Напоминание

Мягкий и твердый разделительные знаки


Автор: Федешова Оксана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Школа №53"
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: Конспект урока по обучению грамоте
Тема: Мягкий и твердый разделительные знаки
Раздел: начальное образование





Назад





МОУ «Школа №53»

Учитель:
Федешова Оксана Геннадьевна
Предмет:
Чтение/Обучение грамоте
Класс:
1
Программа:
«Школа России»
Урок разработан по учебнику:
Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. /В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин – М.: Просвещение, 2016.
Тема:
Мягкий и твердый разделительные знаки.
Тип урока:
открытие нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
1. Повторение буквы ь (разделительный мягкий знак) и знакомство с буквой ъ (разделительный твёрдый знак), раскрыть звуковое значение букв, стоящих после Ъ. 2. Формирование умения читать слова с этими буквами. 3. Развивать устную речь, мышление, навыки чтения и решения задач.
Используемые технологии:
технология системно-деятельностного метода обучения.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Планируемый результат:

- Предметные умения: с
формировать умение читать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком.
- УУД
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные: осмысление разницы между разделительным мягким и разделительным твёрдыми буквами.. Регулятивные: освоение способов употребления на письме разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака. Коммуникативные: умение объяснять свои действия.
Средства обучения:
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, цветные прямоугольники для составления звуковой модели слова.
у учащихся – учебник «Азбука», тетрадь для печатания, цветные карандаши, текст сообщения
Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся
1.Организационный момент (2 мин.) - Дорогие ребята! Желаю вам интересного урока, новых знаний, успешной работы и хорошего настроения! Улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу удачи! (Хлопки в ладони) Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадка? . Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех». -Проверка готовности к уроку. -Самоконтроль готовности индивидуального рабочего места. 2. Мотивация к учебной деятельности
.
(2 мин) - Предлагаю вспомнить правила работы на уроке. - Ребята, чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте?
Повторяют правила

работы на уроке:
-говорить по делу; - закон «Поднятой руки»; - «Нет!» коллективным ответам; - «Да! полным» ответам. - Знакомимся с буквами, учимся читать… 3. Актуализация знаний. (8 мин) -Сколько букв русского алфавита мы уже изучили? -А что обозначает каждая буква? - На какие две группы делятся все звуки? -Мы изучили 32 буквы, нам еще осталось познакомится с одной буквой. -Каждая буква обозначает, звук. - Все звуки делятся на
4.Постановка учебной задачи. ( 3 мин)
Слайд 2
- Что вы знаете о гласных звуках? - Что вы знаете о согласных звуках? -Я сейчас буду показывать букву, а вы называть звук. -Ребята, а почему вы молчали, когда я показывала вам букву «мягкий знак»? - Для чего же служит буква мягкий знак? -Какую роль играет мягкий знак в словах: платье, ружьё, листья?
-
Мальчик по имени Вова написал маме смс. Найдите на столе текст сообщения и прочитайте. «Любимая, мамочка, не волнуйся! Я сел всю кашу. Она оказалась на удивление седобной». Что Вовка хотел сообщить своей маме?
ФИЗМИНУТКА
гласные и согласные. - Они поются.- Бывают ударные и безударные, придают мягкость или твердость согласным, могут обозначать два звука. - Согласные звуки не поются. - Есть звонкие и глухие согласные звуки. - Они могут быть твёрдыми или мягкими … Эта буква не обозначают звука - Для обозначения мягкости согласных звуков на письме. -Разделяет согласный и гласный звуки. Дети читают текст сообщения в парах. - Я ничего не понял. - Я догадался… 5.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (10 мин)
-
Почему же вы не поняли, что хотел сообщить Вовка своей маме? - Можем ли мы исправить ошибки в Вовкином письме? - Он, наверное, какую-то букву пропустил и мы не можем понять некоторые слова. - Сможем, только надо разобраться какие буквы он забыл написать.

Слайд 3
Откройте азбуку на стр. 75 -Какие цели мы поставим сегодня на уроке? - Вы абсолютно правы! У нас осталась последняя буква в алфавите, с которой мы ещё не знакомились – это буква «твёрдый знак». -Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах. -Составим схему к словам «подъём», «въезд». - Какой звук обозначает буква «твёрдый знак»? -Для чего же тогда нужна эта буква в русском алфавите?
Вывод:
ъ «предупреждает» о том, что стоящие после него буквы е, ё, ю, я обозначают два звука; разделяет буквы, не дает их читать слитно. - Наверное, он потерял букву твёрдый знак, мы же её ещё не учили, и значит Вовка тоже. -Познакомимся с новой буквой -Узнать, какую работу… выполняют буква ъ - Учиться читать… слова с буквой ъ. -Дети составляют схемы, характеризуя каждый звук. -Буква «ъ» не обозначает звука. -Придает твердость впереди стоящему согласному, разделяет согласный и гласный звуки, «предупреждает», что стоящие после него буквы е,ё,я,ю обозначают два звука. 6.Первичное закрепление ( 4-5 мин)
Слайд 4
Прочитаем слова в учебнике:
съел братья

съедят сыновья

въехал семья
А в каких случаях нужно писать «ъ», а в каких «ь»? - В чем различие между разделительным твердым и мягким знаками? Работа в парах В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а после него следуют буквы е,ё,ю,я (дающие два звука), пишется «ъ». А в том случае, когда согласный слышится мягко, то пишется «ь»
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (3 мин)
Слайд 5
- Давайте вернемся к Вовкиному письму, что же он хотел сообщить маме? Дети читают сообщение, вставляют пропущенную букву, проверяют по образцу. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин)
Слайд 6
Предлагаю прочитать слова на экране и вставить пропущенную букву.
П ю воду.

Веду с ёмку.

Забил кол я.

Об явил каникулы.

По ехали в гости.
- А почему в слове «поехали» не напечатали «ъ»?
Физминутка.
Игра на внимание. - Я произношу слова, а вы определяете какая буква в них пишется: разделительный твёрдый или мягкий знак. Если мягкий знак – встают девочки, если твёрдый знак – встают мальчики. Подъезд, печенье, подъём, объезжали, обезьяна, съехали, ателье, муравьи, подъём. - Молодцы, вы отлично разобрались в правилах написания разделительных твёрдого и мягкого знака. Настало время самостоятельной работы в паре. Самостоятельная работа. -Чтение стихотворений на стр. 75 -Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют, в каких случаях «ъ», а в каких «ь». - Так там перед гласной «е» стоит тоже гласный. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (2-3 мин) - Вот и подошёл к концу наш урок. Какие задачи ставили на уроке? Удалось решить поставленные задачи? - Какую работу выполняет разделительный твёрдый знак? - С буквой «твёрдый знак» Отделяет гласные буквы е, ё, ю, я от согласных.
Самооценка работы на уроке. Интересно ли было вам сегодня на уроке? Встретили ли вы затруднение? Удалось ли вам преодолеть затруднение? Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов - Благодарю Вас, дети, за урок! Мнения детей.



В раздел образования