Напоминание

Работа над техникой в классе баяна и аккордеона


Автор: Леонтьева Лилия Михайловна
Должность: Преподаватель по классу аккордеон
Учебное заведение: МБОДО "АЛЬКЕЕВСКАЯ ДМШ"
Населённый пункт: с. Базарные Матаки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над техникой в классе баяна и аккордеона
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Алькеевская детская музыкальная школа» Алькеевского района РТ.

Методическая разработка

«Работа над техникой в классе баяна – аккордеона»

Работу выполнила

преподаватель

Алькеевской ДМШ

по классу аккордеона

Леонтьева Л. М.

с.Базарные Матаки 2021г

Работа над техникой в классе баяна – аккордеона

Техника – это средство для создания музыкально – художественного образа.

Значит, в конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная

передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть

достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче,

разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной передачи

музыкального содержания. Довольно распространенным является

ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как

все, чем занимается музыкант – исполнитель, есть техника: техника

звукоизвлечения, ведение меха, мелкая, крупная и т.д.

Для совершенствования тем в большей степени помогает ясное

представление звукового результата. «Добейтесь того, что мыслимая

звуковая картина стала отчетливой, - пальцы должны и будут ей

повиноваться», - писал пианист И. Гофман. Вместе с тем само осознание цели

не всегда гарантирует её успешное достижение. И здесь нужна

каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами, если

встречаются привычные элементы техники – репетиции, гаммо- и

арпеджиообразные пассажи, - то они, как правило, не требуют временных

затрат. Но очень часто встречаются нестандартные фигурации. Здесь важно

найти свой метод – кратчайший путь для достижения результата.

Важнейшим средством является целенаправленность и целеустремленность

действия. В тех трудных местах всегда важно точно осознать: что именно не

получается? В таких случаях, известный пианист А.Корто советовал вместо

многократного построения текста выявить трудные элементы и на их основе

создавать упражнения. Иногда в пассаже бывает заметно подкладывание 1

пальца. Можно также вычленить трудный элемент и на его основе

придумать упражнение. Если один и тот же пассаж получается не всегда

качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на

разжим, то на сжим. Надо выявить, при каком направлении движении меха

его играть удобнее.

При работе над техническим сложением местами особая роль отводится

проигрываниям в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для

выработки автоматизированных движений пальцев.

Однажды М. Белецкую, заслуженную артистку УССР, баянистку, спросили,

почему она так спокойна, исполняя сложные пассажи, почему не волнуется.

Она ответила: « Не будь я спокойная, мне просто не удалось бы сыграть их.

Секрет в том, что моя голова думает медленнее, чем играют пальцы, что

возможно только при абсолютном спокойствии, к тому же я попросту не

мешаю играть пальцам так, как они могут, иначе говоря: не мешаю

моторике, автоматизму. Ведь в процессе самостоятельной работы все

умение продумано, все рассчитано». Значит, виртуозность – это не только

особенности рук, пальцев, для виртуозности нужен сплав великолепного

исполнительского аппарата и устойчивой психики.

Но механически бесстрастное отстукивание каждой ноты пассажа в

медленном темпе вряд ли принесет ощутимую пользу. Надо

сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного

художественного результата. Ритмическая сторона, фразировка,

нюансировка обязательно должны соответствовать исполняемому как в

быстром так и в медленном темпе. При этом даже в замедленном темпе

нельзя мыслить отдельными нотами: каждый тон должен соотноситься с

предыдущим и последующим звуками. Аналогично этому и движения

пальцев всей руки должны быть взаимосвязаны между собой. У некоторых

учащихся при игре виртуозных пассажей в медленном темпе вместо ударов

появляется желание каждую ноту извлекать движением кисти при пассивных

пальцах. Но ведь в быстром темпе этих движений нет. Главную работу

выполняют активные пальцы, а не кисть. Кисть может выполнять какие –то

объединяющие движения, предоставляя пальцам большую

самостоятельность. Одним словом – в медленных темпах должны

автоматизироваться именно те движения, которые нам будут необходимы в

быстром. В принципе необходимо чередовать медленные темпы с быстрыми

и умеренными. Для более прочного закрепления трудной фигурации

полезно поиграть её различными ритмическими фигурами, в том числе

пунктирными. При такой игре каждый палец поочередно как бы фиксируется

на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая фразировка.

Суть ее в том, что некоторая группа мелких нот расчленяется мысленно на

подгруппы, которые в нашем сознании укладываются гораздо легче.

Благодаря этому облегчается охват целого, причем техническая фразировка

может совпадать с фразировкой художественной. А может и не совпадать. В

этом случае технической фразировкой надо пользоваться осторожно.

В репертуаре баяниста или аккордеониста всегда найдутся произведения ,

где один и тот же вид техники применяется продолжительное время. Даже

владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает

физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь необходима свобода

психики и игрового аппарата. Здесь, кроме выносливости требуется умение

снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо

учиться. В какие – то моменты можно слегка встряхнуть кистью и

предплечьем. Помогает небольшая смена положения руки, корпуса и т. д.Не

последнюю роль играет и умение рассчитать запас сил на все произведение,

а иногда и запас динамики. Одним из самых распространенных видов

техники является мягкая техника. В основном используется штрих легато. Но

иногда интереснее сыграть данный пассаж на нон легато или стаккато.

Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен.

Если же нам требуется легато, то лучше применять позиционную 5 –ти

пальцевую аппликатуру или традиционную 4 – пальцевую. При этом атака

пальцев, несмотря на быстрый темп, должна быть мягкой, а клавиша будет

довольно основательно осязаться кончиком пальца. Штрих стаккато очень

эффективен в мягкой технике. Он исполняется молниеносно ударом пальца

без лишних движений. Если требуется острый, четкий и упругий штрих, то

пальцы следует слегка подогнуть, округлить; работать они будут как

«молоточки». В практике часто применяется другой способ исполнения

стаккато. Более прямыми пальцами. Этот способ придает штриху легкость,

полётность. Как правило, в таких случаях играют традиционной

аппликатурой, без применения 1 пальца (на баяне). Исходя из этого, можно

сделать вывод, что роль и значение техники исполнителя трудно

переоценить.



В раздел образования