Напоминание

"Конус. Пирамида. Цилиндр".


Автор: Клечкина Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №149"
Населённый пункт: г. Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Конус. Пирамида. Цилиндр".
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 149»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

«Конус и пирамида»

Технология: технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон

Конспект подготовлен:

воспитателем

Н. Ю. Тиховой

Ярославль, 2017г.

Цель: закрепление представлений детей об объёмных телах (конус,

пирамида) в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-закрепить представления детей об отличиях конуса и пирамиды, и о

составных элементах этих тел;

- учить видеть конус и пирамиду в окружающих предметах;

- учить находить паспорт фигуры;

- закреплять названия изученных геометрических фигур (квадрат, круг, шар,

куб), уметь распознавать и называть их;

-закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству;

-упражнять в умении решать задачи на сложение и вычитание.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, произвольное внимание, память,

воображение, умение анализировать;

- активизировать и обогащать словарь детей: пирамида, конус, паспорт;

-развивать умение выделять свойства в предметах;

-развивать связную и диалогическую речь, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

-создать условия для воспитания интереса к математике.

Оборудование и материалы: треугольная пирамида, конус, куб, шар,

паспорта объёмных фигур, картинки с изображением предметов, имеющих

форму пирамиды, конуса, по 2 куба, шара, круга, квадрата, чистого листа,

черно- белые «фотографии» с изображением круга, треугольника, квадрата,

карточки с символами.

Предварительная работа: знакомство с геометрическими телами: куб,

шар, пирамида, конус; решение математических задач,

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Вид занятия: игра-путешествие.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность, актуализировать занятия детей об окружающем мире,

развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Любите ли вы играть?

Дети: да

Воспитатель: В какие игры вы играете дома, а в какие на улице?

Ответы детей

Воспитатель: Есть ли игры, в которые можно играть только на улице? Какие?

Дети: да, футбол, ляпы.

Воспитатель: Почему дома не играют в салочки или футбол?

Дети: мало места, что- нибудь можно разбить.

Воспитатель: Есть такая Геометрическая страна, в которой тоже живут дети.

И они тоже любят играть.

Воспитатель: Давайте отправимся в Геометрическую страну и узнаем, во что

и как там играют дети?

Дети: давайте.

Воспитатель: Тогда наше путешествие начинается. Раз, два, три, повернись, в

стране Геометрических фигур окажись.

Дети идут с воспитателем к столам

2.Актуализация знаний.

Игра «Волшебный мешочек».

Дидактические задачи:

1) Актуализировать названия изученных геометрических фигур, умение

распознавать и называть их

2) Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать

внимание, память, речь, воображение, логическое мышление,

коммуникативные качества.

Воспитатель: Ребята, в детском саду страны Геометрических фигур есть

охрана. В садик пускают только если вы назовете кодовую фразу.

Воспитатель: Чтобы отгадать кодовую фразу мы сначала должны заглянуть в

волшебный мешочек. В нем кое-что спрятано. Если все предметы правильно

назовете, то получите пропуск.

Игра "Волшебный мешочек": в мешке спрятаны геометрические фигуры.

Дети по одному на ощупь, не вынимая фигуры из мешка, должны определить

и назвать попавшуюся фигуру. Если фигура названа не правильно, то

ребенок вынимает ее из мешка и поправляет свою ошибку сам или при

помощи других детей.

Когда все фигуры выложены из мешочка воспитатель спрашивает, как их все

можно назвать одной фразой? Дети называют и получают пропуск.

Воспитатель: Ну что ж, мы получили пропуски, добро пожаловать в детский

сад.

Дети проходят к 2-м столам, на каждом из которых стоит куб, лежит

шар, круг, квадрат и лист бумаги.

Игра «Прятки»

Дидактические задачи:

1) Закрепить названия изученных геометрических фигур, умение

распознавать и называть их, уточнить представления об объёмных и плоских

фигурах;

2) Тренировать мыслительные операции-анализ, синтез, сравнение. Развивать

внимание, память, речь, воображение, логическое мышление,

коммуникативные качества.

Воспитатель: В детском саду все дети вышли на прогулку (показывает на

геометрические фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол-это участок и

прятаться можно только на нем.

Дети садятся за столы, по 4 чел.

Воспитатель: Помогите геометрическим фигурам спрятаться, используя

только то, что лежит на столах.

Дети выполняют задание, прячут круг и квадрат под лист бумаги.

Воспитатель: Кому удалось спрятаться?

Дети: Квадрату, кругу.

Воспитатель: Кто спрятаться не мог? Почему?

Дети: Куб, шар, потому что большие, объёмные.

Воспитатель уточняет: куб и шар - объёмные, а круг и квадрат-плоские.

Воспитатель: Какие ещё плоские фигуры вы знаете? (Треугольник, овал,

прямоугольник, четырёхугольник.)

Воспитатель: какие ещё объёмные тела вы знаете? (Цилиндр, конус, призма,

пирамида.)

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Фотографы».

Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для

формирования представлений об элементах пространственных

геометрических фигур;

Воспитатель: Ребята, заведующая детским садом пригласила фотографа,

чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую

фигуру-ребёнка. Но фотограф заболел, и заведующая просит нас помочь.

Поможете фигурам сфотографироваться?

Воспитатель ставит лампу и направляет свет сначала на куб, потом на

шар. (использовать экран от теневого театра)

Воспитатель: какая фотография получилась?

Дети: квадрат, круг

Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду,

Воспитатель: Какая фотография получилась?

Дети: треугольник

Воспитатель: В фотоателье фотографии напечатали, но они перепутались.

Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, 2

треугольников), и ставит куб, конус, пирамиду и шар.

Воспитатель: Ребята, понравиться ли детям, если им дадут чужую

фотографию?

Дети: нет

Воспитатель: а что же делать?

Дети: подобрать фотографии фигурам

Воспитатель: Правильно, давайте поможем и подберем фотографии

геометрическим фигурам.

Дети пробуют подобрать «фотографии»

Воспитатель: Смогли подобрать фотографии?

Дети: нет

Воспитатель: почему не смогли?

Дети: одна и та же фотография (треугольник) подходит к двум фигурам

Воспитатель: Значит чего-то мы не умеем?

Дети: не умеем правильно фотографировать

Воспитатель: чему нам надо научиться?

Воспитатель вместе с детьми формулирует цель: Научиться фотографировать

фигуры так, чтобы по фотографиям можно было точно определить, какая

фигура сфотографировалась.

4. Открытие нового знания.

Дидактическая задача: сформировать представления об элементах

пространственных геометрических фигур.

Воспитатель: Как мы можем это узнать?

Дети: посмотреть в книге, спросить у старших

Воспитатель: Ребята, скажите, у фигур есть отличия?

Дети: да.

Воспитатель (берет конус и треугольную пирамиду): Чем отличаются конус,

и треугольная пирамида?

Дети: у конуса в основании есть круг, а у пирамиды- треугольник.

Воспитатель: Молодцы, значит, чтобы найти их фотографии, их надо

фотографировать с разных сторон.

Воспитатель: Давайте рассмотрим конус. Какая фотография получится, если

конус сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает

основание конуса)

Дети: круг

Воспитатель: Сколько кругов будет у конуса?

Дети: 1

Воспитатель показывает паспорт конуса.

Воспитатель: Этот рисунок рассказывает о конусе почти все, как о человеке

рассказывает паспорт. Это –паспорт конуса.

Воспитатель: А кто может рассказать, какой паспорт будет у треугольной

пирамиды?

После рассказа воспитанника воспитатель вывешивает паспорт

треугольной пирамиды.

Воспитатель: Молодцы, значит, как мы должны фотографировать

геометрические тела, чтобы узнать его на фотографии?

Дети: с разных сторон.

Воспитатель: Чем отличается конус от пирамиды?

Дети: у конуса - круг, у пирамиды- треугольник и есть ребра.

5. Закрепление нового материала

1. Работа на карточках

Дидактическая задача: Закрепить представления об элементах объёмных

фигур.

Воспитатель: После прогулки и тихого часа дети из страны геометрических

фигур сели играть. Давайте и мы к ним присоединимся.

Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с паспортами конусов

и пирамид разной высоты и диаметра (Приложение 4).

Воспитатель: найдите паспорт фигуры по конусу или пирамиде. Задание

выполняется фронтально.

Воспитатель: (показывает конус, пирамиду) Какой конус (пирамида) по

высоте?

Дети: низкий (высокий)

Воспитатель: Значит, какой треугольник должен быть?

Дети: Низкий (высокий).

Воспитатель: Сколько должно быть треугольников в паспорте у конуса

(пирамиды)?

Дети: один (три, четыре)

Воспитатель: какая еще фигура должна быть у конуса (пирамиды) в

паспорте?

Дети: круг (треугольник)

Воспитатель: найдите нужный паспорт и поднимите его.

Воспитатель: все ли справились с заданием? Молодцы.

3. Дидактическая задача: учить видеть конус и пирамиду в окружающих нас

предметах, закрепить представления о геометрических фигурах, закреплять

умение решать задачи на сложение и вычитание.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею

страны геометрических фигур. Как вы думаете, что можно там увидеть?

Дети: картины

Воспитатель: А пока мы туда идем, назовите предметы, которые похожи на

конус и пирамиду.

Если дети затрудняются: - Вам помогут картины, которые мы видим

вокруг. (В группе развешаны картинки, похожие формой на конус и

пирамиду).

6. Итог занятия

Воспитатель: Вот и пришла пора возвращаться домой. Раз-два, повернись и

домой возвратись.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали?

Дети: В стране геометрических фигур

Воспитатель: Что учились делать?

Дети: …

Воспитатель: Какие новые геометрические тела вы узнали? Чем они

отличаются?

Дети: Конус, пирамида.

Воспитатель: Молодцы, если вам было легко в нашем путешествии, вы

узнали новые геометрические тела, у вас все получилось, то возьмите круг,

если были какие–то трудности, немного не понял, как нужно

фотографировать геометрические тела, то возьмите треугольник.

Приложение 2

Приложение 3.

Паспорт конуса

Паспорт треугольной пирамиды

Приложение 4.

Приложение 5.



В раздел образования