Коррекционная работа в условиях перехода на "ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"
Автор: Боевая Анастасия Михайловна Должность: заведующая коррекционно-развивающим центром Учебное заведение: КГБОУ "Озерская общеобразовательная школа-интернат" Населённый пункт: Алтайский край, Тальменский район, село Озерки, улица Майская, 100 Наименование материала: статья Тема: Коррекционная работа в условиях перехода на "ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
Коррекционная работа в условиях перехода на «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
В
2013
году
была
разработана
концепция
федерального
государственного
образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
19.12.2014г
Был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно статье 2 пункт 16 ФЗ-273 от 29.12.2012г «Об образовании в РФ» обучающийся с
ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
(далее
–
ПМПК)
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно
пункту
28
этой
же
статьи
говорится,
что
адаптированная
образовательная
программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на
образование
обучающихся
с
ОВЗ
устанавливаются
федеральные
государственные
образовательные стандарты (далее – ФГОС) образования указанных лиц или в федеральные
государственные образовательные стандарты включаются специальные требования.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ФГОС
ОВЗ)
–
нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при
реализации
адаптированной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования, имеющих государственную аккредитацию.
В настоящее время в школе реализуется комплекс мероприятий по внедрению в практику
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ) с 1 сентября 2016г.
Прежде всего, в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех
категорий
детей
с
ОВЗ,
включая
инклюзивное
образование.
Тем
самым
обеспечивается
единство образовательного пространства.
В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области,
их
содержание
выстроено
в
принципиально
новой
логике:
каждая
область
образования
включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции».
•
«Академический»
компонент»
-
накопление
потенциальных
возможностей
для
их
реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам
выбрать
из
накопленного
нужные
ему
знания,
умения
и
навыки
для
личного,
профессионального и социального развития.
• «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества
образования обучающихся с ОВЗ.
• Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками,
уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция
обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
• Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с
обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции.
Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания
и
результатов
обучения,
чем
и
обеспечиваются
возможности
для
выбора
и
реализации
оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.
Это, в свою очередь, воплощается в определении в Стандарте трех-четырех вариантов
образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента
жизненной
компетентности
от
первого
варианта
к
четвертому
при
–
соответственно
-
уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости –
пролонгирование календарных сроков обучения.
При этом:
1
- для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их
содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и
обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания
условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация
второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на
основе Стандарта адаптированных образовательных Программ, которые при необходимости
индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том
числе
индивидуальных,
с
учетом
образовательных
потребностей
групп
или
отдельных
обучающихся.
Соответственно,
в
разработанном
Стандарте
дифференцированно
формулируются требования к
кадровому,
финансово-экономическому,
материально-
техническому
и
учебно-методическому
обеспечению
образовательных
программ,
а
также
рекомендации
к
осуществлению
государственного
контроля
качества
образования
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
Согласно разработанному Стандарту и его Концепции отнесение ребенка к тому или
иному
варианту
осваиваемой
образовательной
программы
категорически
не
является
зафиксированной
раз
и
навсегда
константой:
напротив,
предусматривается
возможность
перехода с одного варианта на другой – с учетом мнения родителей, педагогов и позиции
психолого-медико-педагогической комиссии.
Согласно Приложению к приказу Министерства образования и науки РФ, утвержденному
19.12.2014 года № 1598 АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС
НОО
обучающихся
с
ОВЗ
с
учетом
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:
1)структуре АООП НОО
2)условиям реализации АООП НОО
3)результатам освоения АООП НОО
Стандарт
обучающихся
с
ОВЗ
учитывает
их
возрастные,
типологические
и
индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
В
основу
Стандарта
обучающихся
с
ОВЗ
положены
деятельностный
и
дифференцированный подходы.
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными
группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных
потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной
программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения
образования.
Стандарт
предусматривает
возможность
гибкой
смены
образовательного
маршрута,
программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения
ПМПК и мнения родителей (законных представителей).
Стандарт
для
слабослышащих
и
позднооглохших
включает
в
себя
3
варианта:
А
–
инклюзивное
образование,
В
–
распределяется
на
1
отделение
и
2
отделение,
С
–
для
слабослышащих,
имеющих
умственную
отсталость.
Наш
вариант
по
которому
мы
будет
обучаться В – II отделение.
АОО НОО включает в себя следующие разделы.
1. Целевой раздел
•
Пояснительная записка
•
Планируемые
результаты
освоения
слабослышащими
и
позднооглохшими
обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования
•
Система
оценки
достижения
слабослышащими
и
позднооглохшими
обучающимися
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования
2. Содержательный раздел
•
Программа формирования универсальных учебных действий
2
•
Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
•
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
•
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни
•
Программа коррекционной работы
•
Программа внеурочной деятельности
3. Организационный раздел
•
Учебный план
•
Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы начального общего образования
АООП НОО дополняется программой коррекционной работы.
Основные направления коррекционной работы:
• коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
• развитие
познавательной
деятельности
и
целенаправленное
формирование
высших
психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• коррекция нарушений устной и письменной речи.
• Программа
КР
может
предусматривать вариативные
формы
специального
сопровождения детей. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы,
степень участия специалистов сопровождения.
• Коррекционную помощь оказывают: учитель-дефектолог, специальный психолог или
педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог,
медицинский работник.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для
развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой
категории
в
освоении
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
обусловленные
особенностями
их
физического
и
(или)
психического развития;
—
осуществлять
индивидуально
ориентированную
психолого-медико-педагогическую
помощь
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
с
учетом
особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального общего образования на доступном им
уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы содержит следующие направления:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
-
раннюю
(с
первых
дней
пребывания
ребёнка
в
образовательном
учреждении)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
-
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
-
изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
3
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
-
организацию
и
проведение
специалистами
индивидуальных
и
групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий
и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его
поведения;
-
социальную
защиту
ребёнка
в
случаях
неблагоприятных
условий
жизни
при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
-
выработку совместных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы
с
обучающимся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
единых
для
всех
участников образовательного процесса;
-
консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально-
ориентированных
методов
и
приёмов
работы
с
обучающимися
с
ограниченными
возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с
особенностями
образовательного
процесса
и
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья;
-
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Помимо программы коррекционной работы
в учебном плане предусмотрены часы
внеурочной деятельности, в которую входит коррекционно развивающая область:
Формирование
речевого
слуха
и
произносительной
стороны
устной
речи
(индивидуальные занятие) по 3 часа на каждого ученика, эти занятия могут
проводиться и в урочное время.
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) 1 час.
Музыкально-ритмические занятия по 2 часа.
Фронтальные занятия и музыкально-ритмические занятия выносятся за расписание.
Систему коррекционной работы по ФГОС можно представить в виде схемы:
4