Напоминание

Программные произведения русских композиторов. Интегрированное обучение


Автор: Крайнова Надежда Александровна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических и исторических дисциплин
Учебное заведение: МБОДО "АЛЬКЕЕВСКАЯ ДМШ"
Населённый пункт: с. Базарные Матаки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программные произведения русских композиторов. Интегрированное обучение
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБО ДО «Алькеевская детская музыкальная школа»

Алькеевского муниципального района

Программные произведения русских композиторов

Выпускной класс

1-2 класс «Народное отделение»

Интегрированное обучение на уроке «Музыкальная литература»

Изобразительное искусство

Преподаватель

музыкально-теоретических

и исторических дисциплин

Крайнова Н. А

2022 год

Открытый урок

«Интегрированное обучение на уроке Музыкальная литература»

Цель: Знание творчества русских композиторов. Умение слушать и анализировать

программные произведения русских композиторов. Показать свои презентации.

Задачи урока: Развитие музыкального и литературного мышления. Умение показать свои

знания на практике .С помощью компьютерных технологий ,ярко и образно показать свои

способности при показе презентаций. Умение выразить сюжетную линию произведения в

рисунках.

Воспитательная: Воспитание основ музыкальной культуры. Воспитание художественного

вкуса. Воспитание интереса к классической музыке. Развитие творческой активности.

Тип урока: Особенности эффективности интеграции уроков музыкальной литературы и

изобразительного искусства, закрепление полученных знаний, развитие образного

мышления. Умение анализировать по заданной теме.

Форма: коллективная

Методы обучения: словесные, практические, наглядные, слуховые, интерактивные,

изобразительные.

Оборудование: наглядные пособия, музыкальная литература ,интерактивная доска,

компьютер, колонки , столы ,стулья, альбомы с красками.

Критерии оценки результативности работы учащегося.

Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое

осмысление задания, точное выразительное его исполнение без помощи взрослого, ярко

выраженная эмоциональность.

Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную

деятельность, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной

деятельности.

План урока:

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация опорных знаний.

3.

Применение знаний и умений.

4.

Обобщение занятия, подведение итогов.

Организационный момент:

Приветствие, диалог об успеваемости,тема урока.

Тема урока: «Программные произведения русских композиторов»

Актуализация опорных знаний:

Программная музыка-инструментальная музыка ,в основе которой лежит программа в

виде названия произведения ,стихотворения ,литературного сюжета .Программная

музыка раскрывает содержание музыкального произведения . Характер героев и

развитие событий выражается и изображается средствами музыкальной

выразительности .Программная музыка сопровождается словесным указанием на свое

содержание .Минимальная программа-это название произведения .Возможны и более

развернутые программы .

Антонио Вивальди «Времена года». Четыре концерта для скрипки с оркестром. Каждый

концерт посвящен одному времени года. Весна, лето, осень ,зима.

Слушая инструментальные пьесы, мы можем только представить, каково их содержание.

Композиторы дают такие названия, которые помогают слушателю понять ,о чем они

написаны. Произведения такого рода называются программными, а их названия -

программными заголовками. Заглавие указывает на вдохновившее композитора

литературное или живописное произведение. Пьесы «Болезнь куклы, «Баба Яга»,

«Сладкая греза ». Это из «Детского альбома П. И. Чайковского. С.С. Прокофьев

симфоническая сказка «Петя и волк». Содержание звучит в словесном исполнении.

При этом тембры инструментов симфонического оркестра знакомят нас с главными

героями этой сказки. Композиторы в программных произведениях используют приемы

музыкальной изобразительности. Средствами музыкальной изобразительности можно

передать характеры людей, животных, птиц .Пример : Сенс - Санс . Пьесы из цикла

«Карнавал животных». Н. А. Римский - Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане».

«Полет шмеля» из этой оперы яркий пример музыкальной изобразительности. Тема

создает впечатление летящего шмеля.

Жанры программной музыки : увертюра, симфония, соната симфоническая

поэма ,симфоническая картина ,фантазия ,программная сюита, инструментальная пьеса

,фортепианный цикл.

Ход урока.

Сегодня мы поговорим о программной музыке русских композиторов. Произведения

русских композиторов известны во всем мире .Фортепианный цикл «Картинки с

выставки» М.П .Мусоргского ,состоящий из 10 пьес, играют на

конкурсах ,фестивалях .Этот фортепианный цикл написан по картинам художника

В .Гартмана.

Симфоническая картина « Ночь на лысой горе» М.П. Мусоргского тоже программное

произведение. У П. И. Чайковского два программных фортепианных цикла. Это

«Детский альбом» и « Времена года». Программна и первая симфония П. И. Чайковского

«Зимние грезы». Ученики показывают свои творческие работы в виде презентаций.

Выставка рисунков учеников младших классов по произведениям русских композиторов «

МУЗЫКА В РИСУНКЕ» покажет нам, как дети слышат и видят музыкальные образы в

произведениях.

Применение знаний и умений.

Использование на открытом уроке интерактивных технологий ,при показе презентаций,

еще раз убеждает нас, что чем больше методов и способов для раскрытия музыкальных

тем ,тем понятнее даже самый трудный теоретический материал .Работа с интерактивной

доской показывает нам владение учениками интерактивными технологиями .Ученики

учатся правильно излагать свои мысли литературным языком, последовательно и

убедительно раскрывать свои темы .В презентациях показывают свое владение

интерактивными технологиями ,как правильно сделать презентацию. А ученики младших

классов в своих рисунках показывают музыкальные образы в произведениях.

Программные произведения в творчестве русских композиторов

Творчество русских композиторов в рисунках детей младших классов.

Великие русские композиторы П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и Н. А.

Римский – Корсаков. Программные произведения композиторов занимают

огромное место в нашей культуре. «Детский альбом» и «Времена года»

Чайковского

проходят в музыкальных школах в начальных классах. В начальных классах дети

слушают эти произведения. Рисуют картины на музыкальные образы в пьесках.

Недавно прошел конкурс детских рисунков «Музыка в рисунке». С каким

вдохновением и радостью дети рисовали свои «шедевры». Конечно можно

улыбнуться некоторым картинам .Здесь и «Баба Яга» и «Новая кукла» из

«Детского альбома» .Маршируют солдатики в ряд ,добрая «Мама» .Тоже из

этого цикла .Рядом «Баба Яга» ,но только из фортепианного цикла М .П.

Мусоргского «Картинки с выставки» .Рядом с бабой ягой величаво красуется

«Старый замок» из этого же цикла .А вот цыпленок выглядывает из

скорлупки .Это рисунок на пьесу М . П. Мусоргского «Балет невылупившихся

птенцов» .Рядом прекрасная Шехерезада из симфонической сюиты Н. А.

Римского – Корсакова «Шехерезада».Это тоже программное

произведение .Состоит из 4 частей .Каждая часть имеет свое название. Рядом с

Шехерезадой зимний лес из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена

года».А вот яркими красками нарисована осень. «Осенняя песнь» Чайковского. В

старших классах ученики уже серьезно изучают все эти произведения. Пишут

рефераты, делают презентации, анализ произведения. Вот сегодня мы с

удовольствием посмотрим презентацию нашей выпускницы по произведениям

русских композиторов .Наша выпускница

народного отделения Махмутова Алсу покажет презентацию на тему

«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. Приятного просмотра и дальнейших

творческих успехов.

Обобщение занятий и подведение итогов

Преподаватель по музыкальной литературе не должен проводить уроки скучным

пересказом тем по музыкальной литературе. Надо применять на каждом уроке разные

методы работы над музыкальным материалом. Интенсивно и к месту применять

интерактивные технологии. Детям разрешать самостоятельно работать на уроке.

Ученикам надо доверять вести некоторые уроки самим ,а преподавателю только

контролировать процесс. Старшеклассники могут проводить уроки в младших классах и

на заданную тему делать презентации. Тогда ученики будут достигать больших высот в

творчестве и знании музыкального материала. И это послужит примером для

подражания.

Вывод:

Использование современных информационных технологий расширяет

возможности знакомства с произведениями мировой художественной и музыкальной

культуры.

Хочется пожелать всем ученикам музыкальной школы успехов в дальнейшем

изучении тем по музыкальной литературе. После окончания музыкальных школ и

школ искусств поступать в средние и высшие музыкальные учебные заведения.

Наши выпускники, после окончания музыкальной школы, должны быть грамотными в

музыкальном плане и высокообразованными. А преподаватели будут прилагать

максимум усилий для достижений этих целей.

Список литературы: О. Ермакова «Уроки музыкальной литературы» Учебное

пособие для ДМШ. Первый год обучения. Ростов – на – Дону» «Феникс»2019.

М. Шорникова «Музыкальная литература». Музыка,ее формы и жанры .Учебное

пособие . Издание 28-е 1 год обучения Ростов-на-Дону «Феникс»201

М. Шорникова «Музыкальная литература» Русская музыкальная литература. Учебное

пособие. Издание девятнадцатое 3 год обучения Ростов – на-Дону «Феникс» 2015.

Э. Смирнова «Русская музыкальная литература» 6-7 классов детской музыкальной школы.

Под редакцией Т. В. Поповой Издательство « Музыка» 2002 год



В раздел образования