Напоминание

Ваш ребёнок - пятиклассник


Автор: Камалова Миляуша Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-лицей им. Героя Советского Союза Ф.Ф.Степанова"
Населённый пункт: город Саки, Республика Крым
Наименование материала: Рекомендации родителям будущих пятиклассников
Тема: Ваш ребёнок - пятиклассник
Раздел: начальное образование





Назад




ВАШ РЕБЕНОК – ПЯТИКЛАССНИК

(рекомендации для родителей учащихся)

Уважаемые мамы и папы!

Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство в

отношении

своего

пятиклассника,

то

мы

рады

предложить

вам

эти

рекомендации, как средство, которое поможет решить некоторые проблемы.

Формирование учебной мотивации

1.

Не мешайте подростку учиться самостоятельно. Только в процессе

самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться

дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий

фактор.

2.

Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не

повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой

учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий

уголок, как организовать свое рабочее время.

3.

Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он

когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут

пригодиться знания по природоведению? Покажите эту область. Причем,

желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так понимание

того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются

мотивирующим фактором.

4.

Покупайте интересные книги («Занимательная физика», «Занимательная

геометрия»), справочники то разным учебным дисциплинам. Может быть, через

интерес к этим книгам сформируется и интерес к предмету в целом. Еще

Л.Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить

тайны и для разума».

5.

Не спешите облегчить труд подростка (сделать за него домашнее задание,

потребовать от учителя отменить какой-либо вид работы). Но и не заставляйте

ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу,

заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни

слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса.

Обучение должно быть трудным, но посильным.

6.

Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится.

Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если

ребенок

не

верит

в

свои

силы,

то

у

него

формируется

обученная

беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.

7.

Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не

способствует повышению мотивации.

8.

В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится

избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на

нелюбимые меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в

чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами, это уже хорошо.

Усвоить все предметы одинаково хорошо очень сложно.

9.

Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда

отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень

много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал.

Помогите ребенку восполнить эти пробелы.

10.Помните: если подросток проявляет нежелание учиться – это не каприз, а

крик о помощи. Не ругайте, а выясните причины такого поведения.

Школьная тревожность и ее преодоление

1.

Прежде всего успокойтесь сами. Ничего страшного не случилось, дети

иногда получают двойки, падают, ссорятся с друзьями и т.д.

2.

Попробуйте вместе с ребенком проанализировать ситуацию, которая им

предстоит. Как известно, обычное, знакомое волнует меньше, чем незнакомое.

Ребенку надо писать контрольную? Прекрасно! Вспомните вместе с ним, в

какой классной комнате это будет происходить, какого цвета тетрадь для

контрольных работ. Представьте, как он входит в класс, как начинает писать.

Оказывается, совсем не страшно!

3.

Проанализируйте с ребенком его положительный опыт. Вселите в него

уверенность, что он сможет преодолеть и эту ситуацию.

4.

Проанализируйте с ним и те ситуации, в которых он совершил ошибки.

Подумайте, чем эти ошибки были порождены? Помогите разобраться в том,

что ребенок не понимает.

5.

Часто тревожного человека мучит мысль: «А вдруг что-то случится?»

Обсудите эту тему с ребенком. Выясните, чего он боится. Ему страшно

получить двойку? А что случится, если он получит двойку? Объясните ему, что

не будете его ругать, поймете, что это произошло случайно. Выразите

готовность помочь ребенку в этом случае. Он должен знать, что вы будете

поддерживать его в любом случае.

6.

С

детьми,

у

которых

сильная

нервная

система,

можно

применять

положительные стимулы. Пообещайте ребенку что-то особенное, если он

справится с заданием успешно. Не переусердствуйте, потому что слишком

значимые стимулы могут ухудшить деятельность ребенка. Даже если он не

выполнить все так хорошо, как задумал, все равно поощрите его.

7.

Наш язык достаточно богат для выражения чувств. Поэтому свое мнение

можно выразить честно. Можно сказать: «Молодец, ты сделал это хорошо!»

Можно сказать по-другому: «Молодец, мы постарался хорошо! Пусть еще не

все получилось, но я верю, что у тебя все получится!»

Если дети имеют мало настоящих товарищей или

с ними «не очень хотят дружить»

А) Учите играм, в которых надо участвовать вместе с друзьями.

Б) Дом оснастить предметами, привлекающими других детей. Должно быть

место, где дети могут самостоятельно общаться, чувствовать себя как дома.

Угостите чем нибудь гостей вашего ребенка.

В) Пригласите друзей вашего ребенка на совместную прогулку.

Г) Знакомьтесь с друзьями вашего ребенка. Относитесь с уважением к

товарищам вашего ребенка. Интересуйтесь их жизнью.

Д) Принимайте гостей дома.

И еще несколько советов родителям пятиклассников:

1.

Если ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен,

импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному

руководителю, он обязательно учтет это.

2.

Если ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он,

конечно, говорит вам правду, но это только его видение. Послушайте и других

участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю

жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций

самостоятельно.

3.

У вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно,

чтобы он научился эффективно работать на каждом уроке: это обогатит его

жизненный опыт.

4.

На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его,

капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти

разговоры ребенка, помогите ему приспособиться к новым условиям.

5.

Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь

терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО

СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - НА

ОСНОВНУЮ

У

пятиклассника

есть

потребность

в

равноправии,

уважении

и

самостоятельности, он требует серьёзного,

доверительного отношения со

стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость

этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если дома

не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости, оно всё равно

проявится,

но

самым

невыгодным

образом

-

уверенностью

подростка

в

родительской несправедливости и необъективности.

Необходимо оценивать детское творчество, инициативу, самостоятельность,

предоставлять возможность выбора. Успешность самореализации тесно связана с

общим стилем взаимоотношений в семье. В этом плане очень важно, чтобы

родители создавали ситуации, позволяющие проявлять детям инициативу, иметь

право на ошибку, на своё мнение,

участвовать в совместной деятельности,

создавать демократическую, не авторитарную атмосферу общения.

Создать атмосферу доброжелательности, искренности, доверительности,

мягкости,

оптимизма,

дать

возможность

посоветоваться,

пожаловаться,

откровенно поговорить, строить свои взаимоотношения с детьми с учётом их

индивидуальности.

Постарайтесь создать условия, облегчающие учёбу ребёнка: бытовые -

хорошее питание, щадящий режим,

полноценный сон, спокойная бытовая

обстановка, уютное и удобное место для занятий; эмоциональные - проявляйте

веру в возможности ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим

достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте

его в случае неудачи;

культурные

- обеспечьте ребёнка справочниками,

словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами.

Слушайте своего ребёнка: пусть он пересказывает то, что надо заучить,

запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по

вопросам учебника и т.п.

Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков,

дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте

их.

Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания,

даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и

объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать

учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей,

знакомых.



В раздел образования