Напоминание

Экология Земли


Автор: Уткина Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №365 имени Героя Советского Союза М.П.Краснолуцкого
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Педагогическая мастерская
Тема: Экология Земли
Раздел: начальное образование





Назад




Уткина Ирина Александровна, ГБОУ СОШ №365 имени Героя

Советского Союза М.П. Краснолуцкого, Фрунзенский район, г. Санкт-

Петербург, учитель начальных классов.

КОНСПЕКТ УРОКА

Название УМК: Начальная школа XXI века.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 3

Тема урока: «Экология Земли»

Тип урока: Педагогическая мастерская

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях

влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать

человечеству на современном этапе.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с системой экологических знаний;

формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;

Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию

умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию

способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать

сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.

Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание

познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать

позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД:

развиваем умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в

соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в

устной форме и совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Познавательные УУД:

развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; формируем

умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать

по признакам.

Личностные УУД:

развиваем умение высказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение работать по алгоритму, умение осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Структура урока:

1. Создание

эмоционального настроя.

2. Мотивация на процесс познания, актуализация личностного опыта учащихся.

3. Определение темы урока.

4. Работа с информацией.

5. Интерактивное упражнение. Проектирование «памятника» почве.

6. Обобщение материала через повторение пройденного.

7.Заключительный этап урока. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

Список используемой литературы:

А. Плешаков «Экологические проблемы и начальная школа»

С.В. Рянжин «Экологический букварь»

Л.Г.Мельчаков «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению»

Н.С.Коваль «Дидактические и познавательные задания по природоведению»

Энциклопедия для детей. Москва «Аванта +» 1995

Ход урока:

1. Создание

эмоционального настроя.

- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу,

пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на

меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Учащиеся демонстрируют свою готовность к уроку.

2.

Мотивация на процесс познания, актуализация личностного опыта учащихся.

- Внимательно послушайте стихотворение:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят.

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету:

Ведь другой на свете нету.

Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение.

Учащиеся слушают стихотворение Я. Акима.

- О какой планете идет речь в этом стихотворении?

- Планета Земля.

Демонстрируется слайд.

Проблемный вопрос:

- А почему надо беречь нашу планету, что ей угрожает?

- Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет.

- Придвиньте к себе листочки для работы, во время демонстрации сюжета, запишите,

какие ассоциации у вас возникают, когда вы видите тот или иной слайд.

Демонстрация видеосюжета: «Экологические проблемы. Загрязнение окружающей

среды»

Учащиеся смотрят видеосюжет, записывают на листках ассоциативный ряд.

3. Определение темы урока.

Учитель просит детей, чтобы они «подарили» ему на доску по одному слову или

словосочетанию.

Записывает на доске ассоциативный ряд.

Учащиеся называют: трубы заводов, выхлопные газы, ураганы, смерчи, наводнения,

ливни, загрязнение воды,

засуха, отходы производства, аэрозоли,

мусор, овраги, вырубка леса…

- То, что вы назвали, каким одним словосочетанием можно заменить?

- Экологические бедствия.

- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на вопрос, как мы можем уберечь нашу

планету от экологических бедствий.

Проблемный вопрос:

- Приходилось ли вам слышать слово экология? Можете ли вы объяснить значение этого

слова?

Высказывания учащихся.

- Где можем узнать более точное значение этого слова?

- Словарь, энциклопедия.

- Придвиньте к себе листы, на которых дается определение данного слова. Прочитайте.

Учащиеся зачитывают значение слова из разных источников.

Демонстрируется слайд.

- А теперь я думаю, вы легко ответите на вопрос, кто такие экологи?

Ответы учащихся.

- Я предлагаю вам стать сегодня на уроке экологами, чтобы в ходе урока дать ответ на

трудный вопрос:

Можно ли назвать человека царем природы, может ли человек одержать победу над теми

экологическими бедствиями, которые мы с вами обозначили.

Итак, тема урока:

Экология Земли.

4. Работа с информацией.

- Догадайтесь, о чем пойдет речь:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

-Воздух.

- Мы живем в воздушном океане, кто знает его название?

- Атмосфера.

- Для чего нужен воздух?

- Назовите свойства воздуха.

Высказывания учащихся.

-Все живое дыщит воздухом, и этот воздух должен быть чистым, но не всегда он бывает

таким. В нем содержатся очень маленькие существа, какие?

- Микробы.

- Что надо делать, чтобы микробов в воздухе было меньше?

- Посмотрите на нашу запись на доске. А что еще загрязняет воздух? Как с этим бороться?

Высказывания учащихся.

- Вы сказали, что хорошо очищают воздух растения, поэтому в городах должно быть

много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Проблемный вопрос:

- А как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе? На этот непростой вопрос вы

сможете ответить, решив вот такую задачу:

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 40 т пыли, а такой же лиственный

лес – 80 т. Во сколько раз меньше отфильтровывает хвойный лес, чем лиственный?

Учащиеся на своих листочках решают задачу.

- Так какие деревья лучше сажать в городе?

- Неслучайно говорят, что зеленые деревья – это легкие Земли.

Демонстрация слайда.

-Вы в школе находитесь большое количество времени. Что каждый из вас делает, чтобы

воздух был чистым?

- А кто из вас любит громкую музыку? Кто кричит на переменах?

- Оказывается, шум в наше время является загрязнителем среды.

- Как же бороться с шумом?

Высказывания учащихся.

- Где мы можем дышать чистым воздухом и испытывать звуковой комфорт?

- На природе.

- Давайте вспомним нашу поездку в зубропитомник, те знаки по охране природы, которые

вы придумали после этой поездки.

Слайд-шоу.

- Мы убедились, что вы сами можете многое сделать, чтобы наш воздух стал чище.

- А какие стихийные бедствия еще не подвластны человеку, назовите их.

- Смерчи, ураганы, циклоны.

Слушаем стихотворение:

Не умыться, не напиться,

Листику не распуститься,

Без нее прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна …(Вода)

Учащиеся слушают стихотворение, досказывают слово.

- Речь пойдет о водной оболочке Земли. Кто запомнил ее название?

- Гидросфера.

- Что вы уже знаете о воде?

Ответы учащихся.

Если сравнить водную систему с организмом человека, что она напоминает по своему

строению?

Демонстрация слайда.

- Верно, кровеносную систему. Кровь Земли – это вода, в кровеносные сосуды – реки,

речушки, ручьи и озера. Вода на Земле играет ту же роль, что и кровь в организме

человека. «Возница природы» – так назвал воду великий художник Леонардо да Винчи. -

- Где больше всего воды на земле? Какая вода в океане?

- А чтобы напиться, умыться человеку, а также растениям и животным, какая нужна

вода?

Ответы учащихся.

- Чистой воды на нашей планете не так уж и много, прочитайте об этом. При чтении

карандашом подчеркните ту информацию, которая вас больше всего поразила.

Маркировка текста.

Ежегодно на нашей планете около 500 млн. человек заболевает гепатитом, дизентерией,

брюшным тифом, и одной из основных причин заболеваемости является недостаток

питьевой воды надлежащего качества, ведь даже мизерное содержание в воде ряда

токсических веществ делает её для человека смертельным ядом.

В нашем понятии чистая вода – прозрачная вода в стакане. Но на Земле существует много

озёр с чёрной водой, в которых вода напоминает блестящую тушь. Русский писатель, имя

которого вам хорошо знакомо, К.Г.Паустовский отметил, что «И вместе с тем вода в

таком озере совершенно прозрачна». Оказывается, тёмный цвет воде придают химические

элементы, путешествующие в составе растворённого органического вещества. Чёрной

речкой – Рио Негро – назван приток Амазонки.

-У нас в Санкт-Петербурге тоже есть Чёрная речка. Чем она знаменита?

Учитель выслушивает детей, задает дополнительный вопрос по тексту:

- Чем знаменита в нашем городе Черная речка?

- Здесь состоялась дуэль, на которой был смертельно ранен А.С.Пушкин.

- Конечно, прежде чем попасть в водопроводный кран, вода проходит специальную

обработку.

- На каком производстве мы побывали, где нам показали процесс производства

экологически чистых напитков?

- Давайте вспомним нашу поездку на завод Кока- колы.

Слайд-шоу.

- Что в ваших силах сделать, чтобы сберечь воду?

Высказывания учащихся.

Решите задачу:

В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан

воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 час, если в 1 литре 5

стаканов воды? А сколько воды вытекает за сутки?

Учащиеся на своих листочках решают задачу, делают вывод.

- Назовите стихийные бедствия, связанные с водой, перед которыми человек пока еще

бессилен.

- Потопы, наводнения, ливни.

5. Интерактивное упражнение. Проектирование «памятника» почве.

- Отгадайте загадку:

Из нее растут цветы,

Роют в ней ходы кроты,

Из нее растет клубника,

Из нее растет горох

И густой чертополох.

- Почва.

- Итак, теперь мы поговорим о почве.

Учитель зачитывает статью о почве.

Учащиеся слушают.

- Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому, что он по

ней ходит. Но в то же время она наименее известна ему, особенно городскому жителю.

Кто из вас когда-нибудь думал о красоте почвы или просто видел эту красоту?

Вспаханное серое поле, грязная грунтовая дорога, чёрные огородные грядки – кое-что,

несомненно, из этого полезно. Но – красиво? Вряд ли. Но кто из вас знает, что на Земле

существует памятник почве?

- Сегодня на урок я попросила вас принести пластилин.

Как выглядел памятник, мы узнаем позднее, а я предлагаю вам самим создать памятник

почве, в этом вам помогут ваши знания о почве: состав почвы, свойства почвы, цвет

почвы.

Учащиеся в группах обсуждают и создают «памятник» почве.

- Давайте посмотрим, какие «памятники» получились.

Учащиеся по группам демонстрируют свои изделия.

Учитель хвалит детей, затем зачитывает описание памятника.

Почти 500 лет назад в императорском саду Пекина был воздвигнут замечательный

памятник. Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку с

длиной стороны 6 м, состоящую из насыпанных почв различного цвета и происхождения.

Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 году в эпоху

династии Мин. В середине находится жёлтая почва, в восточной стороне голубая, на

западе - белая, на юге – красная, на севере – чёрная почва. Все эти земли различных

цветов принадлежат императору»

Проблемный вопрос:

- О чём этот памятник может сказать нам, современным людям?

Ответы учащихся.

- Вспомните, как в народе называют почву?

Ответы учащихся.

Демонстрируется слайд.

- А от чего надо беречь почву, что ей угрожает?

- Овраги, истощение, постоянная добыча полезных ископаемых.

- Предлагаю решить ещё одну задачу:

Для восстановления слоя почвы, толщиной в 1 см, требуется примерно 100 лет. Из-за

роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для

восстановления этого слоя?

Учащиеся решают задачу, делают вывод: человек может остановить рост оврагов,

приостановить добычу полезных ископаемых.

Проблемный вопрос:

- А перед какими природными бедствиями, которые могут разрушать почву, человек

бессилен?

- Засуха, ураган, ливень, наводнение.

- А как мы с вами можем защитить почву от загрязнения и разрушения?

- Давайте вспомним, как наш класс участвовал в районном конкурсе «Экологическая

тропа», как мы выполняли задания по очистке отведённого участка в парке.

Слайд-шоу.

Учащиеся просматривают слайды, комментируют их.

6. Обобщение материала через повторение пройденного.

Жить в зелёном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг.

- Животный и растительный мир составляют ещё одну земную оболочку – биосферу или,

как её ещё называют, «живое вещество планеты». Более подробно о животном и

растительном мире мы уже говорили на предыдущих уроках, поэтому сейчас мы

послушаем наших учеников, которые, изучив материал о взаимодействии природы и

человека, расскажут нам, к каким экологическим катастрофам в природе приводят

необдуманные действия людей.

Демонстрируется слайд.

Сообщения учащихся по Красной книге.

- Последняя экологическая задача, которую я предлагаю вам решить:

Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов

птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?

Решают задачу.

- И снова обращаю ваше внимание, что не всегда человек может предотвратить бедствия,

которые могут произойти в животном и растительном мире. Так, например, борьба с

саранчой. Что вы знаете об этих насекомых?

Ответы детей.

- Один интересный исторический факт. Весной 1824 г. на степи Одесской губернии

налетели огромные тучи саранчи, и чиновники канцелярии графа Воронцова были

посланы для истребления ползающих насекомых. В числе посланных был и А.С.Пушкин,

который находился здесь в ссылке. Эта командировка была своего рода унизительным

наказанием для поэта. В результате появился отчёт: «Саранча летела, летела и села.

Сидела, сидела, всё съела и вновь улетела». Несмотря на то, что с тех пор прошло много

лет, но люди до сих пор не научились бороться с этим бедствием.

7.Заключительный этап урока. Подведение итогов.

- Сегодня на уроке вы были юными экологами: добывали интересную информацию,

делали выводы, выдвигали свои гипотезы, предположения, выслушивали ответы детей,

решали экологические задачи.

- Посмотрите на свои записи, которые вы вели в течение всего урока. Накопилась большая

информация, которая поможет вам дать ответ на вопрос: может ли человек считать себя

«царём природы»?

- Используйте материал записей и напишите мини-сочинение на эту тему.

Учащиеся пишут мини-сочинение на тему: «Можно ли человека назвать «царём

природы?»

- Давайте послушаем ваши сочинения.

Зачитывают одно сочинение от группы.

8. Рефлексия.

- Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня на уроке я узнал…

- Урок окончен.

Я благодарю вас за работу на уроке! Помните, что Земля – наш общий

дом, и сохранить этот дом можем только мы с вами.



В раздел образования