Напоминание

"Таблица"


Автор: Бадаева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №105"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: конспект НОД по ФЭМП
Тема: "Таблица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП «ТАБЛИЦА»

(старшая группа, дети 5-6 лет)

Цель: формирование элементарных математических представлений у

детей старшей группы; создание проблемной ситуации: знакомство с новым

понятием «Таблица».

Задачи:

- развивать логическое мышление, память, умение решать проблемные

ситуации;

- знакомить с понятием «Таблица», с её составляющими- строками и

столбиками;

- формировать умение делать выводы;

- воспитывать умение работать в паре, коллективно решать поставленную

задачу.

Материал к занятию: таблица- дом для геометрических фигур на

каждого ребёнка, схемы выкладки геометрического узора для работы в паре,

мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация.

Ход занятия:

1. – Здравствуйте, дети! Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или

квартиру? Вспоминаем с детьми, что такое новоселье (собираем вещи,

упаковываем, перевозим на машине, распаковываем в новом доме…)

- Ребята, а есть волшебная страна. Её на карте нет. Там живут

геометрические фигуры. Для них построили новый дом и им надо туда

заселиться. Давайте поможем им это сделать.

2

.Дети садятся за столы и получают распечатанную таблицу- дом и 9

геометрических фигур.

- Дети, вот перед вами новый дом для фигур, давайте рассмотрим его

внимательно. Сколько этажей в этом доме? (Три)

- Проведём пальчиком по нижнему этажу.

- Проведём пальчиком по среднему этажу.

- Проведём пальчиком по верхнему этажу.

- А вот и новые жильцы этого дома- геометрические фигуры.

- Кто будет жить в новом доме, назовите мне его. (Треугольник,

квадрат, круг)

- А какого цвета наши фигуры? (Красного, жёлтого, синего)

Проблемный диалог.

Проблемная ситуация №2. Поиск решения.

(Выдвижение гипотез, проверка гипотез).

Приём создания проблемной ситуации №4. Дать практическое задание

невыполнимое вообще.

- Заселите наших новых жильцов в квартиры так, чтобы у всех у вас

получилось одинаково.

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? (Мы незнаем кто

в какой квартире живёт)

- Какой возникает вопрос? (Как нам узнать кто в какой квартире живёт)

- Давайте вместе попробуем найти условия для заселения. Как мы

можем расселить наших жильцов по этажам?

(Дети выдвигают свои гипотезы, подводим их к гипотезе, что на

каждом этаже живут фигуры одного цвета).

- Но есть ещё одно условие заселения, на нижнем этаже будут жить

фигуры не красного и не синего цвета. (Жёлтые)

- На среднем этаже фигуры не жёлтого и не синего цвета. (Красного)

- Какого цвета фигуры будут жить на верхнем этаже? (Синего)

- Чтобы жильцы не перепутали свои этажи давайте, обозначим их:

закрасим флажок на каждом этаже нужным цветом.

- В доме кроме этажей есть подъезды. Сколько здесь подъездов? (Три)

- Покажите первый подъезд.

- Покажите второй подъезд.

- Покажите третий подъезд.

- Как мы можем расселить наших жильцов по подъездам?

(Дети выдвигают свои гипотезы и предлагают расселить фигуры по

форме)

- Но у меня есть условие, в первом подъезде живут не квадраты и не

треугольники. (Круги)

- Во втором подъезде живут не круги и не треугольники. (Квадраты)

- Какие жильцы у нас остались и живут в третьем подъезде?

(Треугольники)

- Чтобы жильцы не перепутали свои подъезды давайте нарисуем

соответствующий знак на двери каждого подъезда.

Рисуем на подъездах формы фигур, которые живут в данном подъезде.

- Давайте теперь поселим фигуры в свои квартиры.

- Мы все фигуры заселили в свои квартиры? (Да!)

- Давайте проверим себя и друг друга правильно- ли сделали.

Показать детям первый слайд с готовым расселением фигур в доме.

- Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье? (Праздник)

Физкультминутка «К зайцу на новоселье»

(Дети идут по кругу, проговаривая и повторяя движения за

воспитателем.)

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

Через лужи мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям поклонись.

(Наклониться вперёд)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

3.- Вы знаете ребята мы же с вами в Волшебной стране, а эту страну

называют Геометрия. В стране геометрии – дом- это таблица. У нас этажи, а

в таблице- это строки.

Дети вместе с воспитателем работают с компьютерной презентацией.

На слайде изображение таблицы.

- Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строке?

(Синие)

- Какие фигуры живут на нижней строке? (Жёлтые)

- Какие фигуры на средней строке? (Красные)

- У нас подъезды, а в таблице- это столбики.

- Какие фигуры живут в первом столбике? (Квадраты)

- Какие фигуры живут в третьем столбике? (Круги)

- Какие фигуры живут во втором столбике? (Треугольники)

4.

Дети

вместе

с

воспитателем

работают

с

компьютерной

презентацией. На слайде изображение таблицы. Игра «Угадайка»

- А сейчас мы с вами с играем в игру «Угадайка». Я буду вам называть

поочерёдно кто вернулся домой, а вы будете называть где он живёт, его

строчку и столбик.

- Где живёт синий круг- фермер? (Верхняя строка, третий столбик)

- Где живёт кондуктор - красный треугольник? (Средняя строка, второй

столбик)

- В вашем доме живёт пожарный- красный квадрат. (Средняя строка,

первый столбик)

- Где живёт полицейский- синий треугольник. (Верхняя строка, второй

столбик)

- В вашем доме живёт учитель- жёлтый круг. (Нижняя строка, третий

столбик)

- В вашем доме живёт почтальон- синий квадрат. (Верхняя строка,

первый столбик)

- Здесь живёт актёр- жёлтый треугольник. (Нижняя строка, второй

столбик)

- В вашем доме ещё живёт продавец- красный круг. (Средняя строка,

третий столбик)

- В вашем доме живёт врач- жёлтый квадрат. (Нижняя строка, первый

столбик)

5. Люди живут в квартире и со временем им хочется сделать ремонт.

Выложить плитку в ванной. Вы хотите помочь нашим жильцам с ремонтом в

ванной. На такой работе обычно работает бригада, а вы будете работать

подвое.

Дети получают карточки со схемой рисунка из геометрических фигур.

Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у

которого такая же схема и выложить эту схему из геометрических фигур.

- Вы все справились с заданием? (Да!)

- Давайте проверим друг у друга, у всех получился рисунок как на

карточке? (Дети друг у друга проверяют работы)

Рефлексия.

- Дети, вам понравилось наше занятие? (Да!)

- А что больше всего вам понравилось и было интересным на этом занятии?

- А как вы думаете вы справились с заданием?

- Почему вы справились с заданием?

-Что же нового вы узнали на нашем занятии? (Познакомились с таблицей,

столбиками,

строками)



В раздел образования