Авторы: Астафьев Сергей Павлович, Астафьева Любовь Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: КГКУ
Населённый пункт: Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ВПК «Казачья застава»: территория безопасного взросления воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование
ВПК «Казачья застава»: территория безопасного взросления
воспитанников детского дома
Астафьев С.П., Астафьева Л.А. КГКУ «Лесосибирский детский дом
им.Ф.Э.Дзержинского»
г.Лесосибирск, Россия
Аннотация. Представлен опыт работы казачьего военно-патриотического клуба
«Казачья застава» по инициации взросления воспитанников детского дома.
Ключевые слова: казачий клуб, безопасное взросление, инициация взросления,
девиантное поведение.
Annotation. Experience of work of the Cossack military-Patriotic club "Cossack Outpost" on
initiation of growing up of pupils of orphanage is presented.
Key words: Cossack club, safe growing up, initiation to adulthood, deviant behavior.
В психологии понятие взросления пока однозначно не определено. Чаще
всего взрослость определяется характерным набором качеств личности, в
который
входят:
самостоятельность
действий,
независимость
суждений,
ответственность за сделанный выбор, социальная инициативность, способность
к творчеству и саморазвитию и другие. Соответственно взросление – это
период становления у ребёнка данных качеств, подготовка его к роли
взрослого. Наиболее активное время жизни человека, когда происходит его
взросление – это подростковый возраст.
Важно
специально
создавать
педагогическую
среду,
чтобы
целенаправленно влиять на процесс взросления, в противном случае он будет
проходить стихийно, а значит небезопасно для детей. Главная опасность –
формирование искажённого образа взрослости (как вседозволенности) и
овладение её только внешней стороной (поверхностными представлениями о
взрослой жизни), что находит выражение во многих видах девиантного
поведения:
употреблении
ПАВ,
противоправных
действиях,
половой
распущенности, социальном иждивенчестве, др. [3, 150]
Педагоги
Лесосибирского
детского
дома
находятся
в
поиске
эффективных форм и методов сопровождения процесса взросления, стремятся
сформировать уклад учреждения, который помог бы снять кризисы взросления,
создать «территорию», на которой данный процесс проходил бы наиболее
безболезненно, безопасно для подростков.
Под
территорией
безопасного
взросления
мы
понимаем
такую
педагогическую среду, которая безопасно для здоровья, психики, жизненного
благополучия отвечает потребностям взрослеющего человека [1, 29].
Немаловажную роль в создании таких условий мы отводим клубным
формам работы, детско-взрослым сообществам, среди которых особую роль
занимает деятельность военно-патриотического клуба «Казачья застава». Клуб
был образован в декабре 2014 года. Ранее, с 2009 года, на базе Лесосибирского
и Абалаковского детских домов работал казачий пикет «Ермак». В 2018 году
клуб был зарегистрирован как военно-патриотическое объединение.
В рамках понятия территории безопасного взросления мы рассматриваем
ВПК «Казачья застава» как:
- место инициации взросления;
- форму детско-взрослой общности;
-
средство
профилактики
девиантного
поведения,
в
том
числе
правонарушений.
1. Место инициации взросления – то есть место, где осуществляется
переход на новую возрастную ступень – переход к взрослости. В клубе
«Казачья застава»:
- культивируется идеология взрослого члена общества, поскольку казак –
это в первую очередь воин, готовый в любой момент встать на защиту
Отечества. Служение Родине – образ жизни казака. Реализуется программа «Я
живу в России», цель которой способствовать патриотическому, физическому,
интеллектуальному и духовному развитию через приобщение к историческому
прошлому, к традиционной казачьей культуре;
- применяются «ритуалы перехода» [1, 28-29]: испытания для кандидатов
перед вступлением в клуб, посвящение в казаки, клятва на соответствие новому
статусу, ношение единой формы одежды – в том числе традиционной казачьей
или с казачьими атрибутами, эмблемой клуба – как «метка» принадлежности к
сообществу, принятие казачьей присяги;
- предъявляются требования к новому статусу (члену клуба) как критерии
его взрослости [1, 27] – заложены в Кодексе чести казака, в Уставе клуба, в
наказах старших «носителей образа»;
- предъявляется «образ взрослости», «образ идеального взрослого»
(военный, герой, простой казак) через:
проведение образовательных и тематических встреч, исторических
уроков, уроков мужества с приглашением представителей Енисейского
казачества, городского Совета ветеранов, городского Союза ветеранов
боевых действий;
через
поисково-исследовательскую
работу
о
Героях-красноярцах:
Белинском Е., Юшкове М., Слободенюке Г., Брагине В., о ветеранах-
земляках, о выпускниках учреждения – военнослужащих и достойно
прошедших службу в армии,
и затем – представление результатов поиска на научно-практических
конференциях, экскурсиях, в устных журналах;
через
наставничество
представителей
казачества
над
трудными
подростками;
- инициируются события, где воспитанники осваивают и присваивают
критерии взрослости, взрослые формы поведения [1, 27]: казачий круг, военно-
полевые сборы и выходы, марш-броски, служение в храме, несение почётного
караула,
Курс
молодого
бойца,
военно-исторические
реконструкции
(«Маклаковский бой», «Подвиг Ефима Белинского», «Основание Енисейского
острога», «Истоки земли Маклаковской»), военно-патриотические игры и слёты
(«Сибирский щит», «Патриот»), походы и экспедиции и др.
Природой заложено, что юноши желают пройти различные испытания на
преодоление трудностей и проверку своих возможностей (на боль, усталость,
риск), для них это способ приблизиться к взрослости, чтоб признали «своим».
И чем труднее эти испытания пройти, тем привлекательней считается членство
в
клубе.
Проживание
событий
инициирует
взросление
детей.
Девять
воспитанников клуба в 2018-2020 годах приняли казачью присягу и стали
полноправными казаками.
2.
Форма
детско-взрослой
общности
–
наличие
разновозрастного
объединения,
совместно-разделённой
деятельности
детей
и
взрослых,
сотрудничества
между
ними,
что
является
необходимым
условием
благополучного взросления [2, 265-266]. Только рядом со взрослыми, сначала
под их руководством, а потом и независимо, подросток может безопасно
пройти
путь
освоения,
присвоения
и
реализации
взрослых
качеств:
самостоятельности, ответственности, инициативности. В состав клуба «Казачья
застава» из взрослых входят три педагога, в том числе руководитель, Астафьев
Сергей Павлович, он же – товарищ атамана ГКО «Лесосибирское», а также
девять выпускников учреждения, которые приняли казачью присягу.
Клуб на добровольной основе объединяет детей разного возраста,
начиная с 10-ти лет. Сейчас в состав клуба, кроме взрослых, входят 25 человек.
Это полностью группа студентов Лесосибирского филиала Красноярского
строительного техникума и прошедшие кандидатский стаж дети 7-ми других
воспитательных групп учреждения. Из них 10-11-летнего возраста – 4%, 12-15-
летних подростков – 36%, 16-ти лет и старше – 60%.
Такая
разновозрастная
детская
коммуникация
формирует
опыт
отношений между людьми, даёт уроки руководства и подчинения, учит
принимать ответственность за других.
Клуб ведёт деятельность на принципах со-управления, где все делается
сообща: взрослые и дети вместе планируют и проходят все этапы жизни.
Старшие предъявляют образцы достойного поведения, а младшие хотят им
подражать, соответствовать. Главное – обеспечивается движение ребенка в
пространстве
своего
возраста,
но
с
прицелом
на
образец
будущего,
подготавливается восхождение ребенка на следующую возрастную ступень
(кандидат – член клуба – повёрстанный казак).
Кроме того, интересным представляется уже 13-летний опыт клуба по
осуществлению проекта «Лето – это маленькая жизнь», когда разновозрастная
группа воспитанников под руководством педагога организует отдых в
семейных
условиях
в
Краснодарском
крае.
Полная
автономия
и
самообслуживание, «семейные» взаимоотношения, деятельное погружение в
казачью культуру, традиции, быт (участие в ежегодном фестивале-мастерской
казачьей культуры «Старая линия»), участие в социально-важных событиях (в
Дне памяти и скорби, организация шефской помощи ветеранам войны и труда),
проведение поисково-исследовательской работы (образовательная экспедиция
«Блиндаж»), активный отдых и оздоровление (экскурсии по памятным местам,
посещение достопримечательностей, мероприятия Дня города Гулькевичи и
т.д.) способствуют тому, что в течение 3-х месяцев дети действительно
проживают целую жизнь в «концентрированном» виде, которая требует от них
проявлений настоящих зрелых качеств, подлинно взрослого поведения.
3.
Средство
профилактики
девиантного
поведения,
в
том
числе
правонарушений. Задача предупреждения отклоняющегося поведения детей
является для клуба одной из главных. За время существования объединения
изменился его возрастной состав. Если на момент образования пикета «Ермак»
в 2009 году 100% клубников составляли дети 11-ти лет и младше, то сейчас, как
было сказано выше, большинство детей в объединении – старше 16-ти лет.
Изменившийся
возрастной
состав
членов
клуба,
приток
в
него
значительного числа студентов повлёк за собой и появление в его рядах
правонарушителей. При этом из общего числа совершивших правонарушения
количество «старых» воспитанников клуба минимально. В основном же это
дети, только прибывшие в детский дом и вступившие в клуб. Динамика же
таких показателей, как количество стоящих на учёте в городских КДН, ПДН,
внутреннем за последние 3 года, показывает неуклонное снижение в них доли
членов клуба, низкую повторяемость правонарушений.
Считаем, что такой результат стал возможен именно благодаря тому, что
клуб является местом, где детям предоставлена возможность реализовать свои
потребности и стремления к взрослой жизни в правильной форме, где в ходе
длительной и продуктивной деятельности, через преодоление препятствий, в
процессе взаимодействия друг с другом и значимыми взрослыми у них
происходит постепенное становление качеств, характеризующих взрослую
личность.
Мониторинг
основных
направлений
деятельности
клуба
показал
значительное расширение за последние 6 лет используемых форм, увеличение
количества мероприятиях, проводимых совместно с городскими и краевыми
структурами, а также возрастание их качественных показателей, особенно в
культурно-образовательном, военно-патриотическом, общественно-полезном
направлениях. Так, уже ожидаемыми стали победы и призовые места клуба на
районных военно-полевых сборах и в городских военно-исторических квестах,
в городских соревнованиях по стрельбе и пейнтболу, в краевых соревнованиях
по рукопашному бою. Значительным достижением клуба стала победа на
краевых фестивалях школьных музеев и патриотических клубов в 2017 и 2021
годах. В 2018-2021 годах на этих же фестивалях клубу за высокие результаты в
области военно-патриотического воспитания было вручено переходящее знамя
одного
из
красноярских
воинских
формирований
времён
Великой
Отечественной войны – 91-й стрелковой дивизии, с которым знаменосцы клуба
приняли участие в торжественных шествиях, посвящённых Дню Победы в г.
Красноярке.
Признание результатов деятельности клуба, успешная самопрезентация
его представителей в различных формах и на различных уровнях способствует
развитию у воспитанников чувства гордости и мотивации их на хорошие
поступки.
Исключительно важным является организация шефства и наставничества
над членами клуба казаков станицы Лесосибирской, которые постоянно
участвуют в событиях, проводимых клубом, и не как гости, а в качестве со-
организаторов. Так, в 2019 году совместно с представителями казачества
проведены: агитпоход в д.Малобелая Енисейского района, посвященный
памяти Героя-земляка Е.С.Белинского; в детском доме – Масленичные гуляния
и праздничное мероприятие в День войсковой казачьей славы. Также вместе
принято участие в: краевом фестивале национальных культур «Сибирское
ожерелье»; Красноярском общегородском крестном ходе; городском фестивале
казачьей культуры «Казачий дар»; праздновании Дня города Лесосибирска
(организация казачьей площадки); городском торжественном шествии в День
Победы; Енисейской пасхальной ярмарке; несении службы в составе казачьего
охранного патруля во время городской Пасхальной ночной службы.
Такое
тесное
сотрудничество,
безусловно,
даёт
свои
плоды.
Воспитанники
клуба
находят
в
совместной
деятельности
правильные
ориентиры истинной, а не «ложной» взрослости, видят в лице казаков-
наставников реальные образцы для подражания, знают, что придётся держать
ответ перед старшими за свои поступки. Следовательно, принадлежность к
клубу, работа в нём служит сдерживающим фактором в совершении
противоправных поступков.
Таким образом, мы, педагоги, считаем, что военно-патриотический клуб
«Казачья
застава»
является
территорией
безопасного
взросления
воспитанников детского дома. В действительности же дать такую оценку
деятельности клуба могут только сами дети и тогда, когда станут взрослыми.
Мы же сейчас можем констатировать некоторые результаты, в том числе:
снижение потребности подростков в самоутверждении посредством
демонстративного отклоняющегося поведения за счёт нахождения иной сферы
реализации своих потребностей;
уменьшение процента стоящих на учёте в надзорных органах;
освоение
воспитанниками
жизненно
важных
знаний
и
умений,
приобретение нового опыта, которые будут необходимы для дальнейшей
успешной их социализации;
проявление гражданских инициатив у членов клуба, разработка и
осуществление социально-значимых проектов;
личностные изменения у части воспитанников (мотивов, интересов,
стремлений) и, как следствие, принятие ими нового статуса – казака, открытие
для них новых перспектив, перестройка их жизненных планов, и др.
Считаем, что деятельность ВПК «Казачья застава», созданный в клубе
уклад жизни помогают снять кризисы подросткового возраста, способствует
самопознанию,
становлению
истинно
взрослых
качеств
личности
воспитанников, что будет способствовать более гармоничному вхождению
выпускников клуба в самостоятельную жизнь.
Список литературы
1.
Бабкина
Н.М.
«Ритуал
перехода»
как
инициация
взросления
воспитанников детского дома / Н.М. Бабкина, И.Я. Журавлёва, Т.А. Левчук //
Управленческие и педагогические практики работы с детьми «группы риска» в
учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
матер. форума. – Красноярск, 2016. – С.27-29.
2.Верин-Галицкий Д.В. Педагогический аспект проблемы взросления /
Д.В. Верин-Галицкий // Народное образование. – 2011. - № 6. С.262-267.
3.Шик С.В. Риски взросления и проблема самопонимания подростков /
С.В.
Шик // Вестник
Красноярского
государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. - № 1 (39). С.148-152.