Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки


Автор: Буряк Евгения Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОБУ СОШ №30 им.В.И.Кузьмина
Населённый пункт: г.Якутска
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Организация

проектно-исследовательская деятельности на уроках

музыки

Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его

постоянного воспроизводства и развития. Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все

понятия ведут к личному развитию ребенка.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий,

целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей

каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и

является проектная методика. Само слово «проект» переводится с латинского как «брошенный вперед». А девизом к

проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь» .

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США, основоположником которой

был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952), считавший истинным и ценным то, что полезно людям, что дает

практический результат на благо всего общества.

В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий - русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать

проектный метод в преподавании и называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе

должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения» [6].

Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит

созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной

деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть

творческие методы обучения.

Проект на уроке музыка - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися

комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Главными целями введения метода проектов в практику преподавания музыки являются:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножать знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости .

Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих

собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение

в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать

опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Организуя работу над проектом учителю важно соблюсти несколько условий:

- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

-проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных

областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных

компетенций .

Метод проектов на уроках музыки может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, и

позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Тематика может быть очень разнообразной: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных

инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной

тематики, рейтинг любимых музыкальных видеоклипов и другие. В проектной методике используется весьма плодотворная

идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и

презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, социальные опросы, то есть задания выполняются и

оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения.

Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных

навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания,

повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы необходимо дать возможность обучающимся выражать

собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их

самостоятельность. Определившись с темой проекта, необходимо составить четкий план его выполнения. Выполнять проект

более эффективно группами учащихся, чтобы достичь максимально творческого результата. Некоторые проекты выполняются

самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок .

Этапы работы над проектом:

1.Подготовка к проекту.

Предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика класса, выбираю тему

проекта, формулирую проблему, предлагаю обучающимся идею, обсуждаю ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формирую рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываю

склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При

формировании группы в их состав включаю учащихся разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

В процессе работы обсуждается собранная информация, предлагаются дополнительные познавательные источники,

выбираются способы реализации проекта (рисунки, музыкальные спектакли, газеты). Задача учителя – уважительно относится

к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Умение представить и доказать свою точку

зрения - один из важных навыков в современном мире.

5. Подведение итогов проектной работы.

Учащимся представляется возможность проанализировать работу сверстников, выбрать наиболее удачные, что-то полезное

взять для себя «на заметку». Самоанализ может стать толчком для дальнейшего саморазвития учащегося.

Начинать проектную деятельность школьников необходимо с простого, чтобы создать комфортную атмосферу для каждого

ученика, ведь проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения

предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов).

2. Информативно-исследовательские проекты («Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в

мир музыкальных инструментов»).

3. Сценарные проекты (сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса, сочинение

музыкальной сказки).

4. Творческие проекты (музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали).

5. Информационные проекты (музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по

какой-либо теме).

6. Практико-ориентированные проекты (дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её

описание).

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми,

искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся,

имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими

возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть

компьютером.

Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив

новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Примерная тематика проектов:

1.

«Великие даты в произведениях искусства».

2.

«Тембры в музыке и колорит в живописи», «Роль мелодии в музыке и линии в живописи».

3.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…».

4.

«Творчество А. Вивальди», «Творчество М. Глинки и поэта И. Козлова», «Творчество С. Прокофьева», «Творчество А.

Бородина».

5.

«Песня-от истоков до современности».

6.

Фоторепортаж по темам: «Блокада Ленинграда», «Театральные декорации», «История танца», «Природа в разное

время суток или разное время года»

7.

«О танце в живописи», «О вальсе в литературе», «Пейзаж в литературе, музыке, живописи», «Жанр портрета в

культуре разных времён», «Что есть красота».

8.

«Образы фантастики в литературе и кино».

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся

действовать с разных позиций в коллективе. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается

большой информационный материал. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знания по

предмету. Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными

впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки и как языка общения.

Литература:

1. Ерёменкова Т.Ю. Актуальные вопросы введения ФГОС//Справочник заместителя директора школы № 2, 2012.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011-192 с.

3. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М., 2000;

4.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2009.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000.

6. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии».

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

8. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических

нововведений». М., 1995.



В раздел образования