Автор: Будник Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №80 "Светлячок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: проект
Тема: "Волшебная соль"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Волшебная соль»
2 младшая
Воспитатель
Будник Анастасия Игоревна
Познавательно-исследовательский
проект Тема: «Волшебная соль»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Актуальность
проекта:
Дети с самого возраста –
исследователи.
Их
любознательность,
стремление
познавать,
наблюдать
и
экспериментировать
с
успехом проявляется в поисково-исследовательской деятельности. И чем больше
открытий совершает ребенок, тем больше вопросов у него возникает. Задача педагога
состоит в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на эти вопросы, поддержать и
развить интерес к исследованиям.
Дети увидели, как дворник посыпает дорожки солью. Они удивились, ведь соль
добавляют только в пищу — сказали дети. Мы решили узнать про соль как можно
больше. На тематической неделе «Маленькие исследователи» не успели изучить
свойства соли. Но детям было интересно узнать больше о соли. Так, появился проект,
который мы назвали «Волшебная соль».
Проблема: Где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи?
Цель: Создание условий расширения знаний детей о соли: историю возникновения
соли; её свойства, качества и применение в жизни;
Задачи проекта:
- исследовать, что такое соль и ее предназначение;
-провести опыт и определить, как действует соль на лед;
-провести опыты с солью;
-додерживаться безопасности и защиту при проведении опытов;
- обсудить с детьми опыты которое провели;
- заинтересовать детей к исследовательской деятельности.
Объект исследования: соль
Ожидаемый результат: Проведя опыты с солью, мы узнаем много нового о её
свойствах и применении.
Участники проекта: дети-воспитатели.
Образовательные области: исследовательский, познавательный.
Виды деятельности: исследовательская, познавательная, коммуникативная
Этапы реализации проекта:
1.
Проблема: где и как можно использовать соль, кроме приготовления пищи.
2.
Пути решения: - прочитать народную словацкую сказку «Соль дороже
золота»
- познакомиться с загадками про соль;
- рассмотреть соль под лупой;
- познакомиться с разными видами соли (поваренной, морской);
-рассмотреть иллюстрации, где изображены способы добычи соли;
-напомнить правила безопасности при проведении опытов:
1. Не трогать и не тереть руками глаза.
2. Если на коже есть царапинки, ранки, то стараться, чтобы в них не попала
соль.
3. После опытов тщательно вымыть руки.
4. В ходе проведения опытов с солью, ответить на вопросы:
Какая на ощупь соль?
Цвет соли?
Как действует соль на лед?
Где еще можно использовать соль, кроме пищи?
3.
Поиск информации:
- Детская энциклопедия «Всё обо всём».
- И. Дубровин «Всё об обычной соли».
- Интернет ресурс.
4. Продукт:
Сначала мы решили изучить свойства и качества соли.
1. Опыт. «Свойства соли»
Мы рассмотрели соль под лупой и узнали, что она бывает мелкая, крупная и
морская. Частицы соли похожи на кристаллики. Она соленая, белого цвета, не имеет
запаха. На ощупь соль сухая и сыпучая, а еще она растворяется в воде.
Вывод
:
Соль используют при приготовлении пищи.
Зная, что соль растворяется в воде, мы решили узнать, в какой воде она
раствориться быстрее: в горячей или холодной?
2. Опыт. «Соль растворяется в воде».
Для этого опыта мы взяли 2 стакана. В один налили холодной воды, а в другой
– горячей (на стаканах обозначили температуру воды) в оба стакана насыпали по три
ложки соли и хорошо перемешали.
В
результате
опыта
мы
увидели,
что
в
стакане
с
горячей
водой
соль
растворилась быстрее. Но в одном и другом стакане она осталась прозрачной и
бесцветной.
Вывод: Чем горячее вода,
тем быстрее в ней растворяется
соль. Соль растворяется в
воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
Одним из самых веселых и удивительных опытов был опыт, который мы
провели с яйцом.
3. Опыт. «Плавающее яйцо».
Мы взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. В один из стаканов насыпали 3
ложки соли и хорошо перемешали. Затем в стаканы
опустили яйца. Там, где вода
была пресная, яйцо сразу же опустилось на дно, а в стакане с соленой водой оно
осталось на поверхности воды. Это было необыкновенное чудо, о котором мы даже
не догадывались.
Вывод:
Соль
повышает
плотность воды, поэтому яйцо не тонет. Теперь мы знаем, что на море научиться плавать
легче
Чем больше мы делали опытов, тем больше у нас возникало разных вопросов.
Так мы решили узнать: а замерзнет ли соленая вода при низкой температуре?
4. Опыт. «Незамерзающая соль».
Мы взяли две пластмассовые емкости, налили в них воду, в одну из которой –
добавили соль и хорошо перемешали. Так как опыты мы проводили зимой,
то
емкости с водой взяли с собой на прогулку. В конце прогулки увидели, что пресная
вода стала замерзать, превращаться в
лед, а солёная вода осталась в прежнем состоянии. Мы взяли емкости с собой в
детский сад и с помощью воспитателя поставили за окно. Мы были уверены в том,
что за ночь соленая вода превратиться в лед, но на следующий день, к нашему
удивлению этого не произошло: пресная вода замерзла, а соленая - нет. Вот поэтому
зимой на дороге, посыпанной солью нет льда.
Вывод: Соленая вода при низкой температуре не превращается в лед.
Нам известно, что зимой при низкой температуре вода превращается в лед. А
что произойдет, если лед посыпать солью? Такой вопрос у нас возник после опыта
«Незамерзающая соль».
5. Опыт. «Соль и лед».
Для этого опыта мы приготовили кусочки льда, положили их на тарелочку и
сверху посыпали солью. Неожиданно для нас началось необыкновенное чудо: лед на
глазах стал превращаться в воду. Что же произошло? Оказывается, лед от соли тает.
На этом опыте мы еще раз убедились в том, что это свойство соли (растопить лед)
используют зимой,
когда обрабатывают
дороги
от
гололеда.
Вывод: При взаимодействии льда с солью, лед начинает таять.
Благодаря исследовательской деятельности в ходе проекта, выяснили:
что соль обладает полезными свойствами для жизни человека;
является интересным материалом для проведения опытов и творчества.
проекте способствовал повышению познавательной активности у детей;
сформировались начальные навыки экспериментирования
Вывод: Во время проведения работы мы узнали, что такое соль, какими
свойствами она обладает, познакомились с историей соли.
Мы узнали, что соленая вода при низких температурах не превращается в лед;
При взаимодействии льда с солью, лед начинает таять.
Соль повышает плотность воды.
Теперь мы знаем, что самая простая соль - творит чудеса!