Напоминание

«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).


Автор: Надежда Андреевна Пузакова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Аскизский район, с.Бельтирское
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие предпосылок связной речи

у младших дошкольников» (из опыта работы).

Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим

средством формирования речи ребенка: пополнения и активизации его

словаря, развития связной речи, формирования звукопроизношения. Речь –

это величайшее богатство, данное человеку. И как любое богатство, его

можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Говорить - значит

владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, понимая

речь окружающих.

Е. И. Тихеева писала: «Ощущения и восприятия – первая ступень в

познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных

представлений… Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном

единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию

органов чувств и восприятий. Маленьких детей, прежде всего, необходимо

знакомить с предметами, непосредственно их окружающими. Вот почему

содержание НОД по ФГОС в образовательных областях – социально-

коммуникативное и речевое развитие тесно связано с обстановкой, в которой

живет ребенок: с оформлением групповой комнаты, с особенностями

местности (город) и природным окружением.

В младшем дошкольном возрасте дети стремятся к самостоятельности,

у них развивается наглядно - действенное мышление; образуются новые

формы взаимоотношений между собой. Какую же работу в развитии

предпосылок становления связной речи мы можем проводить в ходе работы с

детьми младшего дошкольного возраста?

1.Один из главных моментов выражается в том, что с ребенком

разговариваю и обязательно выслушиваю его ответы. Он нуждается в

собеседнике - т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует

на то, что ребенок хочет сказать.

2.Побуждаю детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.

3.Говорю с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для

него слово произношу не только отдельно, но и в предложении.

4.Развиваю речь через художественное слово. Читаю детям стихи, потешки,

прибаутки, сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз

слова и фразы. Рассказываю сказки с фигурками настольного театра,

провожу игры - драматизации, игры - инсценировки.

5.Читаю детям книги, в которых есть красочные иллюстрации. Обучаю

показывать те картинки, которые будут названы взрослым.

6.Поем вместе с детьми простые песенки, отстукивая их ритм. Желательно

конечно, чтобы в течение 10-15 минут звучала музыка - веселая и

мечтательная, быстрая и медленная, громкая и тихая. А затем под музыку,

сначала молча, а затем с проговариванием отдельных слов и стихов или

пением, с детьми выполнять различные движения.

7.В работе с детьми использовала такой вариант развивающих игр, как

пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи

ребенка и мелкой моторики рук.

8.В играх учу детей правильно называть окружающие предметы (одежда,

мебель, посуда, игрушки); понимать и выполнять несложные задания;

приучаю составлять фразы из нескольких слов. В ходе игры уточняю

некоторые качества (величина, форма, цвет). Использую д/игры и

д/упражнения: « Узнай и назови», «Добавь слово», «Парные картинки»,

«Волшебный мешочек», «Чудесный сундучок» и др.

9.Знакомлю детей с новыми предметами в игровой форме. В ходе игры

стремлюсь, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукоподражания.

10.Обследуя новую игрушку, мы ее хорошенько рассматриваем, трогаем

руками. После этого проводим с игрушкой действия. Постепенно дети сами

начинают в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех

или иных действий.

11.Обогащение словарного запаса идет не только за счет существительных и

глаголов, но и других частей речи. Играя, младшие дошкольники усваивают

не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов - круглый,

мягкий, твердый, маленький, большой, длинный, короткий; особенности

цвета.

12. Добиваюсь, чтобы дети отчетливо произносили гласные звуки,

стремились правильно употреблять согласные. Чем чаще ребенок начинает

произносить звуки, слова, фразы, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь

усвоенные слова. Желание малыша разговаривать всегда поощряю. Вот, к

примеру, несколько игр: «Что у тебя есть?», «Что это у нас?», «Что ты

умеешь?»

13.Дети любят рассматривать цветные предметные картинки, по мере

взросления переходим к показу сюжетных картинок, на которых

изображены действия, совершаемые животными, людьми.

В дальнейшем, на третьем году жизни у ребенка интенсивно

развивается мышление, внимание становится более устойчивым. С развитием

речи совершенствуются восприятие и память.

Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом

возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного

языка. Ребенок начинает связывать слова в целые предложения, согласуя их в

роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь не всегда

правильна. В разговоре со взрослыми он в основном пользуется простыми

предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что

он видел. Ребенок легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.



В раздел образования