Напоминание

" Проектно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время".


Автор: Танклаева Маргарита Юрьевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ2 ИМ.Д.ДОЕВА С.ГИЗЕЛЬ "
Населённый пункт: МО Пригородный район Республика Северная Осетия- Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Проектно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время".
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовила

Танклаева Маргарита Юрьевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2 им. Д. Доева с. Гизель»

2019-2020 учебный год

Проектно – исследовательская деятельность учащихся

во внеурочное время

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А. Сухомлинский

В современной школе необходимо использование технологий и

методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию

учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной

и

творческой активности,

формирование универсального умения решать

возникающие проблемы.

Этим требованиям отвечает проектно- исследовательская деятельность

обучающихся, признанная педагогической общественностью

одним из

направлений модернизации современного образования.

Сегодня в

учебно-воспитательном процессе также резко меняется роль

учителя. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора

деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию

необходимых знаний и информации из различных

источников. Работа над

учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную

педагогику,

превратить

процесс навязывания знаний в результативную

творческую работу.

Выполненные учениками учебные проекты или исследования -

это

возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это

деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать

публично достигнутый результат.

Процесс

обучения

самостоятельной

проектной

и исследовательской

деятельности обучающихся стремлюсь выстраивать в виде целенаправленной

систематической

работы с

учётом

возрастных

особенностей,

так

как

на первый

план

у подростка

выходят

цели

освоения

коммуникативных

навыков.

Целью нашей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской

деятельности,

умения

рассуждать,

анализировать,

развивать

мысли,

аргументировать

суждения,

доказывать

свою

точку

зрения,

делать

предположения самостоятельно.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является

учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности

учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой»

науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в

образовании

цель

исследовательской

деятельности

-

в

приобретении

учащимся функционального навыка исследования, как универсального

способа

освоения

действительности,

развитии

способности

к

исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции

учащегося

в

образовательном

процессе

на

основе

приобретения

субъективно новых знаний

(т. е. самостоятельно получаемых знаний,

являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся,

связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с

заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,

характерных для исследования в научной сфере.

Алгоритм исследовательской работы.

1.Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.

2.Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной

данной проблематике.

3.Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и

проверка гипотез.

4.Подбор методик исследования и практическое овладение ими.

5.Сбор

собственного

материала,

его

анализ

и

обобщение,

научный

комментарий к нему.

6.Собственные выводы.

7.Письменное

оформление

проведённого

исследования

в

виде доклада,

реферата, сообщения. Создание презентации.

8.Публичная защита работы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской

деятельности.

I

этап.

Диагностика.

Выявление

детей,

предрасположенных

к

исследовательской

работе.

Роль

учителя

является

доминирующей.

Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе

учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является

доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом.

Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик

(ученики) — равноправные партнеры.

Выбирая

тему

реферата

или

исследовательской

работы,

учащиеся

руководствуются своими желаниями и интересами. На этапе самоанализа

учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. В

конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть

различны:

выпуск

газеты,

школьного

журнала,

оформление

выставки,

творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской

работы.

В своей работе мы активно используем два вида учебно–исследовательской

деятельности:

проектную

деятельность

и

проектно-исследовательскую

деятельность учащихся.

Проектная

деятельность

обучающихся

совместная

учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная

на достижение общего результата деятельности. Непременным условием

проектной

деятельности

является

наличие

заранее

выработанных

представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования

(выработка

концепции,

определение

целей

и задач

проекта,

доступных

и оптимальных

ресурсов

деятельности,

создание

плана,

программ

и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта,

включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская

деятельность

деятельность

по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение

целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода

исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости

исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной

рамкой исследования.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной.

Главным

результатом

исследовательской

деятельности

является

интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате

процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо

подчеркнуть

самоценность

достижения

истины

в исследовании

как

его

главного

продукта.

Часто

в условиях

конкурсов

и конференций

можно

встретить требования практической значимости, применимости результатов

исследования, характеристику социального эффекта исследования (например,

природоохранный

эффект).

Такая

деятельность,

хотя

часто

называется

организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе

не менее

значимые) —

социализации,

наработки

социальной

практики

средствами

исследовательской

деятельности.

Руководитель

детской

исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей

проводимой работы при введении подобных требований.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это

возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это

деятельность,

позволит

проявить

себя

индивидуально

или

в группе,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать

публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение

интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде

задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения

проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение

и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный

проект

или

исследование

с точки

зрения

учителя

это

интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания,

которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки

проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации

(рассмотрению

проблемного

поля

и выделению

подпроблем,

формулированию

ведущей

проблемы

и постановке

задач,

вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию

и планированию

содержательной

деятельности

ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения

проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации

в различных

формах,

с использованием

специально

подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной

презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических

представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого

знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том

числе и нетиповых, ситуациях;

выбору,

освоению

и использованию

подходящей

технологии

изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы,

детализации и обобщению).

Оценивание степени сформированности умений и навыков

проектной и исследовательской деятельности важно для учителя,

работающего

над

формированием

соответствующей

компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

1.Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над

проектом;

2.Степень

включённости

в групповую

работу

и чёткость

выполнения

отведённой роли;

3.Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4.Количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5.Степень осмысления использованной информации;

6.Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7.Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.Осмысление

проблемы

проекта

и формулирование

цели

проекта

или

исследования;

9.Уровень

организации

и проведения

презентации:

устного

сообщения,

письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;

10.Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

11.Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Таким образом,

в процессе проектно-исследовательской деятельности

появляется

положительная мотивация к продуктивной познавательной

деятельности и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного

процесса и эффективности обучения и воспитания. Всё это оказывает

благотворное влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого

потенциала.

В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе

— это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-

исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания

образования и устойчивой формой образовательного процесса.



В раздел образования