Напоминание

Достижение единства исполнения на примере ансамбля аккордеонистов


Автор: Яценко Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО г. Нижневартовска
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Достижение единства исполнения на примере ансамбля аккордеонистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ИСПОЛНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

РАБОТЫ С АНСАМБЛЕМ АККОРДЕОНИСТОВ.

Ансамблевое музицирование дает возможность каждому ученику проявить

свои способности в коллективном музыкальном творчестве в соответствии со

своими данными и уровнем подготовки. В своем классе я формирую

ансамбль из учеников своего класса, одного возраста, но с различным

уровнем подготовки. В настоящее время ансамбль состоит из учащихся с 3

по 4 классов и второй ансамбль из учащихся 5 классов. Поэтому подбираю

репертуар , с учетом особенностей уровня подготовки каждого участника,

его технического потенциала и исполнительской манеры, при этом стараясь

сохранить художественный замысел автора. Нехватка соответствующей

литературы для ансамблей аккордеонистов ДШИ и ДМШ тормозит процесс

обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Зачастую

приходится самостоятельно делать переложения, аранжировки

понравившихся пьес. По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится

ученикам. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения

участников. На этапе работы над произведением учащиеся должны уяснить

основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это

начало и окончание произведения, или его части. Немаловажный момент –

взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох

говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный взмах – сигнал о

медленном темпе. Поэтому важно, чтобы участники ансамбля не только

слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из

главных мест занимает метроритм. Ощущение метроритма помогает

участникам ансамбля создавать впечатление, будто играет один инструмент.

Ощущение сильных и слабых долей такта, ритмической определенности

является фундаментом на котором основывается искусство игры в ансамбле.

Единство звучания является главным условием. При нарушении метроритма

разрушается ансамбль. Одной из основных сторон единства исполнения

является синхронность звучания. Под синхронностью звучания понимается

совпадение всех звуков и пауз метроритмического текста музыкального

произведения у всех исполнителей ансамбля. Синхронность требует умения

играть вместе, вместе вступать, выдержать паузу, четко исполнить затакт,

синкопу, одновременно начинать и заканчивать фразу. Один из исполнителей

ансамбля должен показывать вступления, замедления и снятия.

В ансамбле аккордеонистов любому участнику может быть поручена та или

иная функция. Поэтому каждый должен безукоризненно владеть

следующими компонентами ансамблевого исполнения: 1) уметь выступить

солистом, не теряя связи с сопровождением, чутко воспринимая его

гармонические, ритмические и динамические особенности. Уметь

воодушевить партнеров. 2) Владеть навыками плавного перехода от соло к

аккомпанементу и наоборот. Существенные проблема в таких ситуациях

обычно возникают из-за чрезмерно поспешного, суетливого завершения

мелодического фрагмента или сбоя ритмической пульсации в

сопровождении. 3) Владеть навыками передачи мелодии другому

инструменту, мысленно интонируя ее от начала до конца и сохраняя

единство характера. 4) Уметь исполнять аккомпанемент в полном

соответствии с характером мелодии. Обычно сопровождение разделяется на

подголосочное, педальное и аккордовое. Подголосок произрастает из

ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль служит фоном для

выразительного и рельефного звучания мелодии. Аккордовое сопровождение

вместе с басом выступает в качестве гармонического и ритмического

фундамента. Единое звучание в ансамбле, несомненно, зависит от

штриховых, громкостно-динамических и тембровых соотношений. Для более

красочного звучания ансамбля аккордеонистов я использую расширение

состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть

ударные, контрабас и гитара. Подобные расширения способны

“раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для

концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую

простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений,

чтобы участники ансамбля слышали все нюансы нотного текста.

В достижении единства исполнения в ансамбле помогают видеозаписи на

репетициях, просматривая которые ученики видят собственные недостатки и

в последующем стараются их исправить. И пусть исполнение еще далеко от

совершенства (впереди еще много работы), ценно другое: ученики чувствуют

удовлетворение от совместной работы, от взаимной поддержки, чувствуют

радость игры в ансамбле.

Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у

слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности,

чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным

выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в

ДШИ заниматься ансамблевым музицированием.

Список литературы:

1.

Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.

М. 1980.

2.

Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.

3.

Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками

музыкальной школы и училища. – М.: Музыка, 1957.

4.

Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.

5.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.

6.

Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой

музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.

7.

Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей.

М. 1962.

8.

Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону:

“Феникс”, 2002.

9.

Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.1985.

10.Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. :

“Композитор”, 2008.

11. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.



В раздел образования