Автор: Смирнова Лариса Вадимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Детский сад №78
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование текстов цепной организации в обучении детей первоначальным навыкам связного высказывания
Раздел: дошкольное образование
Использование текстов цепной организации в
обучении
детей первоначальным навыкам связного высказывания
Подготовила и провела
учитель-логопед
Детского сада №78 города Костромы
Смирнова Л.В.
Формирование
связной речи,
развитие умения
содержательно
и логично строить
высказывание
являются одной
из главных задач
речевого
развития
дошкольников.
Нарушения связной речи
проявляются
•
в трудностях передачи причинно-
следственных и временных связей;
•
в нарушении последовательности
и/или пропуске слов в предложении;
•
в незавершенности фраз;
Цепной текст
Цепной текст представляет собой такую
смысловую организацию предложений,
которая обеспечивает последовательную
передачу мысли от предложения к
предложению линейно, по цепочке.
Такой тип связи предложений чаще всего
свойственен повествовательному рассказу,
композиция которого опирается на
последовательность действий, на их
динамическое развитие.
Предметно-графическая схема.
Алгоритм обучения детей пересказу
текста цепной структуры с опорой на
картинно - графические схемы
1.Рассмотрите с детьми картинку.
2. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.
3. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово,
скрывающееся за картинкой – схемой(дети называют предметы)
4. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.
5. Предложите вспомнить как начинался рассказ.
6. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.
7. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и
повторить предложение. Можно подобрать другое слово,
подходящее по смыслу.
8. Перейдите ко второй рамочке(к третьей и так далее).
9. Попросите пересказать весь рассказ с опорой на схему.
Примерные упражнения и задания при работе с графической схемой:
•
Разгадай, какие слова-действия «зашифрованы»
стрелками.
•
Подбери вместо слова-стрелки, используемого в
рассказе, другое слово, подходящее по смыслу.
•
Попробуй пересказать всю историю, пользуясь
схемой.
•
Придумай
свой
рассказ
по
картинкам-схемам.
Попробуй
пересказать
эту
историю
наоборот,
начиная с конца.
•
Придумай продолжение этого рассказа. И т.д.
Применение предметно -графического плана текста позволяет:
-показать детям приёмы построения как
отдельного предложения, так и целого текста;
- сделать изучаемый материал понятным,
надолго запоминающимся;
-создаёт основу для развития осознанного
самоконтроля за речью;
-научиться устанавливать взаимосвязи
между явлениями и событиями произведения
Спасибо за внимание !
Угощение для гнома