Автор: Яценко Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО г. Нижневартовска
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Достижение единства исполнения на примере ансамбля аккордеонистов
Раздел: дополнительное образование
ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ИСПОЛНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
РАБОТЫ С АНСАМБЛЕМ АККОРДЕОНИСТОВ.
Ансамблевое музицирование дает возможность каждому ученику проявить
свои способности в коллективном музыкальном творчестве в соответствии со
своими данными и уровнем подготовки. В своем классе я формирую
ансамбль из учеников своего класса, одного возраста, но с различным
уровнем подготовки. В настоящее время ансамбль состоит из учащихся с 3
по 4 классов и второй ансамбль из учащихся 5 классов. Поэтому подбираю
репертуар , с учетом особенностей уровня подготовки каждого участника,
его технического потенциала и исполнительской манеры, при этом стараясь
сохранить художественный замысел автора. Нехватка соответствующей
литературы для ансамблей аккордеонистов ДШИ и ДМШ тормозит процесс
обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Зачастую
приходится самостоятельно делать переложения, аранжировки
понравившихся пьес. По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится
ученикам. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения
участников. На этапе работы над произведением учащиеся должны уяснить
основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это
начало и окончание произведения, или его части. Немаловажный момент –
взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох
говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный взмах – сигнал о
медленном темпе. Поэтому важно, чтобы участники ансамбля не только
слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.
Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из
главных мест занимает метроритм. Ощущение метроритма помогает
участникам ансамбля создавать впечатление, будто играет один инструмент.
Ощущение сильных и слабых долей такта, ритмической определенности
является фундаментом на котором основывается искусство игры в ансамбле.
Единство звучания является главным условием. При нарушении метроритма
разрушается ансамбль. Одной из основных сторон единства исполнения
является синхронность звучания. Под синхронностью звучания понимается
совпадение всех звуков и пауз метроритмического текста музыкального
произведения у всех исполнителей ансамбля. Синхронность требует умения
играть вместе, вместе вступать, выдержать паузу, четко исполнить затакт,
синкопу, одновременно начинать и заканчивать фразу. Один из исполнителей
ансамбля должен показывать вступления, замедления и снятия.
В ансамбле аккордеонистов любому участнику может быть поручена та или
иная функция. Поэтому каждый должен безукоризненно владеть
следующими компонентами ансамблевого исполнения: 1) уметь выступить
солистом, не теряя связи с сопровождением, чутко воспринимая его
гармонические, ритмические и динамические особенности. Уметь
воодушевить партнеров. 2) Владеть навыками плавного перехода от соло к
аккомпанементу и наоборот. Существенные проблема в таких ситуациях
обычно возникают из-за чрезмерно поспешного, суетливого завершения
мелодического фрагмента или сбоя ритмической пульсации в
сопровождении. 3) Владеть навыками передачи мелодии другому
инструменту, мысленно интонируя ее от начала до конца и сохраняя
единство характера. 4) Уметь исполнять аккомпанемент в полном
соответствии с характером мелодии. Обычно сопровождение разделяется на
подголосочное, педальное и аккордовое. Подголосок произрастает из
ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль служит фоном для
выразительного и рельефного звучания мелодии. Аккордовое сопровождение
вместе с басом выступает в качестве гармонического и ритмического
фундамента. Единое звучание в ансамбле, несомненно, зависит от
штриховых, громкостно-динамических и тембровых соотношений. Для более
красочного звучания ансамбля аккордеонистов я использую расширение
состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть
ударные, контрабас и гитара. Подобные расширения способны
“раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для
концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую
простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений,
чтобы участники ансамбля слышали все нюансы нотного текста.
В достижении единства исполнения в ансамбле помогают видеозаписи на
репетициях, просматривая которые ученики видят собственные недостатки и
в последующем стараются их исправить. И пусть исполнение еще далеко от
совершенства (впереди еще много работы), ценно другое: ученики чувствуют
удовлетворение от совместной работы, от взаимной поддержки, чувствуют
радость игры в ансамбле.
Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у
слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности,
чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным
выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в
ДШИ заниматься ансамблевым музицированием.
Список литературы:
1.
Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.
М. 1980.
2.
Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.
3.
Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками
музыкальной школы и училища. – М.: Музыка, 1957.
4.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.
5.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.
6.
Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой
музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
7.
Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей.
М. 1962.
8.
Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону:
“Феникс”, 2002.
9.
Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.1985.
10.Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. :
“Композитор”, 2008.
11. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.