Напоминание

"Роль родителей и детского сада в воспитании детей"


Автор: Далакян Лиана Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад 8 Советского района"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: "Воспитываем вместе"
Тема: "Роль родителей и детского сада в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Взаимодействия ДОО

с родителями (законными представителями) детей

и социальными партнёрами

(из опыта работы)

Социальное партнёрство в детском саду есть механизм согласования интересов всех

участников образовательного процесса, и основано оно на равноправном сотрудничестве родителей,

педагогов и семьи.

Составлявшее не способно обеспечить соответствующее качество процесса социализации,

дать ребёнку возможность познать мир целостно, поэтому для детского сада очень важно привлечь к

процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.

Социальными партнёрами нашего детского сада кроме родителей являются и общественные

организации, детские центры, школы, библиотеки и пр.

И

сегодня

мы

можем

с

уверенностью

сказать,

что

чем

разнообразнее

связи

с

дополнительными учреждениями, тем эффективнее и качественнее наша работа.

Мы, работники детского сада, делаем много для того, чтобы эта работа была насыщенной и

интересной. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем

и стремимся внедрять новые, эффективные формы, взаимодействия с семьями наших воспитанников.

Ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с

родителями. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам детского сада,

интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Формы работы с родителями мы условно сформулировали в 4 основных направления

взаимодействия и сотрудничества в условиях реализации ФГОС ДО:

познавательное

информационно-аналитическое

наглядно-информационное

досуговое.

Познавательное направление – это:

Общее родительское собрание ОУ, проводим с целью координация действий родительской

общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления

и развития. Так, например, для родителей, вновь принятых в ОУ детей, проводятся экскурсии по

детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, знакомим со специалистами; издаём

буклеты, рассказывающие о конкретном учреждении, дополнительных платных услугах, и, конечно

же, или сопровождаем презентацией; организовываем выставки работ детей и т.д.

Родительская конференция - ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не

только родители, но и общественность. Так, например, в мае 2016 года на конференции «Сегодня

счастливые дети, завтра сильная Россия» выступали наши педагоги, работники районного отдела

образования, представитель регионального движения «Бессмертный полк» или «Всё начинается с

семьи» - пропаганда семейных ценностей и традиций и т.д. Это не только накапливать

профессиональные знания наших родителей в области воспитания детей, но и устанавливает

доверительные отношения в семье, родителей с педагогами и специалистами.

Тематические консультации, как «Если у моего ребёнка музыкальный слух», «Мой ребёнок –

тихоня», «Стоит ли водить ребёнка на курсы подготовки к обучению в школе» и т.д. организуем с

целью, ответить на все вопросы, интересующие родителей, которые проводят и специалисты по

общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики,

обучению грамоте и др., педагоги стремятся дать родителям квалифицированный совет. Эта форма

помогает оказать помощь семьям там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно

присмотреться к ребёнку, задуматься над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное -

наши родители убеждены в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с

задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского

сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

2

Мы проводим 2-3 собрания в год. Темы формулируем проблемно, например, «Послушен ли ваш

ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?», «Подготовка детей к бучению

в школе» и др.

Родительский комитет группы - это наши помощники, родители с активной жизненной

позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ОУ которые, осуществляют

содействие администрации ОУ, воспитателям в совершенствовании условий для осуществления

образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности наших

ребятишек.

Открытые занятия с детьми - открытые просмотры очень много дают родителям: они

получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Такие мероприятия

мы организовываем в основном в конце учебного года, где ребятишки с большим удовольствием

показывают, чему они научились за год, а также итоговые занятия по платным образовательным

услугам.

«Дни открытых дверей» такие как «Поступаем в детский сад» (май 2015г), «Здоровый

дошкольник» (октябрь 2016г), «Разговор о правильном питании» (февраль 2017г, октябрь 2018г.) или

ко Дню правовой помощи «День правовой помощи» дают родителям возможность увидеть стиль

общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Свободно посещают дошкольное учреждение; пройдя по всем его помещениям, знакомятся с жизнью

ребенка в детском саду, видят, как ребенок занимается и отдыхает, общаются с его друзьями и

воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в

играх, занятиях и т.д. Мы убеждены, что дошкольное учреждение способно в полной мере

удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой.

Презентация дошкольного учреждения - это современная, в соответствии с открывшимися

компьютерными возможностями форма рекламы ОУ. В результате такой формы работы родители

познакомились уставом ОУ, программой развития и коллективом педагогов, получили полезную

информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Родительский клуб в Семейной гостиной - эта форма общения помогает нам установить

между нами педагогами и родителями доверительные отношения. Воспитатели и специалисты

осознали значимость семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги оказывают им

помощь в решении возникавших трудностей воспитания. Заседания клуба для родителей

осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами

родителей: Деловая игра: «Стили поведения и методы воспитания», практикум «Память должна

трудиться», игротека «В мире детства», совместное творчество родителей, детей и педагогов

«Рисование волшебными красками», семинар-практикум «Самооценка - важнейший фактор

успешной жизненной позиции» и другие.

Включение родителей в деятельность группы такие как портфолио ребёнка, оформление

тематических фото выставок из домашнего архива или совместные проекты. Мы убедили родителей,

в том, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-

образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это

необходимо для развития их собственного ребёнка.

Тренинги - игровые упражнения и задания, например, такие «Ресурсы стрессоустойчивости»,

«Конфликты и методы их преодоления», «Общение – главное средство сглаживания разногласий»

помогли дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные

формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные - конструктивными.

Неделя добрых дел - дни такой недели – это добровольная посильная помощь родителей

группе, ОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды

в группе, благотворительные акции. Такая форма налаживает атмосферу теплых, доброжелательных

взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, который

составлен каждой группой и детским садом в целом, обговариваем каждое посещение, вид помощи,

которую может оказать родитель.

Посещение семьи

цель нашего визита – познакомиться с ребенком и его близкими в

привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими узнаём много нужной

информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и

3

родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с

ребенком, в привычной для себя обстановке задают волнующие их вопросы относительно

воспитания своего ребёнка, а педагог знакомится с условиями, в которых живет ребенок, с общей

атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Информационно-аналитическое направление – это анкетирование, тестирование, экспресс-опрос

«Какими игрушками любит играть Ваш малыш?», «Традиции Вашей семьи» и другие помогает нам

лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные

особенности.

На

основе

анкетных

данных

мы

разрабатываем

критерии

«включенности»

родителей

в

образовательный процесс (инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам

совместной деятельности детей и взрослых) или выявляем уровень удовлетворённости родителей

качеством предоставляемой детским садом услуги.

Наглядно-информационное направление – это уголок для родителей

, в

котором

размещаем полезную

для родителей информацию: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и

справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка мы разделили по

содержанию на две части:

материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления

различного характера;

материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражаем

текущую работу по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно видят, как можно

оборудовать уголок или комнату для ребенка, получают ответы на поставленные вопросы,

узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время и т.д.

Вся эта информация - краткая, ясная, разборчивая, и у родителей возникает желание обращаться

к его содержанию.

Выставки, вернисажи детских работ. Демонстрируя родителям важные разделы программы или

успехи детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и

т.д.).

Информационные листы - они несут в себе следующую информацию:

«Как прошёл день»,

информацию о дополнительных занятиях с детьми,

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

просьбы о помощи;

благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки, буклеты для родителей их мы используем, если нам необходимо описание (инструкция)

правильного (грамотного) по выполнению какого-либо действия, например «Как правильно

переходить дорогу» и др.

Папки–передвижки их формируем по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели»,

«Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда

родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними мы беседуем о прочитанном,

отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из

жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день

семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Мои мама и папа – первоклашки!» и т.д.

Видеофильмы, ролики, фото выставки создаём по определенной тематике «Я и мои друзья»,

«Витамины с грядки», «Хвостатые, да усатые», «Моя мама – лучшая на свете» и др.

Досуговое направление – это теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между

педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Конечно же, это направление привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри

проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях,

посмотреть, как делают это другие, т. е. наши родители приобретают опыт взаимодействия не только

со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники проводим не для

родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при

подготовке любого торжества.

4

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни

ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от

совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

Мы организовываем:

- праздники, которые заканчиваются чаепитием.

- знакомство с профессиями родителей;

- празднование дней рождения;

- выставка семейной коллекции;

Благотворительные акции

– это книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько

воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым

вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд,

воспитание души.

На основе анкетных данных мы выявляем уровень удовлетворённости родителей качеством

предоставляемой детским садом услуги.

Особенности взаимодействия ОУ с семьями воспитанников

При организации совместной работы нашего образовательного учреждения с семьями в рамках

новой философии мы придерживаемся основными принципами:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечиваем возможность знать и

видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

создаём активную развивающую среду, которая обеспечивает единые подходы к развитию

личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Основные условия, которые используем для реализации доверительного взаимодействия между ОУ и

семьей:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем

культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание,

структуры и характера семейных отношений и др.;

открытость детского сада семье;

ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями мы строим, придерживаясь следующих этапов:

1.

Продумываем содержание и формы работы с родителями. Проводим экспресс-опросы с целью

изучения их потребностей. Мы не только сообщаем родителю о том, что ОУ хочет делать с

его ребенком, но и узнаём, чего он ждет от ОУ. При этом учитываем, что некоторые родители

предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для

игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные мы используем для

планирования дальнейшей работы.

2.

Устанавливаем с родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое

сотрудничество. Заинтересовываем родителей той работой, которую предполагаем с ними

проводить, формируем положительный образ ребенка.

3.

Формируем у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия

посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и

которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это в первую очередь,

информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к

труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4.

Знакомимся с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе мы вступают в диалог с

родителями, которые играют здесь активную роль.

Рассказывая воспитателю во время

посещения семьи, не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в

поведении ребенка.

5.

На

данном

этапе

планируем

конкретное

содержание

работы,

выбираем

формы

сотрудничества.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали нам

помощниками, творчески развивались вместе с детьми, мы убеждаем их в том, что они способны на

5

это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его,

помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

А также одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в

установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного

образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что

развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными

центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с

первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на

идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального

мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения,

указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых,

которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества

дошкольного образования и социализации воспитанников.

Система организации совместной деятельности детского сада с социальными институтами:

· Заключение договора о совместной деятельности,

· Составление плана совместной работы,

· Информирование родителей о проводимых мероприятиях,

· Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,

· Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных нам выявление

проблем в совместной деятельности учреждений,

· Совместные совещания по итогам года.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

МОУ СШ № 103, № 55

ВСГПУ

ЧОУ УВО ВГИ

ГУЗ «Детская клиническая поликлиника № 25»

МОУ ДЮЦ Советского района

Волгоградская областная детская библиотека

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением

конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной

связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей

для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные

задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов

дошкольного образования.

Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем

присутствуют здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, одной из задач

педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской

поликлиникой.

Взаимодействие детского сада и школы носит гуманистический характер, основывается на

взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных

действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и

самостоятельности,

коммуникативности,

любознательности,

исследовательского

интереса,

ответственности,

произвольности,

которые

являются

основаниями

преемственности

для

дошкольного учреждения и начальной школы. Методическую работу координируют совместные

педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские

работники, педагог-психолог. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей

дошкольного и младшего школьного возраста, ФЭМП, а также проводим экскурсии, совместные

досуги, праздники, мероприятия по профилактике ДДТТ.

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной

мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры

мы установили тесные связи с Волгоградской областной детской библиотекой. Данное учреждение в

своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и

эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного

учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Мы организуем

6

экскурсии

в

библиотеку

различной

тематической

направленности,

литературные

чтения,

всевозможные конкурсы.

Наше дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для

межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Мы расширяем и

укрепляем взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры,

семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями,

местными структурами власти. Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой

социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.



В раздел образования