Автор: Шамеева Альфия Наилевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "ННШ-ДС № 89 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Наши верные друзья – комнатные растения»
Раздел: дошкольное образование
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию детей
Занятие по познавательному развитию в средней группе
Тема: « Наши верные друзья – комнатные растения»
Задачи:
Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру.
Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы,
требующие определенного ухода.
Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять
словарный запас детей.
Рассказать ребятам о лекарственных свойствах комнатных растений.
Упражнять в умении определять недостающее условие для нормального роста и
развития растения.
Закрепить практические умения поливать, рыхлить комнатные растения, содержать
листья растений в чистоте.
Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Речевое
развитие », «Социально – коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование:
Комнатные растения группы;
Картинки с изображением комнатных растений группы ;
Комнатное растение алое;
Карточки-схемы с изображением предметов ( орудий труда)за уходом за
комнатными растениями;
Лейки, фартуки, палочки для рыхления, тряпочки, тазики с водой, кисточки,
салфетки, пульверизатор.
Предварительная работа:
Предварительная работа:
знакомство с комнатными растениями;
труд в уголке природы(полив, рыхление, протирание листьев);
разучивание правил цветовода;
наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
чтение художественной литературы.
Дидактические игры:
«Найди растение по названию»
«Чего не стало?
«Найди такое же растение»
«Что растениям необходимо для роста?»
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Сад зеленый на окошке
Средь зимы у нас растет.
Посмотрите—это крошки,
Вон гигант большой растет.
Как нежны у них цветы.
Стебли—чудной красоты.
-О чем стихотворение? (О комнатных растениях)
- Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют
комнатными?
Дети: Комнатные растения растут и цветут в помещении.
Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения?
Дети:
Растения украшают группу,
растения создают уют,
обогащают его кислородом( чем больше зеленых растений , тем больше
кислорода),
очищают и увлажняют воздух,
положительно влияют на настроение людей,
чтобы наблюдали и ухаживали за ними.
Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает?
Какие комнатные цветы вы знаете?
Дети: Герань, герань, бегония, фиалка, орхидея, кактусы, папоротник.
Воспитатель: Знаете ли вы, что есть растения лекари, их называют домашним
доктором.
Это растение алоэ. ( Показ цветка) Если взять листик алоэ, выдавить из него сок и
закапать в нос - сразу чихать перестанете, если разделить лист алоэ на две
половинки, приложить мякотью к больному пальцу и привязать - боль утихнет.
Понюхав цветы герани (показ цветка), перестанет болеть голова.
2. Дидактическая игра «Найди растение по названию»
На доске висят 5 фотографий с изображением цветов.
1 вариант
Воспитатель называет растение , а ребята должны показать его. ( Фиалка,
папоротник , китайская роза – гибискус, герань, эухарис)
2 вариант
Воспитатель показывает картинку с изображением цветка, а дети называют его.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое
из них здесь лишнее? (Одуванчик) Почему?
Дети : Одуванчик растет на улице, а все остальные растения комнатные , они живут
в помещении.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Появление героя Буратино с фотографией в руке.
Буратино: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: А что ты такой грустный?
Буратино: Я пришел к вам за помощью. Мне друзья на день рожденья подарили
красивый цветок, а с ним что – то случилось. Я ничего не понимаю! ( Показывает
фотографию с завядшим цветком).
Воспитатель: Да, твоему растению очень плохо. А ты за ним ухаживал?
Буратино: Нет. Я просто на него смотрел и любовался!
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино разобраться, что случилось с его
растением.
Расскажем ему, как нужно ухаживать за цветами.
Воспитатель: Буратино, ты садись, а ребята расскажут много интересного.
( Воспитатель усаживает Буратино)
Воспитатель: Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: Их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли,
мыть, обрывать сухие листья.
Воспитатель: Мы даже знаем стихотворение, в котором рассказывается о правилах
ухода за комнатными растениями.
Чтоб растение росло, и питалось, и цвело,
Его надо поливать, пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять и опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода.
И во тьме не может жить –
Лучик света должен быть!
Много правил и забот
Знает мудрый цветовод!
Воспитатель: А кто такой цветовод? ( Тот , кто заботится за цветами.)
Воспитатель : Как узнать, надо поливать растение или нет? (Можно узнать на
ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не
надо. Если земля светлая и сухая надо полить.)
Воспитатель : Как правильно поливать? ( Поливать надо с края горшка, чтобы
носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.)
Воспитатель : Как надо мыть листья с ворсинками? ( Пыль на таких листочках
надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.)
Воспитатель : Для чего нужно рыхлить землю? (Земля в горшочках должна быть
рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю
деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном
состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать к палочкам.
Воспитатель : Как надо рыхлить? (Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню
рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно
рыхлить поглубже.)
Воспитатель : Какой нужно поливать водой? ( Водой , которая отстоялась,
комнатной температуры).
Воспитатель : Что нужно для хорошего роста растениям? (Свет, тепло, вода,
земля и воздух)
Воспитатель: Живые ли комнатные растения?
Дети: Да, живые, так как они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями,
пьют, растут. Поэтому за ними надо ухаживать.
Воспитатель: Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения
тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный
человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей
растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже
ласковые слова.
6. Дидактическая игра « Покажи и назови части растения»
Воспитатель: Из каких частей состоит растение?
Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок. Затем
каждый ребенок самостоятельно показывает части растения.
Физминутка «На окне растут цветы»
На окне растут цветы Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.(Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.(Наклоны)
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
Практическая работа
Дидактическая игра «Что нам нужно для работы»
Задание. Выбрать только те картинки , на которых изображены орудия труда ,
которые необходимы для ухаживания за комнатными растениями.
Воспитатель : Итак, что нужно цветоводам для работы?
Дети: Лейка, палочка для рыхления вода, тряпочка для протирания листьев,
пульверизатор, фартук, кисточки, тазики вода для полива.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас вы будете самостоятельно ухаживать за цветами.
( Дети подходят к столам, где все готово к труду)
Воспитатель: Я предлагаю показать, как мы умеем заботиться о комнатных цветах
Буратино.
(Каждый из детей выбирает цветок, за которым он будет ухаживать. Дети
выполняют работу и комментируют свои действия)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?
Дети:
· дело мастера боится;
· кончил дело- гуляй смело;
· без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными
растениями. Какие они стали?
Дети: чистые, ухоженные, красивые, блестящие.
Воспитатель: Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети: рыхлили землю, поливали, обтирали листья, опрыскивали.
Воспитатель: Буратино, ты понял , как нужно правильно ухаживать за своим
растением, чтобы оно постоянно радовало тебя?
Буратино: Конечно, понял. Спасибо вам , ребята, что научили меня.
Воспитатель: До свидания!