Автор: Бадаева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №105"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: конспект НОД по ФЭМП
Тема: "Таблица"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП «ТАБЛИЦА»
(старшая группа, дети 5-6 лет)
Цель: формирование элементарных математических представлений у
детей старшей группы; создание проблемной ситуации: знакомство с новым
понятием «Таблица».
Задачи:
- развивать логическое мышление, память, умение решать проблемные
ситуации;
- знакомить с понятием «Таблица», с её составляющими- строками и
столбиками;
- формировать умение делать выводы;
- воспитывать умение работать в паре, коллективно решать поставленную
задачу.
Материал к занятию: таблица- дом для геометрических фигур на
каждого ребёнка, схемы выкладки геометрического узора для работы в паре,
мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.
Ход занятия:
1. – Здравствуйте, дети! Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или
квартиру? Вспоминаем с детьми, что такое новоселье (собираем вещи,
упаковываем, перевозим на машине, распаковываем в новом доме…)
- Ребята, а есть волшебная страна. Её на карте нет. Там живут
геометрические фигуры. Для них построили новый дом и им надо туда
заселиться. Давайте поможем им это сделать.
2
.Дети садятся за столы и получают распечатанную таблицу- дом и 9
геометрических фигур.
- Дети, вот перед вами новый дом для фигур, давайте рассмотрим его
внимательно. Сколько этажей в этом доме? (Три)
- Проведём пальчиком по нижнему этажу.
- Проведём пальчиком по среднему этажу.
- Проведём пальчиком по верхнему этажу.
- А вот и новые жильцы этого дома- геометрические фигуры.
- Кто будет жить в новом доме, назовите мне его. (Треугольник,
квадрат, круг)
- А какого цвета наши фигуры? (Красного, жёлтого, синего)
Проблемный диалог.
Проблемная ситуация №2. Поиск решения.
(Выдвижение гипотез, проверка гипотез).
Приём создания проблемной ситуации №4. Дать практическое задание
невыполнимое вообще.
- Заселите наших новых жильцов в квартиры так, чтобы у всех у вас
получилось одинаково.
- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? (Мы незнаем кто
в какой квартире живёт)
- Какой возникает вопрос? (Как нам узнать кто в какой квартире живёт)
- Давайте вместе попробуем найти условия для заселения. Как мы
можем расселить наших жильцов по этажам?
(Дети выдвигают свои гипотезы, подводим их к гипотезе, что на
каждом этаже живут фигуры одного цвета).
- Но есть ещё одно условие заселения, на нижнем этаже будут жить
фигуры не красного и не синего цвета. (Жёлтые)
- На среднем этаже фигуры не жёлтого и не синего цвета. (Красного)
- Какого цвета фигуры будут жить на верхнем этаже? (Синего)
- Чтобы жильцы не перепутали свои этажи давайте, обозначим их:
закрасим флажок на каждом этаже нужным цветом.
- В доме кроме этажей есть подъезды. Сколько здесь подъездов? (Три)
- Покажите первый подъезд.
- Покажите второй подъезд.
- Покажите третий подъезд.
- Как мы можем расселить наших жильцов по подъездам?
(Дети выдвигают свои гипотезы и предлагают расселить фигуры по
форме)
- Но у меня есть условие, в первом подъезде живут не квадраты и не
треугольники. (Круги)
- Во втором подъезде живут не круги и не треугольники. (Квадраты)
- Какие жильцы у нас остались и живут в третьем подъезде?
(Треугольники)
- Чтобы жильцы не перепутали свои подъезды давайте нарисуем
соответствующий знак на двери каждого подъезда.
Рисуем на подъездах формы фигур, которые живут в данном подъезде.
- Давайте теперь поселим фигуры в свои квартиры.
- Мы все фигуры заселили в свои квартиры? (Да!)
- Давайте проверим себя и друг друга правильно- ли сделали.
Показать детям первый слайд с готовым расселением фигур в доме.
- Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье? (Праздник)
Физкультминутка «К зайцу на новоселье»
(Дети идут по кругу, проговаривая и повторяя движения за
воспитателем.)
Заяц в лес на новоселье,
Приглашает на веселье.
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
В лес к нему пойдём сейчас,
В гости ждёт сегодня нас.
(Шагаем по кругу)
Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.
Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!
(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)
Ножки выше поднимаем –
Через лужи мы шагаем.
(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)
Солнцу в небе улыбнись,
(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)
А деревьям поклонись.
(Наклониться вперёд)
Прыгнем мы через канаву,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
К зайцу мы идём в дубраву!
(Шагаем по кругу)
3.- Вы знаете ребята мы же с вами в Волшебной стране, а эту страну
называют Геометрия. В стране геометрии – дом- это таблица. У нас этажи, а
в таблице- это строки.
Дети вместе с воспитателем работают с компьютерной презентацией.
На слайде изображение таблицы.
- Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строке?
(Синие)
- Какие фигуры живут на нижней строке? (Жёлтые)
- Какие фигуры на средней строке? (Красные)
- У нас подъезды, а в таблице- это столбики.
- Какие фигуры живут в первом столбике? (Квадраты)
- Какие фигуры живут в третьем столбике? (Круги)
- Какие фигуры живут во втором столбике? (Треугольники)
4.
Дети
вместе
с
воспитателем
работают
с
компьютерной
презентацией. На слайде изображение таблицы. Игра «Угадайка»
- А сейчас мы с вами с играем в игру «Угадайка». Я буду вам называть
поочерёдно кто вернулся домой, а вы будете называть где он живёт, его
строчку и столбик.
- Где живёт синий круг- фермер? (Верхняя строка, третий столбик)
- Где живёт кондуктор - красный треугольник? (Средняя строка, второй
столбик)
- В вашем доме живёт пожарный- красный квадрат. (Средняя строка,
первый столбик)
- Где живёт полицейский- синий треугольник. (Верхняя строка, второй
столбик)
- В вашем доме живёт учитель- жёлтый круг. (Нижняя строка, третий
столбик)
- В вашем доме живёт почтальон- синий квадрат. (Верхняя строка,
первый столбик)
- Здесь живёт актёр- жёлтый треугольник. (Нижняя строка, второй
столбик)
- В вашем доме ещё живёт продавец- красный круг. (Средняя строка,
третий столбик)
- В вашем доме живёт врач- жёлтый квадрат. (Нижняя строка, первый
столбик)
5. Люди живут в квартире и со временем им хочется сделать ремонт.
Выложить плитку в ванной. Вы хотите помочь нашим жильцам с ремонтом в
ванной. На такой работе обычно работает бригада, а вы будете работать
подвое.
Дети получают карточки со схемой рисунка из геометрических фигур.
Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у
которого такая же схема и выложить эту схему из геометрических фигур.
- Вы все справились с заданием? (Да!)
- Давайте проверим друг у друга, у всех получился рисунок как на
карточке? (Дети друг у друга проверяют работы)
Рефлексия.
- Дети, вам понравилось наше занятие? (Да!)
- А что больше всего вам понравилось и было интересным на этом занятии?
- А как вы думаете вы справились с заданием?
- Почему вы справились с заданием?
-Что же нового вы узнали на нашем занятии? (Познакомились с таблицей,
столбиками,
строками)