Автор: Журавлева Людмила Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа№32",
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Эти летающие цветы бабочки"
Раздел: среднее образование
1
Интегрированный урок биологии и русского языка
«Эти летающие цветы – бабочки».
Цели урока:
Биология.
1.Познакомить учащихся с характерными признаками Отряда Чешуекрылые.
2.Раскрыть многообразие представителей Отряда Чешуекрылые.
3.Выяснить роль в природе и значение в жизни человека представителей от-
ряда Чешуекрылые.
4.Развивать умения классифицировать факты , делать обобщающие выводы.
5. Воспитывать экологическую грамотность.
Русский язык
1.Совершенствовать навыки опознания причастного оборота, выделение его
с помощью интонации в устной форме речи и запятыми на письме.
2.Развивать навыки построения схемы предложения с причастным оборотом
Оборудование:
1.Учебно-наглядный комплекс: учебник В.В.Латюшина «Биология. Живот-
ные. 7 класс»; рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова « Биология.
Животные.7 класс»; учебник «Русский язык. Практика. 7 класс».
2.Учительская презентация по теме урока.
3.Рисунки учащихся.
4.Эпиграф к уроку.
5.Составление инсерта.
6.Оценочный лист ученика.
7.Составление кластера.
Ход урока:
I. Организационный момент.
2. Эпиграф. ( читает учитель русского языка)
“Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой.
А.Майков
(Слайд1)
Учитель биологии
- Действительно, сколько загадок, неизвестного таит природа. Многие тайны
так и не будут открыты в ближайшем будущем, но ставить природе вопросы
всегда являлось приоритетным для человека.
3.Актуализация опорных знаний.
2
Учитель биологии
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда – вниманье ваших умных газ.
Я знаю : каждый в классе гений, но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе проведём урок.
Учитель русского языка
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тетрадь свою открою…
И наклонно положу.
- Просматриваем оценочные листы, сегодня нам предстоит работать в них.
Учитель русского языка
- Вслушайтесь в музыку великого русского композитора П.И.Чайковского
(Слайд2)
- Постарайтесь представить этот таинственный танец цветов. (Слайд3)
4.Определение темы урока.
Учитель биологии
- Ребята, а теперь загадка. Загадка. (Слайд4)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня поведём разговор?
- Действительно, бабочки - одно из самых ярких и красочных созданий при-
роды. В Древнем Риме верили, что бабочки произошли от цветов, оторвав-
шихся от своих стеблей ( 2 раза).
Учитель русского языка
«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взя-
ла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утрен-
ней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок,
равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой вели-
колепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! –
цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, по-
явились бабочки.» .(Слайд5)
3
Учитель биологии.(Слайд6)
- Давайте вместе попытаемся сформулировать тему урока.
( версии: летающие бабочки, бабочки – цветы..)
- Итак, какая из версий ,на ваш взгляд, более удачная.
- Как вы думаете, какое слово в теме урока будет ключевым?
- Ну, что ж , ребята, записываем тему урока «Эти летающие цветы – бабоч-
ки». (Слайд7)
6. Постановка целей урока.
Учитель русского языка
- Какой частью речи является слово « летающие»?
( причастие настоящего времени с суффиксом – ющ).
- Почему в предложении знак тире?
- Посмотрите внимательно на тему урока. Имеет ли причастие «летающие»
при себе зависимые слова?
- Значит, это одиночное причастие .
- А как называется причастие с зависимыми словами?
- Сегодня на уроке мы будем совершенствовать навыки оформления при-
частного оборота и выделения его с помощью интонации в устной и пись-
менной речи.
Учитель биологии.(Слайд8)
- Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство
красок и полет – то стремительный, то неторопливый.
Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художе-
ственного мастерства, шедевр эволюции.
Мы с вами на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями при-
роды, населяющими практически все уголки нашей планеты, и ответим на
вопрос : Чем представители отряда Чешуекрылые или Бабочки отличаются
от других представителей Класса Насекомые.
- Вашему вниманию предлагается текст. Внимательно прослушайте его и в
оценочном листе сделайте пометки. Прием “Инсерт”.
“+” - уже знал
“v” - узнал новое
“?” - есть вопрос
4
Учитель русского языка
- Ваша задача :определить к какому стилю относится текст. (текст читает
учитель русского языка)
1) У бабочек две пары крыльев, которые покрыты чешуйками .
2) Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волоски. 3) Они
увеличивают подъемную силу крыла в планирующем полёте, защищают ба-
бочку от переохлаждения, уменьшают шум и вибрацию при машущем полёте
и защищают крыло от повреждений ( при ударе крыла о лист растения че-
шуйки отламываются и не дают крылу приклеиваться к растению).4) Они
бывают трех видов: цветные или пигментные ( в их полостях находятся кра-
сящие вещества); оптические ( наружная сторона этих чешуек имеет рёбры-
шки, которые преломляют падающие на них лучи света, поэтому крылья
переливаются);пахучие , которые выделяют феромоны. 5) Феромоны- это
пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола. 6) Разнообразное
сочетание цвета, формы, размера, расположения чешуек создаёт удивитель-
ное многообразие видов Отряда чешуекрылые.7) Их 140 тысяч.8) Располо-
женные на голове бабочки сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат –
хоботок необходимы для жизнедеятельности бабочки.9) По форме усики ба-
бочек различаются.10) Например, у бабочки адмирала усики напоминают ан-
глийскую булавку. 11)Их называют булавоусыми бабочкам или «дневные».
12) У бабочки Репейницы усики похожи на перья. 13)Их называют перисто-
усые или ночные. 14) Бабочки, ведущие активный образ жизни, днем назы-
ваются дневными ,ночью – «ночными». 15)Перезимовавшие после таяния
снега бабочки готовы к размножению.16) Размножение идёт с полным пре-
вращением: яйцо- личинка- куколка- взрослая бабочка.17) Личинок бабочек
называют гусеницами. 18) У гусениц в отличии от бабочек ротовой аппарат
грызущий, так как пища гусениц растительная. 19) Достигшие определённого
возраста гусеницы окукливаются.20) Многие виды бабочек занесены в
Красную книгу.
8.Обсуждение.
Учитель русского языка
- К какому стилю относится данный текст?
- Назовите особенности научного стиля речи?
( к научному, т.к. цель его не просто передать биологические факты, но и за-
интересовать читателя)
5
Учитель биологии
- Итак, вернёмся к оценочному листу.
+ Ребята, что из того, что вы прочитали, вам было знакомо?)
“v” Что было новым
?) (Чешуйки – это сплюснутые видоизмененные хитиновые волос-
ки. Чешуюки увеличивают подъемную силу крыла в планирующем полёте, защищают ба-
бочку от переохлаждения, уменьшают шум и вибрацию при машущем полёте и защища-
ют крыло от повреждений ( при ударе крыла о лист растения чешуйки отламываются и
не дают крылу приклеиваться к растению).Они бывают трех видов: цветные или пиг-
ментные ; оптические ;пахучие . Феромоны- это пахучие вещества привлекающие бабо-
чек другого пола. Разнообразное сочетание цвета, формы, размера, расположения чешу-
ек создаёт удивительное многообразие видов Отряда чешуекрылые.Чешуекрылых 140
тысяч. Формы усиков у бабочек различаются
“?” Появились ли у вас вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ на сегодняш-
нем уроке?( Почему отряд называется Чешуекрылые? Какие бабочки занесены в Крас-
нуюю книгу?)
9.Работа по теме урока.
Учитель биологии
- Сколько пар крыльев имеют чешуекрылые? ( две пары крыльев)
- Как вы думаете, почему отряд носит такое название? (две пары крыльев,
покрыты чешуйками)
Учитель русского языка
1.- По наличию грамматических основ каким является 1 предложение?
У бабочек две пары крыльев, которые покрыты чешуйками .
- Перестройте это предложение в предложение с причастным оборотом.
У бабочек две пары крыльев, покрытых чешуйками.
- Какое слово в предложении будет определяемым для причастного оборота?
- Нужен ли знак препинания?
2.- Со 2 по 6 предложения найдите такое, в котором есть биологический тер-
мин , присущий научному стилю речи , и причастный оборот, который, как и
в 1 предложении находится после определяемого слова.
( Предложение №5
Феромоны - это пахучие вещества, привлекающие бабочек другого пола.)
- Какое слово будет определяемым?
- Почему в предложении знак тире?
6
Учитель биологии
- Назовите тип ротового аппарат у бабочек? ( Сосущий)
- Сделайте предположение, почему хоботок свёрнут в спираль? ( ( Что бы не
мешать в полете и не сломаться)
- В оценочном листе в задании № 1 обозначьте органы, расположенные на
голове бабочке.
Учитель русского языка
- С 7 по 12 предложение найдите такое, в котором есть причастный оборот и
одиночное причастие.
( Предложение №8 Расположенные на голове бабочки сложные глаза, усики,
сосущий ротовой аппарат – хоботок необходимы для жизнедеятельности
бабочки.)
- Назовите одиночное причастие «сосущий». Назовите словосочетание с этим
причастием «сосущий ротовой аппарат – хоботок».
- Назовите причастный оборот.
- Где по отношению к определяемому слову находится причастный оборот.
- Нужен ли знак препинания?
Учитель биологии
- Какие бывают бабочки по активности?
- Сравните усики ночных и дневных бабочек в учебнике на рис.66 стр.79.
В чём их отличие ?
(По форме усики у дневных бабочек напоминают английскую булавку. Их
называют булавоусыми .У ночных усики похожи на перья. Их называют пе-
ристоусые или ночные.)
Учитель русского языка
- Прочитайте предложения 14-15.
- Найдите причастные обороты.
- Скажите, отличаются ли по строению эти предложения?
14) Бабочки, ведущие активный образ жизни, днем называются дневными
,ночью – «ночными».
15) После таяния снега перезимовавшие бабочки готовы к размножению.
(Вывод: в 14 – ПО находится после определяемого слова, поэтому выделяет-
ся запятой.
В 15- ПО находится перед определяемым словом, поэтому запятой нет.)
7
Учитель биологии
- Развитие бабочек идёт с полным превращением: яйцо – личинка (гусени-
ца)- куколка- взрослая бабочка.
- Как вы думаете, чем питаются гусеницы?( Почти все гусеницы питаются
растениями)
- Какой тип ротового аппарата гусеницы? ( ротовой аппарат грызущий) А у
взрослой бабочки? (Сосущий)
- Какое это имеет значение в борьбе за пищу? ( Личинки и взрослые особи не
будут конкурировать за пищу)
- В оценочном листе в задании № 2 укажите правильное расположение раз-
витие бабочек с полным превращением?
Учитель русского языка
- Сравните предложения 15 и 19.
( Они по строению схожи, в них определяемое слово стоит после ПО, поэто-
му запятой нет)
10. Физкультминутка.
Учитель русского языка
- А сейчас у нас физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Учитель биологии.
Многие виды бабочек поплатились за свою красоту. Люди ловят для коллек-
ции самые редкие, даже охраняемые виды. Ребята, полюбуйтесь на этих ба-
бочек. Они занесены в Красную Книгу России , а так же в Красную Книгу
РМ .Вот некоторые из них: (Атрофанейра алкиной,
Аполлон обыкновенный,
Голубянка Аргали, Мнемозина, Махаон, Траурница, Павлиноглазка малая,
или ночной павлиний глаз малый ,Медведица пурпурная, Амурский браж-
ник)
- Ребята, как вы думаете, какой вред и какую пользу приносят бабочки в
природу? ( Польза : опыляют растения, являются кормом другим живот-
ным. Вред: личинки бабочек уничтожают растительность)
- Какой вред и какую пользу приносят бабочки человеку? ( Польза : Тутовый
шелкопряд является одомашненной бабочкой для получения шелка, а так же
они украшают нашу жизнь. Вред: гусеницы уничтожают с\х растения.)
8
11. Итог урока.
- Итак, сегодня на уроке мы определили, какие признаки отличают Отряд
Чешуекрылых или Бабочек от представителей отрядов класса насекомых.
- Составьте кластер характерных признаков Отряда Чешуекрылых или Бабо-
чек.
Учитель русского языка
- Итак, сегодня на уроке мы повторили способы оформления причастного обо-
рота и выделения его с помощью интонации в устной и письменной речи.
- Ваша задача составить кластер по теме «Причастный оборот».
14. Защита рисунков.
- Опишите свою работу предложениями с причастным оборотом.
15. Итог урока.
Учитель биологии.
-Бабочки олицетворяют наши сокровенные мечты. Кому же не хочется быть
красивым, свободным, окрыленным счастьем!
Учитель русского языка
- Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна - зачем же тратить ее на
уныние? Принимайте каждый день как подарок, радуйтесь и дарите радость
другим.
16.Рефлексия.
«Что может измениться в моей жизни после сегодняшнего урока? »
Рефлексия
Что вы чувствовали на уроке
(отметьте нужное)
17. Домашнее задание.
Биология : параграф № 18, «Отряд Чешуекрылые» ; задание в тетради с пе-
чатной основой ( с.41, задание 1,2,3.), составить классификацию.
Русский язык: Теория: параграф 135, Практика : упражнение 96