План самообразования на тему: "Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе"
Автор: Каримова Светлана Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ №63 "Калинка" Населённый пункт: пгт. Нижняя Мактама Наименование материала: План по самообразованию Тема: План самообразования на тему: "Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе" Раздел: дошкольное образование
План самообразования на тему: «Развитие нетрадиционной техники
рисования с детьми в первой младшей группе»
На 2016-2017 учебный год.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
з накомить
детей
различными
видами
изобразительной
деятельности,
многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки
и показывать детям широту их возможного применения; закреплять и обогащать знания детей о
разных видах художественного творчества; воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным
трудом;
воспитывать
внимание,
аккуратность,
целеустремлённость,
творческую
самореализацию; развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение;
развивать
желание
экспериментировать,
проявляя
яркие
познавательные
чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность:
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с
использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует
развитию у ребёнка:
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Мышления;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной
отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и
самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости,
раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают
эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не
может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того,
совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и
через межличностное взаимодействие.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению
самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Перспективный план по развитию нетрадиционной техники рисования с
детьми в первой младшей группе на 2016-2017 учебный год.
Месяц
Тема
Содержание работы
Форма работы
Сентябрь
Развитие
нетрадиционной
техники
рисования
детей
дошкольного
возраста.
Изучение
методической
литературы
по данной проблеме. Изучение статей
в
журналах,
интернет
ресурсов.
З нако м ство
с
т е о р и т и ч е с к и м и
знаниями о нетрадиционной технике
рисования.
Изучение
литературы,
о т б о р
т е х н о л о г и й ,
п о д б о р
диагностического материала.
Памятка для родителей
п о
т е м е :
«Нетрадиционные
те х н и к и
р и с о в а н и я
детей
до ш кол ь н о го
возраста»
Октябрь
Рисование
пальчиками
«Мой
любимый дождик»
Познакомить
с
нетрадиционной
изобразительной техникой рисования
пальчиками.
Показать
приёмы
получения
точек
и
коротких
линий.
Учить
рисовать
дождик
из
тучек,
передавая
его
характер
(мелкий
ка п ел ь ка м и ,
с и л ь н ы й
л и в е н ь ,
используя точку и линию как средство
выразительности.
Изготовление
с о в м е с т н о
с
родителями
необходимых
м а т е р и а л о в
д л я
рисования.
Ноябрь
Оттиск
пр о бко й,
п е ч а т к о й
и з
картофеля
(круги
разной
величины)
« Я г о д ы
н а
тарелочке».
Познакомить
с
техникой
печатания
пробкой,
поролоновым
тампоном,
печаткой
из
картофеля.
Показать
прием
получения
отпечатка.
Учить
р и с о в а т ь
я г о д ы
и
я б л о к и ,
рассыпанные
на
тарелке,
используя
контраст
размера
и
цвета.
По
желанию
можно
и с п ол ь з о в а т ь
рисование
пальчиками.
Развивать
чувство композиции.
Пополнение
уголка
по
изобразительной
деятельности
нетрадиционными
материалами
р и с о в а н и я
( з у б н ы е
щетки, ватные палочки,
нитки, свечи, пробки т.
д.) .
Декабрь
Рисование
пальчиками.
Учить
закрашивать
пальчиком
по
к о н т у р у .
Р а з в и в а т ь
ч у в с т в о
композиции.
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
родителей:
«Нетрадиционные
материалы
и
техники
рисования»
Январь
Ты ч о к
ж е с т к о й
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками
Упражнять
в
технике
рисования
тычком
полусухой
жесткой
кистью.
Продолжать учить использовать такое
средство
выразительности
ка к
фактура. Закрепить умение украшать
рисунок,
используя
р и с ов а н и е
п а л ь ч и к а м и .
В о с п и т ы в а т ь
аккуратность
Выставка детских работ.
Февраль
Рисование
пальчиками
«Весёлый
снеговик»
Учить
закрашивать
пальчиком
по
к о н т у р у .
Р а з в и в а т ь
ч у в с т в о
композиции.
Оформление
выставки
«Зимушка – зима»
Март
Скатывание
бумаги
« М и м о з а
д л я
мамы»
Упражнять в скатывании шариков из
с а л ф е т о к .
Р а з в и в а т ь
ч у в с т в о
композиции.
Закрепить
навыки
н а к л е и в а н и я .
И з г о т о в л е н и е
с о в м е с т н о
с
р о д и т е л я м и
нео бход и м ы х
м атери ал о в
д л я
рисования.
Создание
подарка
для
мамы на «8 марта»
Апрель
Рисование
ладошкой «Жили у
б а б у с и
д в а
веселых гуся»
Познакомить
с
техникой
печатания
ладошками. Учить быстро наносить
к раск у
на
л адо ш к у
и
д ел а т ь
отпечатки (большой пальчик смотрит
вверх,
остальные
в
сторону).
Учить
дорисовывать детали
К о н с ул ьт а ц и я
д л я
родителей:
«Нетрадиционные
техники
рисования
в
совместной
деятельности
детей
и
родителей».
Май
Рисование
пальчиком
«Одуванчик»
Вызывать
эстетические
чувства
к
п ри роде
и
её
и з о б р а же н и я м
нетрадиционными
художественны м и
т е х н и к а м и ;
развивать
цветовосприятие
и
зрительно-двигательную
координацию.
Выставка
рисунков
д е т е й
в
р а з н ы х
техниках.
Список использованной литературы:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных
учреждений».Литература.
8.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
9.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
10.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
11.Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
12.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
13.ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
14.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
15.Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному
искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Подготовила воспитатель первой младшей группы Каримова Светлана Евгеньевна____________