лежит в

основе гармоничной социализации младших школьников с проблемами в

развитии.

Занятия необходимо разрабатывать с учетом возрастных, психофизических

особенностей

воспитанников,

личностных

качеств.

Индивидуальных

способностей каждого ребенка. Тематика занятий строится с учетом

интересов учащихся. Возможностей их самовыражения. В ходе усвоения

детьми содержания программы учитывается темп развития специальных

умений и навыков, уровень самостоятельности.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковы у всех ребят в

силу их индивидуальных особенностей, но все же нужно дать каждому

ребенку возможность активно самостоятельно проявить себя и испытать

радость творческого труда.

Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения

задания, чтобы они не разочаровались в своих возможностях.

В целом внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку с ОВЗ

получать свой первый положительный опыт социализации, дать им

возможность войти в современное общество в качестве полноценных его

членов, обеспечивает успешную самореализацию ребенка.

У нас дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от

других людей, мы стараемся их интегрировать в общеобразовательную

среду. Мы стараемся создать психологические и материально- технические

условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем

уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные

возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных

классов.

При организации воспитательной работы мы стараемся не разделять детей,

имеющих ОВЗ, и детей из образовательных классов. И это дает свои

положительные результаты: повышает уровень развития и социализации

одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса,

который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный

процесс организует по единому школьному плану, что позволяет реализовать

себя детям, имеющим различные способности и возможности.

Праздники, конкурсы, соревнования, проводимые в школе, предоставляют

возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе дети не чувствуют себя изгоями в современном

обществе.



В раздел образования