Напоминание

ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО


Автор: Антипов Виктор Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Смоленская академия профессионального образования
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО

Антипов Виктор Александрович, преподаватель

Смоленской академии профессионального образования

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной,

формирующей базовые знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин. Она

изучается на втором курсе. Для различных технических специальностей объем этой

дисциплины составляет от 50 до 130 часов. Известно, что основой инженерной и

компьютерной графики является начертательная геометрия как наука. А в настоящее

время при минимальном количестве часов, отведенных для некоторых специальностей,

приходится проходить ее, как говорят «галопом по Европам».

Профессиональная компетентность специалиста в области инженерной графики

предполагает, в первую очередь, высокий уровень графической культуры и осознанного

применения

графических

знаний,

умений

и

навыков,

опирающийся

на

знания

функциональных

и

конструктивных

особенностей

технических

объектов,

опыт

графической профессионально-ориентированной деятельности, свободную ориентацию в

среде графических информационных технологий, в том числе с применением ПЭВМ. Не

надо забывать, что чертеж является одним из главных носителей технической

информации, без которой не обходится ни одно производство.

В процессе выполнения студентами графических работ вырабатываются чертежные

навыки, умения владеть приспособлениями и инструментами, глазомер, развивается

пространственное воображение и способности воплощать свои мысли и

идеи в

графические образы – схемы, чертежи, эскизы. Поэтому инженерная графика студентов

технических специальностей это один из важнейших предметов обучения. Следовательно,

технический специалист должен быть носителем графической культуры, основы которой

должны закладываться еще в школе при изучении геометрии. К сожалению, черчение во

многих школах не преподается. Опрос студентов показывает, что только у 10-15% из них

в школе было черчение. Поэтому большинство студентов не обладают или обладают лишь

начальным уровнем графической культуры, элементарной графической грамотностью.

Отдельные студенты не могут правильно пользоваться циркулем: вращают формат

вместо вращения циркуля. Большие затруднения вызывает чертежный шрифт: к концу

обучения его осваивают лишь 20-25% студентов.

Они с трудом воспринимают,

запоминают и воспроизводят элементарные теоретические знания о закономерностях

получения изображений, слабо осознают требования к графической подготовке и ее

необходимость. Поэтому большая часть студентов не осознает важность графических

знаний, создающих основу для изучения в дальнейшем специальных дисциплин. Отсюда -

отсутствие интереса к предмету, что является основной причиной неуспеваемости по

инженерной графике.

Графическая подготовка является непрерывной для технических специальностей на

протяжении всего периода обучения, а не ограничивается изучением на втором курсе

«Инженерной

графики».

Большую

роль

здесь

играет

курсовое

и

дипломное

проектирование в рамках профессиональных модулей.

Конечно, сегодня в профессиональной практике проектирования специалисты в

основном уже не используют традиционные методы вычерчивания карандашом. Но

общество, промышленность еще не готовы к полному отказу от чертежа, носителя

информации в традиционной форме. В настоящее время существует как бы две методики

обучения инженерной графике: традиционное и компьютерное, наблюдается переходный

период. Однако, только усвоив курс начертательной геометрии и инженерной графики,

зная принципы построения чертежа,

можно переходить к изучению компьютерной

графики.

Нет сомнения в том, что преподавание графических дисциплин требует

совершенствования. Разработка мультимедийного учебного курса в настоящее время

является актуальным направлением в развитии инновационных технологий, направленных

на помощь преподавателю и студенту в образовательном процессе. Создание и развитие

методической базы, отвечающей учебным планам и рабочим программам дисциплин,

представляет собой сложную, трудоемкую задачу. Для ее решения преподаватель

инженерной графики должен обладать целым комплексом специфических компетенций:

умением использовать специальное программное обеспечение,

предназначенное для

записи видео файлов и их обработки; умением создавать веб-ресурсы, размещать их в сети

и организовывать доступ к ним; умением использовать средства создания презентаций,

гипертекстов. Преобразование таких навыков требует значительных временных затрат.

Понятно, что эти проблемы сложны в реализации, требуют решения ряда не простых

научно-методических, организационных и других вопросов.

Однако, в первую очередь, говоря о графической культуре студентов и исходя из

количества часов, отведенных на инженерную графику, необходимо предусмотреть

специальные курсы на первом курсе в объеме 10-16 часов или включить подобный раздел

в дисциплину «Введение в специальность». Это позволит заложить основы графической

культуры студентов.

Список использованных источников

1. Брыкова П. В. Формирование графической культуры студентов технического вуза / П.

В. Брыкова // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 11.

2. Малькова Н.Ю., Шишковская И.Л. Проблемы преподавания дисциплины «Инженерная

графика»// Фундаментальные исследования. – 2008. - №1.

3.Шаблина Н.К., Жидкова Е.В. Роль инженерной графики в профориентации //

Современные проблемы науки и образования. 2015. - №6.



В раздел образования