Автор: Далакян Лиана Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Детский сад 8 Советского района"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: "Воспитываем вместе"
Тема: "Роль родителей и детского сада в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
1
Взаимодействия ДОО
с родителями (законными представителями) детей
и социальными партнёрами
(из опыта работы)
Социальное партнёрство в детском саду есть механизм согласования интересов всех
участников образовательного процесса, и основано оно на равноправном сотрудничестве родителей,
педагогов и семьи.
Составлявшее не способно обеспечить соответствующее качество процесса социализации,
дать ребёнку возможность познать мир целостно, поэтому для детского сада очень важно привлечь к
процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы.
Социальными партнёрами нашего детского сада кроме родителей являются и общественные
организации, детские центры, школы, библиотеки и пр.
И
сегодня
мы
можем
с
уверенностью
сказать,
что
чем
разнообразнее
связи
с
дополнительными учреждениями, тем эффективнее и качественнее наша работа.
Мы, работники детского сада, делаем много для того, чтобы эта работа была насыщенной и
интересной. С одной стороны, мы сохраняем всё лучшее и проверенное временем, а с другой – ищем
и стремимся внедрять новые, эффективные формы, взаимодействия с семьями наших воспитанников.
Ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с
родителями. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам детского сада,
интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Формы работы с родителями мы условно сформулировали в 4 основных направления
взаимодействия и сотрудничества в условиях реализации ФГОС ДО:
познавательное
информационно-аналитическое
наглядно-информационное
досуговое.
Познавательное направление – это:
Общее родительское собрание ОУ, проводим с целью координация действий родительской
общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления
и развития. Так, например, для родителей, вновь принятых в ОУ детей, проводятся экскурсии по
детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, знакомим со специалистами; издаём
буклеты, рассказывающие о конкретном учреждении, дополнительных платных услугах, и, конечно
же, или сопровождаем презентацией; организовываем выставки работ детей и т.д.
Родительская конференция - ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не
только родители, но и общественность. Так, например, в мае 2016 года на конференции «Сегодня
счастливые дети, завтра сильная Россия» выступали наши педагоги, работники районного отдела
образования, представитель регионального движения «Бессмертный полк» или «Всё начинается с
семьи» - пропаганда семейных ценностей и традиций и т.д. Это не только накапливать
профессиональные знания наших родителей в области воспитания детей, но и устанавливает
доверительные отношения в семье, родителей с педагогами и специалистами.
Тематические консультации, как «Если у моего ребёнка музыкальный слух», «Мой ребёнок –
тихоня», «Стоит ли водить ребёнка на курсы подготовки к обучению в школе» и т.д. организуем с
целью, ответить на все вопросы, интересующие родителей, которые проводят и специалисты по
общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики,
обучению грамоте и др., педагоги стремятся дать родителям квалифицированный совет. Эта форма
помогает оказать помощь семьям там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно
присмотреться к ребёнку, задуматься над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное -
наши родители убеждены в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с
задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского
сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
2
Мы проводим 2-3 собрания в год. Темы формулируем проблемно, например, «Послушен ли ваш
ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?», «Подготовка детей к бучению
в школе» и др.
Родительский комитет группы - это наши помощники, родители с активной жизненной
позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ОУ которые, осуществляют
содействие администрации ОУ, воспитателям в совершенствовании условий для осуществления
образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного развития личности наших
ребятишек.
Открытые занятия с детьми - открытые просмотры очень много дают родителям: они
получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Такие мероприятия
мы организовываем в основном в конце учебного года, где ребятишки с большим удовольствием
показывают, чему они научились за год, а также итоговые занятия по платным образовательным
услугам.
«Дни открытых дверей» такие как «Поступаем в детский сад» (май 2015г), «Здоровый
дошкольник» (октябрь 2016г), «Разговор о правильном питании» (февраль 2017г, октябрь 2018г.) или
ко Дню правовой помощи «День правовой помощи» дают родителям возможность увидеть стиль
общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.
Свободно посещают дошкольное учреждение; пройдя по всем его помещениям, знакомятся с жизнью
ребенка в детском саду, видят, как ребенок занимается и отдыхает, общаются с его друзьями и
воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в
играх, занятиях и т.д. Мы убеждены, что дошкольное учреждение способно в полной мере
удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой.
Презентация дошкольного учреждения - это современная, в соответствии с открывшимися
компьютерными возможностями форма рекламы ОУ. В результате такой формы работы родители
познакомились уставом ОУ, программой развития и коллективом педагогов, получили полезную
информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Родительский клуб в Семейной гостиной - эта форма общения помогает нам установить
между нами педагогами и родителями доверительные отношения. Воспитатели и специалисты
осознали значимость семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги оказывают им
помощь в решении возникавших трудностей воспитания. Заседания клуба для родителей
осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами
родителей: Деловая игра: «Стили поведения и методы воспитания», практикум «Память должна
трудиться», игротека «В мире детства», совместное творчество родителей, детей и педагогов
«Рисование волшебными красками», семинар-практикум «Самооценка - важнейший фактор
успешной жизненной позиции» и другие.
Включение родителей в деятельность группы такие как портфолио ребёнка, оформление
тематических фото выставок из домашнего архива или совместные проекты. Мы убедили родителей,
в том, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребёнка.
Тренинги - игровые упражнения и задания, например, такие «Ресурсы стрессоустойчивости»,
«Конфликты и методы их преодоления», «Общение – главное средство сглаживания разногласий»
помогли дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные
формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные - конструктивными.
Неделя добрых дел - дни такой недели – это добровольная посильная помощь родителей
группе, ОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды
в группе, благотворительные акции. Такая форма налаживает атмосферу теплых, доброжелательных
взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, который
составлен каждой группой и детским садом в целом, обговариваем каждое посещение, вид помощи,
которую может оказать родитель.
Посещение семьи
цель нашего визита – познакомиться с ребенком и его близкими в
привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими узнаём много нужной
информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и
3
родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с
ребенком, в привычной для себя обстановке задают волнующие их вопросы относительно
воспитания своего ребёнка, а педагог знакомится с условиями, в которых живет ребенок, с общей
атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Информационно-аналитическое направление – это анкетирование, тестирование, экспресс-опрос
«Какими игрушками любит играть Ваш малыш?», «Традиции Вашей семьи» и другие помогает нам
лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные
особенности.
На
основе
анкетных
данных
мы
разрабатываем
критерии
«включенности»
родителей
в
образовательный процесс (инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам
совместной деятельности детей и взрослых) или выявляем уровень удовлетворённости родителей
качеством предоставляемой детским садом услуги.
Наглядно-информационное направление – это уголок для родителей
, в
котором
размещаем полезную
для родителей информацию: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и
справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка мы разделили по
содержанию на две части:
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления
различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражаем
текущую работу по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно видят, как можно
оборудовать уголок или комнату для ребенка, получают ответы на поставленные вопросы,
узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время и т.д.
Вся эта информация - краткая, ясная, разборчивая, и у родителей возникает желание обращаться
к его содержанию.
Выставки, вернисажи детских работ. Демонстрируя родителям важные разделы программы или
успехи детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и
т.д.).
Информационные листы - они несут в себе следующую информацию:
«Как прошёл день»,
информацию о дополнительных занятиях с детьми,
объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки, буклеты для родителей их мы используем, если нам необходимо описание (инструкция)
правильного (грамотного) по выполнению какого-либо действия, например «Как правильно
переходить дорогу» и др.
Папки–передвижки их формируем по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели»,
«Роль отца в воспитании детей» и т.д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда
родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними мы беседуем о прочитанном,
отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из
жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день
семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Мои мама и папа – первоклашки!» и т.д.
Видеофильмы, ролики, фото выставки создаём по определенной тематике «Я и мои друзья»,
«Витамины с грядки», «Хвостатые, да усатые», «Моя мама – лучшая на свете» и др.
Досуговое направление – это теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между
педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Конечно же, это направление привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри
проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях,
посмотреть, как делают это другие, т. е. наши родители приобретают опыт взаимодействия не только
со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники проводим не для
родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при
подготовке любого торжества.
4
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни
ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от
совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
Мы организовываем:
- праздники, которые заканчиваются чаепитием.
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции;
Благотворительные акции
– это книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько
воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым
вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд,
воспитание души.
На основе анкетных данных мы выявляем уровень удовлетворённости родителей качеством
предоставляемой детским садом услуги.
Особенности взаимодействия ОУ с семьями воспитанников
При организации совместной работы нашего образовательного учреждения с семьями в рамках
новой философии мы придерживаемся основными принципами:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечиваем возможность знать и
видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создаём активную развивающую среду, которая обеспечивает единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Основные условия, которые используем для реализации доверительного взаимодействия между ОУ и
семьей:
изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем
культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание,
структуры и характера семейных отношений и др.;
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями мы строим, придерживаясь следующих этапов:
1.
Продумываем содержание и формы работы с родителями. Проводим экспресс-опросы с целью
изучения их потребностей. Мы не только сообщаем родителю о том, что ОУ хочет делать с
его ребенком, но и узнаём, чего он ждет от ОУ. При этом учитываем, что некоторые родители
предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для
игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные мы используем для
планирования дальнейшей работы.
2.
Устанавливаем с родителями доброжелательные отношения с установкой на будущее деловое
сотрудничество. Заинтересовываем родителей той работой, которую предполагаем с ними
проводить, формируем положительный образ ребенка.
3.
Формируем у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия
посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и
которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это в первую очередь,
информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к
труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4.
Знакомимся с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе мы вступают в диалог с
родителями, которые играют здесь активную роль.
Рассказывая воспитателю во время
посещения семьи, не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в
поведении ребенка.
5.
На
данном
этапе
планируем
конкретное
содержание
работы,
выбираем
формы
сотрудничества.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали нам
помощниками, творчески развивались вместе с детьми, мы убеждаем их в том, что они способны на
5
это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его,
помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
А также одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в
установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного
образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что
развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными
центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с
первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на
идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального
мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения,
указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых,
которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества
дошкольного образования и социализации воспитанников.
Система организации совместной деятельности детского сада с социальными институтами:
· Заключение договора о совместной деятельности,
· Составление плана совместной работы,
· Информирование родителей о проводимых мероприятиях,
· Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,
· Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных нам выявление
проблем в совместной деятельности учреждений,
· Совместные совещания по итогам года.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
МОУ СШ № 103, № 55
ВСГПУ
ЧОУ УВО ВГИ
ГУЗ «Детская клиническая поликлиника № 25»
МОУ ДЮЦ Советского района
Волгоградская областная детская библиотека
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением
конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной
связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей
для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные
задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов
дошкольного образования.
Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем
присутствуют здоровье сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие, одной из задач
педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской
поликлиникой.
Взаимодействие детского сада и школы носит гуманистический характер, основывается на
взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Нами разработана стратегия совместных
действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и
самостоятельности,
коммуникативности,
любознательности,
исследовательского
интереса,
ответственности,
произвольности,
которые
являются
основаниями
преемственности
для
дошкольного учреждения и начальной школы. Методическую работу координируют совместные
педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские
работники, педагог-психолог. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, ФЭМП, а также проводим экскурсии, совместные
досуги, праздники, мероприятия по профилактике ДДТТ.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной
мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры
мы установили тесные связи с Волгоградской областной детской библиотекой. Данное учреждение в
своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и
эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного
учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата. Мы организуем
6
экскурсии
в
библиотеку
различной
тематической
направленности,
литературные
чтения,
всевозможные конкурсы.
Наше дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для
межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Мы расширяем и
укрепляем взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры,
семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями,
местными структурами власти. Наше дошкольное образовательное учреждение является открытой
социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.