Напоминание

Оповещение


Авторы: Карнаух Юрий Анатольевич, Юрий Анатольевич Карнау
Должность: преподаватель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29 им Ю.В.Амелова
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Оповещение
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по ОБЖ в 8 А классе.

Тема урока

:

Оповещение

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами оповещения

Задачи урока:

- Сообщить об организации оповещения и информирования населения в ЧС

мирного и военного времени.

-Изучить систему и порядок оповещения населения в ЧС;

-Закрепить знания учащихся по ЧС мирного времени.

-Разъяснить учащимся необходимость знания и соблюдения всех положений по

данному вопросу;

-Выработать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и

окружающих, распознавать и правильно действовать в различных ЧС.

Оборудование

:

интерактивная доска, ручки, тетради, учебники.

План урока:

1.

Организационный момент (3 мин).

2.

Проверка домашнего задания (10 мин).

3.

Изучение нового материала с элементами закрепления(25 мин).

4.

Домашнее задание (2 мин).

1.Мотивационно-ориентировочный этап. Стадия вызов.

Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

Вводное слово учителя, приветствие: Приветствие учителя.

- Я хочу начать урок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео

(презентация).

-Прочитайте ключевое слово (катастрофа).

Катастрофу можно рассматривать как особый тип ЧС.

А какие чрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!

- Как вы думаете, почему происходят катастрофы?

Катастрофы могут происходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной

опасностям, не знают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какие

защитные меры следует предпринять.

Давайте вспомним, что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.

(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную

для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в

результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)

2.Решение ситуационных задач (работа по группам) Работа в микрогруппах.

Каждая группа получает карточку с практическим заданием. Участникам групп необходимо в

течение 3 минут ответить на вопросы, имеющие в карточке.

Практическое задание (ситуация) для I группы: Определите вид и причину опасности. Вы

дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг в телевизоре пропало изображение, появился шум,

треск. Начала раскачиваться люстра, падает посуда, осыпается побелка. Ощущаете колебание

здания. Ваши действия (разыграйте ситуацию).

Практическое задание (ситуация) для II группы: Вас захватили в заложники. Как вы должны

себя вести, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?

Практическое задание (ситуация) для III группы: Как защитить органы дыхания

подручными средствами?

Индивидуальная работа прием «Покопаемся в памяти».

В тетрадях заполните таблицу. Что вы знаете и хотели бы узнать про оповещение.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

Обобщение и обсуждение ответов обучающихся работающих в группах.

II. Стадия осмысления.

Учитель: Человека на протяжении всей жизни окружают разные опасности.

Вопрос: Какие опасности вы знаете?

Да, это опасности природного характера и опасности, возникающие в результате деятельности

человека, т.е. опасности техногенного характера.

-Приведите примеры опасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы,

извержение вулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)

Вопрос: Почему я поместил в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения

информацию о возникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаи

угрозы жизни и здоровью).

Подберите к нему однокоренные слова.

Учащиеся подбирают слова (весть, известие, вещать – значит говорить).

Учитель: Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».

Вопрос: Как вы считаете, какая тема нашего урока?

Да, сегодня мы будем изучать тему « Оповещения населения». Запишите в тетради тему

урока. При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо

в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также важность данных

мероприятий.

Вопрос: Как выдумаете знакомо ли вам это понятие? Проверка ответов ребят

(сильные ).Подведение итого что такое оповещение.

Оповещение – это своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой

информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасных

событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знать население. Если

человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить

угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба

оповещения.

Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил,

специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов

оповещения и информации о чрезвычайной ситуации.

Задачи системы оповещения:

1. Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения

распоряжений о проведении мероприятий ГО и РСЧС.

2.Обеспечение своевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналов

оповещения ГО и другой информации.

Вопрос: Как происходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение,

звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон, школьные

звонки).

Основным способом оповещения населения об угрозе радиоактивного, химического,

бактериологического загрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных

аварий и катастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противника

является передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного,

радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены,

производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки

громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны

общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала

«ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена

– это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок

оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской

обороны: «Внимание всем!» (сигнал).

Вопрос: Ваши действия при этом сигнале? (ответы обучающихся)

Услышав сирену надо:

Немедленно включить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.

Внимательно прослушать экстренное сообщение органов власти или органов управления по

делам ГОЧС о сложившейся обстановке и порядке действий.

Держать все эти средства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий,

катастроф или стихийных бедствий.

Передача сигналов оповещения осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и

вещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала. В опасных

районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.

Приведем варианты сообщений (слайд с голосовым сопровождением)

При аварии на химически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС

города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого

вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении

(указывается район). В зону химического заражения попадают объекты (перечисляются

объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуется находиться в зданиях. В

квартирах необходимо произвести герметизацию всех помещений. Населению улиц

(перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий,

учебные заведения и выйти в район (называется район). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в

дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».

Вопрос: Ваши действия? (ответы обучающихся)

Просмотр видеоролика.

При аварии на атомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения

ГОЧС района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и в

населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивных веществ.

Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочно провести

герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защиты организма принять

йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в

соответствии с нашими указаниями».

Задание: опишите свои действия в данной ситуации.

Просмотр видеоролика.

При угрозе землетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане!

В связи с возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в

печах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на

улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач. Оповестите соседей о

полученном сообщении. Находясь в помещении, при первом толчке встаньте в дверной

(балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие. В дальнейшем действуйте в

соответствии с нашими указаниями».

Закрепление:

Выслушав сообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро с

учетом конкретных условий, в которых он оказался.

III Оценочно-рефлексивный этап. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

. Блиц– опрос

Вопросы:

1.Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременного доведения до населения

сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).

2.Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые гудки).

3.Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена, сообщение)

4.Какие технические средства применяются для передачи сигналов оповещения? (радио-

телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).

5.Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещения ГО и ЧС).

6.Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных

ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).

IV. Домашнее задание: п. 6.1

1-ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы

проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать

каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.

2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего района

и опишите последовательность действий при их возникновении.

3-ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем

опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в

школе.

Знание сигналов гражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе

чрезвычайной ситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.



В раздел образования