Напоминание

Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. внедрение кейс-методов в практику музыкального руководителя


Автор: Барна Светлана Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №283
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. внедрение кейс-методов в практику музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Практическое применение

инновационных технологий в

музыкальном воспитании детей

дошкольного возраста. Внедрение кейс-

методов в практику работы

музыкального руководителя».

Инновационные технологии в музыкальном

воспитании дошкольников

В воспитании дошкольников музыка играет важную роль. Этот вид искусства

обладает особыми свойствами, благоприятно отражающимися на психологии

детей. Не зря музыковед и педагог Вячеслав Вячеславович Медушевский

называет музыку зеркалом души человеческой: в ней находят отклик чувства

человека, переживания, его видение окружающего мира. Потому начальное

музыкальное образование имеет большое значение в формировании характера

человека.

Роль музыкального образования давно не ограничивается обучением игре на

музыкальных инструментах и азам пения. Его ключевая задача – развить в

ребенке творческую личность, восприимчивую к прекрасному и имеющую вкус.

Неважно, какую профессию человек выберет в будущем, творческое живое

мышление будет надежным подспорьем в любой деятельности.

Так, например, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под

редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой включает развитие у

дошкольников музыкального слуха, певческого голоса, умения танцевать, играть

на детских музыкальных инструментах. Помимо общепринятых целей, программа

нацелена насущные запросы ребенка, такие как проявление индивидуальных

способностей при контакте с музыкой, демонстрация первичной креативности и

творческих способностей, помощь в самопознании и работа с внутренним миром.

Музыкальное образование для развития способностей

Не секрет, что у человека есть потребность в выражении себя через эмоции и

движения. Оптимальным способом для ее удовлетворения является

музыкально-творческая деятельность. Все больше специалистов склоняются к

мнению, что музыкальное обучение в современном мире расценивается не как

дополнительное, а как необходимое. Постепенно оно становится не только

возможностью культурного обогащения и приобщения к эстетике, но и

действенным способом развития различных способностей у человека, их

реализации в жизни.

Новые подходы к музыкальному образованию влекут за собой другие, более

эффективные, педагогические технологии. Важно понимать, что основная

функция музыки – общение людей друг с другом. В этом случае не подходит

авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения, превалировать

должно творческое, духовно-практическое начало. Это возможно путем

организации художественной деятельности дошкольников через прослушивание

музыки, ее исполнение и создание. По словам писателя Мишеля де Монтеня,

«где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Таким

образом, музыкальное творчество должно превратиться для детей в приятное

радостное занятие, открывающее возможности для общения.

В качестве помощи в формировании практики музыкального взаимодействия с

дошкольниками эффективно использовать методики и разработки таких

педагогов и исследователей, как Т. Боровик, К. Тарасова, Т. Тютюнникова, О.

Радынова, Т. Дебердеева и др.

Один из посылов, обозначенный в работах приведенных авторов, заключается в

том, что в основе инновационных подходов в музыкальном образовании лежит

коллективная деятельность. Она может включать пение, импровизированные

танцевальные движения, пантомиму, озвучивание текста, небольшие

театрализованные представления.

Инновационные формы музыкального образования на практике

Существуют различные виды инновационных методов, применяемых в

музыкально-художественной работе с детьми дошкольного возраста. Приведу

наиболее популярные и эффективные из них.

Коммуникативные танцы

Использование танцев в процессе знакомства и познания музыки позволяет

развить коммуникационные навыки у детей, работать над ощущением формы,

развивать координацию и чувство ритма.

Музыкально-речевые подвижные игры

Такие игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения. В этом их

особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у

человека происходит при участии речи, а речи – при участии движения.

Музыкально-речевые игры позволяют развить ловкость, точность движений,

реакцию.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры являются первыми опытами исполнительского артистизма, в

которых исполнение дополняется ритмо-звуковыми модуляциями разговорной

речи. Они представляют собой театр в миниатюре, где «актерами» являются

пальцы. Текст интерпретируется не буквально, а в виде определенных жестов и

символики. Это улучшает работу мышечного аппарата, мелкой моторики,

дикции, тактильной чувствительности, предвосхищает сознание (из-за быстрой

смены движений), повышает уровень организации детей. Также работа над

текстами с жестовыми рисунками способствует развитию абстрактного

мышления, образности и ассоциативности.

Ритмичное декламирование под музыку

Ритмодекламация представляет собой единство музыки и поэзии. В рамках этой

методики текст не поется, а ритмично декламируется – четко, с интонацией,

произносится. Отказ от пения оправдан, с одной стороны, упрощением процесса

– ребенку легче говорить, чем петь. С другой – развивает интонационное

мышление, в рамках которого слух и речь взаимодействуют. Чтобы научиться

петь, детям нужно услышать свою речь, научиться ее контролироваться.

Игры со звуками

В работе со звуками условно выделяют следующие направления:

«звучащие жесты» и музыка тела;

шумовые инструменты: как самодельные, так и профессиональные.

Элементарное музицирование

Для обучения детей музыке часто используются музыкальные инструменты,

прежде всего – шумовые. Именно они оптимально подходят дошкольникам из-за

простоты обращения и привлекательности. Однако современные методики

предлагают использовать помимо специализированных инструментов,

самодельные, а также разнообразные бытовые приборы. Таким образом дети

учатся познавать мир через звук, соотносить эти понятия друг с другом.

Элементарное музицирование позволяет развить:

музыкальность;

тембровый слух;

тонкость восприятия;

ассоциативность;

художественность.

Все эти формы могут сочетаться и присутствовать в рамках одного занятия. В

зависимости от целей и задач педагог может дополнять их различными

элементами. Такое методическое моделирование материала имеет

определенную пользу: приемы знакомы детям, но повторяются в новом,

незнакомом варианте.



В раздел образования