Напоминание

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.


Автор: Карнаух Юрий Анатольевич
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 им Ю.В.Амелова
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Конспект урока на тему:
Тема: Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

Предмет: ОБЖ Класс: 8

Цели урока:

- изучение причин и последствий ДТП и травматизма людей;

- формирование навыков предупреждения ДТП.

Задачи урока:

- обучающая – дать знания об основных причинах ДТП, его последствия;

- развивающая – развить коммуникативные способности учащихся, внимание, логическое мышление;

- воспитательная – воспитывать качества личности безопасного типа поведения.

Ход урока

I.

Повторение пройденного материала.

Перечислите основные права граждан Российской Федерации в области пожарной

безопасности.

Каковы обязанности граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности и в

чём их значение для обеспечения личной безопасности?

Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?

II.

Сообщение темы и цели урока.

III.

Изложение программного материала.

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием

различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития

автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого

общества.

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал

самым распространённым видом транспорта.

И днём, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые

автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырьё для

фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным

транспортом. Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это

касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток

автомобилей.

Быстрое

увеличение

количества

автомобилей

привело

к

появлению

дорожно-транспортных

происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге

транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены

транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб (Правила

дорожного движения Российской Федерации).

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в

США в 1899 г.

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех

странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

Необходимо

отметить,

что

относительная

опасность

автомобиля

для

человека

превышает

относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного – в 10 раз. На

один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на

воздушном – 6, на железнодорожном – 2.

Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном

транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями

транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70-75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их

трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области

безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения – водителей и пешеходов.

Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного

движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов

строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного

движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число

владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых

водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла

интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась

дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо

подготовлены.

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях всё возрастающего потока движения

автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого

выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

В 1999 г. в Российской Федерации была принята Концепция повышения безопасности дорожного

движения на период 1995-2010 гг. В этом документе определена основная цель повышения безопасности

дорожного движения – снизить число погибших в ДТП в 2 раза и более, а также определены основные

направления формирования безопасного поведения участников дорожного движения при одновременном

увеличении

количества

транспортных

средств.

Определены

основные

направления

деятельности

государства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Отметим те из них, которые непосредственно касаются всего населения страны как участников

дорожного движения.

В Концепции отмечено, что работа по формированию и обеспечению безопасного поведения всех

участников дорожного движения – водителей транспортных средств, в том числе и велосипедистов,

пешеходов, пассажиров, - должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и

получить своё дальнейшее развитие до 2010 г. по следующим приоритетным направлениям:

развитие и совершенствование форм и методов обучения населения безопасности дорожного

движения, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах;

создание системы формирования общественного мнения, проведение широкой информационной

разъяснительной работы через средства массовой информации и т. д.;

совершенствование системы контроля за соблюдением водителями, пешеходами, пассажирами и

велосипедистами Правил дорожного движения Российской Федерации и принуждение к их

соблюдению.

Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на

дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации

их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-

транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД (ГАИ) МВД России.

Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности,

соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение

общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.

В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение

приобретает в подростковом возрасте, когда человек всё более и более становится самостоятельным в своём

поведении и поступках.

Это должен знать каждый

Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура

безопасного

поведения

на

дорогах

должна

формироваться

совместно

с

расширением

сферы

жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:

постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учётом личных

потребностей: пешеход, пассажир, водитель;

воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного

движения;

умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и

возможности возникновения опасной ситуации;

владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных

ситуаций;

умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для

себя и окружающих.

Вырабатывать в себе такие качества – задача всех участников дорожного движения, а повышать свою

культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учётом своих

возможностей и потребностей.

IV.

Итог урока.

Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?

Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?

Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель

людей на дорогах?

Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и

гибели людей на дорогах?

Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?

Домашнее задание

Прочитав текст параграфа, сформулируйте основные направления в формировании общей культуры по

обеспечению безопасности дорожного движения. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

Рассмотрите несколько примеров из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на

дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.



В раздел образования