Напоминание

Наставничество как универсальный ресурс построения индивидуальной образовательной траектории


Автор: Бойцова Александра Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной Центр дополнительного образования детей»
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Наставничество как универсальный ресурс построения индивидуальной образовательной траектории
Раздел: дополнительное образование





Назад




Наставничество как универсальный ресурс построения

индивидуальной образовательной траектории.

Образование играет очень большую роль в развитие общества. В

современном мире информация и знания являются рычагом социального и

экономического роста, а способность к поиску и освоению новых знаний и

навыков наиважнейшей ценностью. В соответствии со становлением

современного общества изменилась и сама сущность образования. Одной из

задач системы образования становятся удовлетворение потребности в

адаптации

каждого

члена

социума

к

существованию

и

успешной

деятельности в условиях современных реалий. Характерными чертами

образовательного

процесса

становится

многовариативность

и

индивидуализация. Многовариативность стоит понимать, как создание

условий выбора и предоставление каждому шанса к успеху, стимулирование

к

самостоятельному

выбору

и

принятию

ответственного

решения,

обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На

практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп

обучения,

достигать

разного

уровня

образованности,

выбирать

тип

образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в

зависимости от индивидуальных особенностей, которые учитываются и

развиваются при индивидуализации образования. Важным компонентом

российского образования является институт наставничества.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,

формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформальное

взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Уникальность

этой

технологии

заключается

в

ориентированности

на

индивидуальные потребности наставляемого и построение доверительных

отношений в наставнической паре.

Безусловно, наставничество не новая технология, она существует уже

очень давно. Как и все успешные практики, институт наставничества

адаптируется к вызовам современности. На сегодняшний день модель

наставничества

отличается

от

классического

понимания,

также

как

традиционная система образования от современной инновационной. Ниже в

таблице

представлены

характерные

особенности

традиционной

и

инновационной технологии обучения.

Таблица. Сравнительная характеристика традиционной и инновационной

технологии обучения.

Основные характеристики

Традиционная модель

обучения

Инновационная модель

обучения

Целевой акцент

Результат

обучения

(усвоение

установленного

программой

объема

информации)

Процесс обучения (научить

учиться)

Роль преподавателя

Ведущая (источник знаний)

Консультативная

Форма

предъявления

знаний

В

«готовом

виде»,

по

образцу, с преобладанием

вербальных

методов

и

текстовых форм

Активные формы (игровые,

проблемные,

инициирование

самостоятельной работы)

При традиционной системе образования, обучающиеся усваивают

знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности, не

используется подход так называемого критического мышления. Среди

существенных

недостатков

этого

типа

обучения

можно

назвать

его

ориентированность в большей степени на память, а не на мышление как

процесс. Это обучение также мало способствует развитию творческих

способностей, самостоятельности, активности. Отсутствует возможность

приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим

особенностям

каждого

обучающегося.

У

традиционного

образования,

несомненно, много достоинств, но в современных реалиях, когда жизнь

быстро меняется, знания устаревают, не успев оформиться в систему, самым

главным

умением

становится

умение

самостоятельно

учиться.

На

современном этапе развития системы образования изменились приоритетные

ценности образования: от ценности формирования знаний и умений к

ценности развития способностей. И от учеников требуется новое качество –

стремление

к

инициативному,

самостоятельному

и

ответственному

движению в собственном непрерывном обучении. Таким образом целью

современного подхода к образованию становится не передача обучающемуся

всех необходимых знаний, а необходимость научить его самостоятельно их

добывать.

Следуя тенденциям времени, российские образовательные организации

меняют модель работы. Система образования стремится к новой модели,

которая предусматривает постановку индивидуальных целей для каждого

ученика с учетом его желаний, способностей, возможностей и поиск

наиболее удобного способа проверки его знаний. Также одной из задач

современного

образования

является

развитие

каждой

личности

в

максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов,

поддержка

индивидуальности

обучающегося.

Проще

говоря,

задача

образования сегодня состоит в том, чтобы развивать все способности

каждого отдельного ученика.

Одной из задач национального проекта «Образование» является

представление к концу 2024 г. обучающимся возможности освоения

основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному

плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими

дополнительных

общеобразовательных

программ

и

программ

профессионального

обучения.

Это

сделает

систему

образования

персонифицированной, индивидуальной.

Под индивидуализацией понимается процесс, при котором активным в

выборе содержания своего образования становится сам обучающийся.

Задача

индивидуализации

это,

прежде

всего,

научить

обучающегося

самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. То есть

персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого

обучающегося в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого

последовательного

этапа

которого

осмыслены

самостоятельно

или

в

совместной с педагогом деятельности. В такой модели образования педагог

выступает уже как помощник, наставник, тьютор. Педагог помогает ученику

выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы,

необходимые

в

построении

своей

индивидуальной

образовательной

программы. Организация обучения по индивидуальной траектории требует

особой методики и технологии. Для максимального раскрытия потенциала

обучающегося, необходимого для успешной личной и профессиональной

самореализации становится необходим наставник.

Наставник

не

только

помогает

сформировать

образовательную

траекторию, но и помогать корректировать при необходимости. Объектами

наставнической деятельности могут стать:

подростки,

которые

оказался

перед

выбором

образовательной

траектории

или

профессии,

недостаточно

мотивированные

к

учебе,

испытывающие трудности с адаптацией в коллективе;

дети, которым сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной

образовательной

программы

либо

которые

испытывает

трудности

коммуникации;

ребенок/подросток

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

которому приходится преодолевать психологические барьеры.

Практика показывает, что педагоги, как правило, осуществляют

индивидуальный подход лишь по отношению к небольшой группе детей,

которые,

в

силу

своих

особенностей

выделяются

из

общего

числа

обучающихся. Чаще всего в эту группу попадают так называемые «трудные»,

«неуспевающие» дети, реже – особо одаренные, «продвинутые» ученики.

Основная же часть детей совершенно незаслуженно оказывается лишенной

индивидуального подхода со стороны педагога. Чтобы избежать этого и дать

возможность составить индивидуальную образовательную траекторию для

каждого и необходим компетентный наставник. Речь идет не только об

отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности

выбора учеником своего стиля обучения, его мировоззренческих основ,

оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов. Важно не

только выстроить индивидуальный маршрут, но и сопровождать на всем

пути обучаемого. В этом и заключается универсальность технологии

наставничества. Она применима для любого обучающегося. Ведь подросткам

сложно сориентироваться в многообразии профессий и самому выстроить

индивидуальную образовательную траекторию. Познакомить со всеми

возможностями и в дальнейшем скорректировать образовательный маршрут

поможет компетентный наставник.

Наставник оказывает воздействие на воспитанника, а тот, в свою

очередь, поступками, личностными изменениями дает наставнику обратную

связь, помогая последнему корректировать процесс наставничества. Таким

образом, наставничество – это длительный, трудоемкий и психологически

сложный

учебно-воспитательный

процесс,

способствующий

успешной

адаптации, качественному освоению учебной программы, формированию

личности будущего специалиста, профессионала, человека, и требующий

огромной выдержки, опыта и, главное, желания заниматься данным видом

учебно-воспитательной деятельности.

Таким образом можно сделать вывод что институт наставничества

является

универсальным

инструментом

в

решении

современных

образовательных задач и в достижении глобальных целей, поставленных

перед российским образованием.

Бойцова Александра Николаевна, методист.



В раздел образования