Автор: Клечкина Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №149"
Населённый пункт: г. Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Конус. Пирамида. Цилиндр".
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 149»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по ФЭМП
в подготовительной к школе группе
«Конус и пирамида»
Технология: технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон
Конспект подготовлен:
воспитателем
Н. Ю. Тиховой
Ярославль, 2017г.
Цель: закрепление представлений детей об объёмных телах (конус,
пирамида) в процессе поисковой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить представления детей об отличиях конуса и пирамиды, и о
составных элементах этих тел;
- учить видеть конус и пирамиду в окружающих предметах;
- учить находить паспорт фигуры;
- закреплять названия изученных геометрических фигур (квадрат, круг, шар,
куб), уметь распознавать и называть их;
-закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству;
-упражнять в умении решать задачи на сложение и вычитание.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, произвольное внимание, память,
воображение, умение анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей: пирамида, конус, паспорт;
-развивать умение выделять свойства в предметах;
-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
-создать условия для воспитания интереса к математике.
Оборудование и материалы: треугольная пирамида, конус, куб, шар,
паспорта объёмных фигур, картинки с изображением предметов, имеющих
форму пирамиды, конуса, по 2 куба, шара, круга, квадрата, чистого листа,
черно- белые «фотографии» с изображением круга, треугольника, квадрата,
карточки с символами.
Предварительная работа: знакомство с геометрическими телами: куб,
шар, пирамида, конус; решение математических задач,
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вид занятия: игра-путешествие.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире,
развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Любите ли вы играть?
Дети: да
Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице?
Ответы детей
Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие?
Дети: да, футбол, ляпы.
Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол?
Дети: мало места, что- нибудь можно разбить.
Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети.
И они тоже любят играть.
Воспитатель: Давайте отправимся в Геометрическую страну и узнаем, во что
и как там играют дети?
Дети: давайте.
Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два, три, повернись, в
стране Геометрических фигур окажись.
Дети идут с воспитателем к столам
2.Актуализация знаний.
Игра «Волшебный мешочек».
Дидактические задачи:
1) Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение
распознавать и называть их
2) Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать
внимание, память, речь, воображение, логическое мышление,
коммуникативные качества.
Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть
охрана. В садик пускают только если вы назовете кодовую фразу.
Воспитатель: Чтобы отгадать кодовую фразу мы сначала должны заглянуть в
волшебный мешочек. В нем кое-что спрятано. Если все предметы правильно
назовете, то получите пропуск.
Игра "Волшебный мешочек": в мешке спрятаны геометрические фигуры.
Дети по одному на ощупь, не вынимая фигуры из мешка, должны определить
и назвать попавшуюся фигуру. Если фигура названа не правильно, то
ребенок вынимает ее из мешка и поправляет свою ошибку сам или при
помощи других детей.
Когда все фигуры выложены из мешочка воспитатель спрашивает, как их все
можно назвать одной фразой? Дети называют и получают пропуск.
Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский
сад.
Дети проходят к 2-м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит
шар, круг, квадрат и лист бумаги.
Игра «Прятки»
Дидактические задачи:
1) Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение
распознавать и называть их, уточнить представления об объёмных и плоских
фигурах;
2) Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать
внимание, память, речь, воображение, логическое мышление,
коммуникативные качества.
Воспитатель: В детском саду все дети вышли на прогулку (показывает на
геометрические фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол-это участок и
прятаться можно только на нем.
Дети садятся за столы, по 4 чел.
Воспитатель: Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя
только то, что лежит на столах.
Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.
Воспитатель: Кому удалось спрятаться?
Дети: Квадрату, кругу.
Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?
Дети: Куб, шар, потому что большие, объёмные.
Воспитатель уточняет: куб и шар - объёмные, а круг и квадрат-плоские.
Воспитатель: Какие ещё плоские фигуры вы знаете? (Треугольник, овал,
прямоугольник, четырёхугольник.)
Воспитатель: какие ещё объёмные тела вы знаете? (Цилиндр, конус, призма,
пирамида.)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Фотографы».
Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для
формирования представлений об элементах пространственных
геометрических фигур;
Воспитатель: Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа,
чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую
фигуру-ребёнка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь.
Поможете фигурам сфотографироваться?
Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на
шар. (использовать экран от теневого театра)
Воспитатель: какая фотография получилась?
Дети: квадрат, круг
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду,
Воспитатель: Какая фотография получилась?
Дети: треугольник
Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались.
Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, 2
треугольников), и ставит куб, конус, пирамиду и шар.
Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую
фотографию?
Дети: нет
Воспитатель: а что же делать?
Дети: подобрать фотографии фигурам
Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии
геометрическим фигурам.
Дети пробуют подобрать «фотографии»
Воспитатель: Смогли подобрать фотографии?
Дети: нет
Воспитатель: почему не смогли?
Дети: одна и та же фотография (треугольник) подходит к двум фигурам
Воспитатель: Значит чего-то мы не умеем?
Дети: не умеем правильно фотографировать
Воспитатель: чему нам надо научиться?
Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать
фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая
фигура сфотографировалась.
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача: сформировать представления об элементах
пространственных геометрических фигур.
Воспитатель: Как мы можем это узнать?
Дети: посмотреть в книге, спросить у старших
Воспитатель: Ребята, скажите, у фигур есть отличия?
Дети: да.
Воспитатель (берет конус и треугольную пирамиду): Чем отличаются конус,
и треугольная пирамида?
Дети: у конуса в основании есть круг, а у пирамиды- треугольник.
Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо
фотографировать с разных сторон.
Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если
конус сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает
основание конуса)
Дети: круг
Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса?
Дети: 1
Воспитатель показывает паспорт конуса.
Воспитатель: Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке
рассказывает паспорт. Это –паспорт конуса.
Воспитатель: А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной
пирамиды?
После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт
треугольной пирамиды.
Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать
геометрические тела, чтобы узнать его на фотографии?
Дети: с разных сторон.
Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды?
Дети: у конуса - круг, у пирамиды- треугольник и есть ребра.
5. Закрепление нового материала
1. Работа на карточках
Дидактическая задача: Закрепить представления об элементах объёмных
фигур.
Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических
фигур сели играть. Давайте и мы к ним присоединимся.
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с паспортами конусов
и пирамид разной высоты и диаметра (Приложение 4).
Воспитатель: найдите паспорт фигуры по конусу или пирамиде. Задание
выполняется фронтально.
Воспитатель: (показывает конус, пирамиду) Какой конус (пирамида) по
высоте?
Дети: низкий (высокий)
Воспитатель: Значит, какой треугольник должен быть?
Дети: Низкий (высокий).
Воспитатель: Сколько должно быть треугольников в паспорте у конуса
(пирамиды)?
Дети: один (три, четыре)
Воспитатель: какая еще фигура должна быть у конуса (пирамиды) в
паспорте?
Дети: круг (треугольник)
Воспитатель: найдите нужный паспорт и поднимите его.
Воспитатель: все ли справились с заданием? Молодцы.
3. Дидактическая задача: учить видеть конус и пирамиду в окружающих нас
предметах, закрепить представления о геометрических фигурах, закреплять
умение решать задачи на сложение и вычитание.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею
страны геометрических фигур. Как вы думаете, что можно там увидеть?
Дети: картины
Воспитатель: А пока мы туда идем, назовите предметы, которые похожи на
конус и пирамиду.
Если дети затрудняются: - Вам помогут картины, которые мы видим
вокруг. (В группе развешаны картинки, похожие формой на конус и
пирамиду).
6. Итог занятия
Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз-два, повернись и
домой возвратись.
Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
Дети: В стране геометрических фигур
Воспитатель: Что учились делать?
Дети: …
Воспитатель: Какие новые геометрические тела вы узнали? Чем они
отличаются?
Дети: Конус, пирамида.
Воспитатель: Молодцы, если вам было легко в нашем путешествии, вы
узнали новые геометрические тела, у вас все получилось, то возьмите круг,
если были какие–то трудности, немного не понял, как нужно
фотографировать геометрические тела, то возьмите треугольник.
Приложение 2
Приложение 3.
Паспорт конуса
Паспорт треугольной пирамиды
Приложение 4.
Приложение 5.