Автор: Тронина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Кезская ДШИ"
Населённый пункт: пос.Кез Кезского района Удмуртской Республики
Наименование материала: Конспект урока по рисунку для учащихся ДШИ
Тема: "Натюрморт со стеклянной посудой"
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока
Предмет: Рисунок
3 год обучения
Тема: «Натюрморт со стеклянной посудой».
Задание 8 часов
Цель: научить детей передавать стекло в графике с помощью тона,
используя закон свето-тени.
Задачи:
1.Продолжить работу над правильной компановкой натюрморта.
2.Вырабатывать аккуратный штрих.
3. Научить анализировать форму предмета и передавать ее на плоскости
листа.
Оборудование урока и материал: мольберт, формат бумаги А3, карандаш
ТМ, ластик, кнопки.
Зрительный ряд: репродукция иконы А.Рублева «Троица», репродукции
натюрмортов голландских художников, репродукции натюрмортов в
графике.
Модель урока: Урок с приемами беседы, объяснения и показа репродукций
с поэтапным выполнением задания.
Планируемый результат урока: учащиеся на этом уроке должны научиться
передавать стекло в графике.
Ход урока.
1.
Организационный момент. Техника безопасности на уроке. Положение
мольбертов относительно друг друга в кабинете. Аккуратное обращение с
кнопками и карандашами.
2.
–Здравствуйте ребята, Сегодня наш урок посвящен натюрморту, А что
обозначает слово натюрморт с французкого и немецкого? ( «мертвая
натура» с французкого и «тихая жизнь вещей» с немецкого). Второй
вариант мне нравится больше. Если обратится к истории, то хочется
задать вопрос: Когда же появился первый натюрморт? (в иконе в средние
века «Троица» А.Рублева).(показ репродукции иконы А.Рублева «Троица»)
Рублев написал трех ангелов, и если мы уберем эту чашу, изменится ли
смысл? Имеет ли это предмет существенную роль? Где находится эта
чаща? Это не просто чаща, в которой лежат фрукты, благодаря этой чаще
появился очень глубокий смысл этого произведения. Оказывается, что
предметы играют порой не второстепенную роль. И вот, действительно,
натюрморт появляется в Голландии, позже натюрморт приобретает более
самостоятельное значение, художники знают, что такое линейная и
воздушная перспектива, знают закон свето-тени.
(показ репродукций
голландских мастеров). А зачем нужен закон свето-тени? (чтобы передать
объем, форму предмета). Правильно, вот поэтому художники используют
закон свето-тени. У нас пространство бумаги двухмерное, а нам нужно
передать глубину, материальность предмета: стекло, ткань, металл или
шкурку зайчика, каждый материал по –разному отражает свет. И вот тема
нашего натюрморта звучит так «Натюрморт со стеклянной посудой». Как
вы думаете, какой материал мы должны научится передавать в графике?
(стекло).
3.
Обсуждение натюрморта. Из каких предметов состоит натюрморт, как
расположен каждый предмет по отношению к другому предмету,
пропорции предметов.
4.
Построение натюрморта. (Работа на доске). Работа с видоискателем.
Компановка (композиционное размещение каждого предмета на листе).
Габаритные размеры каждого предмета с учетом пропорционального
соотношения каждого предмета друг к другу. Конструктивное построение
каждого предмета (из каких простых форм состоит предмет). Построение
теней на предметах и от них. Индивидуальная помощь ученикам.
5.
Работа в тоне. Напомнить учащимся, о том что существуют два метода
работы в тоне графический и живописный. Графический метод- от
темного к светлому (работу начинаем с теней на предмете и от предметов)
и живописный метод –от светлого к темному ( поэтапное наложение
тона). С помощью белого листа сравнить, насколько стекло темнее листа и
фона.
Почему горловина и дно бутыля темнее? (стекло толще).
Обвернуть бутыль белым листом и объяснить ученикам, что стеклянные
предметы объемные, а следовательно бутыль на свету и в тени отличается
тоном. Обратить внимание на падающие тени от стеклянных предметов,
чем их отличие от теней не прозрачных предметов. Индивидуальная
помощь ученикам.
6.
Рефлексия. Подведение итогов работы. Просмотр и обсуждение работ
учеников с указанием положительных моментов и ошибок.
7.
Домашнее задание.