Автор: Федешова Оксана Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Школа №53" Населённый пункт: п. Октябрьский Наименование материала: Конспект урока по обучению грамоте Тема: Мягкий и твердый разделительные знаки Раздел: начальное образование
Учитель: Федешова Оксана Геннадьевна
Предмет: Чтение/Обучение грамоте
Класс: 1
Программа: «Школа России»
Урок разработан по учебнику:
Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. /В. Г. Горецкий, В.
А. Кирюшкин – М.: Просвещение, 2016.
Тема: Мягкий и твердый разделительные знаки.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
1.
Повторение
буквы ь
(разделительный
мягкий
знак)
и
знакомство
с
буквой ъ
(разделительный твёрдый знак), раскрыть звуковое значение букв, стоящих после Ъ.
2.
Формирование умения читать слова с этими буквами.
3.
Развивать устную речь, мышление, навыки чтения и решения задач.
Используемые технологии: технология системно-деятельностного метода обучения.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная работа, работа в парах,
индивидуальная работа.
Планируемый результат:
- Предметные умения: с формировать умение читать слова с разделительным твёрдым знаком и
разделительным мягким знаком.
- УУД
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные: осмысление
разницы
между
разделительным
мягким
и
разделительным
твёрдыми буквами..
Регулятивные: освоение способов употребления на письме разделительного твёрдого и
разделительного мягкого знака.
Коммуникативные: умение объяснять свои действия.
Средства обучения:
у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, цветные прямоугольники
для составления звуковой модели слова.
у учащихся – учебник «Азбука», тетрадь для печатания, цветные карандаши, текст сообщения
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный
момент (2 мин.)
- Дорогие ребята! Желаю вам интересного
урока, новых знаний, успешной работы и
хорошего настроения! Улыбнитесь друг другу и
пожелайте друг другу удачи! (Хлопки в ладони)
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книжка,
ручка и тетрадка?
. Проверьте: всё ли аккуратно расположено на
парте. Оцените своё рабочее место.
Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается
большой успех».
-Проверка готовности к
уроку.
-Самоконтроль готовности
индивидуального рабочего
места.
2. Мотивация к
учебной
деятельности . (2 мин)
- Предлагаю вспомнить правила работы на
уроке.
- Ребята, чем мы занимаемся на уроках обучения
грамоте?
Повторяют правила
работы на уроке:
-говорить по делу;
- закон «Поднятой руки»;
- «Нет!» коллективным
ответам;
- «Да! полным» ответам.
- Знакомимся с буквами,
учимся читать…
3. Актуализация
знаний. (8 мин)
-Сколько букв русского алфавита мы уже
изучили?
-А что обозначает каждая буква?
- На какие две группы делятся все звуки?
-Мы изучили 32 буквы, нам
еще осталось познакомится
с одной буквой.
-Каждая буква обозначает,
звук.
- Все звуки делятся на
4.Постановка
учебной задачи.
( 3 мин)
Слайд 2
- Что вы знаете о гласных звуках?
- Что вы знаете о согласных звуках?
-Я сейчас буду показывать букву, а вы называть
звук.
-Ребята, а почему вы молчали, когда я
показывала вам букву «мягкий знак»?
- Для чего же служит буква мягкий знак?
-Какую роль играет мягкий знак в словах:
платье, ружьё, листья?
- Мальчик по имени Вова написал маме смс.
Найдите на столе текст сообщения и прочитайте.
«Любимая, мамочка, не волнуйся! Я сел всю
кашу. Она оказалась на удивление седобной».
Что Вовка хотел сообщить своей маме?
ФИЗМИНУТКА
гласные и согласные.
- Они поются.- Бывают
ударные и безударные,
придают мягкость или
твердость согласным,
могут обозначать два звука.
- Согласные звуки не
поются.
- Есть звонкие и глухие
согласные звуки.
- Они могут быть твёрдыми
или мягкими …
Эта буква не обозначают
звука
- Для обозначения мягкости
согласных звуков на
письме.
-Разделяет согласный и
гласный звуки.
Дети читают текст
сообщения в парах.
- Я ничего не понял.
- Я догадался…
5.Открытие нового
знания (построение
проекта выхода из
затруднения)
(10 мин)
- Почему же вы не поняли, что хотел сообщить
Вовка своей маме?
- Можем ли мы исправить ошибки в Вовкином
письме?
- Он, наверное, какую-то
букву пропустил и мы не
можем понять некоторые
слова.
- Сможем, только надо
разобраться какие буквы он
забыл написать.
Слайд 3
Откройте азбуку на стр. 75
-Какие цели мы поставим сегодня на уроке?
-
Вы
абсолютно
правы!
У
нас
осталась
последняя буква в алфавите, с которой мы ещё
не знакомились – это буква «твёрдый знак».
-Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в
словах.
-Составим схему к словам «подъём», «въезд».
- Какой звук обозначает буква «твёрдый знак»?
-Для чего же тогда нужна эта буква в русском
алфавите?
Вывод: ъ «предупреждает» о том, что стоящие
после него буквы е, ё, ю, я обозначают два звука;
разделяет буквы, не дает их читать слитно.
- Наверное, он потерял
букву твёрдый знак, мы же
её ещё не учили, и значит
Вовка тоже.
-Познакомимся с новой
буквой
-Узнать, какую работу…
выполняют буква ъ
- Учиться читать… слова с
буквой ъ.
-Дети составляют схемы,
характеризуя каждый звук.
-Буква «ъ» не обозначает
звука.
-Придает твердость
впереди стоящему
согласному, разделяет
согласный и гласный звуки,
«предупреждает», что
стоящие после него буквы
е,ё,я,ю обозначают два
звука.
6.Первичное
закрепление
( 4-5 мин)
Слайд 4
Прочитаем слова в учебнике:
съел братья
съедят сыновья
въехал семья
А в каких случаях нужно писать «ъ», а в каких
«ь»?
-
В
чем
различие
между
разделительным
твердым и мягким знаками?
Работа в парах
В том случае, когда
согласный звук слышится
твердо, а после него
следуют буквы е,ё,ю,я
(дающие два звука),
пишется «ъ». А в том
случае, когда согласный
слышится мягко, то
пишется «ь»
7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
образцу (эталону)
(3 мин)
Слайд 5
- Давайте вернемся к Вовкиному письму, что же
он хотел сообщить маме?
Дети читают сообщение,
вставляют пропущенную
букву, проверяют по
образцу.
8. Включение нового
знания в систему
знаний и повторение
(7-8 мин)
Слайд 6
Предлагаю прочитать слова на экране и вставить
пропущенную букву.
П ю воду.
Веду с ёмку.
Забил кол я.
Об явил каникулы.
По ехали в гости.
- А почему в слове «поехали» не напечатали
«ъ»?
Физминутка. Игра на внимание.
- Я произношу слова, а вы определяете какая
буква в них пишется: разделительный твёрдый
или мягкий знак. Если мягкий знак – встают
девочки, если твёрдый знак – встают мальчики.
Подъезд,
печенье,
подъём,
объезжали,
обезьяна, съехали, ателье, муравьи, подъём.
- Молодцы, вы отлично разобрались в правилах
написания разделительных твёрдого и мягкого
знака. Настало время самостоятельной работы в
паре.
Самостоятельная работа.
-Чтение стихотворений на стр. 75
-Учащиеся вставляют
пропущенные буквы и
объясняют, в каких случаях
«ъ», а в каких «ь».
- Так там перед гласной «е»
стоит тоже гласный.
9.Рефлексия учебной
деятельности на
уроке (итог)
(2-3 мин)
- Вот и подошёл к концу наш урок.
Какие задачи ставили на уроке?
Удалось решить поставленные задачи?
-
Какую
работу
выполняет
разделительный
твёрдый знак?
- С буквой «твёрдый знак»
Отделяет гласные буквы е,
ё, ю, я от согласных.
Самооценка работы на уроке.
Интересно ли было вам сегодня на уроке?
Встретили ли вы затруднение?
Удалось ли вам преодолеть затруднение?
Оцените
свою
работу
на
уроке
с
помощью
смайликов
- Благодарю Вас, дети, за урок!
Мнения детей.