Автор: Карнаух Юрий Анатольевич
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 им Ю.В.Амелова
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Конспект урока на тему:
Тема: Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
Раздел: среднее образование
Тема: Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
Предмет: ОБЖ Класс: 8
Цели урока:
- изучение причин и последствий ДТП и травматизма людей;
- формирование навыков предупреждения ДТП.
Задачи урока:
- обучающая – дать знания об основных причинах ДТП, его последствия;
- развивающая – развить коммуникативные способности учащихся, внимание, логическое мышление;
- воспитательная – воспитывать качества личности безопасного типа поведения.
Ход урока
I.
Повторение пройденного материала.
–
Перечислите основные права граждан Российской Федерации в области пожарной
безопасности.
–
Каковы обязанности граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности и в
чём их значение для обеспечения личной безопасности?
–
Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?
II.
Сообщение темы и цели урока.
III.
Изложение программного материала.
В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием
различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития
автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого
общества.
Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал
самым распространённым видом транспорта.
И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые
автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для
фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.
Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным
транспортом. Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это
касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток
автомобилей.
Быстрое
увеличение
количества
автомобилей
привело
к
появлению
дорожно-транспортных
происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены
транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб (Правила
дорожного движения Российской Федерации).
Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в
США в 1899 г.
В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех
странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.
Необходимо
отметить,
что
относительная
опасность
автомобиля
для
человека
превышает
относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного – в 10 раз. На
один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на
воздушном – 6, на железнодорожном – 2.
Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном
транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.
Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями
транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.
Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их
трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области
безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения – водителей и пешеходов.
Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного
движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов
строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного
движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.
В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число
владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых
водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла
интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась
дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо
подготовлены.
Соблюдать Правила дорожного движения в условиях всё возрастающего потока движения
автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого
выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.
В 1999 г. в Российской Федерации была принята Концепция повышения безопасности дорожного
движения на период 1995-2010 гг. В этом документе определена основная цель повышения безопасности
дорожного движения – снизить число погибших в ДТП в 2 раза и более, а также определены основные
направления формирования безопасного поведения участников дорожного движения при одновременном
увеличении
количества
транспортных
средств.
Определены
основные
направления
деятельности
государства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Отметим те из них, которые непосредственно касаются всего населения страны как участников
дорожного движения.
В Концепции отмечено, что работа по формированию и обеспечению безопасного поведения всех
участников дорожного движения – водителей транспортных средств, в том числе и велосипедистов,
пешеходов, пассажиров, - должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и
получить своё дальнейшее развитие до 2010 г. по следующим приоритетным направлениям:
–
развитие и совершенствование форм и методов обучения населения безопасности дорожного
движения, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах;
–
создание системы формирования общественного мнения, проведение широкой информационной
разъяснительной работы через средства массовой информации и т. д.;
–
совершенствование системы контроля за соблюдением водителями, пешеходами, пассажирами и
велосипедистами Правил дорожного движения Российской Федерации и принуждение к их
соблюдению.
Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на
дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации
их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-
транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД (ГАИ) МВД России.
Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности,
соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение
общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.
В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение
приобретает в подростковом возрасте, когда человек всё более и более становится самостоятельным в своём
поведении и поступках.
Это должен знать каждый
Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура
безопасного
поведения
на
дорогах
должна
формироваться
совместно
с
расширением
сферы
жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:
–
постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учётом личных
потребностей: пешеход, пассажир, водитель;
–
воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного
движения;
–
умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и
возможности возникновения опасной ситуации;
–
владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных
ситуаций;
–
умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для
себя и окружающих.
Вырабатывать в себе такие качества – задача всех участников дорожного движения, а повышать свою
культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учётом своих
возможностей и потребностей.
IV.
Итог урока.
–
Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?
–
Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?
–
Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель
людей на дорогах?
–
Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и
гибели людей на дорогах?
–
Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?
Домашнее задание
Прочитав текст параграфа, сформулируйте основные направления в формировании общей культуры по
обеспечению безопасности дорожного движения. Свои выводы запишите в дневник безопасности.
Рассмотрите несколько примеров из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на
дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.