Напоминание

«Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»


Автор: Мария Андреевна Капустина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №3 пгт. Троицко-Печорск
Населённый пункт: пгт. Троицко-Печорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Игра в экологическом воспитании детей дошкольного

возраста»

1

. Определение и значение игры экологическом воспитании дошкольников.

Игра — это наиболее эмоционально насыщенная деятельность, а положительный

эмоциональный фон, как уже отмечалось, имеет для экологического развития

дошкольников большое значение.

Какова же роль игры в системе экологического образования дошкольников? В первую

очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний,

представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания

об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.

Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть

эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее

своеобразием. Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей

гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.

В соответствии с ФГОС ДО - игра является ведущим видом деятельности ребенка-

дошкольника!!!

2. Виды игр с экологическим содержанием.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников

занимают дидактические игры - это игры, в которых процесс обучения детей

осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и

одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе

дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют,

систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем

дидактическая

игра

оказывает

влияние

на

развитие

мыслительных

операций

дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.),

развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры

способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе,

договариваться в процессе игры и пр.).

В

процессе

экологического

образования

дошкольников

используются

следующие виды дидактических игр:

Предметные - Это игры с использованием различных предметов природы

(листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется

использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и

свойствах объектов

природы. Предметные игры учат детей обследовать,

развивают сенсорику ребенка. Предметные игры возможно использовать во всех

возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных,

усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных

возможностей детей.

настольно-печатные - Данные игры дают возможность систематизировать

знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они

оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают

способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой

ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с

небольшой

подгруппой

детей.

Эффективны

они

и

при

организации

индивидуальной коррекционной работы.

Словесные - Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их

содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей

представлений о мире природы. Словесные игры проводятся с целью

закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о

мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания,

памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.

Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать

как в помещении, так и на прогулке. К категории игр с правилами относятся

и подвижные игры.

В младшем дошкольном возрасте

целесообразнее

использовать настольно-печатные игры экологического содержания: «Узнай и

назови «Что есть у животных «Отгадай-ка» «Одуванчик» «Времена года» В

средней группе дидактические игры используются: «Живое — неживое»,

«Зоологическое лото», «Помоги Медвежонку», «Оживи растение» В старшем

дошкольном возрасте дидактические игры используются: «Живое —

неживое», «Зоологическое лото»,

«Животные и растения родного края»,

«Разложи карточки»

Творческие - Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую

тему имеют творческие игры (строительные с применением природного

материала и сюжетно-ролевые). В них дети излагают свои впечатления,

полученные от общения с природными объектами в процессе наблюдений и

экскурсий,

а

также

знания,

полученные

на

экологических

занятиях. Специфической особенностью данных игр является то, что они

организуются

по

инициативе

самих

детей. Самостоятельный

характер

творческих

игр

дошкольников

помогает

воспитателю

выявить

уровень

экологических знаний и отношение детей к природе, что имеет большое

значение для дальнейшей организации системы образовательной работы с

детьми

по

вопросам

экологии. Строительные

игры

с

природным

материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают

положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и

качеств предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается,

совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практическо-

исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко

познают

проблемные

ситуации,

связанные

с

физическими

свойствами

материалов (например, почему сухой песок рассыпается, а из влажного можно

лепить куличики). При условии создания определенной развивающей среды

(песочницы маленькие и большие, формочки, совочки и пр.) строительные игры

можно успешно использовать как в помещении, так и на участке.

Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт,

знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы.

Большое

значение

для

оптимального

влияния

данного

вида

игр

на

результативность экологического образования дошкольников будет иметь

расширение

и

обогащение

опыта

детей

посредством

проведения

природоведческих экскурсий, использования диафильмов, диапозитивов, видео-

и кинофильмов, отображающих не только непосредственно мир природы, но и

труд людей в природных условиях. Особое значение сегодня приобретает

использование игр как формы организации экологической работы с детьми, а

также игр, направленных на развитие и коррекцию личностной сферы детей

дошкольного возраста посредством использования информации

эколого-

природоведческого содержания

3. Методика организации игровой деятельности с детьми дошкольного

возраста

Методика

обучения

детей

дидактическим

играм

зависит

от

возрастных

особенностей и возможностей дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте на первом этапе воспитатель выступает

активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно

правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры

сообщается дополнительное правило.

Ha втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь

активным участником игры, тем не менее, он управляет игрой, следит за выполнением

детьми правил, помогает им.

На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети

Играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со

стороны.

Начиная со среднего дошкольного возраста, когда у детей уже накоплен

элементарный опыт игровой деятельности, методика обучения и руководства

дидактическими играми детей несколько иная. Перед началом игры воспитатель

рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 — 2 наиболее важных

правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по

ходу игры еще раз проговаривает правила, показывает игровые действия, говорит о

дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре. На втором

этапе дети уже играют самостоятельно. Воспитатель со стороны наблюдает за

ходом игры, исправляет ошибки детей, разрешает конфликтные ситуации. Когда

интерес к игре у детей пропадает воспитатель может предложить детям новый ее

вариант.

Игровые обучающие ситуации (ИОС) в экологическом образовании детей

дошкольного возраста»

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации

воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий,

а через ер другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится

особая роль.

К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе

игры, и рекомендовал учителям о более использовать на занятиях дидактические игры

и игровые приемы.

А.С. Макаренко, У .П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева

и др. отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять

практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

По мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции

влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную

активность ребенка, его творческие возможности.

Оптимальная форма использования игры

- это ИОС, где дети получают

практическую модель правильного поведения в природе. Чередование таких игр и

реальных прогулок по лесу формирует у дошкольников осознанно-правильное

отношение к растениям, животным и людям как к части природы.

Игровая обучающая система – это игра, специально разработанная воспитателем

и принесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

ИОС создается педагогом в разных формах совместной деятельности педагога с

детьми в повседневной жизни.

Особенности ИОС:

Короткий, несложный сюжет на основе жизненных событий, сказочного или

литературного произведения

Оснащение необходимыми игрушками, атрибутами в специальной предметной

среде

В содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача,

сюжет, ролевое взаимодействие персонажей...

Игру проводит воспитатель

Воспитатель

руководит игрой

Типы игровых обучающих ситуаций

ИОС – с

игрушками –

аналогами

Аналоги-

это

игрушки, которые

изображают

объекты природы:

конкретных животных

или растения.

Игрушечные аналоги

животных (мягкие,

резиновые,

пластмассовые,

заводные...)

Аналоги растений

(пенопластовые

фрукты и овощи,

деревья и кустарники

из плоскостного театра,

пластиковые елочки,

грибочки, фигурки

героев из сказки

«Приключения

Чиполлино».

Главный смысл - это

сопоставление живого

объекта с неживым

аналогом (игрушкой

или картинкой).Могут

быть использованы во

всех возрастных

ИОС – с литературными

персонажами

т.е. используются куклы, изображающие

персонажей произведений (сказок,

рассказов, диафильмов, мультфильмов),

хорошо знакомых детям.

У каждого

персонажа есть литературная биография,

которую можно с успехом использовать на

экологических занятиях. В новых ситуация , они

проявляют типичные для них черты.

Карлсон – хвастунишка, баловник,

весельчак, любит вкусно поесть, живет на

крыше.

Каждый литературный герой в отдельно

взятой ИОС может выполнять две функции:

Выполнять роль знающего, хорошо

осведомленного героя.

(Т.е воспитатель устами персонажа

сообщает новые сведения, учит правилам

поведения

Наоборот ничего не знающего

простака

(Воспитатель закрепляет, уточняет,

имеющиеся

у детей представления о природе).

Примеры с Винни Пухом (Знакомит с

жизнью лесных обитателей, проводит

беседу «Как вести себя в лесу?», Исследует

«Следы лесных зверей», Знакомство с

грибаими и ягодами, «Лесные растения»

Примеры с котом Матроскиным

«Путешествие в деревню к бабушке или на

Игры – путешествия

Путешествие

в

данном

случае – это собирательное

название

различного

рода

игр:

посещение

выставок,

сельскохозяйственных ферм,

зоопарка,

экскурсии,

походы, экспедиции.

Особенности:

- Воспитатель берет на себя

роль

экскурсовода,

руководителя

туристической

группы,

заведующего

фермой,

опытного

путешественника.

- Сообщает детям новые,

интересные

сведения

о

местах,

животных,

растениях,

получают

различные

сведения

об

окружающей

природе

и

деятельности

человека

в

ней.

- Воспитатель тщательно

продумывает свою роль

-

Воспитатель

специальными

приемами

постоянно

поддерживает

воображаемую

ситуацию

того

пространства,

в

котором она протекает

группах , начиная с 2-3

лет.

дачу» - «Домашние животные и пртицы»,

«Что растет на огроде?», Правила поведения

летом.

- Воспитатель продумывает

и изготавливает вместе с

детьми атрибутику:



В раздел образования