Напоминание

"Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников"


Автор: Сытникова Галина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №54
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Армавир
Наименование материала: познавательно-творческий проект
Тема: "Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краткосрочный познавательно- творческий проект «Интерактивные

музыкально-дидактические игры для дошкольников».

Автор проекта музыкальный руководитель Сытникова Г.В. МБДОУ №54

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Обоснование практической значимости:

Значимость проекта заключается в том, что мы стремимся к созданию такой

системы, при которой отсутствие специального музыкального образования

воспитателей и родителей, а также специального оборудования и пособий не

являются

препятствием

для

применения

интерактивных

музыкально-

дидактических игр в группе и дома. Использование этой системы, где воспитатели

и дети получат возможность придумывать новые интерактивные музыкально-

дидактические игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого

опыта, используя

при

этом

детские

музыкальные

инструменты,

предметы

домашнего

обихода,

природные

объекты,

игровые

пособия

и

игрушки,

составляющие предметную развивающую среду.

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-творческий

по количеству участников – групповой

по направленности – познавательно-творческий

по длительности — краткосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

дети старшей группы № 5;

музыкальный руководитель;

воспитатели;

родители.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь 2021г. - ноябрь 2021г. (три месяца)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

Музыкально-дидактические игры являются одним из главных средств

развития музыкальной деятельности детей. Они доступны детскому пониманию,

вызывают интерес и желание участвовать в них. Педагогическая ценность

музыкально-дидактических игр в том, что они открывают неограниченные

возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.

Условия

информатизации

дошкольного

образования

открывают

новые

возможности и для организационных форм музыкального воспитания детей.

Важность

проекта

заключена

в

том,

что

использование

музыкально-

дидактических игр не сводиться к обучению музыкальным навыкам и знаниям, а

используется

для

формирования

художественно-эмоционального

познания

действительности и мышления. При этом значительное место принадлежит

формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми

знаниями и созданию условий для всестороннего гармоничного развития

личности. Очень важно организовать процесс музыкальной деятельности так,

чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом участвовал в нем. Помочь

музыкальному руководителю и воспитателю в решении этих непростых задач

может

сочетание

традиционных

методов

обучения

и

современных

информационных технологий, в том числе и компьютерных.

ПРОБЛЕМА.

Проведение опроса родителей воспитанников ДОУ, показали недостаточную

осведомлённость о использовании интерактивных музыкально-дидактических игр

в деятельности детей в музыкально-эстетическом воспитании.

Воспитатели и родители зачастую не имеют специального музыкального

образования, что создаёт определённые трудности при организации интерактивных

музыкально-дидактических игр в группе и в домашних условиях. Однако

современные

образовательные

программы

обозначают

роль

в

развитии

музыкальных

способностей

детей

воспитателей,

семьи

и

музыкальных

руководителей

как равнозначную, что

вызывает необходимость

перехода

из

позиции потребителя (родители) и наблюдателя (воспитатели) в позицию

полноправных участников процесса развития музыкальных способностей. Для

этого необходимо разделить музыкально-дидактические игры на две группы.

Первая группа игр-игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая

группа

игр-игры,

не

требующие

специальной

музыкальной

подготовки

и

оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп. А также

дать воспитателям и родителям необходимые консультации и рекомендации по

организации интерактивных музыкально-дидактических игр в группе и дома.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

создание благоприятных условий для развития музыкально-творческих

способностей детей;

выявить значение развивающей функции интерактивных музыкально-

дидактических игр в развитии музыкально-творческих способностей детей;

развивать и поддерживать познавательную активность воспитанников;

развивать слуховое восприятие, музыкальную отзывчивость;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

обогащение музыкально-слухового опыта детей;

создание

условий

взаимодействия

музыкального

руководителя

с

воспитателями и родителями по вопросам применения интерактивных

музыкально-дидактических игр и в ДОУ и в домашних условиях ;

поддерживать инициативу и стремление к знакомству с разновидностями

интерактивных музыкально-дидактических игр;

развивать воображение, фантазию, творческие способности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для педагогов:

- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

- изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

- наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр.

- пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации).

- творческое использование интерактивных музыкально-дидактических игр

в разных видах деятельности.

Для детей:

- проявление интереса к музыкальной культуре;

-

активизация

эмоциональной

отзывчивости

в

самостоятельной

деятельности;

- проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

- повышение музыкальной культуры;

- эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности

детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация

бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального

руководителя и воспитателя с воспитанниками; консультации для родителей.

НЕОБХОДИМЫН УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- предметно-развивающая среда (интерактивная доска, интерактивная

пристава, ноутбук, мультимедийный проектор);

- музыкальное оборудование

;

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

Материально-техническое:

музыкальное оборудование;

детские музыкальные инструменты;

наглядное пособие к музыкально-дидактическим играм;

предметно-развивающая

среда

(интерактивная

доска,

интерактивная

пристава, ноутбук, мультимедийный проектор).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Этапы проекта

Деятельность

муз. руководителя

Деятельность

воспитателя

Ожидаемые

результаты

1-й этап-

подготовительный.

Определение задач

проекта для

участников.

Координация

взаимодействия

музыкального

руководителя -

воспитатели-

родители

воспитанников

Подбор

методической

литературы.

Создание

презентаций.

Информирование

родителей по теме

проекта.

Беседа о

интерактивных

музыкально-

дидактических

играх. В результате

формируется

проблема проекта

Выявление знаний и

умений в

организации

интерактивных

музыкально-

дидактических игр

в ДОУ и в

домашних

условиях.

Повышение уровня

компетентности

родителей в

музыкальной

деятельности;

изменения в

организации

воспитательно-

образовательного

процесса;

творческое

использование

интерактивных

музыкально-

дидактических

игр в разных видах

деятельности.

2-ой этап-

организационно-

практический.

Введение

интерактивных

музыкально-

дидактических

игр в

воспитательно-

образовательный

процесс.

«Весёлые

горошины»,

«Ритмические

палочки»,

«Волшебные

капельки», «Весёлые

подружки»,

«Музыкальная

кормушка» и др.

Методическая

работа с

воспитателями.

Консультации,

беседы с

родителями.

Планирование и

организация

развития

музыкальных

способностей детей

на занятии.

Повторение,

закрепление

интерактивных

музыкально-

дидактических игр

в группе, в

самостоятельной

деятельности детей.

Обогащение

музыкальными

впечатлениями

ребёнка в процессе

игр. Развитие

творчества детей,

родителей,

воспитателей.

Развитие

музыкальных

способностей

детей.

Систематичность в

планировании и

проведении

музыкально-

дидактических игр.

3-й этап-

заключительный.

Анализ и итог

деятельности

Поддерживать

инициативу и

стремление к

знакомству с

разновидностями

интерактивных

музыкально-

дидактических игр;

обогащение

музыкально-

слухового опыта

детей.

Развивать

воображение,

фантазию,

творческие

способности;

появление интереса

к музыкальной

культуре;

активизация

эмоциональной

отзывчивости в

самостоятельной

деятельности;

проявление

творческого

самовыражения

Презентация

проекта на

педагогическом

совете. Создание

творческого отчёта;

помещение

материалов на сайт

ДОУ.

ИТОГ ПРОЕКТА

- наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр;

- пополнение дидактических средств обучения (игры, презентации);

минимизация затрат на подготовку к ОД;

- повышение эффективности воспитательной и образовательной

деятельности;

- альтернативный подход к организации педагогического процесса и решения

педагогических задач;

- итоговое занятие с использование интерактивных музыкально-

дидактических игр на ладовое, жанровое, звуковысотное, тембровое,

ритмическое восприятие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.

В результате выполнения проекта у детей произошло:

- развитие познавательных способностей,

- развитие творческого мышления,

- развитие коммуникативных навыков,

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы,

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем самостоятельно.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на

проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

1.В ходе работы с использованием интерактивных музыкально-

дидактических игр -у детей проявились творческие способности, произошло

развитие творческих способностей, творческой активности, развитие

самостоятельности, любознательности.

2.Метод

проектов

можно

рассматривать

как

особый

механизм

взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе

работы над проектом, но также стать непосредственными участниками

музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический

опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка.

3. Анализ реализации проекта показал, что применение интерактивных

технологий в практике работы позволило выявить, что по сравнению с

традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи

информации обладает рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей

огромный интерес к деятельности с ним.

Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка.

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении

самим компьютером являются стимулом активности детей.

4.Таким

образом,

включение

метода

проектов

в

музыкально

педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует

развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о

музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию

творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с

развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и

владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

ЛИТЕРАТУРА

1.Радынова

О.П.

Музыкальное

развитие

детей

Часть

1//Москва

«Гуманитарный

издательский

центр

ВЛАДОС,1997–606

2.Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся

личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового

театра.

3.Дошкольное воспитание. - № 11. - 2002. - С. 12



В раздел образования