Автор: Барна Светлана Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №283
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. внедрение кейс-методов в практику музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование
«Практическое применение
инновационных технологий в
музыкальном воспитании детей
дошкольного возраста. Внедрение кейс-
методов в практику работы
музыкального руководителя».
Инновационные технологии в музыкальном
воспитании дошкольников
В воспитании дошкольников музыка играет важную роль. Этот вид искусства
обладает особыми свойствами, благоприятно отражающимися на психологии
детей. Не зря музыковед и педагог Вячеслав Вячеславович Медушевский
называет музыку зеркалом души человеческой: в ней находят отклик чувства
человека, переживания, его видение окружающего мира. Потому начальное
музыкальное образование имеет большое значение в формировании характера
человека.
Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на
музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в
ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус.
Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое
мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.
Так, например, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой включает развитие у
дошкольников музыкального слуха, певческого голоса, умения танцевать, играть
на детских музыкальных инструментах. Помимо общепринятых целей, программа
нацелена насущные запросы ребенка, такие как проявление индивидуальных
способностей при контакте с музыкой, демонстрация первичной креативности и
творческих способностей, помощь в самопознании и работа с внутренним миром.
Музыкальное образование для развития способностей
Не секрет, что у человека есть потребность в выражении себя через эмоции и
движения. Оптимальным способом для ее удовлетворения является
музыкально-творческая деятельность. Все больше специалистов склоняются к
мнению, что музыкальное обучение в современном мире расценивается не как
дополнительное, а как необходимое. Постепенно оно становится не только
возможностью культурного обогащения и приобщения к эстетике, но и
действенным способом развития различных способностей у человека, их
реализации в жизни.
Новые подходы к музыкальному образованию влекут за собой другие, более
эффективные, педагогические технологии. Важно понимать, что основная
функция музыки – общение людей друг с другом. В этом случае не подходит
авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения, превалировать
должно творческое, духовно-практическое начало. Это возможно путем
организации художественной деятельности дошкольников через прослушивание
музыки, ее исполнение и создание. По словам писателя Мишеля де Монтеня,
«где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Таким
образом, музыкальное творчество должно превратиться для детей в приятное
радостное занятие, открывающее возможности для общения.
В качестве помощи в формировании практики музыкального взаимодействия с
дошкольниками эффективно использовать методики и разработки таких
педагогов и исследователей, как Т. Боровик, К. Тарасова, Т. Тютюнникова, О.
Радынова, Т. Дебердеева и др.
Один из посылов, обозначенный в работах приведенных авторов, заключается в
том, что в основе инновационных подходов в музыкальном образовании лежит
коллективная деятельность. Она может включать пение, импровизированные
танцевальные движения, пантомиму, озвучивание текста, небольшие
театрализованные представления.
Инновационные формы музыкального образования на практике
Существуют различные виды инновационных методов, применяемых в
музыкально-художественной работе с детьми дошкольного возраста. Приведу
наиболее популярные и эффективные из них.
Коммуникативные танцы
Использование танцев в процессе знакомства и познания музыки позволяет
развить коммуникационные навыки у детей, работать над ощущением формы,
развивать координацию и чувство ритма.
Музыкально-речевые подвижные игры
Такие игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. В этом их
особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у
человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.
Музыкально-речевые игры позволяют развить ловкость, точность движений,
реакцию.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры являются первыми опытами исполнительского артистизма, в
которых исполнение дополняется ритмо-звуковыми модуляциями разговорной
речи. Они представляют собой театр в миниатюре, где «актерами» являются
пальцы. Текст интерпретируется не буквально, а в виде определенных жестов и
символики. Это улучшает работу мышечного аппарата, мелкой моторики,
дикции, тактильной чувствительности, предвосхищает сознание (из-за быстрой
смены движений), повышает уровень организации детей. Также работа над
текстами с жестовыми рисунками способствует развитию абстрактного
мышления, образности и ассоциативности.
Ритмичное декламирование под музыку
Ритмодекламация представляет собой единство музыки и поэзии. В рамках этой
методики текст не поется, а ритмично декламируется – четко, с интонацией,
произносится. Отказ от пения оправдан, с одной стороны, упрощением процесса
– ребенку легче говорить, чем петь. С другой – развивает интонационное
мышление, в рамках которого слух и речь взаимодействуют. Чтобы научиться
петь, детям нужно услышать свою речь, научиться ее контролироваться.
Игры со звуками
В работе со звуками условно выделяют следующие направления:
«звучащие жесты» и музыка тела;
шумовые инструменты: как самодельные, так и профессиональные.
Элементарное музицирование
Для обучения детей музыке часто используются музыкальные инструменты,
прежде всего – шумовые. Именно они оптимально подходят дошкольникам из-за
простоты обращения и привлекательности. Однако современные методики
предлагают использовать помимо специализированных инструментов,
самодельные, а также разнообразные бытовые приборы. Таким образом дети
учатся познавать мир через звук, соотносить эти понятия друг с другом.
Элементарное музицирование позволяет развить:
музыкальность;
тембровый слух;
тонкость восприятия;
ассоциативность;
художественность.
Все эти формы могут сочетаться и присутствовать в рамках одного занятия. В
зависимости от целей и задач педагог может дополнять их различными
элементами. Такое методическое моделирование материала имеет
определенную пользу: приемы знакомы детям, но повторяются в новом,
незнакомом варианте.