Напоминание

«Работа над интонацией как основа для выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе баяна»


Автор: Галяутдинова Гульгена Гарифовна
Должность: Преподаватель по классу
Учебное заведение: Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Буинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Работа над интонацией как основа для выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения в классе баяна»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация

дополнительное образование

"Буинская детская школа искусств №1"

Методическая разработка

«Работа над интонацией как основа для выразительного и эмоционального

исполнения музыкального произведения в классе баяна»

Выполнила:

преподаватель

1 квалификационная категория

МБО ДО "БДШИ №1"

Галяутдинова Гульгена

Гарифовна

Буинск, 2019

Цель

Раскрыть важность работы над интонацией на баяне, а также развитие

сочетания игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой

работы исполнителя.

Содержание

1. Интонация - это особая форма человеческого мышления о реальности,

многозначная концепция, выражающая звуковое воплощение музыкальной

мысли. Интонация - основа выразительной работы.

2. Интонация - это способность озвучивать или играть на музыкальном

инструменте, чтобы музыкально и эмоционально выразить звуковое

воплощение музыкальной мысли.

3. Зерно интонации - мотив.

4. Воспитанием слуховой культуры является развитие внимания, памяти,

формирование

навыков

слухового

различения

звука

в

высотном,

ритмическом,

тембровом,

динамическом,

текстурно-пространственном

отношении.

5. Пение - на уроках по специальности способствует развитию интонации и

внутреннего слуха.

6. Звук - главное средство выражения

а) развитие тембра, динамики, ударов - часть технических средств

музыкального исполнения.

б) беглость, аккордовая техника, скачки и т. д. - элементы техники.

7. Техника - это не маньеризм и внешняя виртуозность, это прежде всего

скромность и простота - «от ушей до движений, а не наоборот» К.Н.

Игумнов.

8. «Яркость исполнения» - это способность воспринимать и передавать с не

меньшей внутренней полнотой бесконечное разнообразие состояний.

Понятие «яркость исполнения» включает в себя широчайший спектр

персонажей,

настроения,

определяемые

интенсивностью,

глубиной

восприятия выразительности, красотой любой выполняемой работы.

Проблема интонации очень сложна и сопровождает исполнителя на

протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в

музыке, нужно обратить на это особое внимание. Прежде всего необходимо

определиться с понятием «интонация». Интонация (ср. В. Лат. Intonatio, от

интоно - я пою, пою, пою первые слова)

1. Многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной

мысли, которое интерпретируется как проявление социально и исторически

детерминированного человеческого сознания. Впервые сформулированная

Б.В.

Асафьевым,

эта

концепция

получила

дальнейшее

развитие

в

многочисленных

работах

русских,

а

также

некоторых

зарубежных

музыковедов. По мнению Б. Асафьева, интонация является носителем

музыкального содержания (в этом особенное отличие музыки, например, от

речи, где значение лежит на слове, а интонация играет вспомогательную

роль; в то же время общее Происхождение музыкальной и речевой

интонации безошибочно). При написании, практике музыки, создании

музыкальных инструментов, даже размышлениях о музыке и т. д. Понятие

интонации охватывает как чисто музыкальный (например, наименьший

мелодический поворот, выразительный интервал, исполняющий «тон»

музыки),

так

и

непосредственно

жизненные

явления

(

например,

эмоциональный тон повседневной речи, тембр и характер голоса, как

выявление

определенного

психологического

состояния,

авторская

индивидуальная эмоциональная окраска «тон стиха»).

2. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и

характера звуков (созвучий), а также степени акустического выравнивания

структуры и тембра, например, органных труб. Тон - напряжение,

напряжение -

а) в музыкальной акустике - мельчайший элемент сложного звука,

частичного тона, аликвотного тона, обертона. Это отличается от звука

музыки, шума; формируется простыми (синусоидальными) колебаниями.

Поле имеет высоту, громкость, а также тембр, чувствительный к регистру и

громкости.

б) интервал, мера высотных отношений наряду с полутоном.

в) степень гаммы, лада, гаммы, звук аккорда, элемент мелодии. Интонация -

это особая форма мышления о реальности. Верно слышать музыку -

осмыслить ее интонационный смысл. Б.М.Теплов писал: «Музыкальный

опыт - это эмоциональный опыт, и невозможно понять содержание музыки

иначе, как с помощью эмоциональных средств». Таким образом, в

восприятии интонационного содержания музыки основную роль играют

интеллектуальные и эмоциональные стороны. Важным аспектом является

интонационная работа слуха, понимание выразительных отношений между

тонами. Внутренний слух является важной составляющей интонационной

культуры слуха музыканта. Для исполнителя очень важно услышать

музыкальный текст внутри себя, озвучить его в своем уме. Интонация - это

особая форма мышления о реальности. Верно слышать музыку - осмыслить

ее интонационный смысл. Б.М. Теплов пишет: ««Музыкальное переживание

- это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем

нельзя понять содержание музыки». Таким образом, в смысле обозначения

музыки главную роль играют интеллектуальный и эмоциональный стороны.

Важным аспектом является интонационная работа слуха, понимание

выразительных отношений между тонами. Внутренний слух является

важной частью слуха музыканта. Для исполнителя очень важно озвучить

это в своем уме. Наиболее полное развитие теории интонации принадлежит

Б.В. Асафьеву. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» он

предложил определение музыки как «интонация интонации, состояние

тонового

напряжения».

«Тонность»

Б.

Асафьев

соединяет

голосом,

дыханием.

Интонация связывает музыку со словесными искусствами

(поэзией, литературой), уточняя, раскрывая смысл, заложенный в словах. В

решении этой серьезной проблемы требуется особый подход к методике

работы

с

начинающими

баянистами,

используя

опыт

других

исполнительских

школ,

и

их

приемы

переносятся

на

баян.

При

использовании опыта других школ производительности, и их методы

передаются

на

баяне,

в

течение

длительного

времени

в

истории

производительности.

Педагогика

пришла

к

выводу,

что

словарь

художественного произведения был следующим: развитие слуха, звук

высокого

тона,

ритмические,

тембровые,

динамические,

текстурно-

пространственные отношения для слуховой культуры. Б.В. Асафьев сказал:

«Многие люди слушают музыку, но не многие слышат», «Музыка всегда

интонационна, а иначе она немыслима». Каждое музыкальное произведение

вырастает из маленьких мотивов, состоящих всего из 2, 3 нот. Характер

этой музыки уже заложен в «зернах». Выслушав «зерно», мы уже можем

понять, какой работой это получится. Взять, к примеру, белорусскую

народную песню «Перепел», интонационное зерно состоит из 3-х звуков:

один

звук

длинный,

а

два

других

короткие

(это

восьмая

продолжительность). Один звук записывается выше, он звучит выше и

тоньше, а другие - ниже, а звук ниже. Играют ученики на баяне. Как

интонация зернистости

определяет природу? Грустный, жалобный,

ласковый, нежный, спокойный. Совпадает ли характер интонационного

«зерна» с общим характером песни? Общий характер песни такой же; та же

жалобная, грустная музыка выросла из интонационного зерна. Русская

пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Если мы будем сеять

пшеницу, мы не будем выращивать картофель или рожь, пшеница будет

расти. Так и в музыке. Если зерно интонации звучит весело, радостно, то

музыка будет веселой, радостной, задорной. Если зерно интонации

грустное, то музыка будет грустной, печальной. Прежде чем написать

музыкальное произведение, композитор сначала ищет интонационное зерно,

а из музыкального зерна он уже пишет целое произведение. В больших

музыкальных произведениях есть несколько разных интонационных зерен.

Иногда зерно интонации можно воспроизвести в начале или в конце

музыкального произведения. Часто это пронизывает всю работу от начала

до конца. Каждый музыкант обязан знать особенности своего инструмента

для

успешного

исполнения

и

преподавательской

деятельности.

Современный баян имеет множество естественных преимуществ, которые

характеризуют

художественный

облик

инструмента.

Говоря

о

положительных качествах кнопки, мы говорим о ее звуковых качествах - о

красивом, мелодичном тоне, и художественной выразительности. Здесь и

грусть, и радость, и безудержное веселье, и магия, и горе. Душевная

лирическая мелодия звучит так же убедительно, как лихой народный танец.

Динамические градации женского голоса простираются от самого тонкого

пианиссимо до фортиссимо, и очень ценно, что игрок женского пола может

активно

контролировать

динамику

меха.

Отмечая

естественные

преимущества инструмента, мы должны знать о его недостатках. Они

включают,

но

не

ограничиваются

ими,

полифоническую

текстуру;

необходимость использовать довольно большую физическую силу для

управления мехом, что в конечном итоге не может сказаться на свободе

игрового аппарата , а также, с некоторыми оговорками, фиксированную

высоту звукоряда.

Некоторые баянисты считают отсутствие педали «как у фортепиано» одним

из

недостатков.

Но

ведь

нельзя

утверждать,

что

баян

обладает

достоинством всех инструментов. В нашем арсенале вполне достаточно

выразительности, вам просто нужно умело ими пользоваться. Процесс

интонации, чтобы стать музыкантом, в ритм - интонацию поэта (Б.

Асафьев). Музыкальная педагогика все больше выражает обеспокоенность

тем,

что

в

практике

преподавания

баяна

существует

широко

распространенный метод, но только для развития игровых движений и

навыков. Исполнение интонации в начале игры - это исполнение

саундтрека, исполнение музыкального слуха, координация движений и

репертуар. Школа игры на баяне (А.Онегин, Ю.Акимов и др.), используемая

в педагогической практике, не уделяет достаточного внимания проблеме

интонации. Тем не менее, репертуар, предлагаемый в этих коллекциях,

может быть использован для достижения цели. Музыкальный слух

включает

в

себя

несколько

типов

-

тональный,

мелодичный,

полифонический,

гармонический

тембр

-

динамический,

внутренний

(музыкально-слуховые

представления).

Мелодичный,

гармоничный,

тембро-динамический, слух должен быть воспитан и развит. Также есть

голосовой

слух,

то

есть

можно

правильно

интонировать,

но

его

несовершенство можно компенсировать внутренним слухом.

1) Интонация - это понимание звука, или звук - это реализация интонации.

Мелодичный

слух

напрямую

зависит

от

художественного

качества.

Интонация - это ядро мюзикла, как средства музыкальной речи, от которого

зависит содержание спектакля (К.Н. Игумнов).

2) Интервал - самый маленький интонационный комплекс (Б.Асафьев).

Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения. 3)

Мелодичный

рисунок

воспринимается

через

чувство

эластичности,

упругости и психологического веса. Это основное условие содержания

заявления. «Мелодичный рисунок» должен быть испытан:

а) близко или далеко,

б) созвучие или диссонанс,

в) в ладу или в не ладу.

г) слушание продольных интонационных интервальных структур, т.е.

«Музыкальные

слова»

-

один

из

важнейших

аспектов

развития

мелодического слуха.

4) Восприятие мелодического целого. Б. Асафьев требовал от слушания

каждую минуту. Развитие навыков - это обучение слуху. Все зависит от

слухового воображения. Творческая работа сложна для механики по трем

причинам:

1. Тренировка уха сложнее пальцев (Игумнов)

2. Неоправданно долго играть некоторые произведения

3. Отсутствие методик развития и теории слухового воспитания. «Ученик

будет очень хорошо работать, если он не бросится к клавиатуре, пока он не

осознает каждую ноту, последовательность, ритм, гармонию и все указания,

содержащиеся в примечаниях» (И. Хоффман). На начальном этапе обучения

это очень долгое время, занимаемое адаптацией, адаптацией к инструменту

и трудностями в овладении навыками ведения меха и извлечения звука.

Именно на решение этих задач направлено внимание педагогов с первых

уроков, а на активизацию музыкального слуха - нет. А ведь музыкальная

интонация

-

это

музыкальная

мысль

носителя.

Таким

образом,

выразительная интонация является основой исполнения и должна быть

введена с самого начала обучения игре на баяне. Для исполнителя важна

концепция «дыхания». Баян - один из немногих инструментов, который

имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть

своеобразные «легкие»- мех.

Продолжительность, динамика, характер

звучания регулируются с помощью меха, с одновременным нажатием

клавиш. Каждое движение меха должно быть воспроизведено. Поэтому

важно начать формирование первых навыков извлечения звука, которые

помогут вам вести мех. В «Современной школе игры на баяне» В. Семенова

даны упражнения на «дыхание» инструмента. Предлагаются различные

способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения

характера

упражнений

(«Спокойный

ветерок»,

«Маленькая

буря»,

«Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»)

Как и в людях образы и эмоциональный цвет передаются посредством

идеологической обработки или интонации (спорным, привлекательным,

повествовательным и т. д.). С определением интонации, фразы, внушения,

интонация имеет отдельный звук (A A A ...), благодаря основам

использования слова, использование доступных текстов ребенка. В то же

время Д. Самойлов является участником "15 школьных игр на баяне", Р.

Бажилина "Школа игры на баяне", представляющего собой музыкальный

материал, составленный из легендарных пьес, детской пьесы, народного

спектакля. поп и многое другое. ; « Хрестоматия для Баяна».

Выпуск 2. Составитель А. Крылоусов, "Хрестоматия для баяна".

Выпуск 2. Составитель А. Крылоусов, «Хрестоматия для баяна».

Младшие классы ДШИ. Составитель Р.Гречухина. Многие песни в

сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна)

располагает к пению, аккомпанементу. Пение несомненно влияет на

понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача

как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего

слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемее на

уроках сольфеджио. Основным в работе над интонированием в классе баяна

является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово,

которое будет являться кульминацией, связывать все это с музыкальным

звучанием.

Например:

«Дождик

дождик,

припусти!»

«Дай

цветочкам

подрасти».

Для отмены ритма нужно прохлопать или постучать ритм песенки с

текстом: Дождик, Дождик, При-пус-ти! Дай цве-точ- кам под- рас- ти».

Слова «припусти» и «подрасти» включают в себя две сильные доли.

Ударение в этих словах помогает определить акцентируемые ноты. После

этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста

вслух, а затем «про себя». Или другой пример, песенка «У кота», с которой

я начинаю освоение правой клавиатуры на баяне «У кота воркота

колыбелька хороша». Ударные слова «воркота» и «хороша» последние

слоги включают в себя две акцентируемые (ударные) доли. Постепенное

усиление (приближение

звука), затем кульминацию, после которой

происходит ослабление звука. Для этого можно поиграть приближение и

удаление поезда.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике

способность слышать все, что он играет на баяне. Для этого объяснить, что

звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом

звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только

за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию.

Нужно

развивать

у

ученика

предслышание:

постепенное

усиление

(приближение

звука),

затем

кульминацию,

после

чего

постепенное

ослабление звука. Для этого можно поиграть приближение и удаление

поезда. На этом этапе ученику объяснить понятие «динамика», которое

относится к звуку (динамика- это звук) и познакомить с градациями силы

звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление

звука). Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой

баяна, а учащиеся часто пользуются динамикой только в пределах mp-mf,

обедняя тем самым свою звуковую палитру. По данному поводу Г.Нейгауз

говорил: « Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Федоровной (mf),

Петю(p) с Петром Павловичем (pp), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)»

(см.: Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» – М., 1982). В ведении

меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее

целесообразный момент смены направления в его движении. Что же

определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и

характер мелодического движения. Использование некоторых особенностей

мелодического

движения

позволяют

получить

дополнительные

возможности

смены

направления

внутри

построений.

Мех,

без

преувеличения,

является

главным

средством

выразительности.

Другим выразительным средством являются динамические оттенки. Шкала

градаций, по существу бесконечна. Надо научить ученика пользоваться всей

динамической амплитудой баяна. Каждому виду искусства присущи свои

выразительные средства. Так, например, в живописи, одним из основных

средств выражения является цвет. В музыкальном искусстве из всего

арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего

видим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение

музыкального искусства от любого другого, «звук есть сама материя

музыки» (Г. Нейгауз), ее первооснова. Без звука нет музыки, поэтому

основные усилия музыканта- исполнителя должны быть направлены на

формирование звуковой выразительности. Это положение подтверждается

практической деятельностью всех крупнейших музыкантов, не зависимо от

их специальности. Анализируя текст, сопоставляя между собой звуки,

мотивы, фразы, исполнитель устанавливает между ними смысловую связь,

оживляет их, делает свой замысел доступным для восприятия. Тогда между

исполнителем и слушателем возникает контакт, позволяющий слушателю

понимать исполняемую музыку. Творческий поиск выразительных средств,

следует

направлять

на

решение

главной

задачи

-

осмысленное

интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом.

Для решения применяют различные выразительные средства исполнения –

динамику,

штрихи,

агогику,

артикуляцию,

тембровое

сопоставление,

ведение меха. Звук- основное средство выразительности. Творческий поиск

выразительных средств должен быть направлен на решение главной задачи

- осмысленной интонации каждого мелодического поворота и всей мелодии

в целом. Для решения используются различные выразительные средства

исполнения - динамика, удары, агогика, артикуляция, сопоставление

тембра, сохранение меха. Звук является основным средством выражения.

Как сказал Н.Метнер: «Все должно получиться, родиться из тишины.

Слушай, слушай и слушай. Вытягивая звуки слуха из глубочайшей тишины.

«Работа со звуком должна быть тесно связана с развитием слуховых

способностей ученика. Его исполнительские намерения должны быть

подчинены его слуховым концепциям, слуховое внимание должно быть

чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, и общее

внимание должно быть организовано. Развитие этих качеств поможет

ученику заметить неточности в его исполнении, правильно реагировать на

плохой звук и постоянно добиваться хороших результатов. Это развивает

внимательное отношение учащегося к методам извлечения звука на баяне,

что обеспечивает получение полноценного Звук. Работа над звуком - это

развитие тембра, динамики и ударов. Они являются частью технических

средств музыкального исполнения, не менее важных, чем такие элементы

техники, как беглость, аккордовая техника, гонки и т. д. При исполнении

кантиленных

произведений

необходимо

стремиться

максимально,

приблизить звучание баяна к пению, к человеческому голосу. Например:

Аглинцова «Русская песня», слуховой контроль играет здесь важную роль

для достижения игры легато (legato-connected). Пальцы расположены очень

близко к клавишам. Кисть легкая, но не рыхлая, у нее должно быть

ощущение целеустремленной свободы. Нет необходимости качаться. Палец

легко нажимает на нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться, пока

не остановится. Каждая последующая клавиша также нажимается плавно, и

одновременно

с

нажатием

следующей

клавиши

предыдущая

легко

возвращается в исходное положение. При надавливании пальцы ласкают

клавиши. Самый старый баянист и исполнитель П. Гвоздыев в своей статье

«Принципы формирования звука на баяне и его извлечение писал:

« Сочный, мелодичный звук, мощь, красота сочетаются в этом инструменте

с динамической гибкостью и способностью тончайшей подачи ». Ни один

музыкант не может достичь высокого уровня мастерства, не освоив фразы.

Разделение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального

произведения. В статье «О музыкальном исполнении» А.Гольдвайзер

выразил свою мысль следующим образом: «Когда возникло музыкальное

искусство, человек прежде всего исходил из того, что он делал своим

голосом, из пения и речи. Вся музыка была расчленена дыханием. «Чтобы

определить

деление

к

моменту

дыхания,

музыканту

необходимо

естественное стремление к вершине в каждой фразе, то есть правильные

точки кульминации, а также естественная интонация и динамическое начало

и спад фразы, работа над произведением. Например, русская народная песня

«Тонкая рябина» или украинская народная песня «Ночная луна» поется

мелодично.

Фразирование -

это

прежде всего средство выражения

художественного образа музыкального произведения. извлечения звука,

других выразительных средств, синтезирует динамику, агогику, инсульты и

т. д. и всегда индивидуален. В статье «Фразирование баяниста» Ю.Акимов

пишет:

«Мы

имеем

дело

с

довольно

сложной

связью,

поскольку

Фразирование - это средство по отношению к содержанию произведения и в

то же время художественная цель по отношению к общим музыкальным,

инструментальным и индивидуальным средствам исполнителя. Можно

сказать, что овладение фразировкой является сущностью всего процесса.

работать на работе. Особое место следует уделять штрихам. «Штрихи

являются

характерными

формами

звуков,

получаемых

с

помощью

соответствующих техник артикуляции в зависимости от интонационно-

семантического содержания музыкального произведения». (Б.Егоров «Баян

и баянисты». - М., 1984. - Выпуск 6).

Наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного

выражения композиции чрезвычайно важна роль движения меха. В работе

по интонации важны правильно подобранные аппликатуры, штрихи, фразы,

динамика, движение и смена меха. Главное в этой работе - интонационная

логика. Крайне важно стремиться к ученику, понять характер игры, которая

поощряет эмоциональную сторону этого процесса. В процессе работы над

интонацией на любом этапе обучения у ученика должна быть заложена

основа способности к интонации. Надо научить ученика

понимать и

чувствовать музыку. Добиваться этого помогает тщательно подобранные

упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения

интонированию.

Вся работа музыканта над интонированием в произведении направлена на

то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое,

эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное

исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь

важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным

достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени

обучения.

Пройдя путь с 1 по 6 класс, участвующие в этом должны быть открыты

духовному

опыту

человечества

и

раскрыть

механизм

превращения

жизненных

явлений

в

музыкальные

образы.

А

главное

научиться:

СЛУШАТЬ - ЧУВСТВОВАТЬ - ПОНИМАТЬ. Секрет обучения ребенка

состоит в том, чтобы обеспечить полную свободу творчества через

непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.

Развитие музыкального образа в игре музыкальных произведений - одна из

самых важных задач для педагогов-музыкантов. Мы хотим, чтобы наши

чувства звучали по-новому, находили новые образы и эмоциональные

вершины. Все, что нужно для этого - это знания, которые можно полностью

выразить во всей своей музыкальной целостности.

Художественный образ имеет не музыкальный текст, а личность, когда он

становится человеком, как бы продолжением музыкального творчества.

Когда речь идет о высоких мотивах обращения к музыке, то есть к

исполнителю эмоционально-эстетической деятельности исполнителя. Это и

есть музыкально-образное мышление.

Здесь

музыкальное

содержание

предстаёт,

как

эмоции,

чувства

и

настроение.

С.Е.

Фейнберг

говорил:

«Неверно

сводить

содержание

музыкального произведения - только эмоции, потому что в музыкальном

мышлении имеются также логические элементы». Верно то и другое. Речь

должна идти об эмоциональной логике.

Задача педагога состоит в том, чтобы направлять мысли ученика в верное

русло рассуждений, чтобы помочь разобраться в содержании произведений.

Педагог практически всегда умеет определить уровень эмоциональной

отзывчивости своего ученика. Если она не достаточна для воплощения

художественного образа жизни, то нужно искать пути для пробуждения ее у

него.

Бывает такое, что ученик эмоциональный, но он не понимает, не чувствует

именно эту музыку. Как трудно обеспечить радость во всей глубине. Чаще

всего удается «напор» и его обратная сторона - вялость и равнодушие.

Часто бывает, что у ученика полное отсутствие какого-либо подобия

настроения. Все «настроение» преподаватель «приклеивает» тщательной

работой, и во время публичных выступлений они быстро «отлетают»

обнажая сущность ученика.

Как помочь ученику в преодолении малой эмоциональности? Объясняя

ученику что делать, нужно немедленно показать, как это делается снова и

снова, и вернуться к действию, определенному движению.

Часто бывает, когда можно «разбудить» ученика, показывая движение и,

конечно же, свою игру. От учителя требуется максимум терпения и

терпения, чтобы получить от ученика осмысленные действия. Ведь ученик

не должен становиться «марионеткой». Каждое его движение должно быть

наполнено чувствами, а также осознанием того, что он этого хочет.

Образное мышление ученика - это формирование его сознания, что

предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре.

Музыкальный образ исполнителя,

художника - это та

обобщенная

«картина» его

воображения,

которая «направляет»

непосредственное

исполнение через его универсальные составляющие. И в композиции, и в

исполнении решающим звеном является интуиция. Конечно, техника и

разум чрезвычайно важны. Чем более тонкие духовные переживания

должен раскрыть исполнитель, тем более отзывчивым и развитым должен

быть его технический аппарат. Но пальцы будут молчать, если молчит

душа. Необходима причина, чтобы тщательно идентифицировать каждый

аспект работы. Однако в итоге главная роль принадлежит интуиции,

определяющему условию в работе - музыкальному чувству, музыкальному

чутью.

При работе над художественным образом музыкального произведения

основной задачей учителя является развитие у ученика ряда способностей,

способствующих его «увлечению» игрой. К ним относятся - творческое

воображение и творческое внимание. Развитие творческого воображения

направлено на развитие его ясности, гибкости, инициативы. Способность

ясно представлять художественный образ характерна не только для

исполнителей, но и для писателей, композиторов и художников.

Художник, актер получает материал для своего творчества из повседневной

жизни, а повседневная жизнь музыканта обычно не дает готового

музыкального

материала

для

воображения.

Ему

нужно

постоянно

приобретать особый опыт, он должен уметь слышать и делать выбор.

Поэтому

достаточно

высокий

уровень

слуховой

культуры

является

необходимым условием развития творческого воображения музыканта.

Наблюдая за игрой ученика , мы часто слышим такие недостатки, как

неспособность слушать длинные звуки, неспособность выделить основной

голос и смягчить другие, неспособность выбрать правильный темп, сделать

фразу,

провести

эмоционально

правильную

динамическую

линию.

Особенно это наблюдается при игре на кантилене.

Самым ценным качеством любого инструмента является его звучность, его

«голос». Поэтому интуиция, техника и разум очень важны. Чем более

тонкие эмоциональные переживания должен проявить исполнитель, тем

более отзывчивым и продуманным должен быть его игровой аппарат.

Процесс прослушивания музыки очень важен. Это должно быть определено

определенными

задачами

-

прослушивание

ритмического

рисунка,

мелодичных движений, мелодий, смена ударов, приемов извлечения звука,

тишины, остановок, пауз. И даже паузы нужно слушать, это тоже музыка, и

прослушивание музыки не прекращается ни на минуту! Учащийся должен

тренироваться. Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает

сфокусировать ухо. Анализ качества игры будет более острым. Все

существующие «ошибки» будут услышаны лучше, потому что при таком

обучении слуховое восприятие обостряется.

Привлекать учащегося к игре мелодий, путём сравнений и сопоставлений .

Музыка может побудить воображение к визуальным впечатлениям. Вы

также можете использовать словесные оттенки, как для маленьких детских

игр, так и для больших развернутых форм. Нужно воспитывать в ученике

любовь к творчеству. Вице-адмирал Сухомлинский писал: «Прижимая

готовые истины к голове ребенка, учитель не дает ребенку возможности

даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья

мечты, фантазии, творчества ...» Необходимо обратиться к игровому

автомату художника.

В процессе работы над произведением музыкант достигает наиболее

полного раскрытия своего идеологического и художественного содержания

с помощью всех доступных средств выражения инструмента.

При анализе музыкального произведения главное - погрузить ум ребенка в

атмосферу, в которой было написано музыкальное произведение, детально

разобрать

его

структуру,

составить

тональный

план,

определить

кульминацию.

Чтобы

определить,

какими

средствами

выражения

и

техническими методами будет показана основная тема - разработка.

Для качественной игры нужно изучить работу «изнутри». Значительное

место в работе над продуктом занимает анализ. Надо все понимать, потому

что понимать это значит сделать первый шаг к любви. Восприятие музыки

неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость к музыке не

только не конфликтует, но, наоборот, обретает свою основу благодаря

умному логическому анализу. Нагота гасит творческий огонь, обдумывание

- возбуждает эмоциональные творческие силы.

В анализе не может быть никакой специальной схемы. В каждой работе есть

уникальные особенности, которые придают ей индивидуальность, красоту.

Найти их и представить - задача учителя. Правильное использование

учеником методов и приемов является ключом к профессиональной и

эмоциональной игре. Задача учителя - помочь раскрыть работу, направить

ее в «правильном направлении», но в то же время дать ему возможность

самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания.

Учитель

должен

всегда

стремиться

пробудить

чувства

и

желание

музыкального исполнения у учеников, тем самым обогатить их духовный

мир, развить эмоциональность и отзывчивость.

Самостоятельность, активность ребенка в поисках интересной грамотной

интерпретации

пьесы

основана

на

его

способности

слышать

и

анализировать оформление произведения с одной стороны, а с другой - на

его

музыкальном

багаже,

запасе

музыкального

и

художественного

впечатления в целом. Нужно постоянно (в классе, дома, на концертах)

слушать музыку, много читать, посещать художественные выставки. Тогда

очень скоро учитель будет говорить с учеником на равных, не навязывая

свою интерпретацию, а обсуждая варианты, выбирая лучшее вместе. В

конце концов, музыка настолько прекрасна, что позволяет много вариантов

интерпретации.

Дело в том, насколько грамотно, профессионально мы относимся к

музыкальному тексту, насколько богата наша музыкальная культура. Для

правильной

передачи

художественного

содержания

музыкального

произведения учащийся должен иметь специфику звукового производства

на инструменте, анализа технологии и систематизации основных штрихов.

Зная форму стилистических особенностей, текстуру работы, ученик должен

найти соответствующие игровые движения и приемы извлечения звука для

выполнения этой задачи. Одним из важных этапов игры является работа

пальцев - их чувственность, поддержка, давление, артикуляция. Работа на

игровом автомате, это одна из самых важных и самых сложных задач

художественного содержания.

Заключение

Чтобы познакомить ребенка с увлекательным сложным миром музыки,

необходимо сначала заинтересовать его, используя для этого все его знания,

опыт, терпение, сострадание, доброжелательность и простоту. Учитель

должен горячо любить своих учеников, постоянно заботиться о них и

относиться к каждому с равным уважением, только в этом случае он может

рассчитывать на их искреннее уважение и привязанность.

Музыкант должен заниматься художественным самообразованием на

протяжении всей своей жизни. Расширение горизонтов помогает обогатить

исполнительскую фантазию. Нам нужно развивать наше эмоциональное

восприятие,

поскольку

музыка

является

отражением

эмоциональной

стороны духовной жизни человека. Восприятие искусства столь же глубоко

и бесконечно, как и искусство.

Список используемой литературы:

1. В.В. Крюков «Музыкальная педагогика»;

2. Ф.Липс «Искусство игры на баяне»;

3. В помощь баянисту;

4. Р. Бажилин «Самоучитель игры на баяне»;

5. Ю.Т Акимов «Баян и баянисты» 1970г. (сборник мет. материалов)



В раздел образования