Напоминание

Использование текстов цепной организации в обучении детей первоначальным навыкам связного высказывания


Автор: Смирнова Лариса Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад №78
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование текстов цепной организации в обучении детей первоначальным навыкам связного высказывания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование текстов цепной организации в

обучении

детей первоначальным навыкам связного высказывания

Подготовила и провела

учитель-логопед

Детского сада №78 города Костромы

Смирнова Л.В.

Формирование

связной речи,

развитие умения

содержательно

и логично строить

высказывание

являются одной

из главных задач

речевого

развития

дошкольников.

Нарушения связной речи

проявляются

в трудностях передачи причинно-

следственных и временных связей;

в нарушении последовательности

и/или пропуске слов в предложении;

в незавершенности фраз;

Цепной текст

Цепной текст представляет собой такую

смысловую организацию предложений,

которая обеспечивает последовательную

передачу мысли от предложения к

предложению линейно, по цепочке.

Такой тип связи предложений чаще всего

свойственен повествовательному рассказу,

композиция которого опирается на

последовательность действий, на их

динамическое развитие.

Предметно-графическая схема.

Алгоритм обучения детей пересказу

текста цепной структуры с опорой на

картинно - графические схемы

1.Рассмотрите с детьми картинку.

2. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.

3. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово,

скрывающееся за картинкой – схемой(дети называют предметы)

4. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.

5. Предложите вспомнить как начинался рассказ.

6. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.

7. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и

повторить предложение. Можно подобрать другое слово,

подходящее по смыслу.

8. Перейдите ко второй рамочке(к третьей и так далее).

9. Попросите пересказать весь рассказ с опорой на схему.

Примерные упражнения и задания при работе с графической схемой:

Разгадай, какие слова-действия «зашифрованы»

стрелками.

Подбери вместо слова-стрелки, используемого в

рассказе, другое слово, подходящее по смыслу.

Попробуй пересказать всю историю, пользуясь

схемой.

Придумай

свой

рассказ

по

картинкам-схемам.

Попробуй

пересказать

эту

историю

наоборот,

начиная с конца.

Придумай продолжение этого рассказа. И т.д.

Применение предметно -графического плана текста позволяет:

-показать детям приёмы построения как

отдельного предложения, так и целого текста;

- сделать изучаемый материал понятным,

надолго запоминающимся;

-создаёт основу для развития осознанного

самоконтроля за речью;

-научиться устанавливать взаимосвязи

между явлениями и событиями произведения

Спасибо за внимание !

Угощение для гнома



В раздел образования