Автор: Надежда Андреевна Пузакова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Аскизский район, с.Бельтирское
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).
Раздел: дошкольное образование
«Развитие предпосылок связной речи
у младших дошкольников» (из опыта работы).
Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим
средством формирования речи ребенка: пополнения и активизации его
словаря, развития связной речи, формирования звукопроизношения. Речь –
это величайшее богатство, данное человеку. И как любое богатство, его
можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Говорить - значит
владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, понимая
речь окружающих.
Е. И. Тихеева писала: «Ощущения и восприятия – первая ступень в
познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных
представлений… Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном
единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию
органов чувств и восприятий. Маленьких детей, прежде всего, необходимо
знакомить с предметами, непосредственно их окружающими. Вот почему
содержание НОД по ФГОС в образовательных областях – социально-
коммуникативное и речевое развитие тесно связано с обстановкой, в которой
живет ребенок: с оформлением групповой комнаты, с особенностями
местности (город) и природным окружением.
В младшем дошкольном возрасте дети стремятся к самостоятельности,
у них развивается наглядно - действенное мышление; образуются новые
формы взаимоотношений между собой. Какую же работу в развитии
предпосылок становления связной речи мы можем проводить в ходе работы с
детьми младшего дошкольного возраста?
1.Один из главных моментов выражается в том, что с ребенком
разговариваю и обязательно выслушиваю его ответы. Он нуждается в
собеседнике - т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует
на то, что ребенок хочет сказать.
2.Побуждаю детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.
3.Говорю с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для
него слово произношу не только отдельно, но и в предложении.
4.Развиваю речь через художественное слово. Читаю детям стихи, потешки,
прибаутки, сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз
слова и фразы. Рассказываю сказки с фигурками настольного театра,
провожу игры - драматизации, игры - инсценировки.
5.Читаю детям книги, в которых есть красочные иллюстрации. Обучаю
показывать те картинки, которые будут названы взрослым.
6.Поем вместе с детьми простые песенки, отстукивая их ритм. Желательно
конечно, чтобы в течение 10-15 минут звучала музыка - веселая и
мечтательная, быстрая и медленная, громкая и тихая. А затем под музыку,
сначала молча, а затем с проговариванием отдельных слов и стихов или
пением, с детьми выполнять различные движения.
7.В работе с детьми использовала такой вариант развивающих игр, как
пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи
ребенка и мелкой моторики рук.
8.В играх учу детей правильно называть окружающие предметы (одежда,
мебель, посуда, игрушки); понимать и выполнять несложные задания;
приучаю составлять фразы из нескольких слов. В ходе игры уточняю
некоторые качества (величина, форма, цвет). Использую д/игры и
д/упражнения: « Узнай и назови», «Добавь слово», «Парные картинки»,
«Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» и др.
9.Знакомлю детей с новыми предметами в игровой форме. В ходе игры
стремлюсь, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукоподражания.
10.Обследуя новую игрушку, мы ее хорошенько рассматриваем, трогаем
руками. После этого проводим с игрушкой действия. Постепенно дети сами
начинают в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех
или иных действий.
11.Обогащение словарного запаса идет не только за счет существительных и
глаголов, но и других частей речи. Играя, младшие дошкольники усваивают
не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов - круглый,
мягкий, твердый, маленький, большой, длинный, короткий; особенности
цвета.
12. Добиваюсь, чтобы дети отчетливо произносили гласные звуки,
стремились правильно употреблять согласные. Чем чаще ребенок начинает
произносить звуки, слова, фразы, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь
усвоенные слова. Желание малыша разговаривать всегда поощряю. Вот, к
примеру, несколько игр: «Что у тебя есть?», «Что это у нас?», «Что ты
умеешь?»
13.Дети любят рассматривать цветные предметные картинки, по мере
взросления переходим к показу сюжетных картинок, на которых
изображены действия, совершаемые животными, людьми.
В дальнейшем, на третьем году жизни у ребенка интенсивно
развивается мышление, внимание становится более устойчивым. С развитием
речи совершенствуются восприятие и память.
Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом
возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного
языка. Ребенок начинает связывать слова в целые предложения, согласуя их в
роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда
правильна. В разговоре со взрослыми он в основном пользуется простыми
предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что
он видел. Ребенок легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.