Напоминание

Педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»


Автор: Светлана Вячеславовна Козеровская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231 «Детский сад комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231

«Детский сад комбинированного типа»

Педагогический проект

«Формирование познавательного интереса к литературе

Самуила Яковлевича Маршака через призму

инновационных технологий с детьми дошкольного

возраста»

(материалы по ознакомлению детей 5 лет и родителей с произведениями Самуила

Яковлевича Маршака старшая логопедическая группа № 2 «Непоседы»)

Воспитатели: Козеровская С. В.

Кемерово 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………… 3

2. Паспорт проекта………………………………………………………………………7

3.План реализации проекта……………………………………………………………. 9

4. Формы работы по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе

Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-

оздоровительных технологий с детьми дошкольного возраста» …………………… 9

5.Презентация проекта………………………………………………………………….11

6.Список использованной литературы………………………………………………...19

7.Приложения……………………………………………………………………………

20

Пояснительная записка

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть

своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими

патриотами своей Родины.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен

здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того,

как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом

зависит будущее страны.

Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие.

Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых,

воспринимает окружающую действительность с гораздо большей

заинтересованностью.

Культура - это то, что «делает людей народами». Об этом напомнил Владимир

Владимирович Путин, выступая на заседании президиума Президентского совета

по развитию культуры и искусств в 2014.

2015 год – это год литературы в России. Очень важно приобщать детей к

литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию

воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть

красоту родной природы, начинается чувство Родины.

В рамках Года литературы в России было определено направление работы.

«Формировании познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича

Маршака через призму инновационных технологий».

Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к

литературе Самуила Яковлевича Маршака детей старшего дошкольного возраста

включает в себя целый комплекс задач:

- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;

- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;

- укрепление детско-родительских отношений;

- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;

- продолжение деятельности «Чтение с мамой».

Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как

примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в

своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает

ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой,

задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают

несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 5 лет с

произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при

условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-

практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд,

обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании

внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать

мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие

художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только

слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что

ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю

свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич

показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать

занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и

можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить

мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны

детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они:

азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк,

школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и

патриотическое воспитание...

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских

поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными

для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и

современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный

юмор.

Гипотеза. Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет

способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других

поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной

речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, развития вкуса к

здоровому образу жизни.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы

начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в

дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут

ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие,

полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в

образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи,

предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Паспорт проекта

Вид проекта: творчески-информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Образовательная область: познавательно-речевое развитие дошкольников

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича

Маршака через призму инновационных технологий.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

- «Кошкин дом»

- загадки

- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения,

природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и

понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.

Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте

родной природы.

- Обогатить двигательный опыт детей, способствовать их физическому развитию.

- Учить детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихов наизусть,

соотносить текст стихотворения с картинкой. Развивать образную память.

- Учить выкладывать палочками Кюизенера картинки по произведениям С.Я.

Маршака по схемам, закрепляя при выкладывании текст.

- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей. Обогащать

активный словарь детей.

- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Участники проекта:

- дети старшей группы

- библиотека

- родители воспитанников

- воспитатели группы

- логопед

Прогнозируемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

Библиотека произведений С. Я. Маршака.

Подбор фонотеки, видеотеки произведений.

Создание развивающих игр с применением палочек Кюизенера.

Создание теневого театра для коврографа Воскобовича «Сказка о глупом

мышонке».

Создание мнемотаблиц по стихам Самуила Яковлевича «Где обедал воробей?»,

«Мяч».

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать

идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые

произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать

произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству Самуила Яковлевича Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать

друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

11. Формирования привычки занятия спортом, культивация здорового образа жизни и

сдачи норм ГТО на основе произведения «Рассказ о неизвестном герое».

Следовательно, данный проект способствует формированию не только

познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

План реализации проекта

Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения

книжного уголка, его биографию.

Подобрать материалы для дидактических игр.

Довести до сведения родителей важность этой проблемы.

Подготовка конспекта занятия по рисованию «Где обедал воробей?» с

использованием нетрадиционной методики Светланы Викторовны Погодиной.

Подготовка информации к мероприятию «Полезные продукты»

Подготовка конспекта физкультурного досуга с элементами театрализации

«Сказка о том, как тушили Кошкин дом».

Подготовка конспекта к итоговому мероприятию по произведениям С.Я.

Маршака

Разработка перспективного плана мероприятий.

Время реализации: два месяца.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

Формы детской деятельности по проекту «Формирование познавательного

интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму

инновационных физкультурно-оздоровительных технологий с детьми

дошкольного возраста»

Познавательно-речевое развитие

Игровые ситуации по формированию элементарных математических

представлений

Формирование элементарных математических представлений на основе

стихотворения «Веселый счет»

Формирование целостной картины мира

Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака

Игровые ситуации по формированию представлений о сезонных изменениях по

стихотворению «Круглый год»

Экскурсия в библиотеку

Формирование интереса и потребности в чтении

Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака

Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

Разучивание и драматизация отрывков из произведения «Багаж», «Почта»,

«Мяч», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»

Формирование грамматического строя речи, образование форм

множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных,

употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе

произведения «Детки в клетке».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» по

нетрадиционной методике Светланы Викторовны. Погодиной

Рисование – групповая работа «Радуга»

Лепка – по произведению С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонке»

Просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»

Изготовление теневого театра «Сказка о глупом мышонке» для коврографа

Воскобовича

Физическое развитие

Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»

Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности,

аккуратности и привычки следить за своим внешним видом

Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по

стихотворению «Ванька-Встанька»

Воспитание необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о

неизвестном герое»

Социально-личностное развитие

Игровая деятельность

Д/и «Где обедал воробей?»

Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»

Театрализованная деятельность – теневой театр на коврографе Воскобовича по

произведению «Сказка о глупом мышонке», кукольный театр по произведению

«Кошкин дом»

Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к

своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»

Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по

стихотворению «Мяч»

Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в

общественных местах, например, в транспорте

Игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной

игре «Вокзал»

Трудовая деятельность

Организованная деятельность ((НОД) в книжном уголке

Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»

Реставрационная совместная деятельность детей и педагога

Изготовление персонажей к сказке «Кошкин дом» из бросового материала

Сотрудничество с родителями

изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с

детьми

заучивание произведений С. Я. Маршака

Ресурсное обеспечение проекта:

сотрудничество с семьями воспитанников

содействие с библиотекой

Презентация проекта

- мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака

детей старшего дошкольного возраста» в конкурсе мультимедийных презентаций

«калейдоскоп презентаций в ДОУ» в номинации дебют среди педагогов ДОУ;

Подведение итогов

- создание плаката «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–

полосатый»;

- проведение физкультурного досуга с элементами театрализации для детей старшей

группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»;

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;

- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по

произведениям С. Я. Маршака;

- выставка детских работ, выполненных по нетрадиционной методике С.В.

Погодиной;

- рисование воробья с помощью нетрадиционной методикой С.В. Погодиной;

- заучивание стихотворений «Где обедал воробей?», «Мяч» с помощью мнемотаблиц;

- составление картинок по произведению С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

палочками Кюизенера по схемам.

План м

ероприятия проекта

Содержание работы

Сроки

результаты

1.

Подготовительный этап (1 неделя)

1

– «Методика организации детского

чтения»

– «Жизнь и творчество С.Я.

Маршака»;

– подбор детской художественной

литературы писателя.

октябрь

Подборка

информации

(биографии и

творчества)

С.Я.Маршака;

создание картотеки

произведений.

2

Работа с детьми:

– подбор детских книг

С.Я.Маршака для смены в книжном

уголке.

октябрь

аннотация

произведений.

3

Работа с родителями:

– консультация «Произведения

С.Я.Маршака в вашем доме»

октябрь

информационный

стенд (список

литературы по

возрасту).

4

- художники-иллюстраторы

произведений С. Я. Маршака

октябрь

подборка

информации, фото

5

Подготовка информации по

полезным продуктам

ноябрь

Список полезных

продуктов

6

Подготовка конспекта занятия по

рисованию с использованием

нетрадиционной методики С.В.

Погодиной

октябрь

Конспект, материалы

7

подготовка материала к

изготовлению персонажей к сказке

«Кошкин дом»

ноябрь

заготовка бросового

материала

8

Подготовка мнемотаблиц «Где

обедал воробей?», «Мяч»

октябрь

мнемотаблицы

9

Подготовка конспекта физкультур-

ного досуга с элементами театрали-

лизации для детей средней группы

«Сказка о том, как тушили Кошкин

дом»

ноябрь

конспект

10

Подготовка материала к

изготовлению теневого театра из

фетра по произведению «Сказка о

глупом мышонке»

ноябрь

Заготовка шаблонов

животных,

приобретение фетра

11

Подготовка развивающих игр «Где

обедал воробей?» с использованием

блоков Дьенеша

ноябрь

Картинки-схемы

12

Подготовка схем по стихотворению

«Мяч» с использованием палочек

Кюизенера

октябрь

Картинки-схемы

II. Основной этап – организационно - практический

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;

– рассматривание иллюстраций;

– проведение литературных

викторин;

– рисунки детей по стихотворению

«Радуга»;

- рисунки детей по стихотворению

«Где обедал воробей?» по

нетрадиционной методике С.В.

Погодиной;

- заучивание стихов «Где обедал

воробей?», «Мяч» по мнемотаб-

лицам;

- работа с развивающими играми с

использованием блоков Дьенеша и

палочек Кюизенера;

– инсценировка теневого театра

«Сказка о глупом мышонке» на

коврографе Воскобовича

- изготовление персонажей к сказке

«Кошкин дом»

октябрь-ноябрь

октябрь-ноябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

октябрь-ноябрь

ноябрь

ноябрь

оформление

выставки «Любимые

герои

из произведений

С.Я.Маршака»;

театрализованное

представление;

конспект

развлечения;

мнемотаблицы по

стихам «Где обедал

воробей?», «Мяч»;

карточки со схемами

для составления

рисунка мяча с

помощью палочек

Кюизенера в разных

вариациях;

рисунки-схемы для

стихотворения «Где

обедал воробей?» с

использованием

блоков Дьенеша

Теневой театр из

фетра

игрушки для

кукольного театра

Работа с родителями:

– участие родителей в проведении

мероприятий;

– практическая деятельность

совестно с детьми.

октябрь-ноябрь

Создание фото и

видеотеки, рисунки,

поделки

Проведение физкультурного досу -

га с элементами театрализации для

детей средней группы «Сказка о

ноябрь

Создание фотоотчета

том, как тушили Кошкин дом»

Подготовка плаката «Полезные

продукты» на основе произведения

С.Я. Маршака «Усатый-полосатый»

ноябрь

Создание фотоотчета

III. Итоговый этап

Работа с педагогами:

– выступление с презентацией на

конкурсе мультимедийных

презентаций «Калейдоскоп

презентаций в ДОУ в номинации

«Дебют» среди педагогов ДОУ

ноябрь

презентация

Работа с детьми:

– рисунки детей;

- поделки детей;

– проведение викторины по

произведениям С.Я. Маршака.

октябрь-ноябрь

выставка «Юные

художники-

иллюстраторы»,

«Любимые герои»

конспект викторины;

Работа с родителями:

- работы любимых героев

произведений С.Я. Маршака;

- акция «Здоровый образ жизни»

октябрь

ноябрь

Выставка работ,

создание фото и

видеотеки

Создание видеотеки

выступление на

родительском

собрании.

Практическая значимость:

- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

- развитие умение отгадывать загадки

- развитие артистических способностей детей

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

- воспитание интереса к занятиям спортом, здорового образа жизни

- развитие любознательности

- развитие умения рисовать, используя нетрадиционные методики

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта

Самуила Яковлевича Маршака, его детскими годами, также вспомнили знакомые произведения и

познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей» и «Мяч» используя

мнемотаблицы.

Дети научились работать по схемам, выкладывая картинки из палочек Кюизенера по

произведению С.Я. Маршака «Мяч», составлять картину по образцу к произведению «Где обедал

воробей» с помощью блоков Дьенеша.

Очень весело прошел у нас физкультурный досуг “ Сказка о том, как тушили Кошкин

дом”. Конкурсы способствовали становлению и обогащению двигательного опыта детей,

способствовали их физическому развитию. На празднике дети упражнялись в основных видах

движения: перепрыгивании, перешагивании, равновесии, учились держать красивую осанку,

развивали быстроту и ловкость, гибкость и координацию движений. Упражнялись в соблюдении и

контроле правил в подвижных играх и эстафетах,

развивали умение ориентироваться в

пространстве, развивали творческие и артистические способности. Было очень интересно.

Готовясь к оформлению плаката «Полезные продукты» дети закрепили обобщающие понятия

овощи и фрукты, цвет, форму, важность правильного питания. Упражнялись в вырезывании

иллюстраций фруктов и овощей, наклеивании их на плакат.

Прочитав произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» дети пришли к выводу, чтобы

совершать поступки нужно быть сильным. Для этого нужно вести здоровый образ жизни. Акция

против пагубных привычек совместно с родителями «Затуши сигарету-выбери жизнь» проводилась

совместно с педагогами, детьми и родителями. Родители обводили ладошку своего ребенка на

плакате и писали в контуре ладошки пожелание детям самого важного на их взгляд для здорового

образа жизни. В этой акции приняли родители 15 детей – это 68% группы. Дети принимали

активное участие, не позволяли родителям занимать пассивную жизненную позицию, они хотели

внести свой вклад в акцию и сам процесс им был очень важен.

Познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из

больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий

конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у

современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй

половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по

стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы.

Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в

транспорте. В заключении дети создали из пластилина атрибуты багажа из стихотворения.

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

Развивали умение складывать мяч из палочек Кюизенера, соотносить размер палочек и цвет с

карточкой. Отрабатывали умение работать по схеме.

Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке». Дети узнали правила

безопасного поведения с чужими людьми, прививалась любовь и уважение к маме. Учились

выразительно передавать характер героев, развивали память.

Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали

новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать

множественное число названий детенышей в разных падежах.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, используя нетрадиционную

методику С.В. Погодиной. Воробья создали из бумажной салфетки, учились делать фон используя

влажные салфетки и малярные кисти.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием

иллюстраций к произведениям и отрывков. Дети определяли, называли произведения по

иллюстрации или по отрывку произведения .

Запомнилась экскурсия в библиотеку, где дети получили опыт культуры поведения в

общественных местах.

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с

творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество

других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи,

развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, желание заниматься спортом, вести

здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране

Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2009 . - № 9. -

С. 4 - 8.

2. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по

популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2012. - № 10. - С. 42 - 44.

3. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

6. Олиферова Л. Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки

С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 106 - 122.

7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака: [сценарий] // Библиотека. - 2011. - № 9. - С. 70 -

72.

8. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2010. - №

3. - С. 18 - 19.

9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. -

М.: Детгиз, 2013. - С. 95 - 129.

10. Светлова Г. Что такое стихи?: [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] //

Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 101 - 104.



В раздел образования