Напоминание

Программа дефектолога


Автор: Андырева Надежда Егоровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Березники Пермский край
Наименование материала: программа
Тема: Программа дефектолога
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г.Березники Пермского края

Рабочая программа

коррекционных занятий

2 А класс (1 вариант АООП)

Составитель:

Андырева Надежда Егоровна

учитель дефектолог

г. Березники, 2021

Рабочая программа по коррекции нарушений чтения и письма

в 1-4 классах.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями);

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант1);

Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида 0 – 4 классы (под редакцией КПН, профессора

И.М. Бгажноковой);

В настоящее время резко возросло число обучающихся со сложными

речевыми расстройствами. Наиболее трудным является коррекционное

обучение детей с общим недоразвитие речи (ОНР), поскольку оно

представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей

нарушено формирование всех компонентов речевой системы.

Для младших школьников с ОНР характерны нарушения всех сторон речи

(звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический

компонент, связная речь), а также недостаточная сформированность

психологических предпосылок для овладения полноценными навыками

учебной деятельности.

Речевое развитие этих детей удовлетворяет потребностям их повседневного

общения, однако опыт практической работы показывает, что дети данной

категории при обучении в школе испытывают значительные трудности в

усвоении программного материала по обучению грамоте и русскому языку.

В основе возникновения стойких специфических ошибок у обучающихся с

ОНР лежат объективные причины:

1. Недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза

ведёт к искажению звуконаполняемости слова и нарушению слоговой

структуры.

2. Недостаточная сформированность фонематического слуха проявляется в

трудности различения звуков родного языка.

3. Отсутствие или дефектное произношение звуков затрудняет общение.

4. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к

трудностям в структурном построении предложения.

5. Недостаточная сформированность пространственных и временных

представлений является одной из причин появления оптических ошибок,

затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменных работ

обучающимися.

6. Недостаточное развитие слухового, зрительного внимания, восприятия,

памяти, мышления сказывается на ухудшении в усвоении учебной

программы.

Критерии оценивания различных видов работ. Программа предполагает

безоценочную систему проведения занятий.

Цель программы: предупреждение и устранение неуспеваемости,

обусловленной общим недоразвитием устной и письменной речи

обучающихся, создание базы для успешного усвоения общеобразовательных

программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы.

формирование фонематических процессов;

уточнение и расширение лексического запаса;

формирование грамматического строя речи;

формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых

осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

активизация речевой деятельности обучающихся; развитие

коммуникативных навыков;

активизация внимания, памяти, мышления;

развитие мелкой моторики;

развитие языковой интуиции;

индивидуализация коррекционного обучения.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

(наблюдательности, самоконтроля, познавательной активности,

произвольности общения и поведения);

формирование положительной внутренней мотивации к занятиям, интереса к

русскому языку.

Формирование коммуникативных навыков: слушать и слышать учителя,

понять, принять и выполнить учебную задачу, адекватно реагировать на

контроль со стороны учителя-логопеда.

Направление работы:

Диагностическая работа. Обеспечивает своевременное выявление детей,

нуждающихся в логопедической помощи. Проведение их комплексного

обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в

условиях ОУ.

Коррекционно - развивающая работа. Обеспечивает своевременную помощь

и коррекцию недостатков устной и письменной речи; Способствует

формированию универсальных учебных действий у обучающихся

(личностных, познавательных, коммуникативных).

Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального

сопровождения детей по вопросам оказания коррекционной помощи.

Информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную

деятельность по вопросам, связанных с особенностями коррекционной

работы для детей; со всеми участниками образовательного процесса -

обучающимися, их родителями (законными представителями), учителями

начальных классов, воспитателями.

Основные методы обучения:

Практические методы:

1. упражнения: подражательно – исполнительские (рядоговорение,

голосовые, артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого

материала, имитация действий), которые снимают напряжение, создают

эмоционально – положительный настрой, устные и письменные, которые

закрепляют знания, умения и навыки;

2. игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании

с показом, пояснением, указаниями, вопросами;

3. метод моделирования – создание моделей и их использование в целях

формирования требуемых представлений (схема структуры предложения,

морфемного, слогового и звукового состава слова);

Наглядные методы

Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых

наглядных пособий и технических средств обучения:

1. наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов,

графических схем;

2. пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах

работы, при актуализации и закреплении знаний, умений и навыков

3. моделирование – составление звуковых и графических схем слова;

«зашифровка» слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения

действия и т.д.

Словесные методы

Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на

мышление ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому

общению, обмену впечатлениями.

Формы организации деятельности обучающихся:

- подгрупповая;

- индивидуальная.

Методы оценки эффективности программы:

- диагностика устной и письменной речи, проводимая в начале и в конце года

(результаты диагностики фиксируются в карте ребенка).

- списывание( рукописного, печатного текста);

- диктант;

- Тестовые задания.

Условия реализации:

1. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

2. Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей.

3. Использование современных педагогических технологий, в том числе

информационных, компьютерных для эффективности образовательного

процесса).

4. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм

работы при проведении занятия – благоприятные, естественные условия для

понимания и усвоения детьми изучаемого материала.

5. Необходимым условием является создание на уроке атмосферы доверия,

открытости, доброжелательности.

6. Каждое занятие предусматривает проведение упражнений на развитие

артикуляционной, мелкой и общей моторики.

7. Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и

психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно -

гигиенических норм и правил).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и

безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова

на слоги, переносить части слова при письме;

списывать текст целыми словами;

писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

научиться правильно, произносить звуки;

пользоваться этими звуками в речи;

овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

овладеть навыками построения связного высказывания;

достичь более высокого уровня навыков учебной деятельности: осознание и

достижение цели через самостоятельное решение поставленных задач,

оценка результатов деятельности.

Количество занятий в неделю: занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Длительность подгрупповых занятий с обучающимися – 40 минут.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения,

развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память,

мышление, творческие способности, мелкую моторику руки, зрительно-

моторные координации, направленные на предупреждение нарушений

оптических и кинетических дифференцировок.

Сроки реализации программного материала.

Занятия с обучающимися проводятся с 1 сентября по 25 мая.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов:

степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных

возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка,

состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий,

выполнения домашнего задания и т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Учебно-методический комплекс

Для реализации программы используются следующие методические пособия

и разработки:

для учителя:

1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в

школе. М.:ТЦ Сфера, 2007.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной

работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.:

Просвещение, 1991.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. –М:

Владос, 2004.

4. Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и

организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-

логопедов. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5. Методические пособия для учителя-логопеда по программам: «Коррекция

аграмматическойдисграфии», «Коррекция акустической дисграфии»,

«Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве

нарушения языкового анализа и синтеза», (автор:Мазанова Е.В., 2006 г.)

для обучающихся:

1. Пособия для развития фонематических процессов

Пособия для дифференциации звуков: печатные издания, настольно-

печатныеигры, раздаточный и демонстрационный материал на все звуки,

материал для работы над звуко-слоговой структурой слова и его

звуконаполняемостью.

2. Материал для работы над внеречевыми процессами

1.Игры и игрушки для развития: мелкой моторики; внимания; памяти

ориентировки впространстве.

3. Материал для работы над словарем

1. Предметные и сюжетные картинки, карточки: времена года; обобщающие

понятия;профессии людей; название частей целого предмета.

4. Материал для работы над грамматическим строем

- предметные и сюжетные картинки; серии сюжетов;

- индивидуальные карточки с речевым материалом.

5. Материал для обучения рассказыванию

- детская литература;

- предметные и сюжетные картинки и серии картин.

6. Материал для обучения грамоте

- касса букв;

- демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для

усвоения звуко- слогового анализа;

- демонстрационный материал для усвоения букв;

- пособия, игры для обучения грамоте.

7.Компьютерное обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений

по исправлению недостатков письма и чтения. - М.: Аквариум, СПб.: Дельта,

1995г.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991г.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в

школе» Творческий Центр «Сфера» Москва 2006

Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития,

2001.

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия

развития, 2001.

Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль,

Академия развития, 2003.

Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия

развития, 2003.

Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль,

Академия развития, 2001.

Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия

развития, 2003.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва,

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.



В раздел образования