Напоминание

"Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания"


Автор: Макарова Ирина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №67" г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуальный подход к детям в процессе трудового воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный подход к детям в процессе трудового

воспитания.

Развитие интереса к труду – процесс медленный, оно требует надлежащего

упорства и настойчивости начиная с младшего дошкольного возраста.

Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового воспитания в

дошкольном

возрасте

проявляется

в

различной

степени

его

самостоятельности, различном уровне умений и навыков самообслуживания,

интерес к труду, а также в игре, на занятиях.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего

детства

служит

надежной

основой

для

его

дальнейшего

развития.

Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как

впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходиться ребенка

перевоспитывать, а это процесс очень сложный.

В организации трудового воспитания детей младшего возраста , в подборе

методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход

является закономерностью. И начинать его надо с изучения индивидуальных

особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня

трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям:

одним

в

самообслуживании

требуется

большая

помощь

другим

-

незначительная,

а

третьим

можно

предоставить

возможность

самим

выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как

завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют

уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с

перегрузкой даже возникает негативное отношение к любимому трудовому

процессу.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе

трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические

умения и навыки каждого ребёнка, но и его нравственные качества - скромен

ли

он,

дружелюбно

ли

относится

к

товарищам,

готов

ли

помочь

нуждающимся в этом. Трудовые навыки и трудолюбие ребёнка должны

гармонически сочетаться с его отношением к коллективу, поэтому при

оценке трудолюбия нужно учитывать не только добросовестное выполнение

поручений, но и проявление с его стороны дружелюбия, помощи товарищам.

Надо помнить что трудовое воспитание есть прежде всего нравственная

проблема.

Трудиться не только для себя, но и для других - исключительно важная

нравственная черта, которую нужно прививать постоянно, всеми средствами.

Взаимопомощь

воспитывает

у

детей

доброжелательность,

чувство

коллективизма, уважения друг к другу. Детям, привыкшим трудиться только

для себя, нужно давать поручения, которые имеют общественное значение:

закрыть дверь, чтобы было всем тепло, поставить в вазу цветы, чтобы стало

красиво и всем было приятно; при этом надо постоянно подчёркивать

значения общественно полезных действий. Такой факт нельзя оставлять без

внимания, так как взаимовыручка, взаимопомощь при выполнении детьми

различных поручений и заданий является по существу начальной формой

коллективного общественно полезного труда.

Прививать детям трудовые навыки легче, чем воспитать у них

положительное отношение и любовь

к труду. Значительные трудности

воспитателю приходиться испытывать в тех случаях, когда он имеет дело с

детьми, у которых нет ни умения, ни желания работать. Есть дети, которые

отличаются

крайней медлительностью в своих действиях:

медленно

одеваются и раздеваются, не успевают вовремя выполнять трудовые задания,

на занятиях отстают от других детей при выполнении рисунка, лепки и т. д.

Прежде всего необходимо установить причину медлительности , которая

может зависеть и от особенностей высшей нервной деятельности, и от

условий жизни. Некоторые педагоги считают, что часто медлительность

обусловливается ленью. Конечно, ленивые дети неохотно принимаются за

трудовые дела и их действия бывают вялыми и неуверенными. Но в практике

обычно наблюдается, что медлительные дети – это прежде всего дети с

определённой

психической

направленностью.

В

преодолении

медлительности у детей большое значение имеет воздействие коллектива.

Медлительных детей полезно включать в коллективную деятельность.

Например, при поливке огорода или цветника одни ребята подносят воду ,

другие поливают. Вместе с тем применить такой приём к медлительным

детям следует с известной осторожностью и педагогическим тактом. Нельзя

их сразу объединять в коллективном труде с такими ребятами, которые очень

резко отличаются по темпу работы.

Развитие активности медлительных детей требует соблюдения принципа

посильности и постепенности в наращивании темпа работы.

В целях развития интереса к труду можно использовать длительные

поручения, выполнение которых приводит к ощутимым результатам. Это

могут быть, например, задания по выращиванию растений, уходу за

рыбками, птицами .Повседневно наблюдая за ростом и изменением растений,

развитием животных, дети видят результаты своего труда, привыкают

выполнять и «неинтересные» поручения.

Изучения индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности

показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении

интереса к различным видам труда так и в уровне развития умений и

навыков, в темпе и качестве выполнения поручений; с другой стороны, в

индивидуальных проявлениях детей замечается не только разное, но и много

общего.

На основании сказанного можно выделить пять своеобразных подгрупп.

К первой подгруппе следует отнести детей со стойкой трудовой

направленностью, с хорошо практическими навыками, доброжелательным

отношением к товарищам. Характерными индивидуальными чертами детей

этой подгруппы является положительное отношение к труду и к коллективу.

Вторая подгруппа – это дети с положительным отношением к труду,

имеющие хорошие трудовые навыки, но проявляющие пренебрежение к

товарищам.

Третью подгруппу составят дети, уклоняющиеся от трудовых поручений,

в том числе и те, кто не участвует в трудовой деятельности из-за

застенчивости.

В четвёртую подгруппу войдут дети, имеющие нестойкую трудовую

направленность, срывы в поведении, к конфликтам.

Пятую подгруппу составят дети, которые работают хорошо и аккуратно,

любят трудиться, но проявляют медлительность в выполнении трудовых

заданий.

Распределение детей по этим подгруппам поможет воспитателю наметить

задачи и методы индивидуального подхода к целой подгруппе и к отдельным

детям, покажет, на кого из них можно опереться в организации и проведении

общей трудовой деятельности, а кто требует особого внимания и заботы в

воспитании трудовых навыков и привычек.

Значение и учёт индивидуальных особенностей детей всей группы дает

возможность лучше организовать коллективную работу, сформировать для

этого определённые группы – звенья, в которых соединить ребят с

различными индивидуальными проявлениями, что очень важно для оказания

их положительного влияния друг на друга.

Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к младшим

школьникам во многом помогает определённая организация их в процессе

коллективного труда.

Коллективному труду в нашей школе отводиться большее место. Это

наиболее целесообразная форма трудовой деятельности. Но воспитательное

значение коллективного труда может быть действительным лишь при

определённых условиях. Непродуманная организация коллективной работы

сводит на нет все достигнутые ранее результаты, не дает возможности

воспитателю проследить с должным вниманием за работой каждого ребёнка.

Необходимо четко определить, что дети должны сделать, установить

последовательность

действий,

постепенное

усложнение,

а

также

запланировать приемы индивидуального подхода - то, что можно заранее

предусмотреть.

Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива.

Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию у

них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко

проявляют индивидуальные особенности детей и создаются благоприятные

условия

для

осуществления

индивидуального

подхода

к

ним.

Но

эффективность

воспитательного

воздействия

дежурства

(развития

необходимых

трудовых

навыков,

умений,

воспитания

определённых

нравственных качеств) во многом зависит от правильной организации этой

работы. В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных

воспитатель получает обширный материал о каждом ребенке в отдельности,

что помогает осуществлению индивидуального подхода.

Индивидуальный

подход

в

трудовой

деятельности

является

целенаправленным

процессом

и

тесно

связан

с

задачами

трудового

воспитания. В свою очередь трудовое воспитание детей невозможно без

продуманной системы индивидуального подхода, которая включает четкую

постановку цели на основе изучения особенностей детей, организацию и

проведение

необходимой

работы,

обязательное

подведение

итогов

сделанного – анализ результативности данного приема в данном случае.

В организации индивидуального подхода к детям большое значение имеет

воздействие коллектива, общественный контроль, общественное мнение и

общественная оценка работы.

В индивидуальном подходе в трудовом воспитании нуждаются все дети,

включая и тех, которые умеют все делать и достаточно трудолюбивы.

Положительные проявления этих детей используются как пример для других

при

обучении

последних

трудовым

навыкам,

их

положительные

нравственные качества совершенствуются в коллективном труде.

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводится большая

работа по развитию у детей трудовых навыков

и используют методику

развития трудовых навыков у дошкольников основанную на следующих

положениях.

Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

Сбалансированный охват всех сторон развития ребенка.

Осознанное отношение педагогов и родителей к развитию детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Работа по трудовому воспитанию включает в себя:

- организацию практической деятельности

- ознакомление детей с трудом взрослых

- обучение умению называть трудовые действия, профессии

- обучение уходу за растениями, животными

- обучение ручному труду

- изготовление коллективных работ

- формирование умения использовать поделки в игре

Индивидуальные

проявления

в

трудовой

деятельности

-

очень

характерные качества, которые показывают не только отношения ребёнка к

труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его

«общественное» лицо- готовность помочь товарищам, трудиться не только

для себя, но и для других.

Литература:

1.Я.И.Ковальчук. Индивидуальный подход в воспитании ребенка, М., 1985

2. Интернет ресурсы.



В раздел образования