Напоминание

"Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду"


Автор: Мокеичева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 210"
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду

Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не

только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в

связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых

находится как ребёнок, так и воспитывающий его взрослый.

От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего

обучения в школе.

Идея обучения грамоте в детском саду возникла давно. Академией

педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа

по обучению детей грамоте.

На основе исследований таких учёных, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович,

А. П. Усова был сделан вывод, что в детском саду обучать детей грамоте

можно.

К. Д. Ушинский предложил новый метод обучения – от звука к букве,

таким образом, разработал метод, который обеспечивал сознательное

обучение чтению, а не механическое заучивание.

Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей.

Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого

развития детей в детском саду – развитие связной речи, словаря,

грамматического строя, звуковой культуры речи. Исследование и опыт

работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно

овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Процесс подготовки детей к обучению грамоте начинается ещё в

младших группах детского сада, однако, наибольший акцент на данный вид

работы приходится на старшие и подготовительные группы.

Возрастные и психолого-педагогические особенности

подготовки детей старшего дошкольного возраста

к обучению в школе (грамоте)

В настоящее время очень остро стоит вопрос об обучении грамоте

дошкольников: когда начинать, в каком возрасте.

Для чего же необходимо обучать детей грамоте в детском саду?

Для того, чтобы ребенок умел использовать свои слух и зрение, умение

анализировать, выделять главные признаки речевого материала – одним

словом, имел общую ориентировку в звуковой системе языка.

Неумение читать или медленное, побуквенное, чтение является

серьезной проблемой при обучении ребенка в школе.

Дети, испытывающие трудности в чтении, не способны понимать

прочитанный текст, допускают ошибки на письме. Кроме того, как

показывает практика – количество детей с данными проблемами растет.

Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении дети,

поступающие в школу, не готовы к восприятию школьной программы из-за

недостаточного развития устной речи, фонематического восприятия слова,

неумения составлять и анализировать предложения, делить слова на слоги.

Эти дети могут стать неуверенными в себе и негативно относиться к учению.

Но, отметим, что обучение детей чтению и письму является главной

задачей начальной школы. Вместе с тем школа заинтересована в том, чтобы

ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к

обучению грамоте, а именно:

имел бы хорошую устную речь;

развитый фонематический слух;

сформированные элементарные представления об основных языковых

единицах, а также начальные навыки аналитико-синтетического характера в

работе с предложениями, словами и звуками;

был подготовлен к овладению графикой письма.

Поэтому вопросы подготовки детей к школе приобретают все большее

значение.

В ходе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в

школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей.

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший

дошкольный возраст – время интенсивного физического, психического и

личностного развития ребенка. Психологи называют его базовым, так как в

этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого

человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения

взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации,

начавшиеся в три года. У ребенка формируется свое мнение и свой взгляд на

мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы

сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые

правильные шаги к взрослению.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития

совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность,

уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще

быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение.

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие

формы игры - режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. Игра

продолжает оставаться ведущей деятельностью этого возраста.

После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со

сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети

обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют

функции. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское

сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга

общения. В старшем дошкольном возрасте активно развивается

диалогическая речь. Диалог приобретает характер скоординированных

предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших

дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения,

развивается произвольность действий (способность осознанно планировать,

управлять и оценивать свою деятельность и поведение). Восприятие

становится все более целенаправленным, развивается наблюдательность. В

воображении ребенок этого возраста способен уйти от усвоенных стандартов

и создать комбинированный образ фантазии.

Ведущим типом мышления дошкольников является наглядно-образное

мышление. Наряду с наглядно-образным мышлением у пятилетних детей

развивается и словесно-логическое мышление. Начинают формироваться

общие категории мышления: часть целое, причинность, пространство, время,

предмет – система предметов и т. д.

Старших дошкольников все больше интересует природа: животные,

растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает

особый интерес к печатному слову, математическим отношениям.

Эстетическое отношение к миру у пятилеток тоже становится более

осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать

красоту, но в какой-то мере и создавать ее.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное знакомство

ребенка со словом, его смысловой и фонетической стороной. Этой

способностью мозга ребенка – дошкольника необходимо обязательно

воспользоваться и «погрузить» его в удивительный мир звуков.

Взрослый (воспитатель и родитель) должен своевременно помогать ребенку

и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.

Научившись слышать в слове отдельные звуки, дети легче осваивают

правильное звукопроизношение, произвольно управляют артикуляционным

аппаратом и своей речью. Очень верно сказал Л. Венгер (кандидат

педагогических наук, доктор психологии, профессор): «Быть

готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть

готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития

речи.

Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка,

могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию

вопроса, радости, удивления.

К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов.

Продолжая решать задачу обогащения лексики особое внимание следует

уделять качественной стороне словаря: увеличению лексического запаса за

счет слов, сходных (синонимы) или противоположных по

смыслу (антонимы), а также многозначных слов.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший

этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы

языка. Возрастает удельный вес простых распространённых и сложных

предложений.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим

ошибкам и умение контролировать свою речь.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста

краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются

простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют его

характерные признаки и свойства, дают развернутый и полный их анализ.

Наиболее яркая характеристика речи детей шестого года – активное

освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

Но вместе с тем некоторые дети произносят правильно не все звуки

родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами

выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от

ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических

форм: родительный падеж множественного числа имен существительных,

согласование существительных с прилагательными, разные способы

словообразования). У ряда детей вызывает затруднение построение

сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному

соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями

в высказывании.

Здоровый ребенок с пяти до шести лет (к чему необходимо стремиться)

хорошо развит физически

обладает навыками самообслуживания

: сам чистит зубы, моет руки,

раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за

столом;

владеет навыками общения

: здоровается и прощается, благодарит и

просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в

игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает

инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

развивается интеллектуально

: знает геометрические формы, фигуры,

цвета; способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает

пространственно-временные и причинно-следственные связи,

начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до

десяти и знает цифры, знаком с днями недели и месяцами;

имеет развитую речь

: оперирует всеми частями речи, произносит все

звуки, может придумать короткий рассказ.

Обучение грамоте детей 5-6 лет

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии

детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 5-7 лет

является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных

видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его

успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Вместе с тем в последнее время большое число детей учатся читать и писать

под руководством некомпетентных наставников – родственников, старших

школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг

стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так,

например, появилось много авторских программ и методических разработок

по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда

высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а

также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития

письменной речи, допускают серьезные методические ошибки. Например,

одна из самых распространённых, которую допускают и родители, это когда

названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции

[бэ, эм, ка, эль], что может допускаться только после четкого различения

ребенком понятий «звук» и «буква». Или названия согласных даются с

призвуками [сэ, кэ]. И то и другое приводит к соответствующему

воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [эмаэма] или

[мэамэа] вместо слова МАМА, [сэтэулэ] вместо слова СТУЛ.

Таким образом процесс обучения чтению становится очень трудным и не

интересным.

А так как у детей в 5лет возникает естественный интерес к буквам, то он

указывает, что появляется необходимость обучения грамоте в старшей

группе детского сада.

В старшей группе уже будет проходить 2 занятия по развитию речи в неделе.

Часть этих занятий будет посвящена подготовке к обучению грамотой.

Какие же задачи должен решать педагог на этих занятиях?

Знакомить детей с основными единицами речи и учить правильно

пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово»,

«звук», «слог».

Формировать элементарные представления о слове как основной

единице речевого общения и его номинативном значении (может

называть предметы и явления, действия, признаки предметов и

действий, количество и тому подобное); давать представление о

словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются

в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах

союзов и предлогов).

Учить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его

как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную

мысль.

Упражнять в делении предложений на слова, определении количества

и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных

слов (деревьев, желтеют, с, опадают, листья, и), с заданным словом, в

распространении предложений новыми словами; привлекать детей к

моделированию предложения в работе со схемами предложений.

Знакомить со звуками: учить определять на слух первый и последний

звук в слове, место каждого звука в слове, выделять заданный звук в

словах и определять его позицию (в начале, середине или конце

слова), выделять звук, который чаще звучит в тексте; самостоятельно

подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции;

показать зависимость значения слова от порядка или изменения

звуков (кот-ток, карта — парта); строить общую звуковую схему слова,

называть слова, соответствующие заданной схеме.

Упражнять в делении слов на слоги с ориентацией на громкие звуки,

определении количества и последовательности слогов; учить

определять ударные и безударные слоги в словах, замечать

смысловую роль ударения (за’мок — замо’к); упражнять в составлении

слоговых схем слов и подборе слов к заданной схеме.

Знакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; учить

выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов

из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или

согласный, твердый или мягкий согласный).

ВЫВОД.

То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться

слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов

(называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны

постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться

слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные

(твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и

различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков.

Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на

слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита,

овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.

В результате дети уже в пять лет приобретают ориентировку в

звуковом строе речи, столь необходимую для обучения шестилеток

чтению и грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

В шесть лет дети, научившись проводить звуковой анализ слов,

начинают активно интересоваться буквами и чтением. Подготовленные

шестилетки успешно занимаются и в подготовительной к школе группе

детского сада,

и в первом классе начальной школы.



В раздел образования