Напоминание

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе».


Автор: Радостева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена «Знак Почета»
Населённый пункт: Пермский край г. Кудымкар
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе».
Раздел: начальное образование





Назад




«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе».

(Работа по ФГОС НОО).

Радостева Н.Н., преподаватель ГБПОУ «Коми-Пермяцкий

профессионально-педагогический колледж»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание

необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого

ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом,

всего

последующего

обучения.

И

именно

в

начальной

школе

закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по

природе своей исследователи.

Их

влечёт

жажда

новых

впечатлений,

любознательность,

желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт

исследовательской,

творческой

деятельности

приобретается

детьми в процессе проектной деятельности.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Что такое проектная и исследовательская деятельность?

Понятие

«исследовательская

деятельность

школьников»

в

педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой

деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской

работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами

определенных

форм

и

методов

работы,

способствующих

развитию

исследовательских умений учащихся.

Учебная

исследовательская

деятельность

это

специально

организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей

структуре

соответствующая

научной

деятельности,

характеризующаяся

целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и

сознательностью,

результатом

которой

является

формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для

учащихся знаний или способов деятельности.

Под

исследовательской

деятельностью

учащихся

понимается

деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой,

исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным

решением

и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в

научной сфере:

постановку проблемы;

изучение теории, связанной с выбранной темой;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала;

анализ и обобщение материала;

собственные выводы.

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих

силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием

проекта.

Что такое проект?(кластер)

Один мудрый человек сказал:

"Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует

кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает.

Проект- это …

Кластер

-

(от англ. CLASTER - гроздь) это один из методов

графической организации материала.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка),

когда выделяются смысловые единицы текста.

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «шесть П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению

проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Итак, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Классификация проектов

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Ролевой проект

Творческий проект

В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно

со

стороны

родителей

помощь

советом,

информацией,

проявление

заинтересованности.

Проекты в первом классе.

Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

6. Обучение грамоте.

1. «Живая Азбука».

Русский язык.

1. «Скороговорки».

Литературное чтение.

1.

«Сказочная страничка».

Создание

сборника

сказок

об

одном

из

животных

(зайце,

лисе, медведе, волке).

Герои сказок в лепке.

Герои сказок в рисунках.

Создание костюмов для сказочных персонажей.

Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.

Создание собственных сказок.

Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

7. Окружающий мир.

1. «Моя малая Родина».

2. «Моя семья».

3. «Мой класс и моя школа».

4. «Мои домашние животные».

Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде

презентации.

Творческий проект- декада «Быд сьоломын Парма тор» проводилась между

классами школы. Ученики классов учились изготовлять куклы-обереги,

произносить коми-пермяцкие слова, играли в игры…

Исследовательская работа по теме «Происхождение имён в моей семье».

Интерес работы вызван тем, что отчество отца «Гриконордович». Почему?

(сокращение от инициалов Григорий Константинович Ордженикидзе)

В ходе выполнения проекта обучающиеся с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

- интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.

Итак, в процессе проектной деятельности

- создаются условия для творческого развития детей,

-

приобретаются

навыки

совместной

деятельности

со

взрослыми

и

сверстниками;

- вырабатываются умения -

вести поиск и систематизировать нужную

информацию,

- сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.

Таким образом,

исследование

-

это в

большей степени

научная

деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.

Причем,

проект

может

быть

формой

оформления

результатов

исследования.

В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся,

умение ориентироваться в информационном пространстве,

умение самостоятельно конструировать свои знания,

умение интегрировать знания из различных областей наук,

умение критически мыслить.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная,

поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на

плечи взрослых.



В раздел образования