Автор: Сытникова Галина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №54
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Армавир
Наименование материала: познавательно-творческий проект
Тема: "Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный познавательно- творческий проект «Интерактивные
музыкально-дидактические игры для дошкольников».
Автор проекта музыкальный руководитель Сытникова Г.В. МБДОУ №54
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование практической значимости:
Значимость проекта заключается в том, что мы стремимся к созданию такой
системы, при которой отсутствие специального музыкального образования
воспитателей и родителей, а также специального оборудования и пособий не
являются
препятствием
для
применения
интерактивных
музыкально-
дидактических игр в группе и дома. Использование этой системы, где воспитатели
и дети получат возможность придумывать новые интерактивные музыкально-
дидактические игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого
опыта, используя
при
этом
детские
музыкальные
инструменты,
предметы
домашнего
обихода,
природные
объекты,
игровые
пособия
и
игрушки,
составляющие предметную развивающую среду.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-творческий
по количеству участников – групповой
по направленности – познавательно-творческий
по длительности — краткосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
дети старшей группы № 5;
музыкальный руководитель;
воспитатели;
родители.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь 2021г. - ноябрь 2021г. (три месяца)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Музыкально-дидактические игры являются одним из главных средств
развития музыкальной деятельности детей. Они доступны детскому пониманию,
вызывают интерес и желание участвовать в них. Педагогическая ценность
музыкально-дидактических игр в том, что они открывают неограниченные
возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.
Условия
информатизации
дошкольного
образования
открывают
новые
возможности и для организационных форм музыкального воспитания детей.
Важность
проекта
заключена
в
том,
что
использование
музыкально-
дидактических игр не сводиться к обучению музыкальным навыкам и знаниям, а
используется
для
формирования
художественно-эмоционального
познания
действительности и мышления. При этом значительное место принадлежит
формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми
знаниями и созданию условий для всестороннего гармоничного развития
личности. Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так,
чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в нем. Помочь
музыкальному руководителю и воспитателю в решении этих непростых задач
может
сочетание
традиционных
методов
обучения
и
современных
информационных технологий, в том числе и компьютерных.
ПРОБЛЕМА.
Проведение опроса родителей воспитанников ДОУ, показали недостаточную
осведомлённость о использовании интерактивных музыкально-дидактических игр
в деятельности детей в музыкально-эстетическом воспитании.
Воспитатели и родители зачастую не имеют специального музыкального
образования, что создаёт определённые трудности при организации интерактивных
музыкально-дидактических игр в группе и в домашних условиях. Однако
современные
образовательные
программы
обозначают
роль
в
развитии
музыкальных
способностей
детей
воспитателей,
семьи
и
музыкальных
руководителей
как равнозначную, что
вызывает необходимость
перехода
из
позиции потребителя (родители) и наблюдателя (воспитатели) в позицию
полноправных участников процесса развития музыкальных способностей. Для
этого необходимо разделить музыкально-дидактические игры на две группы.
Первая группа игр-игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая
группа
игр-игры,
не
требующие
специальной
музыкальной
подготовки
и
оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп. А также
дать воспитателям и родителям необходимые консультации и рекомендации по
организации интерактивных музыкально-дидактических игр в группе и дома.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
создание благоприятных условий для развития музыкально-творческих
способностей детей;
выявить значение развивающей функции интерактивных музыкально-
дидактических игр в развитии музыкально-творческих способностей детей;
развивать и поддерживать познавательную активность воспитанников;
развивать слуховое восприятие, музыкальную отзывчивость;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
обогащение музыкально-слухового опыта детей;
создание
условий
взаимодействия
музыкального
руководителя
с
воспитателями и родителями по вопросам применения интерактивных
музыкально-дидактических игр и в ДОУ и в домашних условиях ;
поддерживать инициативу и стремление к знакомству с разновидностями
интерактивных музыкально-дидактических игр;
развивать воображение, фантазию, творческие способности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для педагогов:
- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
- изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр.
- пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации).
- творческое использование интерактивных музыкально-дидактических игр
в разных видах деятельности.
Для детей:
- проявление интереса к музыкальной культуре;
-
активизация
эмоциональной
отзывчивости
в
самостоятельной
деятельности;
- проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
- повышение музыкальной культуры;
- эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности
детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация
бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального
руководителя и воспитателя с воспитанниками; консультации для родителей.
НЕОБХОДИМЫН УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- предметно-развивающая среда (интерактивная доска, интерактивная
пристава, ноутбук, мультимедийный проектор);
- музыкальное оборудование
;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Материально-техническое:
музыкальное оборудование;
детские музыкальные инструменты;
наглядное пособие к музыкально-дидактическим играм;
предметно-развивающая
среда
(интерактивная
доска,
интерактивная
пристава, ноутбук, мультимедийный проектор).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы проекта
Деятельность
муз. руководителя
Деятельность
воспитателя
Ожидаемые
результаты
1-й этап-
подготовительный.
Определение задач
проекта для
участников.
Координация
взаимодействия
музыкального
руководителя -
воспитатели-
родители
воспитанников
Подбор
методической
литературы.
Создание
презентаций.
Информирование
родителей по теме
проекта.
Беседа о
интерактивных
музыкально-
дидактических
играх. В результате
формируется
проблема проекта
Выявление знаний и
умений в
организации
интерактивных
музыкально-
дидактических игр
в ДОУ и в
домашних
условиях.
Повышение уровня
компетентности
родителей в
музыкальной
деятельности;
изменения в
организации
воспитательно-
образовательного
процесса;
творческое
использование
интерактивных
музыкально-
дидактических
игр в разных видах
деятельности.
2-ой этап-
организационно-
практический.
Введение
интерактивных
музыкально-
дидактических
игр в
воспитательно-
образовательный
процесс.
«Весёлые
горошины»,
«Ритмические
палочки»,
«Волшебные
капельки», «Весёлые
подружки»,
«Музыкальная
кормушка» и др.
Методическая
работа с
воспитателями.
Консультации,
беседы с
родителями.
Планирование и
организация
развития
музыкальных
способностей детей
на занятии.
Повторение,
закрепление
интерактивных
музыкально-
дидактических игр
в группе, в
самостоятельной
деятельности детей.
Обогащение
музыкальными
впечатлениями
ребёнка в процессе
игр. Развитие
творчества детей,
родителей,
воспитателей.
Развитие
музыкальных
способностей
детей.
Систематичность в
планировании и
проведении
музыкально-
дидактических игр.
3-й этап-
заключительный.
Анализ и итог
деятельности
Поддерживать
инициативу и
стремление к
знакомству с
разновидностями
интерактивных
музыкально-
дидактических игр;
обогащение
музыкально-
слухового опыта
детей.
Развивать
воображение,
фантазию,
творческие
способности;
появление интереса
к музыкальной
культуре;
активизация
эмоциональной
отзывчивости в
самостоятельной
деятельности;
проявление
творческого
самовыражения
Презентация
проекта на
педагогическом
совете. Создание
творческого отчёта;
помещение
материалов на сайт
ДОУ.
ИТОГ ПРОЕКТА
- наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр;
- пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации);
минимизация затрат на подготовку к ОД;
- повышение эффективности воспитательной и образовательной
деятельности;
- альтернативный подход к организации педагогического процесса и решения
педагогических задач;
- итоговое занятие с использование интерактивных музыкально-
дидактических игр на ладовое, жанровое, звуковысотное, тембровое,
ритмическое восприятие.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
В результате выполнения проекта у детей произошло:
- развитие познавательных способностей,
- развитие творческого мышления,
- развитие коммуникативных навыков,
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы,
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем самостоятельно.
ВЫВОДЫ.
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на
проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1.В ходе работы с использованием интерактивных музыкально-
дидактических игр -у детей проявились творческие способности, произошло
развитие творческих способностей, творческой активности, развитие
самостоятельности, любознательности.
2.Метод
проектов
можно
рассматривать
как
особый
механизм
взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе
работы над проектом, но также стать непосредственными участниками
музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический
опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и
успехов ребенка.
3. Анализ реализации проекта показал, что применение интерактивных
технологий в практике работы позволило выявить, что по сравнению с
традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи
информации обладает рядом преимуществ:
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес к деятельности с ним.
Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка.
Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении
самим компьютером являются стимулом активности детей.
4.Таким
образом,
включение
метода
проектов
в
музыкально
–
педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует
развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о
музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию
творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с
развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и
владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
ЛИТЕРАТУРА
1.Радынова
О.П.
Музыкальное
развитие
детей
Часть
1//Москва
«Гуманитарный
издательский
центр
ВЛАДОС,1997–606
2.Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся
личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового
театра.
3.Дошкольное воспитание. - № 11. - 2002. - С. 12